Доклад "Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС"
материал (1 класс)
«Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС»
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». С введением ФГОС большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей, укреплению сотрудничества классного руководителя с родителями. Следовательно, организовать работу с родителями учащихся чрезвычайно важно. Как известно, родители – главные воспитатели ребёнка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся.
Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать работу в классе.
Для изучения семей использую различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.
Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаю родителям ответить на следующие вопросы:
1.С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?
5. Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят предлагаю родителям заполнить следующую анкету:
1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
2.Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся, использую следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации:
Вопросы для учащихся:
Я радуюсь, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Мне нравится, когда…
Мне не нравится, когда…
Если у меня хорошие новости, то я…
Если у меня плохие новости, то я…
Если у меня что-то не получается, то я…
И соответствующие вопросы для родителей:
Я радуюсь, когда мой ребёнок...
Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…
Я плачу, когда мой ребёнок…
Я злюсь, когда ребёнок…
Мне нравится, когда мой ребёнок…
Мне не нравится, когда мой ребёнок…
Я не верю, когда мой ребёнок…
Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
Если у моего ребёнка хорошие новости, то…
Если у моего ребёнка плохие новости, то…
Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: "Выходной день в моей семье", "Наша семья", "День рождения в моей семье". Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи, в соответствии с темой. После выполнения задания проводится сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребёнка, которым они в повседневной жизни не всегда придавали должного значения.
Классный руководитель в общении с каждой семьёй должен быть искренен, уважителен и дружелюбен. Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями;
Общение с родителями ученика должно служить во благо ребёнку;
Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
Классный руководитель может предотвратить многие конфликты с родителями, если без амбиций, внимательно отнесётся к их критическим замечаниям.
Особая роль в установлении контактов между семьёй и школой принадлежит родительским собраниям. Чтобы избежать конфликта, заслужить доверие родителей трудных детей, я никогда не говорю на родительских собраниях ничего плохого об их детях, не сравниваю их с другими учениками. С такими родителями я беседую отдельно, стараясь найти в ребёнке что-то положительное.
На родительских собраниях я обсуждаю с детьми и родителями, как подготовить тот или иной праздник, другие мероприятия.
Главное – правильно организовать познавательную, трудовую деятельность, досуг.
Привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, самое серьёзное внимание обращаю на поощрение самых активных родителей.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Семья является важным социальным институтом общества, которая определяет развитие ребёнка, выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций педагогов, а также различных досуговых мероприятий.
Вот требования, которые предъявляет сейчас ФГОС к работе с родителями.
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся.
Участие со своим ребенком в конкурсах.
Работа с портфолио своего ребенка-это дело каждого родителя.
Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.
Сотрудничество семьи и классного руководителя должно строиться на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает, прежде всего, всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Основными аспектами этого изучения должны быть:
1) активность участия родителей в воспитании детей;
2) ценностные ориентации родителей и детей;
3) выполнение ребенком режима дня;
4) досуг родителей и детей;
5) распределение обязанностей в семье;
Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных видов работ.
Родительское собрание
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Этапы родительского собрания.
1 этап. Организация родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
- Психолого-педагогическое просвещение.
- Обсуждение организационных вопросов.
- Личные беседы с родителями.
Советы психологов:
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
- Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
Не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
Правила подготовки классного родительского собрания:
- Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.
- Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
- общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сотрудничество классного руководителя | 20.8 КБ |
презентация "Сотрудничество классного руководителя" | 157.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС»
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». С введением ФГОС большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей, укреплению сотрудничества классного руководителя с родителями. Следовательно, организовать работу с родителями учащихся чрезвычайно важно. Как известно, родители – главные воспитатели ребёнка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся.
Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать работу в классе.
Для изучения семей использую различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.
Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаю родителям ответить на следующие вопросы:
1.С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?
5. Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят предлагаю родителям заполнить следующую анкету:
1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
2.Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся, использую следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации:
Вопросы для учащихся:
Я радуюсь, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Мне нравится, когда…
Мне не нравится, когда…
Если у меня хорошие новости, то я…
Если у меня плохие новости, то я…
Если у меня что-то не получается, то я…
И соответствующие вопросы для родителей:
Я радуюсь, когда мой ребёнок...
Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…
Я плачу, когда мой ребёнок…
Я злюсь, когда ребёнок…
Мне нравится, когда мой ребёнок…
Мне не нравится, когда мой ребёнок…
Я не верю, когда мой ребёнок…
Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
Если у моего ребёнка хорошие новости, то…
Если у моего ребёнка плохие новости, то…
Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: "Выходной день в моей семье", "Наша семья", "День рождения в моей семье". Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи, в соответствии с темой. После выполнения задания проводится сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребёнка, которым они в повседневной жизни не всегда придавали должного значения.
Классный руководитель в общении с каждой семьёй должен быть искренен, уважителен и дружелюбен. Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями;
Общение с родителями ученика должно служить во благо ребёнку;
Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
Классный руководитель может предотвратить многие конфликты с родителями, если без амбиций, внимательно отнесётся к их критическим замечаниям.
Особая роль в установлении контактов между семьёй и школой принадлежит родительским собраниям. Чтобы избежать конфликта, заслужить доверие родителей трудных детей, я никогда не говорю на родительских собраниях ничего плохого об их детях, не сравниваю их с другими учениками. С такими родителями я беседую отдельно, стараясь найти в ребёнке что-то положительное.
На родительских собраниях я обсуждаю с детьми и родителями, как подготовить тот или иной праздник, другие мероприятия.
Главное – правильно организовать познавательную, трудовую деятельность, досуг.
Привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, самое серьёзное внимание обращаю на поощрение самых активных родителей.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Семья является важным социальным институтом общества, которая определяет развитие ребёнка, выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций педагогов, а также различных досуговых мероприятий.
Вот требования, которые предъявляет сейчас ФГОС к работе с родителями.
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся.
Участие со своим ребенком в конкурсах.
Работа с портфолио своего ребенка-это дело каждого родителя.
Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.
Сотрудничество семьи и классного руководителя должно строиться на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает, прежде всего, всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Основными аспектами этого изучения должны быть:
1) активность участия родителей в воспитании детей;
2) ценностные ориентации родителей и детей;
3) выполнение ребенком режима дня;
4) досуг родителей и детей;
5) распределение обязанностей в семье;
Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных видов работ.
Родительское собрание
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Этапы родительского собрания.
1 этап. Организация родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
- Психолого-педагогическое просвещение.
- Обсуждение организационных вопросов.
- Личные беседы с родителями.
Советы психологов:
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
- Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
Не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
Правила подготовки классного родительского собрания:
- Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.
- Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
- общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями; активное участие родителей в воспитании детей. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ+ СЕМЬЯ Психолого – педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс Участие семей в управлении учебно –воспитательным процессом
диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся; диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе; психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся; анкетирование при выборе внеурочной деятельности индивидуальные собеседования, беседы с родителями на классных собраниях; общешкольные родительские собрания и конференции
Рейтинг индивидуальных достижений учащихся класса № Ф.И. ребенка Общественная активности Выполнение поручений Творческая деятель. Учебно- исслед . работа ЗОЖ Занятость во внеуроч . время Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9
-Портфолио обучающихся - Наше творчество - День здоровья - Экскурсии - Совместные классные часы
Тесное взаимодействие учителя с родителями – важное условие успешного решения задач воспитания и обучения зрители помощники участники
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей в условиях реализация ФГОС
Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей...
Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...
Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...
Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»...