Конспект урока ОРКСЭ к разделу Простые нравственные истины
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бадяло Ирина Валерьевна

Жизнь священна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока114 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (ОСЭ)

4 класс

Раздел «Простые нравственные истины»

Тема урока: «Жизнь священна».

Цель: сформировать у учащихся представление о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах.

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: дух, душа, духовность.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

                                                                             Не завидуй и не злись,

                                                                              Богу молча поклонись,

                                                                                     Что здоров ты, сыт, одет

                                                                                  И живёшь вдали от бед.

                                                                                     Остальное – это Жизнь….

                                                                                       Что дал Бог, за то держись.

           Владимир Степанов

Ход урока.

1.Организационный момент. Повторение.

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Друзьям своим мы улыбнулись,

Пожали руки, подтянулись.

Друг на друга посмотрели.

И тихонько дружно сели!

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать!

У. - Какие важные и простые правила общения стали обязательными в вашей жизни? Почему? (ответы детей)

- Что мы называем общечеловеческими ценностями?

2.Вводная беседа.

У. – Ребята, послушайте стихотворение.

Умейте друг друга беречь,

Иначе потом будет поздно.

Цените мгновения встреч,

И солнце, и небо, и звезды…

Умейте любимых прощать,

Старайтесь ничем не обидеть.

Почаще рассветы встречать,

Побольше хорошего видеть.

Ведь жизнь нам даётся лишь раз,

О том догадаться не сложно.

Цените друг друга сейчас!

Пока ещё это возможно.

У. -  Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей)

У. - В чем смысл жизни? Над этим вопросом ломают головы философы и мыслители на протяжении существования всего рода человеческого, и об этом же – зачем я живу? для чего? – задумывается каждый из нас, потому что жизнь оказывается пуста и тягостна, если ты не понимаешь ее смысла. И как же томит бессмысленность существования!

«Смысл жизни в служении Родине», — говорили мудрецы античности. «Смысл жизни в служении Богу». Смысл жизни заключается в том, чтобы жить по Божественным законам, которые даруют высшее благо самому человеку и всему миру - утверждали христиане.

Конечно, смысл жизни можно находить и в благородных вещах, например, в том, чтобы беззаветно служить ближнему, заботиться о бедных и больных, отдавать себя людям с их многочисленными нуждами.

 В каждом из этих суждений, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины.

Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. Каждое следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь?» Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

3.Работа с учебником.

Прочитайте и выполните задание в учебнике стр. 82.

4.Работа в тетрадях.

У. - Выпишите несколько особенно значимых для вас понятий. Обоснуйте свой выбор.

У. – Давайте прочитаем, какие слова вы выписали? (дети читают)  

У. - Ребята, каждый из вас выделил то, что наиболее важно и дорого вашей душе, что наполняет жизнь радостью, смыслом, украшает ее. Вы обозначили то, в чём наиболее ярко выражены ваши потребности, без чего вы не могли бы обойтись. Давайте подумаем, с чем это связано? (ответы детей).

Человек нуждается в разных потребностях.

- Предлагаю вам познакомиться с этими потребностями.

- Посмотрите на те изображения, которые я продемонстрирую. Для чего они нужны человеку? (ответы детей).

- На основе ваших ответов сделаем вывод: существует два основных вида потребностей человека: материальные и духовные.

- Посмотрите на свои выписанные слова, какие потребности вы выбрали, что руководило вами?

- К чему стремится ваша душа, на данный момент?

- Следовательно, кто-то из вас выбрал материальные потребности (пища, одежда, жилище), а кто-то духовные.

5.Работа в парах.

Знакомство с понятиями «Дух» - «Душа» – «Духовность».

Прочитайте слова. Как вы понимаете эти слова?

- Давайте обратимся к словарям разных авторов. (ученики работают с Толковыми словарями)

Находят значение слов. 

 Душа- внутренний, психический мир человека, его сознание.

Дух- внутренняя, моральная сила.

Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. (Ожегов)

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Дух-бодрость, моральная силаготовность к действию.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. (Ушаков)

У. - Теперь, ребята, вы поняли, что душа, дух, духовность – близкие понятия.

- Духовность человека выражается в стремлении к высоким, высшим смыслам своей жизни, которые отражаются в его чувствах и действиях. Потребности таких людей называются духовными, то есть продиктованы стремлениями их души.

- Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги, достигаются высокие результаты в делах и творчестве?

- Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества? (ответы учеников).

6. Работа в группах.

У. – Ребята, предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте притчу и определите в чем заключается её мораль? (дети читают и обсуждают)

1 группа - Притча «Два ангела»

Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:

— Вещи не такие, какими кажутся.

На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:

— Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?

— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову. Вещи не такие, какими кажутся. Мы никогда не знаем всё. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё внушить доверие, что всё, что приходит, есть в твою пользу. А это поймёшь со временем. Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят, некоторые становятся нашими друзьями, и остаются на минуту. Вчера — это история. Завтра — тайна. Сегодня…

Настоящее — это дар. Жизнь есть волшебство, и вкус каждого момента неповторим!

