Приоритетные направления процесса воспитания учащихся начальной школы в условиях ФГОС
рабочая программа по теме
Направления внеурочной деятельности в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приоритетные направления процесса воспитания учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО.
В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того, чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрую адекватную реакцию на проявление всего этого в жизни.
Поэтому приоритетным направлением процесса воспитания учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО является духовно-нравственное воспитание.
Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и её самореализации на основе компетентности и «умения учиться». «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности». (Ш.А.Амонашвили)
Д.И.Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
В настоящее время определённая часть людей стремится к овладению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении.
Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает своё развитие и входит в мир страдания. Он создаёт материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим увидеть в наших детях, а также – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде, чем учить ребёнка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, только тогда можно сформировать нравственно развитую личность.
Современная социальная и педагогическая практика подтверждают, что необходимость и актуальность развития воспитания учащихся сознаётся и признаётся всеми. Вопрос в том, что воспитывать и какими средствами воспитывать, на основе какого содержания.
Содержание общего образования, его структура определяют и его воспитательные возможности. Дают возможность решать определённые задачи воспитания, создавая для этого благоприятные условия, или не дают такой возможности, не создают таких условий.
И начинается здесь всё с образовательного стандарта, стандарта общего образования. Это «генетический код» всей учебно-воспитательной работы школы. Они задают обязательное содержание образования, наполнение учебников, пособий, всей учебно-воспитательной деятельности школы. Обучение неотделимо от воспитания, а главное воздействие на ребёнка в современной школе оказывает именно обучение.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельности. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Согласно Федеральному базисному учебному плану организация занятий по направлениям внеурочная деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочных систем обучения.
Организационным фактором внеурочной деятельности являются изучение существующих интересов и потребностей ребенка, материально- технические условия, пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т. д. Играет немаловажную роль кадровый потенциал.
Программа для учащихся начальной школы «Диалог культур народов мира» является курсом интегрированного обучения, рассчитанного на четыре года.
1 модуль обучения – «Наш дом – дом знаний, игр и забав».
Основная цель модуля: показать ребенку, первокласснику, что школа – это дом, в котором он постигает культуру и входит в мир знаний через детские игры и забавы, детский фольклор, экскурсии в прошлое окружающих его вещей.
2 модуль курса «Тайны нашего дома»
Основная цель 2-го модуля – сформировать у учащихся представление о культурном разнообразии через постижение тайн своего дома, своей семьи, своей фамилии, путем знакомства со строением жилища, домашней утварью, одеждой, праздниками.
3 модуль курса «Наш дом – Самара, Поволжье»
Основная цель – ознакомить учащихся с разнообразием культуры славян и народов, проживающих в Самаре и Поволжье, с их традициями, обычаями, мифами, с национальными праздниками.
4 модуль «Все страны будут в гости к нам»
Основная цель – развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, формирование модели толерантного поведения.
Принципы программы:
- Обучение в деятельности.
Участие детей в проектной деятельности обеспечивает качественное усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, дает им непосредственные навыки взаимодействия.
- Привлекательность содержания.
Дети младшего школьного возраста эмоциональны, впечатлительны. Для них характерна яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению, поэтому предметное содержание программы соответствует их возрастным особенностям.
- Работа учителя в стиле сотрудничества.
- Принцип здоровьесбережения.
Стимуляция познавательной мотивации и открытия знаний позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся.
Подробнее остановлюсь на работе данного курса в 1 классе.
Задачи 1-го модуля курса:
- расширение культурного кругозора школьников, активизация и развитие их познавательных способностей;
- приобщение детей к непреходящим ценностям человеческой культуры;
- развитие у учащихся нравственных представлений и устоев;
- формирование у школьников толерантных межличностных отношений;
- приобщение их к поисковой учебной деятельности.
Используемые педагогические технологии при преподавании 1-го модуля – игровые, развивающие, диагностические.
Специфика преподавания курса ученикам 1-го класса.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок каждый день должен ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определенно школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.
