Простые истины
консультация на тему

Горбовская Татьяна Демьяновна

Простые истины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

«Простые истины»

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе.

 

  -  Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

   - Не подгоняйте ребёнка с утра, не дёргайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время – ваша задача.

   - Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

   - Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чём-то. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его.

   - Если ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займёт много времени.

   - Если вы видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам всё расскажет.

   - Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор происходил без ребёнка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.

   - После школы не торопите ребёнка садиться за уроки – необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

   - Во время приготовления уроков не видите «над душой». Дайте возможность ребёнку работать самостоятельно.

   - Найдите в течение дня хотя бы пол часа, когда вы будете принадлежать только ребёнку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т. д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

   - Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребёнком. Свои разногласия решайте без ребёнка.

   - Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

   - Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудностей в учёбе.

   - Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

«Психотерапия неуспеваемости»

     

   Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать  за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребёнок уже получил, и дома от своих родителей он ждёт спокойной помощи, а не новых упрёков.

   

   Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребёнка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребёнок перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из недостатков ребёнка тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём. Остальное же будет преодолено позже, либо просто останется несущественным.

   

   Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребёнком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

   

   Правило четвёртое: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребёнок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребёнок начнёт уважать себя за эти качества, то вы заложите ещё одно важнейшее основание желания учиться.

      Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребёнка с успехами соседнего Саши. Ведь даже самый малый успех ребёнка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

 

    Правило шестое: не скупись на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что бы было похвалить. Выделите из потока неудач крохотный островок, соломинку, и у ребёнка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил», порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду»!

 

    Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребёнка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определённого типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребёнка нет ни иллюзии, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».

      Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные цели. 

Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребёнком, если это будет достигнуто.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребёнком

  1. Особенную важность имеет твёрдо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение вре5мени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
  2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для работы). Если нет возможности выделить постоянное место, то в определённый час, безусловно, выделено, освобождено место для работы.
  3. Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идёт быстрее и эффективнее, а учёба становится источником не только напряжённого труда, но и источником удовлетворения.
  4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего режима, профилактика перегрузок.
  5. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учёбы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
  6. Приучение ребёнка к правильному режиму дня должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребёнку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

Ошибки родителей:

  1. Монолог, о не диалог.
  2. Унижение достоинства.
  3. Вымогание обещаний.
  4. Безапелляционность (делай так – и точка!)
  5. Назидания в присутствии товарищей.
  6. Окрики, раздражённый тон.

«Запрещенные» выражения:

- Я тысячу раз тебе говорил, что…

- Сколько раз надо повторять…

- Неужели тебе трудно запомнить, что…

- Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным…)…

- Все люди…(такие-то, так-то себя ведут…), а ты…

- Что ты ко мне пристал…

Желательные выражения:

- Ты у меня самый умный…

- Ты у меня самый красивый…

- С тобой мне так хорошо…

- Я тебе так доверяю…

- У меня нет никого ближе тебя…

- Посоветуй мне…

- Я бы никогда не сумела сделать это без тебя…

Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье

   - Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.

   - Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.

   - Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.

   - Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

   - Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.

Родителям о наказании

   - Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.

   - Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

   - Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

   - Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.

   - Если вы шлёпаете ребёнка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.

   - Задача дисциплинированной техники – изменить желания ребёнка, а не только его поведение.

   - Очень часто наказание не истребляет поведение, а лишь преображает его.

   - Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой, и к родителям.

   - У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединятся два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникает конфликт.

   - Частые наказания пробуждают ребёнка привлекать внимание ребёнка любыми средствами.

Чем заменить наказания

   - Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

   - Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

   - Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чет-то, что ему хочется.

   - Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.

   - Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Родителям о предупреждении капризов детей

    - Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро» и …, не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

   - Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «ты всегда», «ты вообще», «вечно ты». Ваш ребёнок всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

   - Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

   - Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» лучше спросите: «Что сегодня было интересного?»

   - Когда вам хочется сказать ребёнку «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «Кажется, кто-то говорит неправду».

   - Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

   - Когда вы раздражены, начните говорить с ребёнком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.

   - Когда ребёнок совершит что-то дурное, его обычно мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно.

   - Мы привыкли, что дети просят о чём-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

   - Когда ребёнок увлечённо играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не нарушить мир, который он создал в игре.

   - Врач прописал ребёнку очки. Не забывайте, что они всё время бьются, и с этим ничего не поделаешь, не браните детей. Три пары очков в год – это ещё не предел.

   - Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.

