Программа внеурочной деятельности "Кем быть?"
рабочая программа

Кожина Оксана Викторовна

Программа расчитана на 4 года обучения ,проводится 1 раз в неделю. Адаптирована к курсу "Окружающий мир" Поглазовой О.Т. Занятия по профориентации младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                 Программа творческого объединения внеурочной деятельности «Кем быть? (введение в мир профессий)» (духовно - нравственное  направление развития личности) разработана на основе методических рекомендаций для учителей начальных классов «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников». Министерство образования Республики Коми. (Под редакцией: Е. В. Попова, директор ГАУ РК «РИЦОКО». Сыктывкар, 2011).

  Комплексная  программа профессиональной  работы  для начальной школы создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.

Программа связана с курсом «Окружающий мир» Гармония, но может быть адаптирована под любой курс.

Рассчитана на обучающихся с 1 по 4 класс. Срок реализации программы – 4 года. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу,  33 ч в год). В первом классе занятия проводятся по 30 минут

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.  

Программа творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников,  дать  возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования. На этих занятиях формируется функциональная грамотность, т.к. ученики применяют полученные знания на практике.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Для того, чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Рисуночные методики уместны для учеников 1-2 классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей (можно в паре) – в левой части листа А4 – в течение 4-5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия. К 3 -4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях). Высокий уровень успешности профориентационных занятий определяется по следующим критериям: обучающийся умеет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы, умеет определить способности, которые необходимы данной профессии.

           Профориентационная работа в младших классах не должна ограничиваться одним видом деятельности, надо постараться использовать разнообразные приемы и методы, особенно в 3-4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики, игры, связанные с профессией, беседы со специалистами – родителями и просто со специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет, журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме:

1.  Мотивационный этап.

2.  Знакомство с профессией, которой посвящёно занятие (коллективное обсуждение):

  • что ты знаешь об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
  • что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, сети Интернет.

3.  Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4. Творческая работа ( рисунок, игра, лепка, сочинительство и другое) или экскурсия.

4.  Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

 Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.

Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:

  1. разминка;  

2) дискуссия;  

3) работа в альбоме;  

4) беседа или обсуждение;

5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом;

6) представление и разбор (анализ) проектов;

7) развитие воображения через творческие и практические  задания;

 8) домашнее задание и т.д.  

Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.

Цель программы - формирование целостного знания о мире, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка на начальной стадии образования.

Задачи:

Обучающие.

Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Обучение вести дискуссию, выстраивать устные высказывания,

Развивающие.

Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка, зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие, умение воспринимать информацию на слух, развитие воображения

Познавательные.

Развитие интереса к различным видам профессий, стремление и умение использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы сеть Интернет. Привитие интереса к жизни общества, усидчивость, внимание.

Воспитательные  

Привитие уважения к труду, воспитание чувства благодарности к людям разных профессий, уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

Практико-деятельностные

Рисование, моделирование, проектирование, умение вести дискуссию о качествах, необходимых для профессии, работа с подсобным материалом и в кабинете, решение практических задач и ситуаций

Мотивационные

формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников.

Социально-педагогические

Развить умение работать в коллективе, уметь слушать, находить сходство и различие. Развитие эстетического вкуса, любви к красоте. Прививать интерес к  труду,  знакомить с родителями детей, работающими в разных отраслях хозяйства

Учебно-тематический план

1 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Введение. «Отправляемся в путешествие»

1

Школьные профессии

2

Профессии моей семьи

3

Калейдоскоп  профессий.

26

Фестиваль профессий. Творческий проект.

1

Итого

33 часа

 

Содержание программы

1 года обучения

Введение

Занятие 1. «Отправляемся в путешествие». Разминка (Шифровка). Работа с карточками, словесные игры. Подведение итогов, что все профессии нужны. Аппликация кораблика из бумаги как символ начала путешествия.

Школьные профессии

Занятие 2.

 Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Нужен ли охранник, медсестра? Экскурсия по школе.  Наклеивание в альбом кирпичиков с названиями профессий людей, работающих в школе.

Занятие 3.

Тема:  «Профессия - библиотекарь». Дискуссия о необходимости профессии  библиотекаря. Экскурсия в библиотеку. Встреча с представителем профессии.

Профессии моей семьи

Занятие 4.

 Тема: «Профессии в моей семье».  Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в альбомах. Рисование по тематике профессий родителей.

Занятие 5.

Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование домашней одежды  для мамы. Аппликация.

Занятие 6.

Тема: «Я и моя семья».

Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи. Рассказ по фото. Проект «Моя семья».

Мир профессий

Занятие 7.

Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада».  Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Игра « Уложи куклу спать».

Занятие 8.

Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности.  Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в альбомах.

Занятие 9.

Тема: «Чертёж дома». Рассматривание, разбор, анализ. Склеивание домика по готовому   чертежу- развёртке.

Занятие 10.

Тема: «Коллективная разработка проекта комнаты». Работа в группах. Защита проектов.

Занятие 11.

Тема: «Профессия «Следователь».  Разминка «Зрительная память». Качества личности в профессии.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Занятие 12.

Тема: «Профессия «Криминалист». Составление фоторобота. Отпечатки пальцев, работа с лупой.

Занятие 13.

Тема: «Профессия «Биолог».  Работа в кабинете  с подсобным материалом: земля, палочки, горшочки.  Сажаем семена. Практическое занятие.

Занятия 14-15.

Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы.

Занятие 16.

Тема: «Угадай представителя флоры и фауны». Лексическое значение слов «флора» и фауна».  Работа с подсобным материалом. Рассматривание образцов растений в гербарии.  Игра «Угадай, кто я !».

Занятие 17.

Тема: «Профессия ветеринар». Обсуждение. Проект «Мой питомец». Игра: «Поухаживай за мной».

Занятия 18-19.

Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им  машинах. Практическая работа с маршрутными картами  «Моя дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя.

 Занятия 20-21.

Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с  представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций.  Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.

Занятия 22-23.

 Тема: «Ты – водитель, я – пешеход».  Обсуждение и анализ ситуаций. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти).

Занятие 24.

Тема: «Профессия «Бухгалтер» .Беседа. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером?  Что значит быть усидчивым?

Занятия 25-26.

Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется». Работа со сказочными персонажами: «Буратино идёт на день рождение»

Занятие 27.

Тема: «Мастер-цветовод». Практическое занятие. Уход за растениями класса.

 Занятия 28-29.

 Тема: «Профессия «Мастер-цветовод».  Практическая работа по составлению букетов.  Создание проекта по  оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.

Занятие 30.

Тема: «Профессия «Повар». Встреча с представителем профессии. Экскурсия в школьную столовую. Мастер-класс «Создание красивого и полезного  бутерброда»

 Занятия 31. «Профессия «Кондитер». Роспись пряника и украшение торта. Рисование в альбоме.

Занятия 32. Экскурсия  классом на фабрику мороженого. Мастер - класс по украшению мороженого.

Кем быть (подведение итогов)

33.Фестиваль профессий. Рефлексия.

Учебно-тематический план

2 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Введение. «Азбука профессий».

1

Мир человека. Всем нужен дом.

5

Мир человека. Здоровье.

12

Мир профессий. Соблюдай закон.

4

Мир искусства и красоты.

11

Подведение итогов. Тест.

1ч.

Итого

34 часа

Содержание программы

2 год обучения

Введение

 Занятие 1.

Тема: «Азбука профессий». Стихотворение «А что у вас?». Обсуждение, какая профессия лучше. Беседа о качествах, нужных в любой профессии. Игра «Наполняем кувшин».

Мир человека. Всем нужен дом.

Занятие 1. Тема: «Профессия «Строитель». Строительство домика из конструктора.

