Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый светофор"
календарно-тематическое планирование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Весёлый светофор»
для 1-4 классов
начального общего образования
учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для внеурочной деятельности по ПДД | 86.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Весёлый светофор»
для 1-4 классов
начального общего образования
учителей начальных классов
2019г.
1. Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий своих действий.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа «Весёлый светофор» предусматривает успешное усвоение учащимися правил дорожного движения, истории возникновения правил дорожного движения, способствует выработке умений и навыков ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей во внеурочное время.
Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется с 1 класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в неделю по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 35 минут, в I классе – 25минут. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.
Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.
Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.
На занятиях учащиеся:
- приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
- усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
- учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
- усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
- учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем, маршрутным такси (соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
- знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги).
Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).
Для подготовки и проведения занятий и экскурсий учитель может привлекать общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Дидактические принципы:
- систематическое изучение правил дорожного движения;
- осознанность в их усвоении;
- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Направления программы:
• знакомство с историей ПДД;
• развитие практических навыков;
• применение их в реальной жизни.
Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- викторина, КВН по ПДД;
- игра;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.
Цель: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Обучающие (предметные)
- изучение Правил дорожного движения, истории их создания в России и за рубежом;
- изучение различных транспортных средств и их особенностей;
- обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
- изучение устройства велосипеда;
- обучение практическим навыкам вождения велосипеда;
- обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- изучение форм пропаганды безопасности движения.
Развивающие
- развитие творческих и мыслительных способностей детей;
- развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей;
- развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Воспитательные
- повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
- воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.
Задачи первого года обучения
1.Закрепить знания о пассажирском транспорте. Правила поведения в автобусе.
2. Дополнить представление об улице новыми знаниями: дома имеют разное назначение, машины движутся по проезжей части дороги. Движение машин может быть односторонним, двусторонним. Проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией.
3. Формировать представление о том, что разные машины имеют разное назначение. Познакомить с машинами специального назначения.
4. Добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через улицу.
5. Познакомить детей с дорожными знаками: «пешеходный переход», «пункт питания», «пункт медицинской помощи», «осторожно дети».
Задачи второго года обучения:
1. Углубить представления детей о правилах дорожного движения, полученные в других группах.
2. Дать более полные знания о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров. Переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого; в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты пешеходы должны пользоваться только ими. Прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту; там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть дороги для перехода, можно только при зеленом свете светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика. Пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливы, ожидать общественный транспорт можно лишь на посадочных площадках, а там где их нет, на тротуаре (обочине дороги).
3. Расширить знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.
4. Продолжить знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
5. Закрепить правильное употребление пространственной терминологии (слева-справа, спереди-сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
6. Углубить знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигнализации светофора.
7. Убедить детей в увлекательной игровой форме соблюдать элементарные правила безопасности.
8. Уметь применять правила в различных жизненных ситуациях.
Задачи третьего года обучения:
1. Углубить представления детей о правилах дорожного движения, полученные в 1-2 классе.
2. Развить умение оценивать действия водителей, пешеходов.
3. Расширить словарный запас по дорожной лексике (дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено»), добиться их понимания и осмысления.
4. Развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
5. Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД.
Задачи четвёртого года обучения:
1.Закрепить умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
2.Познакомить с подачей предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
3.Продолжить формировать порядок безопасного движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу, движения учащихся в колонне.
4.Позкнакомить с особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях, с оборудованием кузова сиденьями, наличием сопровождающих, установкой на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».
5.Познакомить с правилами оказания пострадавшим первой доврачебной помощи.
6.Формировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
7.Добиваться выполнений правил дорожного движения – закон для всех, невыполнение которых предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сроки реализации программы - 4 года. Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий, культурно-массовых мероприятий.
