Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для 1-2 классов
рабочая программа (1, 2 класс)

Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 1- 2 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_1-2_klass_2021-2022.docx49.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного курса

«Финансовая грамотность»

для 1-2 классов

Составитель: учитель начальных классов,

 Берестнева Инна Николаевна

п.г.т. Анна

2021 г.


Пояснительная записка

Цель программы: развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:  научить детей использовать имеющиеся знания о финансах  в повседневной жизни; воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье; применять опыта полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 1- 2классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом:

  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей».
  • Авторской программы «Финансовая грамотность»  О.Н. Исупова1 – 4 классы.
  • Учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Место учебного курса в плане школы

 «Финансовая грамотность» реализуется за счет часов, учебного плана, формируемых участниками образовательных отношений.

По учебному плану МБОУ СОШ «Аннинский Лицей» краткосрочный учебный курс в 1 классах проводится во 2 полугодии по 1ч. в неделю: в 3 четверть – 10 ч, в 4 четверти – 8 ч.

Во 2 классах проводится в 1 полугодии  по 1 ч в неделю: 2 четверть- 7 ч, во 2 полугодии по  1 ч в неделю: 3 четверть- 10 ч, 4 четверть-8ч.

Учебные пособия.

Финансовая грамотность. Рабочая тетрадь 1-4 класс / [О.Н. Исупова,  А.А. Козлова, А.В. Половникова и др.] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  •  стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  •  предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

Предметные результаты

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать виды и функции денег;
  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;
  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
  • проводить элементарные финансовые расчеты.

Содержание учебного курса

«Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой, ребятам впервые предлагается сведения о появлении  обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что  свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.  Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

«Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок»,  которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

«Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.

«Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

«Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

«На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

« Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия: бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

«Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Тематическое планирование учебного материала

 1 класс

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

3 четверть

 4 четверть

Что такое деньги и откуда они взялись

1

1

Рассмотрим деньги поближе

1

1

. Защита от подделок.

1

1

Какие деньги были раньше в России.

1

1

Современные деньги России и других стран.

1

1

Откуда в семье деньги

1

0,5

На что тратятся деньги.

1

0,5

Как грамотно управлять своими деньгами.

1

1

Как делать сбережения.

1

0,5

Итоговый проект. Тест

1

0,5

Итого

10

8

Тематическое планирование учебного материала

 2 класс

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

2 четверть

 3 четверть

4 четверть

Что такое деньги и откуда они взялись

1

1

1

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

1

2

1

Какие деньги были раньше в России.

1

1

1

Современные деньги России и других стран.

1

1

1

Откуда в семье деньги

0,5

1

1

На что тратятся деньги.

0,5

1

1

Как грамотно управлять своими деньгами.

1

1

1

Как делать сбережения.

0,5

1

0,5

Итоговый проект. Тест

0,5

1

0,5

Итого

7

10

8

Календарно – тематическое планирование  учебного материала по учебному курсу  

«Финансовая грамотность»  на 2021-2022 уч.г.

для 1 «А», 1 «Б», 1 «В» класса

Учитель: Берестнева И.Н.

№ урока

Дата урока

Тема урока

 (тип урока)

Пункт или страницы учеб. пособия

Формы организации неаудиторных занятий

10 зан.  -100%

Формы контроля

план

факт

3 четверть(10ч.)

1

Что такое деньги и откуда они взялись

Круг. стол

Текущ.

2

Рассмотрим деньги поближе.

Поиск. деят-ть

Текущ.

3

Защита от подделок.

Круг. стол

Текущ.

4

Какие деньги были раньше в России.

Поиск. деят-ть

Текущ.

5

Современные деньги России и других стран.

Поиск. деят-ть

Текущ.

6

Откуда в семье деньги

Круг. стол

Текущ.

7

На что тратятся деньги. Как грамотно управлять своими деньгами.

Поиск. деят-ть

Текущ.

