Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для 1-2 классов
рабочая программа (1, 2 класс)
Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 1- 2 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_1-2_klass_2021-2022.docx | 49.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса
«Финансовая грамотность»
для 1-2 классов
Составитель: учитель начальных классов,
Берестнева Инна Николаевна
п.г.т. Анна
2021 г.
Пояснительная записка
Цель программы: развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи: научить детей использовать имеющиеся знания о финансах в повседневной жизни; воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье; применять опыта полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 1- 2классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом:
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей».
- Авторской программы «Финансовая грамотность» О.Н. Исупова1 – 4 классы.
- Учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Место учебного курса в плане школы
«Финансовая грамотность» реализуется за счет часов, учебного плана, формируемых участниками образовательных отношений.
По учебному плану МБОУ СОШ «Аннинский Лицей» краткосрочный учебный курс в 1 классах проводится во 2 полугодии по 1ч. в неделю: в 3 четверть – 10 ч, в 4 четверти – 8 ч.
Во 2 классах проводится в 1 полугодии по 1 ч в неделю: 2 четверть- 7 ч, во 2 полугодии по 1 ч в неделю: 3 четверть- 10 ч, 4 четверть-8ч.
Учебные пособия.
Финансовая грамотность. Рабочая тетрадь 1-4 класс / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, А.В. Половникова и др.] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание учебного курса
«Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой, ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
«Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
«Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
«Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
«Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
«На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
« Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия: бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
«Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Тематическое планирование учебного материала
1 класс
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему | |
3 четверть | 4 четверть | |
Что такое деньги и откуда они взялись | 1 | 1 |
Рассмотрим деньги поближе | 1 | 1 |
. Защита от подделок. | 1 | 1 |
Какие деньги были раньше в России. | 1 | 1 |
Современные деньги России и других стран. | 1 | 1 |
Откуда в семье деньги | 1 | 0,5 |
На что тратятся деньги. | 1 | 0,5 |
Как грамотно управлять своими деньгами. | 1 | 1 |
Как делать сбережения. | 1 | 0,5 |
Итоговый проект. Тест | 1 | 0,5 |
Итого | 10 | 8 |
Тематическое планирование учебного материала
2 класс
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему | ||
2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Что такое деньги и откуда они взялись | 1 | 1 | 1 |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | 1 | 2 | 1 |
Какие деньги были раньше в России. | 1 | 1 | 1 |
Современные деньги России и других стран. | 1 | 1 | 1 |
Откуда в семье деньги | 0,5 | 1 | 1 |
На что тратятся деньги. | 0,5 | 1 | 1 |
Как грамотно управлять своими деньгами. | 1 | 1 | 1 |
Как делать сбережения. | 0,5 | 1 | 0,5 |
Итоговый проект. Тест | 0,5 | 1 | 0,5 |
Итого | 7 | 10 | 8 |
Календарно – тематическое планирование учебного материала по учебному курсу
«Финансовая грамотность» на 2021-2022 уч.г.
для 1 «А», 1 «Б», 1 «В» класса
Учитель: Берестнева И.Н.