Занятие 2. Тема: «Профессия «Маляр». Практическое занятие. Раскрашивание стены.

Занятие 3. Тема: «Украшение дома». Проект «Моя комната». Цвет обоев, мебель.

Занятие 4. Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности.  Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в альбомах.

Занятие 5. Тема: «Профессия «Архитектор». «Чертёж дома». Рассматривание чертежей, разбор, анализ. Склеивание домика по готовому   чертежу- развёртке.

 Мир человека. Здоровье.

Занятие 1. Тема: «Профессия «Врач». Ролевая игра «Советы врача». Закаливание. Составление памятки поведения в зависимости от погоды.

Занятие 2. Тема: «Профессия «Врач». Ролевая игра «Советы врача».  Составление режима дня.

Занятие 3. Тема: «Профессия «Врач». Ролевая игра « Идём на приём к врачу – окулисту. Разучивание физкульминуток для глаз.

Занятие 4. Тема: «Профессия «Врач». Ролевая игра « Идём на приём к лор -врачу.» Составление памятки « Береги слух».

Занятие 5. Тема: «Профессия «Врач». Ролевая игра « Идём на приём врачу- дерматологу » Проводим опыты, наблюдаем. Что такое массаж? Разучиваем физкульминутки для пальчиков.

 Занятие 6. Практическое занятие. Разминка на уроке. Мастер- класс по проведению физкульминуток.

Занятие 7. «Помоги себе сам!» Изучаем правила оказания первой помощи при ожогах,  порезах, обморожении.

Занятие 8. Тема: «Профессия «Врач». Идём в зубной кабинет. Встреча с врачом –стоматологом.

Занятие 9. Тема: «Профессия «Врач - терапевт»  Каких болезней можно избежать? Экскурсия в поликлинику.

Занятие 10. Тема: «Профессия «Аптекарь». Игра «Идём в аптеку».

 Занятие 11. Тема: «Профессия «Аптекарь». Зелёная аптека. Викторина «Лекарственные растения».

  Занятие 12. Творческий проект. Придумывание вопросов по теме окружающего мира «Опасности в природе» и «Лекарственные растения» Изготовление призов – закладок для победителей викторины. Проведение викторины.

Мир профессий. Соблюдай закон.

Занятие 1.

Тема: «Профессия «Полицейский».  Игра «Ассоциации». Качества личности в профессии.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Возможна встреча с представителем профессии.

Занятие 2.

Тема: «Следствие ведут второклассники!». Зашифровка текстов. Пишем записки молоком. Игра «Двенадцать записок»

Занятие 3.

Тема: «Профессия «Пожарный. Спасатель». Разбор жизненных ситуаций.

Занятие 4. Тема: «Судья, адвокат, прокурор». Ролевая игра «Суд над героем рассказа».

Мир искусства и красоты.

Занятие 1. Тема: «Профессия – художник». Знакомство с известными художниками. Третьяковская галерея. Как оформить открытку. Практическое занятие.

Занятие 2. Тема: « Профессия фотограф». Словарь терминов. Обучение искусству фотографии. Конкурс на лучшие фотографии по сезонам. Оценивание.

Занятие 3. Тема: «Профессия – парикмахер».

 Занятие 4. Тема: «Профессия – писатель». Пробуем сочинять добрые рассказы и  сказки.

Занятие 5.  Тема: «Профессия – поэт». Обучение рифмам. Сочиняем  стихи о добре.

Занятие  6-7-8. Работа над проектом «Создание книги на тему «Зима» Распределение ролей: художники, сказочники, писатели.

Занятие 9. Тема: «Профессия «Модельер одежды». Творческое рисование в альбомах.

 Занятие 10. Тема: «Профессия «Экскурсовод». Игровое занятие. Составление маршрута «Школа- дом».

Занятие 11. Тема: «Профессия «Экскурсовод».  Обучение созданию презентации. Создание рисунков для общего альбома. Создание тематической презентации. Учимся создавать презентацию, фильм на заданную тему. Беседа о правилах безопасности пользования сети «Интернет».

