ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству рассчитана на 1 год, ее направленность носит художественно-эстетический характер. Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры подростков. Форма организации – кружковая, форма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 61.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Вязьмы Смоленской области
ПРИНЯТА на педагогическом совете МБУ ДО ДДТ Протокол № 4 от «31» августа 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБУ ДО ДДТ _________ Чинарёва Л.П. Приказ № 80/01-09 от «31» августа 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебные ручки»
Возраст учащихся 7-10 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Спиридоненкова Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования.
г. Вязьма
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник, чтобы ребенок мог выразить свои фантазии.
Становление художественного образа у школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по данной программе направлены на реализацию базисных задач
художественно-творческого развития детей. Рисование как традиционными, так и необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Направленность (профиль) программы: художественная.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств младшим школьникам, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Отличительные особенности образовательной программы
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Используются природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 7-10 лет.
Объем программы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 144. Программа построена в объеме 4-х академических часов в неделю.
Продолжительность занятия для данной возрастной группы (7 – 10 лет) составляет 40 минут.
Рекомендуемый минимальный состав группы: 6 человек.
Срок реализации программы: 1 год.
Виды занятий:
лекции, беседы, познавательные игры, игры-задания, занятия с натуры, комбинированные занятия, практические занятия, викторины.
Форма обучения: очная.
Цель программы. Развитие художественно-творческих способностей детей 7 – 10 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования, декоративного творчества, лепки и аппликации.
Основные задачи программы
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
- создавать условия для развития художественного вкуса, пространственного воображения, творчества и фантазии, наблюдательности; желания экспериментировать.
Обучающие:
- обучать приемам традиционной и нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой) и жанров;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила по ТБ | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Художественный материал | 8 | 4 | 4 | Беседа |
3 | Пейзаж. | 24 | 12 | 12 | Выставка Наблюдение |
4 | Натюрморт. | 16 | 8 | 8 | Выставка Наблюдение |
5 | Анималистический жанр | 16 | 8 | 8 | Творческая работа Наблюдение |
6 | Декоративно-прикладное искусство | 14 | 7 | 7 | Беседа Наблюдение |
7 | Лепка | 20 | 8 | 12 | Творческая работа Наблюдение |
8 | Аппликация. | 16 | 8 | 8 | Творческая работа Наблюдение |
9 | Нетрадиционные техники рисования | 24 | 8 | 16 | Выставка Наблюдение |
10 | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Творческое задание Тестирование |
ИТОГО | 144 | 66 | 78 |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие «Давайте познакомимся». Правила по ТБ (2 часа)
2. Художественный материал(8 часа).
Беседа о разнообразии художественного материала: живописный и графический, бросовый и природный материалы. Знакомить с особенностью работы акварелью, гуашью, пастелью.
Практика: рисунки выполненные акварелью, гуашью, пастельными мелками.
3. Пейзаж. (24 часов)
Знакомить детей с жанром изобразительного искусства –пейзаж. Учить выбирать средства художественной выразительности для изображения того или иного времени года. Продолжать осваивать материалы (бумага) и инструменты(простой карандаш, ластик, кисти, краски, природный и бросовый).Знакомить детей с передним и задним планом картины. Учить соблюдать пропорции. Развивать творческие способности, чувство композиции, моторику пальцев рук.
Практика: рисунки на темы: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весенняя капель», «Лето».
4. Натюрморт. (16 часов)
Познакомить детей с жанром – натюрморт. Учить выполнять построение композиции натюрморта в натуре и в рисунке, соблюдать пропорции. Совершенствовать умение правильно набирать и наносить краску на рисунок .Расширять кругозор детей через обращение к произведениям художников.
Практика :рисунок натюрмортов разным художественным материалом (акварель, гуашь, пастель) на темы: «Фрукты и овощи», «Цветы», «Предметы»
5. Анималистический жанр (16 часов)
Знакомить детей с анималистическим жанром. Закреплять знания о домашних животных и птицах. Познакомить с техникой рисования: тычок жёсткой полусухой кистью. Учить соблюдать пропорции, передавать характер животного в рисунке. Развивать чувство композиции и цветовое восприятие. Воспитывать любовь к животным.
Практика: рисунки на темы «Животные леса», «Мой домашний питомец», «Птицы».
6. Декоративно-прикладное искусство (14 часов)
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Дать представление о росписи, ее разнообразии. Учить элементам дымковской и филимоновской росписи. Развивать чувство композиции и цветовое восприятие. Продолжать развивать творческие способности, моторику пальцев рук.
Практика: роспись: «Дымковская барыня», «Филимоновская лошадка»
7. Лепка(20 часов)
Знакомить детей с лепкой. Закреплять навык работы пластилином, использовать в работе разные приемы и способы. Развивать умение правильно передавать пропорции, движение животного. Учить лепить животных по типу народных игрушек (дымковская, филимоновская). Познакомить с приемами в работе с пластилином (раскатывание, сплющивание, вытягивание, налепливание, прижимание, намазывание, размазывание). Знакомить с разнообразием техник работы с пластилином: жгутики, граттаж, рисование, мозайка, мелифиори. Воспитывать аккуратность и старательность в работе, умение доводить начатое до конца.
