ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ермоленко Оксана Викторовна

Особенности организации работы с учетом направления гендерного воспитания и обучения все чаще становится предметом обсуждения педагогов и воспитателей дошкольных и общих средних учреждений образования. Во многих крупных городах Республики Беларусь работают центры гендерных исследований, которые занимаются разработкой концепции гендерного воспитания, разработкой методических программ по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания. Однако, многие вопросы остаются актуальными и современные учреждения образования в очередной раз сталкиваются с поисками ответов на вопросы: как учить и воспитывать детей, зная их гендерные особенности?

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Ермоленко Оксана Викторовна,

воспитатель группы продленного дня

Государственное учреждение образования «Гимназия №4 г. Могилева», город Могилев, Республика Беларусь

В современных исследованиях отечественных ученых понятие «гендер» – сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструктор гендера [2].

Гендерные – половые различия, представления и определение себя к одному конкретному полу формируются с раннего детства в процессе социализации. Первая ступень образования и младший школьный возраст являются благоприятными в овладении правилами поведения, нормами и ролями социальной жизни учащихся. Именно в этот возрастной период происходит усвоение понятий о правильном поведении, проявлении своей уникальности, идентичности, развитии способностей, распределении обязанностей, закладываются и формируются представления о различиях между мужчинами и женщинами и другие стереотипы гендерного плана. В связи с этим, особо важным является продуманное целенаправленное гендерное воспитание учащихся.

Гендерное воспитание в современном образовании является одним из важнейших направлений в системе работы с учащимися. Согласно концептуальным документам Республики Беларусь, основное направление гендерного воспитания и образования – формирование у учащихся представлений о роли и предназначении мужчины и женщины в современном обществе, развитие у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и воспитанию детей [1].

Особенности организации работы с учетом направления гендерного воспитания и обучения все чаще становится предметом обсуждения педагогов и воспитателей дошкольных и общих средних учреждений образования. Во многих крупных городах Республики Беларусь работают центры гендерных исследований, которые занимаются разработкой концепции гендерного воспитания, разработкой методических программ по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания. Однако, многие вопросы остаются актуальными и современные учреждения образования в очередной раз сталкиваются с поисками ответов на вопросы: как учить и воспитывать детей, зная их гендерные особенности?

Гендерное воспитание младших школьников можно определить как процесс формирования у учащихся тех или иных качеств и навыков, которые характерны для его пола, как воспитание с учетом половой принадлежности. В.А. Сухомлинский считал, что мальчики должны получать мужское, девочки — женское воспитание. Ж.-Ж. Руссо напротив, считал, что мальчиков и девочек нужно обучать и воспитывать в равных условиях. В современных учреждениях образования, на мой взгляд, необходимо осуществлять гендерное воспитание на основе гармонии и взаимоуважения, как мальчиков, так и девочек.

Каковы гендерные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать воспитателю группы продленного дня?

Зрение: Девочки ярче воспринимают краски мира, способны охватить взглядом сектор со всех сторон – слева, справа, вверху и внизу. У мальчиков – «туннельное» зрение, объясняющее их способность четко и ясно видеть то, что расположено перед ними.

Слух: Программы слуха у девочек настроены на восприятие высоких частот. Мальчики умеют безошибочно определить, откуда доносится звук.

Осязание: Девочки более чувствительны к прикосновениям, чем мальчики. У мальчиков крупная, грубая моторика. У девочек более раннее двигательное созревание, дифференцировка мышечных усилий, хорошо развита мелкая моторика.

Мозг: Степень умственной одаренности и творческой активности у девочки примерно на 3 % выше, чем у мальчика. Этот признак указывает на необходимость разного способа деятельности, темпы ее выполнения между мальчиками и девочками могут существенно различаться.

Речь: Мальчики предпочитают диалог, дискуссию. Девочки склонны к монологам, предпочитают слышать и выражать себя. Мальчики предпочитают четкие однозначные указания, девочки способны уловить намек.

Эмоциональная сфера: Девочки замечают более 10 разных эмоциональных состояний собеседника: стыд, страх, отвращение. Эмоциональная сфера интересов девочек ярче, чем у мальчиков.

Особенности деятельности: Мальчикам интересно действовать с предметами и инструментами в деятельности, легче овладевать навыками работы с различными веществами и материалами. Девочки интересуются работать с вербальной (словесной) информацией, достигая при этом более высоких результатов, чем мальчики. Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности, предпочитая решать проблему, а не действовать по шаблону. Девочки отдают предпочтение готовым алгоритмам, табличным способам получения результата. Мальчики предпочитают область «возможного» – отсюда интерес к виртуальности, компьютерным технологиям, к фантастике. Девочки более рациональны. На выбор предмета изучения они смотрят под прагматическим углом зрения, сообразуясь с тем, насколько он способствует достижению цели. Мальчики, приступая к деятельности, больше ориентированы на информацию, а девочки ориентированы на отношения между участниками организованной деятельности [3].

В своей работе в условиях воспитания в группе продленного дня гендерный подход находит свое отражение. Мною разрабатываются и проводятся занятия: «Правила этикета для мальчиков и девочек», «Я и моя Семья», «По следам моих родителей» (профессии родителей, семейные традиции, увлечения и т. д.), «Бабушка рядом с дедушкой», устные журналы, встречи: «Заглянем в семейный альбом», «Ордена моего деда и отца», «Молодость наших мам и бабушек», творческие игры «Пишем книжку о себе», «Рисуем древо жизни», конкурсы сочинений «Мои корни», организую вечера-встречи «Приглашения на чай» – девочки-хозяюшки приглашают в гости мальчиков.

Основой такой целенаправленной деятельности в условиях работы группы продленного дня является специально составленная программа воспитательной работы, включающая в себя систему разнообразных дел гендерной направленности. Основной упор я делаю на блоки воспитательных занятий с учащимися, сочетающихся с содержанием учебных программ по отдельным предметам («Литературное чтение», «Человек и мир» др.). Пример таких блоков: «Я и моя индивидуальность», «Что меня отличает и выделяет среди других людей», «Я и моя семья», «Я и мой папа» (для мальчиков), «Я и моя мама» (для девочек), «Я и окружающие меня люди» и др.

Гендерное воспитание – это формирование знаний о важности отождествления себя с традиционной гендерной ролью, из которой формируется жизненное самоопределение, а также создание условий для принятия и усвоения этого знания, то есть формирования «правильной» гендерной идентичности.

Цель и задачи гендерного воспитания учащихся разных возрастов определены Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республике Беларусь.

Список использованных источников:

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // Научнометодическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. - 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (). - Дата доступа:

2. Пастухова, О. Н. Гендерные аспекты воспитания обучающихся в учреждениях общего среднего образования / О. Н. Пастухова/ / Веснік адукацыі. -2014. - № 3. - С. 48-51. 465 Электронный архив библиотеки МГУ

3. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник / И.П. Подласый. – Москва, 2008. – 474 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихсяв процессе освоения учебного материала.А для младших школ...