Рабочая программа воспитания 2а класса На 2023-2024учебный год
рабочая программа

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

      Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_ktp_vospitatelnyy.docx36.07 КБ
Файл programma_vospitaniya_20232klass.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Календарный план воспитательной работы 2А класса

на 2023-2024 учебный год

Дела, события, мероприятия, тема

Классы

Дата

Ответственные

1. Урочная деятельность (по плану)

  1. ШМО учителей начальных классов

(уроки по расписанию)

1-4

В течении года

Руководитель МО, учителя начальных классов

  1. ШМО учителей начальных классов

(неделя начальной школы)

1-4

ноябрь

Руководитель МО, учителя начальных классов

2.Внеурочная деятельность (по плану в течении года)

1.Духовно-нравственное

«Разговоры о важном»

2 а

понедельник

Классный руководитель

2.Спортивно-оздоровительное «Береги своё здоровье»

2 а

пятница

Классный руководитель

3.Социальное « Азбука финансовой грамотности»

2 а

вторник

Классный руководитель

4.Общекультурное «Сто дорог-одна моя»,

2 а

понедельник

Классный руководитель

5. Общеинтеллектуальное: читательская грамотность  «В гости к сказкам»

2 а

Классный руководитель

3.Классное руководство

  1. Классный час ( по плану классной работы)

2 а

еженедельно

Классный руководитель

  1. Субботник, генеральная уборка

2 а

Месячник (осень,весна), еженедельно

Классный руководитель

4.Основные школьные дела

  1. День знаний «Здравствуй, школа»

2 а

1 сентября

Классные руководители

  1. Акция «Внимание, дети!»

2 а

Сентябрь

Классные руководители

   3.Посвящение в первоклассники

2 а

Сентябрь

Классные руководители

  1. День учителя, день старшего поколения

2 а

Октябрь

Классные руководители, педагог – организатор

  1. Акция «Чистый двор» месячник по благоустройству территорий

2 а

Октябрь

Классные  руководители, ответственный за пришкольный участок

  1. Международный день белой трости

2 а

Октябрь

Классные руководители, узкие специалисты

  1. Международный день слепых, день толерантности

2 а

Ноябрь

Классные руководители, узкие специалисты

  1. День матери

2 а

Ноябрь

Классные руководители, педагог-организатор

  1. Мероприятия, приуроченные к Декаде инвалидов

2 а

Ноябрь

Классные руководители, узкие специалисты

  1. Конкурс – акция «Серебряные узоры»

2 а

Декабрь

Классные руководители, педагог-организатор

  1. Конкурс театральных постановок «В стране волшебных сказок»

2 а

Декабрь

Классные руководители, педагог-организатор

  1. «Новый год шагает по планете»

2 а

Декабрь

Классные руководители, педагог-организатор

  1. Прощание с букварем

2 а

Декабрь

Классные руководители

  1. Декада патриотического воспитания. День защитника Отечества.

Концерты, выступления участников военных событий, лекции, встречи, патриотические акции.

2 а

Февраль

В течение года.

Классные руководители, педагог-организатор, учитель истории и обществознания.

  1. Международный женский день 8 марта

2 а

Март

Классные руководители, педагог-организатор

  1. День космонавтики. Классный час.

2 а

Апрель

Классные руководители, педагог-организатор

  1. Акция «Чистый двор» месячник по благоустройству территории

2 а

Апрель

Классные  руководители, ответственный за пришкольный участок

  1. Мероприятия в декаду патриотического воспитания, посвященные Дню Победы 9 мая «Боевой листок», Окна Победы, Звезда героя

2 а

Май

Классные руководители, педагог-организатор

5.Организация предметно-пространственной среды

  1. Общешкольная линейка с активом школы с проведением церемонии поднятия (спускагосударственного флага Российской Федерации.