Практика: лепка дымковской игрушки, филимоновской лошадки.
8. Аппликация(16 часов)
Закреплять навык работы ножницами. Знакомить с техникой вырезания круга, треугольника, квадрата. Закреплять навык компоновки предметов на листе. Развивать глазомер, точность движения. Воспитывать интерес к творчеству.
Практика: поделки из бумаги различной фактуры, поздравительные открытки.
9. Нетрадиционные техники рисования (24 часа)
Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, различным приемам: тычок жёсткой полусухой кистью, рисунок по-мокрому, монотипия, оттиск пробкой, смятой бумагой, обрывание, скатывание бумаги, восковые мелки + акварель, кракле, граттаж, диатипия, набрызг, отпечатки листьев, пуантилизм, кляксография. Развитие воображения, фантазии, умения проявлять самостоятельность в работе.
Практика: работы, выполненные в нетрадиционной технике: «Лес», «Зимние узоры», «Салют».
10. Итоговое занятие (4 часа)
Творческое задание.
Планируемые результаты:
Воспитательные:
- проявлять художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность при создании художественного образа;
- проявлять творческую активность, для реализации поставленной задачи.
Развивающие:
- выполнять поставленную задачу до конца;
- соблюдать культуру деятельности, уметь выполнять работу в коллективе;
- проявлять самостоятельность в выполнении поставленной задачи.
Обучающие:
- умение использовать традиционные и нетрадиционные техники рисования;
- уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, графика, народное декоративное искусство);
- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;
- использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Рабочее место художника. | 4 | Беседа. Практическое занятие. | Методика «Несуществующее животное» | |
2 | Пейзаж. Жанр -пейзаж. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
3 | Художественный материал. Гуашь и акварель. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
4 | Нетрадиционная техника. Монотипия. Отпечаток листьями. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
5 | Натюрморт. Жанр -натюрморт.Компоновка предметов на листе. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
6 | Аппликация. Разнообразие бумажного материала. Объемная аппликация. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
7 | Пейзаж. Три основных цвета. Смешение красок. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
8 | ДПИ. Элементы дымковской росписи. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
9 | Натюрморт. Работа с натуры. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
10 | Лепка. Дымковская игрушка. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
11 | ДПИ. Роспись дымковской игрушки. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
12 | Анималистический жанр. Художники-анималисты. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
13 | Нетрадиционная техника. Техника жесткой кисти (тычок). | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
14 | Анималистический жанр. Силуэтное рисование. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
15 | Пейзаж. Холодные цвета. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
16 | Натюрморт. Искусство составления натюрморта | 4 | Беседа. Практическое задание | Промежуточная итоговая работа | |
17 | Лепка. Понятие – рельеф. Техника жгутики. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
18 | Нетрадиционная техника. Кляксография. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
19 | Аппликация. Вырезание круга. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
20 | Анималистический жанр. Передача пропорций. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
21 | Аппликация. Открытка. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
22 | Нетрадиционная техника. Кракле. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
23 | Натюрморт. Букет | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
24 | Лепка. Особенности филимоновской игрушки. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
25 | ДПИ. Элементы филимоновской росписи. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
26 | Пейзаж. Передний и задний планы. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
27 | Анималистический жанр. Птицы. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
28 | Лепка. Техника граттаж. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
29 | Нетрадиционная техника. Использованием нескольких материалов. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
30 | Аппликация. Техника обрывания. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
31 | Нетрадиционная техника. Пуантилизм. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
32 | Пейзаж. Теплые цвета.Композиционное построение на листе. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
33 | Нетрадиционная техника. Набрызг, по-мокрому. | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
34 | Лепка. Пластилинография | 4 | Беседа. Практическое задание | ||
35 | Пейзаж. | 4 | Практическое задание | Итоговая работа | |
36 | Итоговое занятие. Игровая викторина. | 4 | Практическое задание |
Условия реализации программы
Использование современных образовательных технологий
при реализации программы
Инновационные технологии
Целью моей инновационной деятельности является развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционных изобразительных техник. Образовательная деятельность по рисованию может включать в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования, где дети используют различные способы и материалы для рисования, а также сочетают их между собой. В своей работе использую такие техники работы как – граттаж, диатипия, монотипия, кляксография, пуантилизм, дудлинг, тычок полусухой жесткой кистью, кракле, коллаж. Дети увлеченно работают с разнообразным художественным материалом (гуашь, акварель, пастель, тушь, пластилин), создавая интересные творческие работы.
В изобразительной деятельности дети могут исследовать, сравнивать, пробовать и т.д. Вся образовательная деятельность направлена на развитие у детей творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Знакомясь с материалами и различными техниками, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Во время образовательной деятельности использую игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое значение здесь приобретает самостоятельность творческого мышления, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Работа в нетрадиционной технике позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.
