«Простые нравственные истины»
методическая разработка (4 класс)

Мельник О.А.

Ход урока

Часто хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден – мало похож на сказку.

В жизни без ласки, знайте: слезы, дожди, озноба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики.

«Простые нравственные истины»

ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ ДОБРА

1 урок

Цели: дать понятие о «добре и зле»,

активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия .

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

C:\Users\user\Desktop\конкурс\img0.jpg

Ход урока

Часто хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден – мало похож на сказку.

В жизни без ласки, знайте: слезы, дожди, озноба.

Детям и взрослым, знайте: ласка нужна – не злоба.

Корень теряет краски, если напиться нечем.

Как человек без ласки, он опускает плечи.

Как скопидом монеты ласку не прячьте, люди.

Пусть она добрым светом вечно светить вам будет.

Как хорошо, что мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Нам улыбается солнце. Оно наполняет наши сердца добротой и любовью.

- Как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)

- Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.

- А что такое сердце? (ответы детей)

Сердце- это орган человека, очень важный орган, его можно назвать мотором организма. Сердце – это бесценный дар, поэтому нужно беречь!

- В одной из песен есть такие слова «Услышать сердце человека возможно только в тишине»

- Давайте послушаем биение сердца (слушаем биение на слайде )

- Сердце мы можем не только услышать , но и почувствовать. (определение пульса у товарища).

Сердце – часть нашей души, которое отвечает за наши поступки.

Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на экран и прочтите. (на экране фразеологизмы)

- Что это? (Фразеологизмы) Давайте объясним их значения.

«Принять близко к сердцу» - отнестись к чему-либо с большим сочувствием и вниманием 

«В сердцах» - в порыве раздражения, рассердившись .

«Сердце кровью обливается» — сострадание, невыносимая печаль, горе.

«Большое сердце»  - о том, кто способен горячо и сильно чувствовать 

«Брать за сердце» - волновать, производить сильное впечатление 

«Разбить сердце» - сделать несчастным кого-либо 

«Сердце изо льда»- равнодушное отношение, безучастное отношение

«Золотое сердце» -об особенно добром, сострадательном, заботливом и искреннем человеке принято говорить, что у него «золотое сердце».

«Каменное сердце»-о бездушном, черством и жестоком человеке говорят, что у него «каменное сердце».

- Но жизнь такова, что бывают такие жизненные ситуации, что мы невольно используем такие выражения: разбить сердце, скрепя сердце, сердце изо льда, сердце оборвалось.

Хочется пожелать нам всем, чтобы в нашей жизни как можно чаще мы слышали такие выражения: большое сердце, от чистого сердца, сердце кровью обливается, золотое сердце

- Сейчас я разрешу вам, скрепя сердце, делать то, чего никогда не разрешала.

ДВА ЯБЛОКА(приготовить одинаковые внешне яблока)

«Чем отличаются эти яблоки?» Они промолчат, потому что действительно особой разницы между плодами не будет

 Каждой группе даётся яблоко

- Сейчас вы его начнете обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга, когда злитесь друг на друга, как вас обижали.  Будем говорить яблоку  обидные слова и каждый раз при этом втыкать в яблоко зубочистку. (Ученики выполняют предложенное задание, и яблоко  передают друг другу).

- Посмотрите на своё яблоко, изменилась ли оно? Что в нём изменилось?

- Дети мои, вы очень травмировали фрукт.

Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают пожалеть, сказать что-то приятное).

- Попробуйте сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем  вынимать зубочистки, которые мы вставили.

- А сейчас посмотрите: яблоко стало прежним?  Оно такое, какое  было сначала? Нет. Почему?(дети говорят)

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут вернуть прежний вид.

Один человек сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

- Как или чем чаще обижают вас одноклассники, взрослые?(обидными словами)

- В словаре Ожегова мы находим значение слова обида. (Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство).

Работа над произведением

- Сегодня я хочу познакомить вас с притчей.

- А что такое притча? (ответы детей) . Притчи- рассказы для души.

- Эта притча авторская.

- Что значит авторская? Написал её К.Д. Ушинский.

Это русский педагог. Все его притчи для детей очень поучительны. С одной из них мы и познакомимся. Называется она «Дырки от гвоздей».

ДЫРКИ ОТ ГВОЗДЕЙ

У одного мальчика был очень плохой характер. Его отец дал ему мешок с гвоздями и сказал, что всякий раз, как он будет терять терпение, должен забить один гвоздь с обратной стороны двери.

В первый день мальчик забил тридцать семь гвоздей. В последующие дни, когда он начал учиться контролировать себя, он стал забивать все меньше и меньше гвоздей. В какой-то момент мальчик понял, что легче сдержаться, чем потом забивать гвоздь. Наступил день, когда он смог полностью контролировать свой характер в течение дня. Его отец сказал, что теперь за каждый день, который он сумел сдержаться, пусть вытаскивает из двери по одному гвоздю.