2.1 СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности
1 класс
Название разделов и тем | Коли-чество часов для изуче-ния | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды дея-тель-ности |
Введение. Раздел I. Виды транспорта. | 1 ч 10 ч | 1.1 Наземный транспорт (3 ч) Грузовой транспорт. Назначение. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Легковой автомобиль. Назначение. Сходства и различия легкового транспорта от грузового, пассажирского. 1.2 Личный транспорт (1 ч) Транспортные средства личного пользования: мопед, мотоцикл, машина, моторольер. Назначение. 1.3 Пассажирский (3 ч) Пассажирский транспорт. Сходство и различие между автобусом и троллейбусом. Сходство и различие между трамваем, автобусом и троллейбусом. Место нахождения остановки. Пассажиры. Правила поведения в пассажирском транспорте. 1.4 Машины специального назначения. Машины-помощники (2 ч) Машины специального назначения. Их назначение. Оснащение звуковыми и световыми сигналами. Правила их движения.Обязанности пешеходов при встрече с машинами специального назначения. Номер телефона служб: скорой помощи, милиции, пожарной. Машины-помощники: такси, трактор, комбайн, бульдозер, автокран. Их назначение. Правила их движения. 1.5 История создания транспорта (1 ч) История создания транспорта. Сходства и различия старинного транспорта с современным. | |
Раздел II. Труд взрослых. | 1 ч | 2.1 Водитель (1 ч) Важность, ответственность и необходимость в профессии водителя. Причины дорожно-транспортных происшествий. | |
Раздел III. Улица. | 2 ч | Улица. Её особенности. Моя улица. Мой город. Правила культурного поведения в общественных местах. | |
Раздел IV. Дорога. | 1 ч | Основные части улицы. Тротуар. Проезжая часть. Разметка. Осевая линия. «Зебра». Назначение разметки. | |
Раздел V. Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 8 ч | 5.1 Светофор и его сигналы (3 ч) Транспортный светофор. Его сигналы. Назначение. Пешеходный светофор. Его сигналы. Назначение.
Дорожная азбука. Знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка», «Техническое обслуживание автомобилей», «Автозаправочная станция», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Телефон». Назначение. Место их расположения. | |
Раздел VI. Это должны знать все. | 7 ч | Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Правила поведения для пешеходов. Пешеходы – нарушители. Правила перехода через улицу по пешеходному переходу. Правила перехода через улицу по регулированному переходу. Игры во дворе. Опасные игры. Дорожно-транспортные происшествия, их причины. Дорожные ловушки. Проверь себя «Викторина Переходика». | |
Раздел VII. Мы – пассажиры. | 3 ч | Правила поведения в общественном транспорте. Правила перехода улиц при высадке из общественного транспорта: автобуса, троллейбуса, трамвая. Ожидание транспорта. Проект «Правила поведения для пешеходов и пассажиров». Повторение пройденного за год материала. Правила безопасного поведения. |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности
2 класс
Название разделов и тем | Коли-чество часов для изуче-ния | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды дея-тель-ности |
Раздел I. Виды транспорта. | 9 ч | 1.1 Грузовой (1 ч) Грузовой транспорт. Назначение. 1.2 Легковой (2 ч) Легковой автомобиль. Назначение. Сходства и различия легкового транспорта от грузового, пассажирского. Звуковые и световые сигналы, указатели. 1.3 Пассажирский (2 ч) Пассажирский транспорт. Сходство и различия пассажирского транспорта: автобуса, троллейбуса, трамвая. Пассажиры. Правила поведения в пассажирском транспорте. Остановка. 1.4 Машины специального назначения (1 ч) Машины специального назначения. Их назначение. Оснащение звуковыми и световыми сигналами. Правила их движения. Обязанности пешеходов при встрече с машинами специального назначения. Номер телефона служб: скорой помощи, милиции, пожарной. 1.5 Строительная техника (1 ч) Строительная техника. Виды. Назначение. 1.6 Велосипед (2 ч) Велосипед. Части велосипеда. История создания велосипеда. Правила для велосипедистов. | |
Раздел II. Труд взрослых. | 2 ч | 2.1 Водитель (1 ч) Важность, ответственность и необходимость в профессии водителя. Причины дорожно-транспортных происшествий. 2.2 Инспектор ГИБДД (1 ч) Работа сотрудника ГИБДД. Полицейский - регулировщик. Сигналы регулировщика. Их назначение. | |
Раздел III. Улица. | 1 ч | Моя улица. О чем разговаривает улица. Сходства и различия между улицей и дорогой. Темная улица. | |