№ урока | Дата урока | Тема урока (тип урока) | Пункт или страницы учеб. пособия | Формы организации неаудиторных занятий 10 зан. -100% | Формы контроля | ||||
план | факт | ||||||||
3 четверть(10ч.) | |||||||||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | Круг. стол | Текущ. | ||||||
2 | Рассмотрим деньги поближе. | Поиск. деят-ть | Текущ. | ||||||
3 | Защита от подделок. | Круг. стол | Текущ. | ||||||
4 | Какие деньги были раньше в России. | Поиск. деят-ть | Текущ. | ||||||
5 | Современные деньги России и других стран. | Поиск. деят-ть | Текущ. | ||||||
6 | Откуда в семье деньги | Круг. стол | Текущ. | ||||||
7 | На что тратятся деньги. Как грамотно управлять своими деньгами. | Поиск. деят-ть | Текущ. | ||||||
8 | Как делать сбережения. Итоговый проект. | Круг. стол | Текущ. | ||||||
9 | Как делать сбережения. | Круг.стол | Текущ. | ||||||
10 | Итоговый проект. Тест | проект | Итог. | ||||||
4 четверть (8ч.) | |||||||||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | Круг.стол | Текущ. | ||||||
2 | Рассмотрим деньги поближе. | Поиск.деят-ть | Текущ. | ||||||
3 | Защита от подделок. | Круглый стол | текущий | ||||||
4 | Какие деньги были раньше в России. | Поиск.деят-ть | Текущ. | ||||||
5 | Современные деньги России и других стран. | Поиск.деят-ть | Текущ. | ||||||
6 | Откуда в семье деньги | Круг.стол | Текущ. | ||||||
7 | На что тратятся деньги. | Поиск.деят-ть | Текущ. | ||||||
8 | Как грамотно управлять своими деньгами. | Круг.стол | Текущ. |
Календарно – тематическое планирование учебного материала по учебному курсу
«Финансовая грамотность» на 2021-2022 уч.г.
для 2 «А», 2 «Б», 2 «В» класса
Учитель: Берестнева И.Н.
№ урока | Дата урока | Тема урока (тип урока) | Пункт или страницы учеб. пособия | Формы организации неаудиторных занятий 10 зан. -100% | Формы контроля | |||||
план | факт | |||||||||
2 четверть (7ч.) | ||||||||||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | Круг. стол | Текущ. | |||||||
2 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
3 | Какие деньги были раньше в России. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
4 | Современные деньги России и других стран. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
5 | Откуда в семье деньги. На что тратятся деньги. | Круг. стол | Текущ. | |||||||
6 | Как грамотно управлять своими деньгами. Как делать сбережения. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
7 | Итоговый проект. Тест | Круг. стол | Текущ. | |||||||
3 четверть(10ч.) | ||||||||||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | Круг. стол | Текущ. | |||||||
2 | Рассмотрим деньги поближе. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
3 | Защита от подделок. | круглыйстол | Текущ. | |||||||
4 | Какие деньги были раньше в России. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
5 | Современные деньги России и других стран. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
6 | Откуда в семье деньги. | Круг. стол | Текущ. | |||||||
7 | На что тратятся деньги. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
8 | Как грамотно управлять своими деньгами. | Круг. стол | Текущ. | |||||||
9 | Как делать сбережения. | Поиск. деят-ть | Текущ. | |||||||
10 | Итоговый проект. | Круг. стол | Итог. | |||||||
4 четверть (8ч.) | ||||||||||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | Круг.стол | Текущ. | |||||||
2 | Рассмотрим деньги поближе. | Поиск.деят-ть | Текущ. | |||||||
3 | Защита от подделок. | Круглый стол | Текущ. | |||||||
4 | Какие деньги были раньше в России. | Поиск.деят-ть | Текущ. | |||||||
5 | Современные деньги России и других стран. | Поиск.деят-ть | Текущ. | |||||||
6 | Откуда в семье деньги. На что тратятся деньги. | Круг.стол | Текущ. | |||||||
7 | Как грамотно управлять своими деньгами. | Круг.стол | Текущ. | |||||||
8 | Как делать сбережения. Итоговый проект. Тест | Круг.стол | Текущ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование....
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
Внеурочное занятие по курсу: «финансовая грамотность». с обучающимися 3 класса
Внеурочное занятие рассчитано для детей начального звена в возрасте 8-10 лет. На занятии обучающиеся раскроют роль денег в нашей жизни, научатся различать понятия "бартер, монета, купюра, рассчёт...
Конспект внеурочного занятия "Кто такие финансовые мошенники?" (Курс: "Финансовая грамотность", 2 класс)
Планируемые результаты: научатсяЛичностные: понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансами.Познавательные: владеть основными понятиями «финансовое ...