1-11

Еженедельно по понедельникам

Руководитель МО классных руководителей, учитель истории

  1. Экскурсии к мемориалу, памятнику воинам ВОВ

2 а

В течение года

Классный руководитель

6.Внешкольные мероприятия

  1. Экскурсии, посещение выставок, театров

2 а

В течение года

Классные руководители

7.Взаимодействие с родителями

  1. Родительские собрания: «Организованное начало учебного года»

Тема: Классное собрание:1.1. « Начало учебного года»

1-11

2 а

Сентябрь

сентябрь

Администрация школы, классные руководители

  1. Родительское собрание: «Итоги четверти». 

Семинар - практикум "Режим - это серьёзно". Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

Классные собрания:

     2.1« Итоги первого полугодия. Адаптация 1 классов»

  1. «Семейные традиции. Итоги 3 четверти»
  2. «Перелистывая страницы учебного года».

1-11

2 а

В течение года

декабрь

март

май

Классный  руководитель

  1. Встреча школьного родительского комитета

1-11

1 раз в четверть

Администрация школы, классные руководители

  1. Родительский день (встреча с учителями, открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия, посещение школьной столовой с дегустацией блюд, участие в организационных вопросах школы)

1-11

В течение года

Классные руководители Учителя-предметники Администрация школы

  1. Индивидуальные консультации с узкими специалистами

2 а

В течение года

ШМПК, классные руководители

  1. Штаб профилактики правонарушений

2 а

При необходимости

Администрация школы Классные руководители Учителя-предметники

  1. Университет родителей в ГЦДТ

1-11

В течении года

Классные руководители

8.Самоуправление

  1. Выборы командира класса, актива школы

2 а

сентябрь

Классные руководители

  1. Составление плана работы на четверть

2 а

Начало четверти

Классные руководители

  1. Проверка сохранности учебников

2 а

В течение года

Классные руководители

  1. Дежурство по классу

2 а

В течение года

Классные руководители

  1. Организация участия в школьных мероприятиях

2 а

В течение года

Классные руководители

  1. Участие в конкурсах

2 а

В течение года

Классные руководители, педагог-организатор

9. Профилактика и безопасность

  1. Проведение инструктивных занятий по безопасности дорожного движения; безопасности на воде, безопасности на транспорте; противопожарной безопасности; гражданской обороне; антитеррористической, антиэкстремистской безопасности

1-11

В течение года

Классные руководители

  1. Коррекционные занятия, тренинги, индивидуальные

1-11

В течение недели

Классные руководители

10. Социальное партнёрство

  1. Мероприятия с работниками социальной службы «Доверие»

2 а

В течение года

Классные руководители

  1. Посещение спортивной школы «Дельфин» (занятия плаванием)

2 а

В течение года

Классные руководители

11. Профориентация

  1. Классный час: «Все профессии важны»

1-11

1 раз в четверть

Классные руководители

Приложение 2

Социальный паспорт класса

Классный коллектив ___ класса сформирован в 2022году. На 01.09.2022г. в классе обучается _7_ человек. Из них: 3мальчиков,  4 девочки. В новом учебном году прибыли 2 ученика, Кабиров Ильдан из 35 школы и Хлюпин Никон, из нашей школы, коррекционного класса. На сегодняшний день в классе 9обучающихся: 4 девочки и 5 мальчиков.  

  Для них   оборудован  просторный, эстетично оформленный классный кабинет   с современной  школьной мебелью, системой раздвижных досок и систем хранения, техническими и электронными средствами обучения.

   Все учащиеся были зачислены в 1 класс  на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. Обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для слабовидящих 4.2.  До поступления в школу все посещали детский сад.

     К первому классу дети имеют разную степень готовности к обучению в школе.   Во время тестирования и собеседования   высокий уровень подготовленности к обучению в школе показала Самарина Анастасия,   средний уровень – Антипов Д, Хамидулин Д., Вельмизева Д, Вазигатова М ,   ниже среднего – Семенова София.    К сожалению, почти у всех выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи.