Раздел IV. Дорога. | 6 ч | Перекрёсток. Островок безопасности. Площадь. Загородные дороги. Правила пешеходов по загородной дороге. Пешеходная дорожка. Велосипедная дорожка. Плохие дороги. | |
Раздел V. Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 8 ч | 5.1 Светофор и его сигналы (3 ч) Виды светофоров: транспортный, пешеходный, четырехсторонний. История изобретения уличного светофора. 5.2 Основные сигналы регулировщика (2 ч) Сигналы регулировщика. Их назначение. Правила перехода через улицу по жестам регулировщика. 5.3 Дорожные знаки (3 ч) Знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка», «Техническое обслуживание автомобилей», «Автозаправочная станция», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Телефон», «Пешеходная дорожка», «Велосипедное движение». Назначение. Место расположение. Классификация дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки приоритета. | |
Раздел VI. Это должны знать все. | 6 ч | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Проект «Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов». Опасные участки на пешеходной части улицы. Погодные условия. Восставление необычного письма Светофорика о том, как переходить дорогу, если нет пешеходного перехода. | |
Раздел VII. Мы – пассажиры. | 2 ч | Обозначение остановок маршрутных транспортных средств. Правила поведения в общественном транспорте. Обязанности при посадке. Обязанности при выходе из транспорта. Повторение пройденного за год материала. Правила безопасного поведения. Проверь себя «Викторина Светофорика». |
2.3 СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности
3 класс
2.4 СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности
4 класс
Название разделов и тем | Коли-чество часов для изуче-ния | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды дея-тель-ности |
Вводное занятие. | 1 ч | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. | |
Безопас- ность пешеходов и пассажиров | 5 ч | Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Выбор безопасной дороги в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. Проект «Безопасность пешеходов». Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. Настольные игры по ПДД. Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. | |
Понятия и термины ПДД. Сигналы. | 3 ч | Понятия и термины: участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие. | |
Безопас- ность пешеходов и пассажиров. Перекрёст- ки. | 5 ч | Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. Нерегулируемый перекресток. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. | |
Опасные ситуации на дорогах. Правила безопасного поведения. | 11 ч | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. Движение групп у учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | |
Когда ты станешь водителем. | 9 ч | Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Сигналы поворота и остановки рукой при движении на велосипеде. Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов. Остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Итоговое повторение пройденного материала. Правила безопасного поведения. Викторина «Проверь себя». |
3.1 Тематическое планирование
№/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Введение. Раздел I. Виды транспорта. | 1 ч 10 ч | |
2 | Раздел II. Труд взрослых. | 1 ч | |
3 | Раздел III. Улица. | 2 ч | |
4 | Раздел IV. Дорога. | 1 ч | |
5 | Раздел V. Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 8 ч | |
6 | Раздел VI. Это должны знать все. | 7 ч | |
7 | Раздел VII. Мы – пассажиры. | 3 ч | |
ИТОГО: | 7 | 33 Ч |
3.2 Тематическое планирование
№/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Раздел I. Виды транспорта. | 9 ч | |
2 | Раздел II. Труд взрослых. | 2 ч | |
3 | Раздел III. Улица. | 1 ч | |
4 | Раздел IV. Дорога. | 6 ч | |
5 | Раздел V. Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 8 ч | |
6 | Раздел VI. Это должны знать все. | 6 ч | |
7 | Раздел VII. Мы – пассажиры. | 2 ч | |
ИТОГО: | 7 | 34 Ч |
3.3 Тематическое планирование
№/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Вводное занятие. | 1 ч | |
2 | Раздел I. Повторение за 1-3 класс. Улица. | 9 ч | |
3 | Раздел II. Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 8 ч | |
4 | Раздел III. Дорога. | 6 ч | |
5 | Раздел IV. Это должны знать все. | 10 ч | |
ИТОГО: | 5 | 34 Ч |
3.4 Тематическое планирование
№/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Вводное занятие. | 1 ч | |
2 | Безопас- ность пешеходов и пассажиров. | 5 ч | |
3 | Понятия и термины ПДД. Сигналы. | 3 ч | |
