Спешите делать добро!
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Спешите делать добро

Цель: формирование представления воспитанников о доброте, как достоинстве человека.

Задачи:

  • формировать в сознании детей понятие «доброта»;
  • раскрыть нравственное содержание добра;
  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
  • развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям.

План:

Организационный момент

Введение

  1. Основная часть

1.1 Беседа-рассуждение о добре, доброте

1.2 Упражнение «Солнышко»

1.3 Работа с пословицами

1.4 Эвристическая беседа

1.5. Анкетирование

1.6 Групповая работа

1.6.1Упражнение «Дерево доброты»

1.6.2 Упражнение «Начни с малого»

1.6.3 Упражнение «Магическая свеча»

1.7 Релаксация «Волшебный цветок добра»

2. Подведение итогов

3. Рефлексия

Заключение

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день и добрый час!
Сегодня я рада приветствовать вас!
Вы друг к другу повернитесь,
С
добротою улыбнитесь.

Поприветствуйте гостей –

Всем известных нам людей.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать
И не станем мы считать.
Мы сегодня, здесь, сейчас
Будем с Вами рас-суж-дать.

        - А рассуждать мы будем вот о чем:

Это слово «волшебное» звучит уже несколько раз,

О чем мы говорим здесь и сейчас?

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь,

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это?-

Это ведь сердец … Доброта

Введение

- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте, она так и называется: «Спешите делать добро». Сегодня на нашем занятии ярко засияет солнышко. А еще мы с вами посадим Дерево Доброты и взрастим в своем сердце Цветок Добра.

1. Основная часть

1.1 Беседа о добре, доброте

- Итак, добро, доброта. Какие прекрасные слова! Много тысячелетий люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Очень часто мы сталкиваемся с тем, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? Что значит делать добро?

- Доброта и милосердие помогают нам легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- В словаре автор отметил качества, определяющие доброту: добро-сердечный, добро-душный, добро-желательный, добро-порядочный, добро-нравный, добро-совестный.

1.2 Упражнение «Солнышко»

- Ребята, с чем ассоциируется у вас круг? На что он похож? (ответы детей)

- Перед нами солнце, но нет лучей. Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце. А добрые люди - лучи этого солнца». Они согревают людей. Так пусть солнышко сегодня будет символом добра, тепла и дружбы.

- Ребята, у слова «доброта» (это наше солнышко) есть много родственных слов (лучики). Я буду их назвать, а вы их объяснять и крепить лучик к солнцу. Итак,

  • добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
  • добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
  • доброжелательный - желающий добра
  • добропорядочный - приличный, достойный одобрения
  • добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
  • добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

- А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

- Какого человека можно назвать добрым? (Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Добрым можно назвать того, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других).

        - О добрых людях и добрых делах есть много пословиц.

1.3 Работа с пословицами (работа в парах)

- Ребята, в конвертах находятся пословицы. Но вот беда - слова в пословицах перепутались. Ваша задача собрать пословицы из словосочетаний и объяснить смысл.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе слово и кошке приятно.

1.4 Эвристическая беседа

- Ребята мы совершаем добрые поступки, но бывает и недобрые (кого-то обижаем, бываем равнодушными), а потом сожалеем.

- Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему?

- За души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла. Послушайте об этом одну старую притчу.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

- Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Каково ваше мнение? (ответы детей)

1.5 Анкетирование

- Вчера мы с вами заполняли анкету «Добрый ли вы человек?» (Приложение 1)

- Давайте подведем итоги.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

1.6 Групповая работа

1.6.1 Упражнение «Дерево доброты»

- Ребята, а какие добрые дела и поступки совершили вы? Напишите о них на листочках и прикрепите их к дереву.

1.6.2 Упражнение «Начни с малого»

- Что бы вы еще хотели совершить доброго?

- Как вы думаете, в каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?

- Зависит ли доброта от благосостояния человека?

- Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?

- В каждом ли человеке можно найти что-то доброе?

- Что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?

- Как воспитать в себе доброе отношение к людям?

Вывод: Начните с малого:

  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку
  • Уступи место в автобусе пожилым людям
  • Защищайте девочек, маленьких детей
  • Не допускайте грубости
  • Улыбнуться прохожему
  • Помочь молодой маме вынести коляску
  • Помочь донести тяжелую сумку бабушке
  • Сделать кормушку для птиц.
  • Покормить бездомных кошек или собак

- Ребята, а почему же мы должны спешить делать добро? (Высказывания детей)

- Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Вчера – ушло от нас,

А завтра – не настало.

Есть лишь идущий час,

И этого немало!

- Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

1.6.3 Упражнение «Магическая свеча»

- В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так: «Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...»

1.7 Релаксация «Волшебный цветок добра»

- Я прошу вас встать в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

- Представьте, что вы держите цветок добра. Этот цветок Добра у вас на ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходят удивительный аромат и приятная музыка. Вы кончиками пальцев чувствуете его тепло и добро. Они становятся все сильнее и сильнее. Они проникают в вас и растекается теплой волной. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце!  Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя с этого занятия.

- А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в глаза, скажите: «Я желаю тебе добра!».

2. Подведение итогов

- Сегодня мы говорили о человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. На что же он похож? (Ответы детей)

- Добрый человек и поступки совершает добрые. Мало хотеть быть добрыми, нужно учиться делать добро! Что мы для этого делаем? (Ответы детей)

3. Рефлексия

- Вам интересно было работать на занятии?

- Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

- Какие чувства возникают, когда к вам относятся с добротой?

- Какие выводы вы сделали для себя?

- Какое настроение у вас в конце занятия?

Заключение

- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете. Теплые чувства и хорошее настроение останутся с вами. Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.

- Будьте счастливы от того, что вы несёте добро и радость людям! Благодарю вас за работу!

Приложение 1

АНКЕТА

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. Суммируйте эти очки.

Результаты:

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"

Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида...

Родительское собрание "Спешите делать добрые дела"

Цель: воспитывать чувства доброты, вежливости, внимания, дружбы;  вызывать желание совершать добрые поступки.  1. Анкетирование учащихся.2. Вступительное слово классного руководителя.3. Выск...

Классный час " Спешите делать добрые дела!"

"Классный час  по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...

Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»

Цель проекта:  Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.Задачи:Воспитание  соци­ально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющих­ся ...