Все дети знают буквы, 4 ученика умеют читать по слогам.  Навыки самообслуживания соответствуют возрастным нормам.  

       При прохождении двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности.  Труднее адаптируются Варламов А, Семенова С. Варламов не привык выполнять требования учителя, огрызается, грубо, (иногда даже кричит)  отвечает на замечания учителей и одноклассников.  

 С первых дней занятий в школе выявляется группа ребят, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса – Самарина А, Вельмизева Д, Вазигатова М.  В классе есть дети, которые не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиям, осознанно воспринимают новый материал –  Антипов Д, Хамидулин Д.  Пока сложно переключаются на учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются – Антипов Д, Хамидулин Д , Варламов А.

 За год учебы мы добились успехов в учебе, соблюдении режимных моментов, научились дружить, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Вне школы дети посещают: бассейн.  Хамидулин Д,  Самарина А. дополнительно обучаются в музыкальной школе №7, Вельмизева Д посещает Арт студию и гимнастику.                                                                                         

        К внеклассным мероприятиям дети относятся с большим интересом, с удовольствием   принимают в них активное участие. Ярко выраженную индивидуальность, творчество и инициативу проявляют  все дети.
       Родители оказывают помощь в организации работы в классе. Родительский комитет работает  инициативно.  Все вопросы решаются организованно благодаря родительскому комитету в лице Бубис О.Н. ,  Хамидулиной А.Р., Антипову В.А. Хлюпиной А.Х.   Родители стараются уделять время своим детям.
       Классный и родительский коллектив находятся в стадии формирования. Отношения между ребятами дружелюбные, но чувство соперничества, очень сильно развитое у части ребят, невольно ведет к спорам. Некоторым учащимся бывает трудно адекватно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе. Но сначала сентября этого года вновь идет адаптация новых учеников, сложнее остальным детям принять их в коллектив.

     Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности.  6  детей   воспитываются в полных, благополучных семьях, 3  ребенка в неполной семье, с мамой.  

       Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрание родители ходят.

    Вазигатова М проживает в Тукаевском районе д. Азьмушкино, остальные дети –в городе.

        В этом году предстоит большая работа по     формированию классного и родительского коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.

 

ФИО

Полная семья

С отчимом/мачехой

Не полная семья

Опекунская семья

Кол-во детей в семье

Малообеспечанные

Дети-инвалиды

Родители инвалиды

беженцы

Гр.риска, ВШУ,ПДН,СОП

Не успевающие

  1. 11

Антипов Даниэль Вадимович

+

2

 

 

Вазигатова

Миляуша

Маратовна

+

1

+

Варламов Артур Сергеевич

 

+

2

+

+мама

ВельмизеваДоляна Дмитриевна

+

 

2

 

Кабиров Ильдан Ильдусович

+

1

+

Самарина Анастасия Игоревна

 

+

2

+

+

 

Семенова София Игоревна

 

 

+

1

 

Хамидулин Давид Константинович

+

2

+

Хлюпин Никон

+

2

+

Приложение 3

Темы классных часов

Даты

Тема классного часа

Ответственные

1.09

«Урок мира»

Классный руководитель

9.09

«Я и школа»

Классный руководитель

16.09

«Друзья и дружба»

Классный руководитель

23.09

«Профессии моих родителей»

Классный руководитель

30.09

«День пожилого человека»

Классный руководитель

7.10

«Безопасность на дорогах»

Классный руководитель

14.10

«День белой трости»

Классный руководитель

21.10

«Личная гигиена»

Классный руководитель

28.10

«4 ноября- День народного единства»

Классный руководитель

11.11

«Я ребёнок- я гражданин»

Классный руководитель

18.11

Классный руководитель

25.11

«День матери»

Классный руководитель

2.12

«День неизвестного солдата»

Классный руководитель

9.12

«День конституции России»

Классный руководитель

16.12

«Техника безопасности зимой

Классный руководитель

23.12

«Новый год шагает по планете»