4 | Безопас- ность пешеходов и пассажиров. Перекрёст- ки. | 5 ч | |
5 | Опасные ситуации на дорогах. Правила безопасного поведения. | 11 ч | |
6 | Когда ты станешь водителем. | 9 ч | |
ИТОГО: | 6 | 34 Ч |
4.1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Веселый светофор»
для 1 класса
(количество часов: в год – 33ч; в неделю – 1ч)
№ п\п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация с учётом специфики курса |
1 | Введение. (1ч) | |||
Раздел I. Виды транспорта (10ч) | ||||
2-4 | Наземный транспорт. | |||
5 | Личный транспорт. | |||
6-8 | Пассажирский | |||
9-10 | Машины специального назначения Машины-помощники. | |||
11 | История создания транспорта. | |||
Раздел II. Труд взрослых (1ч) | ||||
12 | Водитель. | |||
Раздел III. Улица(2ч) | ||||
13 | Улица. Её особенности. Моя улица. Мой город. | |||
14 | Правила культурного поведения в общественных местах. | |||
Раздел IV. Дорога (1ч) | ||||
15 | Основные части улицы. Разметка. Назначение разметки. | |||
Раздел V. Наши верные друзья на улицах и дорогах (8ч) | ||||
16 | Транспортный светофор. Его сигналы. Назначение. | |||
17 | Пешеходный светофор. Его сигналы. Назначение. | |||
18 | Закрепление. Светофор и его сигналы | |||
19 | Дорожная азбука. Знаки «Пешеходный переход», «Дети». | |||
20 | Дорожная азбука. Знак «Остановка». | |||
21 | Знаки «Техническое обслуживание автомобилей», «Автозаправочная станция». | |||
22 | Знаки «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Телефон». | |||
23 | Закрепление. Дорожные знаки. | |||
Раздел VI. Это должны знать все (7ч) | ||||
24 | Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. | |||
25 | Правила поведения для пешеходов. Пешеходы – нарушители. | |||
26 | Правила перехода через улицу по пешеходному переходу. | |||
27 | Правила перехода через улицу по регулированному переходу. | |||
28 | Игры во дворе. Опасные игры. | |||
29 | Дорожно-транспортные происшествия, их причины. Дорожные ловушки. | |||
30 | Закрепление по теме «Это должны знать все». Проверь себя «Викторина Переходика». | |||
Раздел VII. Мы – пассажиры (3ч) | ||||
31 | Правила поведения в общественном транспорте. | |||
32 | Правила перехода улиц при высадке из общественного транспорта: автобуса, троллейбуса, трамвая. | |||
33 | Проект №1 «Правила поведения для пешеходов и пассажиров». | |||
Всего | 33 ч |
4.2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Веселый светофор»
для 2 класса
(количество часов: в год – 34ч; в неделю – 1ч)
№ п\п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация с учётом специфики курса |
Раздел I. Виды транспорта (9ч) | ||||
1 | Грузовой. | |||
2-3 | Легковой. | |||
4-5 | Пассажирский. | |||
6 | Машины специального назначения. | |||
7 | Строительная техника. | |||
8-9 | Велосипед. | |||
Раздел II. Труд взрослых (2ч) | ||||
10 | Водитель. | |||
11 | Инспектор ГИБДД. | |||
12 | Раздел III. Улица | |||
Раздел IV. Дорога (6ч) | ||||
13 | Перекрёсток. Островок безопасности. | |||
14 | Площадь. Площади моего городе. | |||
15 | Загородные дороги. Правила пешеходов по загородной дороге. | |||
16 | Пешеходная дорожка. | |||
17 | Велосипедная дорожка. | |||
18 | Закрепление по теме «Дорога». Необычное письмо Светофорика. | |||
Раздел V. Наши верные друзья на улицах и дорогах (8ч) | ||||
19-21 | Светофор и его сигналы. | |||
22-23 | Основные сигналы регулировщика. | |||
24-26 | Дорожные знаки. | |||
Раздел VI. Это должны знать все (6ч) | ||||
27-28 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |||
29-30 | Опасные участки на пешеходной части улицы. Погодные условия. | |||
31-32 | Проект № 1 «Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов». | |||
Раздел VII. Мы – пассажиры (2ч) | ||||
33 | Мы – пассажиры. | |||
34 | Проверь себя «Викторина Светофорика». | |||
Всего | 34 ч |
4.3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Веселый светофор»
для 3 класса
(количество часов: в год – 34ч; в неделю – 1ч)
№ п\п | Тема занятия | Дата | Корректи ровка КТП | Дополнительная информация с учётом специфики курса | ||
1 | Вводное занятие | |||||
Раздел I. Повторение за 1-3 класс. Улица. (10ч) | ||||||
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | |||||
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | |||||
5 | Остановочный путь и скорость движения. | |||||
6 | Пешеходные переходы. | |||||
7-8 | Нерегулируемые перекрёстки. | |||||
9 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | |||||
10-11 | Проект №1 «История светофора». | |||||
Раздел II. Наши верные друзья на улицах и дорогах (8ч) | ||||||