В этот же период жизни, в 6,5 – 7 лет меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе позволит изучение ими темы «Здравствуй, школа!», в которой необходимая для знакомства со школьной ситуацией информация дана в систематизированном виде.
В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей в силу различных причин. В одном классе учатся дети разных национальностей. Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения. Занятия данного курса помогут создать благоприятные условия для знакомства детей друг с другом, доброжелательную атмосферу в классе.
Кроме того, в данный курс введена тема «Из истории слов», при изучении которой через коммуникативно-речевые ситуации стимулируется развитие устной речи учащихся, обогащается их словарный запас. Знакомясь с историями из жизни слов, сопровождающих нас ежедневно, первоклассники совершат увлекательные путешествия в наше прошлое, получат сведения о том, откуда пришло то или иное слово в современный русский язык и что оно означает.
Включение в курс изучения детского фольклора (считалок, дразнилок, мирилок, потешек и т.д.) пожжет первоклассникам познакомиться с речевым богатством родного языка, народной мудростью, народным поэтическим словом.
Народные игры являются традиционным средством воспитания и обучения детей. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Этими положениями обосновано включение в программу курса темы, посвященной разучиванию национальных народных игр.
Принцип отбора содержания материала 1-го модуля:
- самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры;
- разнообразие культур народов мира;
- мировая культура, открытая в обилии исторических пластов, связей и влияний.
Ожидаемые результаты обучения учащихся:
- расширение культурного кругозора;
- повышение уровня мультикультурных знаний учащихся и навыков их использования в учебном процессе, в общении;
- повышение уровня гражданской ответственности учащихся за свою учебу и поведение, за выполнение простейших общественных поручений;
- повышение уровня познавательной активности учащихся, приобщение к поисковой учебной деятельности.
Формы и методы контроля:
- наблюдение за уровнем активности учащихся на уроках, за ходом выполнения ими внеклассной самостоятельной деятельности, за динамикой изменения межличностных отношений;
- психологическое тестирование по выявлению динамики адаптации учащихся в учебный процесс, динамики изменения толерантности, агрессивности, креативности.
Основные отличия занятий внеурочной деятельности от урока то, что внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развитие их индивидуальности, оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств их личности.
В отличии от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечение.
В своей внеклассной работе я стараюсь быть очень внимательной к личности ребенка и к его интересам. Помогаю детям раскрыть индивидуальность, таланты, помогаю открыть перспективы для будущего развития личности, даю возможность каждому самоутвердиться.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящими в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах общества, человека, государства.
Цель программы по духовно-нравственному воспитанию – создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проведения творческой индивидуальности каждого ребёнка.
Программа должна соответствовать специфике начального образования детей и способствовать:
- духовному и личностному росту учащихся;
- развитию творческого и логического мышления;
- развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
- обучение умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
- развитию способностей к самопознанию, формированию положительной «я- концепции».
Задачи воспитания:
*сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;
* пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические,
* сформировать человеческие устои, понимание добра и зла;
* не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца4
* сформировать культуру общения;
* воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;
* приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
Предполагаемым результатом духовно-нравственной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреплёнными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
* умение выслушивать его до конца;
* не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
* открытость и доступность учащимся.
Планируемые результаты.
Воспитанники
- дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям.
- они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
- они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
- они способны к изменению самих себя.
Направления воспитательной работы:
Я – ЧЕЛОВЕК (социализация)
Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребёнка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия. Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Я и СЕМЬЯ (семейное воспитание)
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье, в обществе.
МОЙ МИР ЗНАНИЙ. (учебно-воспитательное)
Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формировании умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.
Я И ПРИРОДА (экологическое воспитание)
Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Я – защитник Отечества.
Я И ОТЕЧЕСТВО (патриотическое воспитание)
Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановит утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы
Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"
Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель: Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...
статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
Пономарева Г.Ю. г.Троицк, МБОУ «Лицей №17» У...
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...