2 группа – Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

3 группа -  Притча «В больничной палате»

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

4 группа – Притча «Нельзя спасти всех»

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

— Зачем ты делаешь это? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!

— Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!

 

В другой интерпретации диалог был таким:

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

5 группа – Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

6 группа – Притча «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

— Всё в твоих руках.

7. Подведение итогов.

У.- Ребята, а что вы подумали о своей жизни? (ответы детей)


У. -Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Наша жизнь- это большое зеркало. Жизнь именно такова, какой мы сами её делаем.

У. - Одна из важных истин, проверенная опытом человечества гласит: стремись в жизни к высокому, главному. Это наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

- Ребята, как вы думаете, что может стать для нас с вами этим главным и высоким, то есть ценным? (ответы учеников)

- А есть что-то ценнее этих ценностей? (жизнь человека)

- Да, верно, главное и высокое заключается в самом понятии «жизнь», в самой возможности жить.

- Можем ли мы однозначно ответить на вопрос «Чем ценна для человека жизнь?» (ответы детей)

- У каждого человека есть свои ценности жизни.

– Человеческая жизнь – это счастье общения с людьми, счастье изучать, открывать мир, счастье созерцания красоты окружающей природы, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

- Как вы считаете к чему стремится человек? (ответы учеников)

- Конечно, каждый человек имеет потребность видеть наглядные результаты своей деятельности и способность их достигать, невзирая на возможные трудности, то есть стремится к созидательству.

- Назовите противоположное значение этого слова. (ответы детей)

- Верно, разрушение. Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

- Какая же простая нравственная истина становится главной?

- ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.

- В жизни каждого человека бывают трудные, и даже горестные минуты. Но даже в эти минуты человек учится понимать что-то такое, что поможет ему пережить горе, вернуться к радостной жизни. Главное быть живым! И другие люди, глядя на него, учатся быть сильными, ценят жизнь.

- Жизнь человека защищена государством, в котором он живет.

- Жизнь каждого человека – источник его радости, счастья, творчества. Она неприкосновенна. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. За это предусмотрено самое суровое наказание в любой стране.

- Таким образом, жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует?

- Жизнь неприкосновенна.

8. Рефлексия «Утверждение»

- Я узнал(а) много нового.

- Мне это пригодится в жизни.

- На уроке было над чем подумать.

- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она — твое творенье.

У. - Вся ваша дальнейшая жизнь зависит только от вас. Учитесь, участвуйте в жизни класса, школы, посещайте парки, музеи, выставки, театры, творите новое интересное и полезное.

9. Домашнее задание.

Найдите и запишите пословицы и поговорки о значимости жизни человека.

 - Спасибо за урок. До свидания.

Жизнь священна

                                          Тест для учащихся 4 классов

Вопрос 1

О чём идёт речь?

_____________________ - это возможность трудиться, проявить свои таланты, свои способности; возможность мыслить и чувствовать; радоваться окружающему миру и природе, дружить, творить, заниматься любимым делом; создать семью, растить детей и тому подобное. Иными словами, она предоставляет человеку многообразие возможностей. 

Вопрос 2

Вставьте пропущенные слова.

_________- единственное благо, данное человеку от рождения. (Сенека)

_________ дороже богатства и почестей всех. (Омар Хайям)

Вопрос 3

Разгадайте ребус.

________________________

Вопрос 4

Подберите однокоренные слова к слову жизнь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 5

Закончите пословицы.

Без друга в жизни ___________.

Больше одной жизни _____________________.

В бою побываешь —___________________________.

Для Родины своей _____________________________.

Если труд — удовольствие, то жизнь — ________________.

Жизнь без любви, ______________________.

Жизнь дана _____________________.

Жизнь дороже ____________________.

Вопрос 6

Самая большая ценность – это_______________________.

Впиши ценности в пирамиду согласно их значимости для вас.

http://www.tarzanija.com/wp-content/uploads/2014/02/spustijanameaimajeimatvojlikljubihteyauvikbilajebilabilasvojakrilausnu.jpg

Ответы:

  1. Жизнь
  2. Жизнь
  3. Жизнь
  4. Однокоренными словами к слову жизнь, можно назвать следующие:

Живой, жизненный, жить, жизнелюб, жилец, житьё, безжизненный, жизнестойкий, пожизненный и др.

  1. Без друга в жизни туго.

Больше одной жизни не проживёшь

В бою побываешь – цену жизни узнаешь

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Если труд – удовольствие, то жизнь – наслаждение.

Жизнь без любви, что год без весны.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь дороже всех сокровищ.

  1. Жизнь

Ценности: семья, любовь, дружба, здоровье, работа, учеба, друзья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России"

На уроке используются различные виды деятельности: словарная работа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, устный рассказ, самостоятелная творческая работа учащихся. Урок сопровождает...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

План-конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Золотое правило нравственности"

На уроке учитель даст понятие о "золотом правиле нравственности", активизирует познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного ...

«Простые нравственные истины»

Ход урокаЧасто хочется крикнуть людям:Будьте щедрей на ласку,Путь человека труден – мало похож на сказку.В жизни без ласки, знайте: слезы, дожди, озноба....