12 | Регулировщик и его сигналы. | |||||
13 | Где ещё можно переходить дорогу. | |||||
14 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | |||||
15 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | |||||
16 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | |||||
17 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | |||||
18-19 | Проект №2 «Зелёная дорога». | |||||
Раздел III. Дорога (6ч) | ||||||
20 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | |||||
21 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | |||||
22 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | |||||
23 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | |||||
24-25 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». | |||||
Раздел IV. Это должны знать все (9ч) | ||||||
26-27 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | |||||
28 | Где можно и где нельзя играть. | |||||
29-30 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | |||||
31 | Ты – велосипедист. | |||||
32 | Поездка за город. | |||||
33 | Улица глазами водителей. | |||||
34 | Итоговое занятие. Проверь себя «Дорожная викторина». | |||||
Всего | 34 ч |
4. 4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Веселый светофор»
для 4 класса
(количество часов: в год – 34ч; в неделю – 1ч)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация с учётом специфики курса |
1. | Вводное занятие | |||
Безопасность пешеходов и пассажиров (5ч) | ||||
2 | Безопасность пешеходов. | |||
3 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». | |||
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | |||
5 | Практическое занятие: « Знаем ли мы правила дорожного движения». | |||
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | |||
Понятия и термины ПДД. Сигналы. (3ч) | ||||
7 | Основные понятия и термины ПДД | |||
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | |||
9 | Предупредительные сигналы. | |||
Безопасность пешеходов и пассажиров. Перекрёстки. (5ч) | ||||
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | |||
11 | Перевозка людей | |||
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | |||
13 | Нерегулируемые перекрестки. | |||
14 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». | |||
Опасные ситуации на дорогах. Правила безопасного поведения. (11ч) | ||||
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | |||
16 | Труд водителя | |||
17 | Разбор дорожной ситуации на макете. | |||
18 | Проект №4 «Ситуации на дороге». | |||
19 | Дорожные знаки | |||
20 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. | |||
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке | |||
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | |||
24-25 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | |||
Когда ты станешь водителем. (9ч) | ||||
26 | Обязанности велосипедистов. | |||
27-28 | Оценка дорожных ситуаций | |||
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер | |||
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | |||
32 | Ответственность за нарушение ПДД. | |||
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | |||
34 | Итоговое занятие. Викторина «Проверь себя». |
5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучения по данной программе являются:
- развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов учащихся в различных дорожных ситуациях;
- формирование потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять Правила дорожного движения;
- воспитание ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения по данной программе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах; анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
5. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
6. Освещение результатов деятельности в постоянно действующем школьном уголоке безопасности дорожного движения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1 класс
По окончанию первого года обучения дети получат возможность узнать:
- сигналы светофора и их назначение (дорожный, пешеходный);
- виды транспорта и их назначение (легковой, грузовой, пассажирский, машины специального назначения);
- историю создания транспорта;
- о труде водителя;
- дорожную разметку и её назначение;
- знаки: «Пешеходный переход», «Остановка», «Станция технического обслуживания», «Автозаправочная станция», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»;
- правила поведения в автобусе;
- правила поведения пешеходов;
- правила при переходе через улицу;
- правила поведения на улице.