Технология художественно-эстетического развития
Целью технологии художественно-эстетического развития на занятиях изобразительным творчеством является воспитание в каждом ребёнке самостоятельной, всесторонне развитой творческой личности.
Исходя из цели, на своих занятиях изобразительным творчеством решаю следующие задачи:
-развитие художественного восприятия;
-формирование эстетических чувств и эмоций;
-развитие воображения, мышления, памяти ребёнка;
-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:
- образного мышления;
- эстетического восприятия;
- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-
творческая деятельность,
- эмоционального отношения к предметам эстетического
характера;
- мелкой моторики рук.
Технология дифференцированного обучения
Технология дифференцированного обучения, понимается как ориентация на особенности обучающихся, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка учебной нагрузки.
Занятия в студии проходят как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, в связи с этим необходимость учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения очевидна, ведь обучающиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Следовательно, в организации такого обучения – это раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого обучающегося в развитии. Основными способами изучения индивидуальных особенностей детей являются планомерные систематические наблюдения за учащимся, индивидуальные и групповые беседы на намеченную тему.
Режим работы по данной технологии позволяет мне работать со всеми детьми творческого объединения, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя более слабому ребенку видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Знание индивидуальных особенностей детей позволяют мне поделить их на микро группы по наличию у обучающихся каких–либо значимых для творческого процесса определенных качеств: наблюдательности, воображения, творческого потенциала, владение средствами художественной выразительности. В процессе обучения опираясь на индивидуальные возможности ребенка, способствую раскрытию его творческого потенциала.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
традиционные техники:
- живопись;
- рисунок;
- лепка;
- аппликация;
- роспись;
нетрадиционные техники:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- оттиск пробкой, смятой бумагой, печатками из картофеля,
- обрывание бумаги, скатывание бумаги,
- восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,
- набрызг, отпечатки листьев,
- монотипия;
- пуантилизм;
- кракле;
- кляксография.
Материально-техническое обеспечение работы:
- кабинет для проведения теоретических и практических занятий с детьми;
- оборудование: доска для показа; стенд информационный; художественный материал (акварель, гуашь, кисти, бумага, карандаши, восковые мелки, ластик, пластилин, цв.бумага, картон);предметы для создания натюрмортов;
- информационные ресурсы: наглядный материал: рисунки, поделки, фото, иллюстрации, репродукции картин; методические пособия, дидактические игры, художественные произведения.
Формы аттестации:
-предваряющая аттестация в форме рисуночных тестов, наблюдения, беседы;
- промежуточная аттестация в форме участия в выставках, конкурсах; творческого задания;
- итоговая диагностика проводится в форме творческого задания, итоговой работы; участие в выставках, конкурсах.
Оценочные материалы:методики «Солнце в комнате», «Несуществующее животное», «Графический рисунок», опросникидля воспитанников, викторины, итоговые рисунки и поделки детей.
Методические материалы:
Лекции на темы: «Основы цветоведения», «Особенности работы пастелью», «Основы перспективы», «Дымковская игрушка», «Филимоновская лошадка».
Дидактический материал: «Деревья», «Времена года», «Цветовой круг», «Рисуем животных», «Птицы», «Линейная перспектива», «Народные промыслы».
Методический материал: методическая разработка «Решение задач ТРИЗ-технологий путем использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».
Игровые занятия: «Давайте познакомимся», «Экзамен художника Тюбика»
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы.
При реализации образовательной программы студии ИЗО «Волшебный мир» (дистанционное обучение), учащимся дается задание для выполнения в домашних условиях. Фото выполненных работ учащиеся присылают педагогу.
Также занятия могут проходить в режиме онлайн с использованием электронных платформ.
Для знакомства детей с шедеврами живописи, графики и скульптуры предлагается «Путешествие по Эрмитажу», для этого нужно перейти по ссылке:
☑пятичасовое путешествие по Эрмитажу, снятое на iPhone 11 Pro одним дублем в 4К
Возможность реализации программы
с детьми,проживающими в сельской местности и
на отдаленных территориях
Данная программа предусматривает обучение детей на удалении от учреждения «Дом детского творчества» при согласовании с социальными партнерами (сельские и городские школы). Возможен выход педагога до места проведения образовательного процесса; для его реализации имеется необходимая материально-техническая база: художественный материал (бумага, краски, кисти и т.д.), иллюстративно- наглядный материал (флеш-носитель).
Список литературы
Литература для педагогов:
1. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа. Сост Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 199г.
2. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
3. Народное искусство в воспитании детей. Т. С. Комарова, М., 1977 г.
4. Знакомство с натюрмортом. – Н.А. Курочкина, 1998 г.
5. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г
6. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. Н.А. Курочкина. – 2003 г.
7. Учимся рисовать диких животных. – П. Порте., перевод Э.А. Болдиной. – 2005 г.
8. Учитесь рисовать. – Вильчинский В. М. – 1983 г.
9. Изобразительное искусство. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. М., 1995
10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 7 лет с народным искусством.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.
Литература для родителей:
1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999
2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999
4. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...