Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Горбунова Елена Владимировна

Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете" в рамках программы повышения финансовой  грамотности населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1 Сценарий игры522.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc29 КБ
Файл prilozhenie_3.docx17.21 КБ
Файл prilozhenie_4.docx112.94 КБ
Файл layfhak_1.docx1.26 МБ
Файл layfhak_2.docx205.29 КБ
Файл layfhak_3.docx227.07 КБ
Файл layfhak_4.docx97.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда  

начальная школа – детский сад №72

Деловая игра в режиме on-line

«Life hack”и для порядка в семейном бюджете»

Калининград

2018

Технологическая карта

Игры  «Life hack”и для порядка в семейном бюджете»

I Методический блок

Участники: 

— учащиеся 4-х классов МАОУ НШ-ДС № 72 и МБОУ СОШ № 56 г. Владивостока

Ответственные:

— И.о.директора МАОУ НШ-ДС № 72 Кочергина Т.Е.

— Учителя начальных классов МАОУ НШ-ДС №72 Иванова Е.В., Горбунова Е.В., Воробьева М.И.

Проблема:

Проблема:

— Какие понятия из мира финансов уже нам известны?

— Как практическим путем достичь баланса в семейном бюджете? 

Цель:

Цели:

— развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности;

— расширение базовых знаний в сфере финансовой грамотности;

развитие способности применять предметные знания в решении финансовых задач;

— развитие коммуникативных навыков учащихся в области практического применения иностранных языков в области финансовой грамотности;

— развитие способности принимать обоснованные решения и совершать эффективные и рациональные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Задачи

Задачи:

  • познакомить учащихся с полезными приёмами составления личного и семейного бюджетов и дальнейшей работы с ним;
  • формирование коммуникативных компетенций, в том числе, иноязычных, в условиях групповой командной работы;
  • развитие умения использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета.

УУД

УУД:

Предметные:

— Актуализировать знания по финансовой грамотности

— Расширить базовые знания по экономике.

Личностные:

— Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности;

— Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

—Формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

— Способствование социально-ориентированному взгляду на мир.

Метапредметные:

Познавательные:

— Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников;

— Умение объяснять понятия и явления;

— Готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников.

Регулятивные:

— Умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников;

— Умение планировать свои действия;

— Умение прогнозировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

— Развитие навыков коммуникации в группе, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе;

— Готовность конструктивно решать конфликты.

Форма занятия

Деловая приключенческая командная игра

Дата и время проведения

Дата: 27/09/2018

Время: 12.30 - 13.15

Продолжительность занятия

45 минут

Оснащение Оборудование Дидактический материал

— методическая разработка мероприятия «Life hack”и для порядка в семейном бюджете»

— подготовленный кабинет; места для команд и зрителей;

— компьютер, мультимедиапроектор,
— натуральные наглядные пособия, раздаточный материал с заданиями.

— дипломы участников игры.

Предварительная работа

Оформление:

Подготовка web-конференции со школой г. Владивостока; приготовление кабинета для деловой игры;

Подготовка раздаточного материала.

Конечный продукт

Плакаты с Life hack”ами, фотоотчет на сайте ОУ.

Методические рекомендации

организаторам игры

Целевая группа:

учащиеся 4-х классов МАОУ НШ-ДС № 72 и МБОУ СОШ № 56 г. Владивостока

II Содержательный блок

Развернутый сценарий игры.

  1. Вступительное слово преподавателя, в котором педагог определяет цели и задачи данной встречи, план проведения мероприятия.
  2. Представление команд.
  3. Теоретическая часть встречи.
  4. Работа в группах.
  5. Создание плакатов с Life hack”ами семейного бюджета.
  6. Подведение итогов.

Ход мероприятия

1 этап. Вступительное слово ведущего.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас. Сегодня нас ждет очень увлекательное путешествие в страну финансов. А работать мы будем вместе с учениками из самой восточной точки нашей страны, города Владивостока. Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга! Команды, представьтесь, пожалуйста.

2 этап. Представление команд.

Представление участников команды МАОУ НШ-ДС № 72.

Представление участников команды МБОУ СОШ № 56 г. Владивостока

Ведущий: Итак, начинаем нашу встречу.

3 этап. Теоретическая часть встречи.