8

Как делать сбережения. Итоговый проект.

Круг. стол

Текущ.

9

Как делать сбережения.

Круг.стол

Текущ.

10

Итоговый проект. Тест

проект

Итог.

4 четверть (8ч.)

1

Что такое деньги и откуда они взялись

Круг.стол

Текущ.

2

Рассмотрим деньги поближе.

Поиск.деят-ть

Текущ.

3

Защита от подделок.

Круглый стол

текущий

4

Какие деньги были раньше в России.

Поиск.деят-ть

Текущ.

5

Современные деньги России и других стран.

Поиск.деят-ть

Текущ.

6

Откуда в семье деньги

Круг.стол

Текущ.

7

На что тратятся деньги.

Поиск.деят-ть

Текущ.

8

Как грамотно управлять своими деньгами.

Круг.стол

Текущ.

Календарно – тематическое планирование   учебного материала по учебному курсу  

«Финансовая грамотность» на 2021-2022 уч.г.

для 2 «А», 2 «Б», 2 «В» класса

Учитель: Берестнева И.Н.

№ урока

Дата урока

Тема урока

 (тип урока)

Пункт или страницы учеб. пособия

Формы организации неаудиторных занятий

10 зан.  -100%

Формы контроля

план

факт

2 четверть (7ч.)

1

Что такое деньги и откуда они взялись

Круг. стол

Текущ.

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Поиск. деят-ть

Текущ.

3

Какие деньги были раньше в России.

Поиск. деят-ть

Текущ.

4

Современные деньги России и других стран.

Поиск. деят-ть

Текущ.

5

Откуда в семье деньги. На что тратятся деньги.

Круг. стол

Текущ.

6

Как грамотно управлять своими деньгами. Как делать сбережения.

Поиск. деят-ть

Текущ.

7

 Итоговый проект. Тест

Круг. стол

Текущ.

3 четверть(10ч.)

1

Что такое деньги и откуда они взялись

Круг. стол

Текущ.

2

Рассмотрим деньги поближе.

Поиск. деят-ть

Текущ.

3

Защита от подделок.

круглыйстол

Текущ.

4

Какие деньги были раньше в России.

Поиск. деят-ть

Текущ.

5

Современные деньги России и других стран.

Поиск. деят-ть

Текущ.

6

Откуда в семье деньги.

Круг. стол

Текущ.

7

На что тратятся деньги.

Поиск. деят-ть

Текущ.

8

Как грамотно управлять своими деньгами.

Круг. стол

Текущ.

9

Как делать сбережения.

Поиск. деят-ть

Текущ.

10

Итоговый проект.

Круг. стол

Итог.

4 четверть (8ч.)

1

Что такое деньги и откуда они взялись

Круг.стол

Текущ.

2

Рассмотрим деньги поближе.

Поиск.деят-ть

Текущ.

3

Защита от подделок.

Круглый стол

Текущ.

4

Какие деньги были раньше в России.

Поиск.деят-ть

Текущ.

5

Современные деньги России и других стран.

Поиск.деят-ть

Текущ.

6

Откуда в семье деньги. На что тратятся деньги.

Круг.стол

Текущ.

7

Как грамотно управлять своими деньгами.

Круг.стол

Текущ.

8

Как делать сбережения. Итоговый проект. Тест

Круг.стол

Текущ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование....

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...

Внеурочное занятие по курсу: «финансовая грамотность». с обучающимися 3 класса

Внеурочное занятие рассчитано для детей начального звена в возрасте 8-10 лет. На занятии обучающиеся раскроют роль денег в нашей жизни, научатся различать понятия "бартер, монета, купюра, рассчёт...

Конспект внеурочного занятия "Кто такие финансовые мошенники?" (Курс: "Финансовая грамотность", 2 класс)

Планируемые результаты: научатсяЛичностные: понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансами.Познавательные: владеть основными понятиями «финансовое ...