Учащиеся 1-го класса получат возможность научиться:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
2 класс
По окончанию второго года обучения дети получат возможность узнать (кроме перечисленного выше):
Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров;
- правила поведения на улице;
- основные сигналы регулировщика;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
- меры предосторожности в опасных ситуациях.
Иметь представление:
- о строительной технике, её назначении;
- о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице;
- о назначение дорожных знаков и их начертание (предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса);
- о велосипеде;
- о перекрестке;
- об островке безопасности;
- о площади;
- о загородной дороге.
Учащиеся 2-го класса получат возможность научиться:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях,
при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
3 класс
По окончанию третьего года обучения дети получат возможность узнать (кроме перечисленного для 1-2-го класса):- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
Учащиеся 3-го класса получат возможность научиться:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
По окончанию четвертого года обучения дети получат возможность узнать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса получат возможность научиться:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Перечень учебно-методического обеспечения:
| Изучаем ПДД. 1-4 классы. Тематические занятия, кл. часы и викторины | А.В. Бармин, Е.А. Гальцов, |
|
|
| Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников |
|
|
|
| Изучаем ПДД: разработки уроков и тематических занятий 1-4 кл. |
|
|
|
| Справочник классного руководителя: внеклассная работа по изучению ПДД в школе |
|
|
|
| Профилактика детского дорожного транспортного травматизма. Система работы в ОУ |
|
|
|
| Предметная неделя по правилам дорожного движения |
|
|
|
| Правила дорожного движения для школьников. Серия «Здравствуй, школа!» |
|
|
|
| Дорожные знаки в картинках | Издательство «Гном и Д» |
| |
| «Путешествие на зелёный свет. Я пешеход». №5,6 Познавательное пособие для младшего школьного возраста |
| ||
| Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1-4 класс. Пособие для учителя | Ижевский П. В., Хренников Б.О., Александров И.В., Маслов М.В. |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольно-диагностические материалы реализации программы
Вопросы итогового контроля знаний учащихся:
1. Назови участников дорожного движения.
2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
3. Назови части городской (загородной) дороги.
4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
5. Как называется место, где пересекаются улицы?
6. Назовите типы перекрёстков.
7. Какие бывают пешеходные переходы?
8. Расскажи свой путь «Дом – школа»
9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
10. Где следует ожидать общественный транспорт?
11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
14. Что такое «зебра»?
15. Что такое «островок безопасности»?
16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
17. Какие бывают пешеходные переходы?
18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
19. Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
21. Где должны ходить пешеходы?
22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
23. Какие дорожные знаки тебе известны?
24. Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
25. Какие бывают светофоры?
26. Что означает каждый сигнал светофора?
27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
29. Какое движение называют правосторонним и почему?
30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Контрольные вопросы:
1 класс.
- Кого называют пешеходом?
- Что такое транспорт?
- Для чего предназначен тротуар?
- Что такое перекресток?
- Для чего служат ПДД?
- Для чего служит проезжая часть?
- Где надо переходить улицу?
- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
- Где можно играть?
- Как нужно вести себя на улице?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каких местах устанавливается знак «Дети»?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Почему опасно цепляться за автомобили?
- Почему на санках нельзя кататься на улице?
- Где нужно ожидать общественный транспорт?
- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
- Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс.
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс.
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Светофор"
Данная программа предназначена для использования в образовательном процессе для учащихся 1-4 классов по ППД...
Рабочая программа работы отряда ЮИД «Светофор» 1 класс
Цель программы Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.Задачи:·...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (факультатив «Весёлый светофор») для 1-4 классов
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа факуль...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Светофор"
В программе соблюдены все требования ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Светофор"
Рабочая программа к курсу «Светофор»составлена в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основепрограммы Безопасность доро...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Светофор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Светофор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый светофор"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета, содержание программы, календарно-тематичесое планирование....