Проходили дни, и вот однажды в двери не осталось ни одного гвоздя. Отец взял за руку сына, подвел к двери и сказал: «Видно, сынок, что ты здорово потрудился, но посмотри, сколько дырок осталось в дереве. Никогда больше оно не будет таким, как раньше. Каждый раз, когда ты выходишь из себя, ты оставляешь шрамы в своей душе и в душах близких людей – такие, как здесь на двери. Ты можешь сказать что-то неуважительное, потом забрать свои слова назад, как ты вытащил гвозди, но шрамы останутся навсегда».

Беседа по содержанию:

Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей?

Сколько гвоздей оказалось в столбе за первый день?

Что подумал мальчик?

Что сказал отец, когда мальчик научился контролировать себя?

С чем отец сравнил дыры в столбе?

- Прочитайте строки, в которых заключена главная мысль или идея. (Ответы детей)

- А кому мальчик мог сказать грубые слова. Предположите , кого он мог обидеть?

- В своей жизни мы говорили своим близким грубые слова и этим самым оставляем шрамы. Нужно беречь свое сердце и сердца своих родных, близких людей и тех людей, которые нас окружают.

- Каким сердцем обладает человек, который старается делать людям добро.

- Какая заповедь учит вас добру? («Возлюби ближнего своего»)

- А есть ли в нашем классе дети с добрым сердцем ?(Да)

-У вас ещё вся жизнь впереди и ваши сердца тоже могут стать горячими

А легко ли живётся людям с горячими сердцами? (ответы детей)

-Людям с горячими сердцами жить сложно. Делая добро, человек словно раздаёт своё сердце по крупицам другим людям ... И не всегда добро вовремя возвращается человеку добром, от чего в сердце точно образуются шрамы и дыры…

 «Горячие» сердца – это сердца наших родителей, которые любят нас и о нас заботятся; наших друзей и подруг, наших одноклассников, которые делают мир светлее и радостнее; врачи, которые нас лечат…

Игра «Эхо»

      ВЕДУЩИЙ   – А сейчас мы отправимся в долину Добрых слов. Для этого мы сыграем в игру «Эхо». Каждый из детей по очереди, обращаясь к соседу, должен сказать ему хорошее слово, которое ему как эхо повторит сосед. Например: «Ты хороший!». «Эхо» отвечает то же: «Ты хороший!». Потом «эхо» становится следующим игроком и говорит дальше следующему игроку свои хорошие слова, например : «Ты добрый!». В ответ слышит то же: «Ты добрый!».И т. д

Вопрос по итогам игры.  - Какую русскую поговорку можно вспомнить после этой игры? (Как аукнется, так и откликнется).

Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.

           Игра «Хорошо – плохо»      

Посмотрите, какое большое, яркое сердце на доске. Это сердце – символизирует сердце  нашего класса.

- Пусть это сердце будет копилкой добрых дел. Сейчас каждый из вас напишет на маленьком сердечке свой добрый поступок  и прикрепит свое  сердечко с добрыми поступками на него, чтобы сердце  нашего класса было горячим , зажигая своих товарищей добрыми делами. (дети пишут добрые дела на сердечках и прикрепляют к большому сердцу, заполняя его)

 - Какое красивое стало наше сердце, засияло искорками вашей доброты, пусть оно всегда остается таким. 

- А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

Выступление детей:

1. Если с другом разделил

Ты свои конфеты-

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

2. Ты узнал чужой секрет

И разнёс сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

3. Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты - культурный человек,

Мировой мальчишка!

4. Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

5. Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно!

6. Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

7. Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

8. - Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

9.Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека.

Дарите, люди, тёплые слова! 
Чтобы от них кружилась голова.
Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать. 
А может очернить, и оплевать...
Ведь в слове каждом целая страна!
От злого - начинается война,

И зарождаются обиды, месть... 
Ах, сколько слов?! Их всех не перечесть...
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!

-Давайте друзья встанем в круг Доброты. Теперь положите правую руку  на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга.

Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

И все вместе исполним  песню « Дорогою добра»

C:\Users\user\Desktop\конкурс\IMG-20190905-WA0036.jpg 

МУДРЫЕ МЫСЛИ

О добре и доброте.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

                                                                                              Ч. Айтматов.

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.

Кто сделал доброе дело, тот молчит – говорит пусть тот, для кого оно было сделано.

Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

                                                                                            В.О. Ключевский.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

                                                                                             К. Боуви.

Все добрые люди невзыскательны.

                                                                                             И  Гёте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Простые истины"

Цели:           1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;           2. Помоч...

Программа воспитательной работы "Простые истины"

Рабочая программа воспитательной работы , расчитанная на 4 года....

Простые истины

Простые истины...