Ведущий:

- Всем нам известно, что финансовая грамотность, это, в первую очередь, способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сфере экономики.

- И мы сегодня должны с вами не только актуализировать полученные знания в сфере финансовой грамотности, но и расширить наш запас.

- Кто знает, что такое Life hack? (Слайд с надписью «Life hack (англ.) – означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время и деньги).

Сегодня мы будем зарабатывать Life hack’и интеллектуальным трудом, делать анализ финансовых ситуаций и применять математические знания в решении финансовых задач. Все заработанные Life hack’и надо будет разместить на плакатах-памятках по ведению семейного бюджета.

- Ребята, давайте вспомним, какие термины из области экономики вам уже известны? (Ответы)

- Итак, удачной игры. У вас все обязательно получится! Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные!

4 этап. Практическая деятельность.

Перед вами лежат листы, на которых вы за 2 минуты должны соотнести понятия из области финансов с терминами «доход» и «расход».  (Приложение 1). За правильно выполненное задание вы получите  Life hack’и  для плаката. Итак, время…

Команды работают над заданием.

Ведущий: Заканчиваем работу, итак, команды, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось (ответы команд). Командам раздаются заработанные Life hack’и.

- Ребята, вы прекрасно справились с заданием и мы продолжаем.  

- А теперь мы проанализируем статьи бюджета. Перед вами листы, на которых записаны семь статей расходов и доходов по важности и периодичности. Ваша задача – распределить понятия по этим статьям. (Приложение 2)

            Обсуждаем в командах.

Ведущий: Заканчиваем работу, итак, команды, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось (ответы команд). Командам раздаются заработанные Life hack’и.

- Ребята, вы прекрасно справились с заданием и мы продолжаем.  

             - Следующее задание. Поработайте в группах и составьте примерный бюджет школьника и его вклад в бюджет семьи. Для этого вам познакомиться с информацией, заполнить таблицу «Мой недельный бюджет». (Приложение 3)

Ведущий: Пришло время отвечать. Команды, расскажите о своих выводах. (ответы команд)

- Последнее задание называется «Найдите баланс». Мы сегодня вспомнили, что бюджет бывает сбалансированным, дефицитным и избыточным и теперь вам предстоит выяснить, какой бюджет у разных семей. Для этого вам придется рассмотреть доходы и расходы разных семей и сделать выводы. (Приложение 4)

Ведущий: Пришло время отвечать. Команды, что у вас получилось. (ответы команд). Какие советы вы можете дать семье Сидоровых, чтобы их  бюджет перестал был дефицитным?

5 этап. Создание плакатов с Life hack”ами семейного бюджета.

- Ребята, в процессе игры вы собрали много Life hack”ов, теперь их необходимо грамотно и красочно разместить на листах, чтобы получились плакаты-памятки по ведению семейного бюджета.

6 этап. Заключение. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, какая цель была поставлена в начале нашей игры? (ответы ребят)

Давайте проанализируем, какие термины мы уже знали, а с какими познакомились сегодня в процессе игры.

Соединяемся со школой № 56 г. Владивостока.

-Ребята, давайте пообщаемся и поделимся впечатлениями. Какие задания показались вам сложными? Почему? Какие нем вызвали затруднений? Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?

Команды награждаются дипломами знатоков семейного и личного бюджетов

Всем спасибо за игру! До скорых встреч!


Приложение 1

СООТНЕСИ

питание

транспорт

жильё

одежда

товары для дома

интернет

развлечения

книги

шейпинг

косметика

зарплата родителей

телефон

стипендия брата

ресторан

антиквариат

путешествие

автомобиль

продукты

автомобиль как такси

пособия на малышку

ДОХОД

коммунальные услуги

пенсия бабушки

            РАСХОД

бензин

страховка

карманные деньги

отпуск

государственные выплаты

вознаграждение

предприним. деятельность

бытовая техника

лекарство

ремонт

сезонная одежда

заготовки на зиму

владение землёй

бытовые средства

свободные деньги

канцелярские товары

кредит

посуда

арендная плата

игрушки

выигрыш в лотерею

проезд на транспорте

игровые аттракционы

детский сад

образование

абонемент в бассейн

Приложение 2.

