Веселый светофор
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
Рассмотрено Школьным методическим объединением Руководитель ШМО _________________Протокол № от г. | Утверждаю Директор школы № 15 __________ № от г. |
Рабочая программа
кружковой деятельности
«Веселый светофор»
(1 класс)
Пояснительная записка
Программа кружка «Веселый светофор» для старшего дошкольного возраста разработана в рамках:
- Федерального закона РФ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г. Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года)
- Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Веселый светофор» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Веселый светофор» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, а также систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме;
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы образовательной деятельности дошкольников;
- активизация пропагандистской деятельности среди родительской общественности по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные);
- просмотр видеофильмов;
- выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)
2. Разметка на асфальте на территории.
3. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
4. Методический инструментарий.
5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.
6. Консультации для родителей, видеоматериалы ознакомительной и обучающей направленности.
Работа с детьми:
При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- ребенок – пешеход;
- ребенок – пассажир городского транспорта;
- ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
Методы деятельности педагога:
- в деятельности - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
- наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
- в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример); - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Организация образовательного процесса:
Подгрупповая (12 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 2 раза в месяц.
Педагогическая диагностика и оценка результатов образовательной деятельности.
Форма проведения педагогической диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за деятельностью ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и осуществления деятельности непосредственно связанной с задачами программы. Данные о результатах заносятся в диагностическую карту индивидуальных достижений детей. Анализ диагностических карт развития позволяет оценить эффективность внедрения программы дополнительного образования и рациональность организации образовательного процесса в группе детского сада, определить уровень сформированности конкретных знаний относительно данного программного раздела.
Правильно построенная работа с детьми не может быть без педагогической диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности. Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в начале года - в октябре и в конце года – в апреле) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Результаты диагностической работы используются в следующих видах деятельности:
- планировании непосредственно образовательной и воспитательной работе с детьми;
- отборе и постановке программных образовательных и воспитательных задач;
- использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
- в создании предметно-развивающей пространственной среды группы;
- в организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
- в определении временной нагрузки на каждого ребёнка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; в результате анализа детских работ.
Графическая запись знаний детьми правил дорожного движения.
Фамилия, имя ребёнка: |
| ||
Дата обследования: |
| ||
Вопросы по которым проводится опрос и обследование | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Какие виды транспорта ты знаешь? |
|
|
|
Для чего нужен пассажирский транспорт? |
|
|
|
Где его ожидают люди? |
|
|
|
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте? |
|
|
|
Правила поведения в общественном транспорте. |
|
|
|
Что такое перекрёсток? |
|
|
|
Что такое «зебра»? |
|
|
|
Для чего нужен «Островок безопасности»? |
|
|
|
Кто контролирует движение? |
|
|
|
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД. |
|
|
|
На какие две части делится дорога? |
|
|
|
Правила перехода улицы. |
|
|
|
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? |
|
|
|
Где разрешается ездить на велосипеде? |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход». |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение». |
|
|
|
Результаты подсчета | высокий | средний | низкий |
Суммарный диапазон | 38-57 | 29-37 | 19-28 |
Характеристика уровней при оценке знаний детьми
Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним(I) «1» балл.
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средний уровень (II)«2» балла.
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III)«3» балла
Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
К концу обучения дети:
- знают все сигналы светофора и рассказывают об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;
- знают дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
- имеют представление об основных правилах дорожного движения, где можно переходить проезжую часть;
- узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать их: водный, воздушный, наземный, умеют объяснить их назначение;
- называют правила поведения в транспорте, на проезжей части, на улице.
Перспективный план работы
Список литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
- Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: 2005.
- Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.
- Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Постановление Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 932 "Об утверждении областной государственной программы "Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области" на 2014 - 2020 годы;
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г.Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года);
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Рекомендуемая литература для родителей и детей:
- «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2012года;
- «Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода)». Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000;
- «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
- Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль».
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
- Прокофьева С., Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
- Усачёв А. «Домик у перехода»;
- Шалаева Г.П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М.: Эксмо, 2004.
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». – М.: Прометей, 2003.
- Элькин Г.Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте.- С.-Пт.:Литера. 2008;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Веселый светофор"
Знать правила ПДД должен каждый)))...
Веселый светофор
Урок для изучения правил ПДД. Он необходим для того, чтобы дети не подвергали свою жизнь и жизнь других людей опасности....
Мероприятие "Веселый светофор"
Закрепление знаний по ПДД...
классный час "Веселый светофор"
Классный час по правилам дорожного движения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый светофор"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Весёлый светофор»для 1-4 классовначального общего образованияучителей начальных классов...
Сценарий внеклассного занятия " Веселый светофор!"
Игровое занятие о ПДД в рамках внеурочной деятельности....
квест по ПДД по Теме "Мой веселый светофор"
Во 2 классе прошел квест по ПДД по Теме "Мой веселый светофор" В ходе которого дети выполняя задания знакомились с правилами дорожного движения....