Как сохранить психическое здоровье ребёнка

   

   - Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь их проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

   - Не оказывайте «нажима» на ребёнка, признайте его право принимать решение, уважайте его право на собственное мнение.

   - Научитесь относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который пока обладает меньшим жизненным опытом.

   - Не унижайте реб1ёнка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины».

   - Не требуйте от ребёнка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким успехам.

   - Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

   - Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

   - Следите за выражением своего лица, когда выходите к ребёнку. Хмуро сведённые брови, гневно сверкающие глаза, искажённое лицо – «психологическая пощёчина» ребёнку.

Памятка родителю от ребёнка

   - Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно представлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

   - Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

   - Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

   - Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить: это ослабит мою веру в вас.

   - Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

   - Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимание на ваши замечания, если вы скажете мне всё спокойно с глазу на глаз.

   - Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

   - Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы, и буду искать информацию на стороне.

- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

- Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям, тогда я тоже стану вашим другом.

- И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же…

Формирование растущего ребёнка

   - Ребёнок формируется под влиянием той обстановки, в которой растёт.

   - Ребёнок, растущий в обстановке критики, учится осуждать.

    - Ребёнок, растущий в обстановке враждебности, станет агрессивным.

   - Ребёнок, растущий в страхе, будет всего бояться.

   - Ребёнок, растущий в обстановке жалости, научится сочувствовать самому себе.

   - Ребёнок, растущий в обстановке насмешек, станет застенчивым и робким.

   - Ребёнок, растущий в атмосфере зависти, будет завидовать.

   - Ребёнок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным в себе.

   - Ребёнок, растущий в обстановке терпимости, научится быть терпеливым.

   - Ребёнок, растущий в атмосфере любви, научится любить.

   - Ребёнок, растущий в обстановке одобрения, научится нравиться самому себе.

   - Ребёнок, растущий в атмосфере признания, научится быть целеустремлённым.

   - Ребёнок, растущий в атмосфере великодушия, будет щедрым.

   - Ребёнок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится быть правдивым и справедливым.

Как выразить любовь ребёнку

- Поглаживание по голове.

- Прикосновение.

- Доброжелательный жест.

- Улыбка.

- Одобряющий взгляд.

- Участие в совместной игре.

- Совместные прогулки, чтение.

- Пристальное внимание.

Родителям нельзя

- Вступать с ребёнком в перебранку.

- Обращаться к нему сгоряча.

- Кричать.

- Замахиваться на ребёнка.

- Требовать невозможного.

- Оскорблять.

- Срывать своё плохое настроение на ребёнке.

               Как добиться послушания ребёнка?

   

    Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите вместе со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё, что они делают. Разговаривайте с ними об интересах, школе, спорте, друзьях …

 

     Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом». В отношениях с детьми чётко определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим.

 

     Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы достигать их. Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними своим жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.

 

    Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает множество проблем.

Заповеди воспитания

- Найдите в ребёнке что-нибудь достойное похвалы.

     У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребёнка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

- Не ругайте, а учите!

     Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребёнка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?»… и маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым  в порыве гнева. Критиковать надо не ребёнка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решать задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить. Всегда давайте понять ребёнку, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

- Оцените сильные стороны своих детей.

     Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребёнка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?». Его ответы могут открыть нам такие способности ребёнка, о которых мы раньше и не подозревали.

- Развивайте в ребёнке уверенность в себе.

     Если ребёнок чего-то боится, надо мысленно поиграть с ним все части действия, которое вызывает страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в сою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя ещё выше, что ведёт к достижению ещё больших успехов.

- Научите своего ребёнка расслабляться.

     Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думаете более чётко, и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребёнка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чём надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребёнок думает об этом, пока не успокоится.

- Напоминайте ребёнку о его успехах.

Можно также предложить ребёнку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.

- Идите к цели постепенно.

   Можно нарисовать лестницу с пятёрками на верхней ступеньке и повесит её на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе…

- Никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Как воспитать книголюба?

   - Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтение заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадёт.

 

  - Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребёнка, он понимает, что почесть сразу он не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных сил.

   - Взрослые должны помнить, что много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями по поводу самого чтения). Похвалите, даже если не всё «гладко».

   

 - Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребёнка на выразительность письма, на яркий образ языка.

   

  - Взрослым не стоит прекращать читать ребёнку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами, увлекаясь содержанием, читают ребёнку – это замечательный способ духовного с ними единения, общения и естественного развития.

 

  - Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

   - В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребёнка, но не только. Ребёнок, возможно ещё не осознаёт нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребёнок их оценит.

   - Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

   - Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребёнка от чтения таких книг. Попробуёте прочесть (или хотя бы просмотреть) их и заинтересованность их содержанием.

   - Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет своё впечатление о прочитанном.

Правила поведения для ребёнка, находящегося дома в отсутствии взрослых

 

   1. Никогда не открывай дверь незнакомым людям в отсутствии взрослых, какие бы причины они не называли, на кого бы не ссылались.

   2. В случае, если незнакомцы проявляют настойчивость, звони родителям (в милицию, соседям, родственникам), эти телефоны ребёнок должен усвоить очень рано, а родители должны обеспечить их нахождение на видом месте.

   3. Можно ответить незнакомцам, что ты позвонишь соседям по лестничной клетке, они дома и могут помочь «гостям».

   4. Если стучат долго и непрерывно, не бойся: дверь прочная, они её никогда не сломают. Звони в милицию: там всегда есть дежурный, и он обязательно поможет.

   5. Повзрослевшим детям стоит объяснить, что если, всё-таки, вор проник в квартиру (например, до того, как они вернулись из школы), и они столкнулись с ним, необходимо помнить, что не следует оказывать сопротивление, пытаясь спасти «»добро». Никакая, даже самая ценная вещь, не может быть дороже здоровья и жизни человека.

Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей и воспитателей

 

   - Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он умеет и знает хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

   - Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

   - Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

   - Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или посторонним наблюдателем.

   - Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребёнке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

   - Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват е ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

   - Помните: для ребёнка что-то неуметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

   - Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

   - Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

   - Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.

   - Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».

Кодекс истинного родителя

   - Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

   - Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами не себе, ни другим, ни собственному ребёнку.

   - Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в семье ребёнка (пусть даже по мелочам).

   - Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться.

   - Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

   - Если родители хотят, чтобы их ребёнок уважительно от носился к дедушке и бабушке, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

   - Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества. Они дают им возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребёнок встречается с ними в своём доме.

   - Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и к учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами.

Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания?

  1.   Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен быть находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и руки.

- во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

     

      2. Приучите ребёнка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 – 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребёнок успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребёнок посещает кружок или спит после занятий , то за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

   

       3. Не разрешайте ребёнку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте большие перерывы.

- Родители часто требуют, чтобы ребёнок не вставал из-за стола, пока не приготовит уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребёнка время непрерывной работы не должно превышать 15 – 20мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30 – 40мин.

- На перерыв достаточно 5мин, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны…).

   

      4. Ни в коем случае не давайте ребёнку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определённое количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

     

     5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Можно предложить проверить её, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

 

        6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

- Может случиться так. Что ребёнок плохо усвоил учебный материал. Тогда придётся дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным

   

      7. Присутствуйте при выполнении ребёнком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

- На первых порах при выполнении домашних заданий дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

 

       8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребёнка.

   Обратите, пожалуйста,  внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

- умение собрать свой портфель (ранец),

- поздороваться с учителями и детьми,

- задать вопрос учителю или однокласснику,

- ответить на вопрос,

- слушать объяснение и задание учителя,

- выполнять задание,

- попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается,

- умение долгое время заниматься одним и тем же делом,

- обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями,

- разделять работу на части,

- объяснять то, с чем не согласен,

- учитывать мнения других,

- гордиться своей работой и не скрывать этого,

- устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками,

- брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства,

- самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами,

- умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

      Помните! Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянно линии поведения:

  • в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребёнком,
  • советуйтесь с ним, не взирая на возраст,
  • признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершённой по отношению к нему (к ней),
  • извинитесь перед ребёнком в случае вашей неправоты,
  • всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка,
  • пытайтесь устоять против детских слёз и просьб, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть,
  • не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете,
  • сохраняйте самообладание, даже если поступок ребёнка вас вывел из себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Простые истины"

Цели:           1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;           2. Помоч...

Программа воспитательной работы "Простые истины"

Рабочая программа воспитательной работы , расчитанная на 4 года....

Памятка для родителей "Простые истины"

Для каждого родителя свой ребенок бесценен. Ребенку важна и нужна в первую очередь поддержка родителей, поэтому прошу Вас не забывать "Простые истины" в общении с ним....

«Простые нравственные истины»

Ход урокаЧасто хочется крикнуть людям:Будьте щедрей на ласку,Путь человека труден – мало похож на сказку.В жизни без ласки, знайте: слезы, дожди, озноба....