Классный руководитель

13.01

«Все работы хороши»

Классный руководитель

20.01

«Покормите птиц зимой»

Классный руководитель

27.01

«День  полного освобождения Ленинграда отфашисткой блокады»

Классный руководитель

3.02

«Бытовой Травматизм»

Классный руководитель

10.02

«Мои таланты»

Классный руководитель

17.02

«День защитника Отечества»

Классный руководитель

3.03

«Международный женский день 8 марта»

Классный руководитель

10.03

«Мои права и обязанности»

Классный руководитель

17.03

«Масленница»

Классный руководитель

24.03

«Весенний паводок»

Классный руководитель

14.04

«День космонавтики»

Классный руководитель

21.04

«Всемирный день Земли»

Классный руководитель

28.04

«День пожарной охраны»

Классный руководитель

4.05

«День победы»

Классный руководитель

11.05

«Международный день семьи»

Классный руководитель

18.05

«Велосипед и дорога»

Классный руководитель

26.05

«День защиты детей»

Классный руководитель



Предварительный просмотр:

04-09         Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Набережночелнинская школа № 75 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                        «Принято»

Педагогическим советом

                                                                            протокол от _29.08_2023 г.№_1_

                                                              Введено приказом от 01.09.2023 г. №203

                                                              Директор ГБОУ «НШ№75»

                                                                ___________   О.В. Марданова_____

                                                                                                        Подпись                                  Ф.И.О.

Рабочая программа воспитания

2а класса

На 2023-2024учебны

  Классный руководитель:

                            Шагивалеева А.Г. учитель начальных классов

 

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР: ________Халилова А.Ф.

«29»    августа2023 г.

г. Набережные Челны

2023г

                                                              СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.................................................................................................................... 3

 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.................................................................................................................... 3

  1. Цель и задачи воспитания обучающихся .................................................................................. 4

1.2 Направления воспитания………………………………………………………………………..4

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания .......................................................................... 5

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................................................................................. 6

 2.1 Уклад общеобразовательной организации.............................................................................. 6

 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности................................................ 7

 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ........................................................................................... 14

3.1 Кадровое обеспечение ............................................................................................................. 14

 3.2 Нормативно-методическое обеспечение ............................................................................... 14

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями......................................................................……………………………………….14

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся ..................................................................................................................................... 15

3.5 Анализ воспитательного процесса ............................................................................................ 16

Пояснительная записка

Программа разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р), Стратегии национальнойбезопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286), основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287), среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

      Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

     Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

   РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

    Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.

      Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

       Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

    Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

      Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

1.2 Направления воспитания

    Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

1.3  Целевые ориентиры результатов воспитания

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.

Целевые ориентиры

Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.

Трудовое воспитание

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Экологическое воспитание

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

                             РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Уклад общеобразовательной организации

Основные характеристики особенностей условий воспитания

 основные вехи истории общеобразовательной организации, выдающиеся события, деятели в её истории;

 «миссия» общеобразовательной организации в самосознании её педагогического коллектива;

 традиционные дела, события, мероприятия в общеобразовательной организации, составляющие основу воспитательной системы;

 традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в общеобразовательной организации;

 социальные партнёры общеобразовательной организации, их роль, возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности;

 проекты и программы, в которых общеобразовательная организация уже участвует или планирует участвовать (федеральные, региональные, муниципальные, международные, сетевые и др.), включённые в систему воспитательной деятельности;

 реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики, определяющие «уникальность» общеобразовательной организации; результаты их реализации, трансляции в системе образования;

 наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике.

