Веселый светофор
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
Рассмотрено Школьным методическим объединением Руководитель ШМО _________________Протокол № от г. | Утверждаю Директор школы № 15 __________ № от г. |
Рабочая программа
кружковой деятельности
«Веселый светофор»
(1 класс)
Пояснительная записка
Программа кружка «Веселый светофор» для старшего дошкольного возраста разработана в рамках:
- Федерального закона РФ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г. Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года)
- Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Веселый светофор» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Веселый светофор» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, а также систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме;
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы образовательной деятельности дошкольников;
- активизация пропагандистской деятельности среди родительской общественности по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные);
- просмотр видеофильмов;
- выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)
2. Разметка на асфальте на территории.
3. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
4. Методический инструментарий.
5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.
6. Консультации для родителей, видеоматериалы ознакомительной и обучающей направленности.
Работа с детьми:
При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- ребенок – пешеход;
- ребенок – пассажир городского транспорта;
- ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
Методы деятельности педагога:
- в деятельности - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
- наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
- в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример); - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Организация образовательного процесса:
Подгрупповая (12 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 2 раза в месяц.
Педагогическая диагностика и оценка результатов образовательной деятельности.
Форма проведения педагогической диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за деятельностью ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и осуществления деятельности непосредственно связанной с задачами программы. Данные о результатах заносятся в диагностическую карту индивидуальных достижений детей. Анализ диагностических карт развития позволяет оценить эффективность внедрения программы дополнительного образования и рациональность организации образовательного процесса в группе детского сада, определить уровень сформированности конкретных знаний относительно данного программного раздела.
Правильно построенная работа с детьми не может быть без педагогической диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности. Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в начале года - в октябре и в конце года – в апреле) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Результаты диагностической работы используются в следующих видах деятельности:
- планировании непосредственно образовательной и воспитательной работе с детьми;
- отборе и постановке программных образовательных и воспитательных задач;
- использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
- в создании предметно-развивающей пространственной среды группы;
- в организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
- в определении временной нагрузки на каждого ребёнка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; в результате анализа детских работ.
Графическая запись знаний детьми правил дорожного движения.
Фамилия, имя ребёнка: |
| ||
Дата обследования: |
| ||
Вопросы по которым проводится опрос и обследование | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Какие виды транспорта ты знаешь? |
|
|
|
Для чего нужен пассажирский транспорт? |
|
|
|
Где его ожидают люди? |
|
|
|
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте? |
|
|
|
Правила поведения в общественном транспорте. |
|
|
|
Что такое перекрёсток? |
|
|
|
Что такое «зебра»? |
|
|
|
Для чего нужен «Островок безопасности»? |
|
|
|
Кто контролирует движение? |
|
|
|
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД. |
|
|
|
На какие две части делится дорога? |
|
|
|
Правила перехода улицы. |
|
|
|
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? |
|
|
|
Где разрешается ездить на велосипеде? |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход». |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение». |
|
|
|
Результаты подсчета | высокий | средний | низкий |
Суммарный диапазон | 38-57 | 29-37 | 19-28 |
Характеристика уровней при оценке знаний детьми
Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним(I) «1» балл.
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средний уровень (II)«2» балла.
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III)«3» балла
Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
К концу обучения дети:
- знают все сигналы светофора и рассказывают об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;
- знают дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
- имеют представление об основных правилах дорожного движения, где можно переходить проезжую часть;
- узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать их: водный, воздушный, наземный, умеют объяснить их назначение;
- называют правила поведения в транспорте, на проезжей части, на улице.
Перспективный план работы
Список литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
- Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: 2005.
- Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.
- Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Постановление Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 932 "Об утверждении областной государственной программы "Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области" на 2014 - 2020 годы;
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г.Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года);
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Рекомендуемая литература для родителей и детей:
- «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2012года;
- «Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода)». Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000;
- «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
- Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль».
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
- Прокофьева С., Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
- Усачёв А. «Домик у перехода»;
- Шалаева Г.П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М.: Эксмо, 2004.
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». – М.: Прометей, 2003.
- Элькин Г.Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте.- С.-Пт.:Литера. 2008;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Веселый светофор"
Знать правила ПДД должен каждый)))...

Веселый светофор
Урок для изучения правил ПДД. Он необходим для того, чтобы дети не подвергали свою жизнь и жизнь других людей опасности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый светофор"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Весёлый светофор»для 1-4 классовначального общего образованияучителей начальных классов...

Сценарий внеклассного занятия " Веселый светофор!"
Игровое занятие о ПДД в рамках внеурочной деятельности....

квест по ПДД по Теме "Мой веселый светофор"
Во 2 классе прошел квест по ПДД по Теме "Мой веселый светофор" В ходе которого дети выполняя задания знакомились с правилами дорожного движения....