Назови статьи бюджета

ДОХОД

ПО ВАЖНОСТИ

РАСХОД

ПО ВАЖНОСТИ

1. НЕОБХОДИМЫЕ

2. ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ

3. РОСКОШЬ

ПО ПЕРИОДИЧНОСТИ

ПО ПЕРИОДИЧНОСТИ

1. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ

4. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ

2. ЕЖЕГОДНЫЕ

5. ЕЖЕГОДНЫЕ

3. ПЕРЕМЕННЫЕ

6. ПЕРЕМЕННЫЕ

4. СЕЗОННЫЕ

7. СЕЗОННЫЕ

5. ДРУГИЕ

8. ДРУГИЕ



Приложение 3.

Прочитайте задание. Заполните таблицу, определив недельный бюджет школьника.

Тебе предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника (на примере группы). В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя. В каждой семье возникают проблемы, связанные с тратой денег. И каждый из нас принимает посильное участие в планировании семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько денег и на что вы тратите за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть составляют ваши расходы от общих доходов семьи в месяц? и т.д.  Заполняя таблицу, имей это в виду.

Недельный бюджет

Доходы

Сумма, руб.

Расходы

Сумма, руб.

Деньги от родителей

на карманные

расходы

Фиксированные расходы (плата

за автобус, обеды, школьные

взносы)

Социальное пособие

Заработок

а)

б)

в)

Другие расходы:

1.

1.Всего фиксированных расходов

2.

Переменные расходы (например, сладости, диски

и др.)

3.

а)

б)

в)

2. Всего переменных расходов

Всего расходов (1) +(2)

Планируемые сбережения_________________________________________________

Всего расходов и сбережений__________________________________________

Приложение 4

Найдите баланс!

Посчитайте доходы и расходы семьи и определите вид семейного бюджета.

Семья Ивановых

Доходы

Расходы

Папа  - зарплата  45000

Питание 30000

Мама - зарплата  30000

Коммунальные платежи 6000

Бабушка – пенсия 12000

Хозтовары 1000

Оля (студентка) – стипендия 2600

Транспортные  расходы  мамы, Оли и  бабушки 3500

Петя (школьник) - - -

Расходы на машину папы (бензин, мойка, автосервис) 10000

Лекарства  2700

Репетитор для Пети - 5000

Мобильная связь, интернет 3500

Развлечения  5000

Одежда, обувь  от 1000 до 10000

Итого:

Итого:

Доходы…..Расходы       Бюджет………………………………

Семья Петровых

Доходы

Расходы

Папа  - зарплата  185000

Питание  дома 30000

Мама – не работает

Питание папы на работе 7000

Сын  школьник

Коммунальные платежи 11000

Дочь посещает детский сад

Хозтовары 3000

Расходы на машины мамы и папы (бензин, автосервис) 25000

Плата за детский сад  2000

Мобильная связь, интернет 3000

Одежда, обувь  от 10000

Развлечения  10000

Отдых, путешествия …

Итого:

Итого:

Доходы…..Расходы       Бюджет………………………………

Семья Сидоровых

Доходы

Расходы

Папа  - зарплата  32000

Питание 35000

Мама - зарплата  18000

Коммунальные платежи 5000

Бабушка – пенсия 9000

Хозтовары 1000

Оля (школьница)

Транспортные  расходы  3500

Петя (детсадовец)

Лекарства  2000

Кредит - 5000

Мобильная связь, интернет 1500

Плата за сад  2500

Корм для кошки 1000

Карманные деньги дочери - 1000

Итого:

Итого:

Доходы…..Расходы       Бюджет………………………………



Предварительный просмотр:

                                                                СООТНЕСИ                                                

питание

транспорт

жильё

одежда

товары для дома

интернет

развлечения

книги

шейпинг

косметика

зарплата родителей

телефон

стипендия брата

ресторан

антиквариат

путешествие

автомобиль

продукты

автомобиль как такси

пособия на малышку

ДОХОД

коммунальные услуги

пенсия бабушки

            РАСХОД

бензин

страховка

карманные деньги

отпуск

государственные выплаты

вознаграждение

предприним. деятельность

бытовая техника

лекарство

ремонт

сезонная одежда

заготовки на зиму

владение землёй

бытовые средства

свободные деньги

канцелярские товары

кредит

посуда

арендная плата

игрушки

выигрыш в лотерею

проезд на транспорте

игровые аттракционы

детский сад

образование

абонемент в бассейн



Предварительный просмотр:

Назови статьи бюджета

ДОХОД

ПО ВАЖНОСТИ

РАСХОД

ПО ВАЖНОСТИ

1. НЕОБХОДИМЫЕ

2. ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ

3. РОСКОШЬ

ПО ПЕРИОДИЧНОСТИ

ПО ПЕРИОДИЧНОСТИ

1. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ

4. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ

2. ЕЖЕГОДНЫЕ

5. ЕЖЕГОДНЫЕ

3. ПЕРЕМЕННЫЕ

6. ПЕРЕМЕННЫЕ

4. СЕЗОННЫЕ

7. СЕЗОННЫЕ

5. ДРУГИЕ

8. ДРУГИЕ



Предварительный просмотр:

Прочитайте задание. Заполните таблицу, определив недельный бюджет школьника.

Тебе предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника (на примере группы). В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя. В каждой семье возникают проблемы, связанные с тратой денег. И каждый из нас принимает посильное участие в планировании семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько денег и на что вы тратите за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть составляют ваши расходы от общих доходов семьи в месяц? и т.д.  Заполняя таблицу, имей это в виду.

Недельный бюджет

Доходы

Сумма, руб.

Расходы

Сумма, руб.

Деньги от родителей

на карманные

расходы

Фиксированные расходы (плата

за автобус, обеды, школьные

взносы)

Социальное пособие

Заработок

а)

б)

в)

Другие расходы:

1.

1.Всего фиксированных расходов

2.

Переменные расходы (например, сладости, диски

и др.)

3.

а)

б)

в)

2. Всего переменных расходов

Всего расходов (1) +(2)

Планируемые сбережения_____________________________________

Всего расходов и сбережений___________________________



Предварительный просмотр:

                   Найдите баланс!img9.jpg

Посчитайте доходы и расходы семьи и определите вид семейного бюджета.

Семья Ивановых

Доходы

Расходы

Папа  - зарплата  45000

Питание 30000

Мама - зарплата  30000

Коммунальные платежи 6000

Бабушка – пенсия 12000

Хозтовары 1000

Оля (студентка) – стипендия 2600

Транспортные  расходы  мамы, Оли и  бабушки 3500

Петя (школьник) - - -

Расходы на машину папы (бензин, мойка, автосервис) 10000

Лекарства  2700

Репетитор для Пети - 5000

Мобильная связь, интернет 3500

Развлечения  5000

Одежда, обувь  от 1000 до 10000

Итого:

Итого:

Доходы…..Расходы       Бюджет………………………………

Семья Петровых

Доходы

Расходы

Папа  - зарплата  185000

Питание  дома 30000

Мама – не работает

Питание папы на работе 7000

Сын  школьник

Коммунальные платежи 11000

Дочь посещает детский сад

Хозтовары 3000

Расходы на машины мамы и папы (бензин, автосервис) 25000

Плата за детский сад  2000

Мобильная связь, интернет 3000

Одежда, обувь  от 10000

Развлечения  10000

Отдых, путешествия …

Итого:

Итого:

Доходы…..Расходы       Бюджет………………………………

Семья Сидоровых

Доходы

Расходы

Папа  - зарплата  32000

Питание 35000

Мама - зарплата  18000

Коммунальные платежи 5000

Бабушка – пенсия 9000

Хозтовары 1000

Оля (школьница)

Транспортные  расходы  3500

Петя (детсадовец)

Лекарства  2000

Кредит - 5000

Мобильная связь, интернет 1500

Плата за сад  2500

Корм для кошки 1000

Карманные деньги дочери - 1000

Итого:

Итого:

Доходы…..Расходы       Бюджет………………………………


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

     



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час. Семейный бюджет

Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...

презентация " Семейный бюджет"

Материал к классному часу о семейном бюджете...

Урок по теме "Семейный бюджет"

Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Сценарий занятия "Деловая игра семейный бюджет"

В начальной школе прошла  деловая игра "Семейный бюдет".Цель мероприятия: повторить экономические понятия, формировать целостность взглядов на семью. ее роль в обществе, формировать уме...