 особенности местоположения и социокультурного окружения общеобразовательной организации, историко-культурная, этнокультурная, конфессиональная специфика населения местности, включённость в историко-культурный контекст территории;

 контингент обучающихся, их семей, его социально-культурные, этнокультурные, конфессиональные и иные особенности, состав (стабильный или нет), наличие и состав обучающихся с особыми образовательными потребностями, с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.;

 организационно-правовая форма общеобразовательной организации, наличие разных уровней общего образования, направленность образовательных программ, в том числе наличие образовательных программ с углублённым изучением учебных предметов;

 режим деятельности общеобразовательной организации, в том числе характеристики по решению участников образовательных отношений (форма обучающихся, организация питания обучающихся и т. п.);

 наличие вариативных учебных курсов, практик гражданской, духовно-нравственной, социокультурной, экологической и т. д.

       2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Урочная деятельность

 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

 включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;

 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;

 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

 применение интерактивных форм учебной работы —интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

 организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.

                                             Внеурочная деятельность

 курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;

 курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению;

 курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности;

 курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;

 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;

 курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;

 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

                                                      Классное руководство

 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности;

 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;

 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;

 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации;

 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;

- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;

 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;

 создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;

 привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;  проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. П

                                                  Основные школьные дела

общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;

 участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире;

 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;

 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности;

 социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;

проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения;

 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности;

 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;

наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

                                        Внешкольные мероприятия

 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации;

 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;

 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;

 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;

 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.

                           Организация предметно-пространственной среды

 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;

 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;

размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;

 организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;

разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» (особенно если общеобразовательная организация носит имя выдающегося исторического деятеля, учёного, героя, защитника Отечества и т. п.) в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок в общеобразовательной организации;

 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;

 разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;

 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;

 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

 деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;

 разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);

 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

                     Взаимодействие с родителями (законными представителями)

 создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации;

 тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;  родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;

 работу семейных клубов, родительских гостиных, круглых столов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания, приглашением специалистов;

 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;

 родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;

 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);

 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;

 при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

                                                     Самоуправление

 организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;

 представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;

 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;

 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы;

 участие представителей органов ученического самоуправления обучающихся в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.

                                             Профилактика и безопасность

 организацию деятельности педагогического коллектива по созданиюв общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);

 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;

 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);

организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;

профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);

 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);

 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.)

                                                   Социальное партнёрство

 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);

 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;

 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;

 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение

                                                        Профориентация

 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;

 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;

 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;

 организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;

 совместное с педагогами изучение обучающимися интернетресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;

-участие в работе всероссийских профориентационных проектов;

 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;

 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования.

 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;

 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования.

                                                 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1 Кадровое обеспечение

3.2 Нормативно-методическое обеспечение

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:

 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;

 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;

 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:

– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;

– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:

 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);

 соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;

 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);

- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);

 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности

: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.

 Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.

Рейтинг — размещение имен обучающихся или названий групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.

                                    3.5 Анализ воспитательного процесса

          Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС.

           Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.

      Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;

 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);

 распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.

 Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления являются примерными, их можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов общеобразовательной организации, контингента обучающихся и др.):

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.

    Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):

 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;

 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;

 деятельности классных руководителей и их классов;

 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

 внешкольных мероприятий;

 создания и поддержки предметно-пространственной среды;

 взаимодействия с родительским сообществом;

 деятельности ученического самоуправления;

 деятельности по профилактике и безопасности;

 реализации потенциала социального партнёрства;

 деятельности по профориентации обучающихся;

            Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП рабочей программы воспитания 3 класс

КТП рабочей программы воспитания 3 класс, школа России....

Рабочая программа воспитания 2 класс

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России....

Рабочая программа воспитания 2 класс

Рабочая программа воспитательной работы для 2 класса....

Рабочая программа воспитания 4 класс 2023-24г

Воспитательная работа ориентирована на помощь в формировании полноценной жизненной компетенции обучающегося, на развитие адекватных отношений между ребенком, воспитателями, одноклассниками и другими о...

Рабочая программа воспитания 10 класса

Рабочая программа воспитания 10 класса на 2023-2024 уч.г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ 3 КЛАССА...

Рабочая программа воспитания 2а класса 2023-2024учебный год

    Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и орган...