Подведение итогов. Тест.

Учебно-тематический план

3 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Человек и природа.

7

Человек и общество.

14

Человек – исследователь окружающего мира.

5

Охрана здоровья.

2

Человек на защите природы.

6

Итого

34 часа

Содержание программы

3 год обучения

Человек и природа.

Занятие 1. Тема: «Профессия агроном». Кто выращивает хлеб? Культурные растения.

Занятия 2. Тема: «Профессия фермер». Домашние животные.

Занятия 3. Тема: «Работник заповедника». Качества личности.

Занятия 4. Тема: «Профессия «Биолог».  Работа в кабинете  с подсобным материалом: земля, палочки, горшочки.  Сажаем семена. Практическое занятие.

Занятия 5.  Тема: «Профессия «Мастер-цветовод». Начало работы над проектом по  оформлению  школьного двора и пришкольного участка. Паспорт проекта

           Занятие 6. Тема: «Профессия «Астроном».  Кто такие учёные?

            Занятие 7. Посещение Нижегородского планетария. Программа «Созведия».                

Человек и общество.

Занятие 1. Тема: «Профессия «Актёр». Сложно ли быть артистом, певцом? Беседа. Игра « Крокодильчик». Творческие задания.

Занятие 2. Тема: «Профессия «Экскурсовод».  Устаревшие профессии.

Занятие 3. Тема: «Профессия «Экскурсовод». Экскурсия в прошлое. Город мастеров.

Занятие 4. Работа над проектом «Старинный предмет». План работы. Выбор объектов.

Занятие 5. Защита проектов по группам. Оценивание.

Занятие 6- 7. Тема: « Профессия «Историк». Что и зачем изучают историки?

 «Чем занимались наши предки?»

Знакомство с бытом и занятиями крестьян.

Занятие 8. Тема « Рукоделие– это хобби или профессия? Беседа на тему:

 «Что я умею делать руками?»

Рассказ о себе, о своих увлечениях, защита своего изделия   (вышивка, вязание, панно, декор и т.д.) Дискуссия на тему «Нужно ли сейчас уметь что-то мастерить?»

Занятие 9. Тема:  «Город мастеров» . «Ярмарка». Ролевая игра.

 Занятие 10. Тема: «Профессия метеоролог». Составление словаря терминов.

Занятие 11. Тема: «Синоптик». Составление прогноза погоды.

Занятие 12. Тема: «Профессия садовод». Уборка урожая.

Занятие 13. Тема: « Профессия «Историк».      Старинные занятия людей в поле и в саду.  

Занятие 14. Тема: « Работы по дереву. Столяр. Плотник. Художественная обработка дерева ». Встреча с представителем профессии. Рассматривание образцов породы деревьев.

Человек – исследователь окружающего мира.

Занятие 1. Введение в тему: « Учёный - исследователь».  Какие науки вы знаете?  Развиваем наблюдательность.

Занятие 2. Тема: « Профессия «Учёный- микробиолог».    Знакомство с микроскопом. Рассматривание строение листьев растений.

Занятие 3. Тема: «Исследователь». Ролевая игра «Полезные и вредные бактерии».

Занятие 4. Тема: « Профессия «Биолог».  Работа с гербарием.  

Занятие 5. Тема: « Профессия «Исследователь». Практическая работа.

 Проведение опытов с водой.

 Занятие 6. Тема: « Профессия «Исследователь». Практическая работа.

 Проведение опытов с воздухом  

Охрана здоровья.

Занятие 1.  Тема: « Профессия «Врач».  

Занятие 2. «Тренер по питанию». Продуктовая корзина здорового человека.

           Человек на защите природы.

Занятие 1. Введение в тему: « Кто такие экологи?». Просмотр фильма о загрязнении природы.

Занятие 1. Введение в тему: « Почвовед».  Кто живёт в почве?

Занятие 2. Тема: « Профессия «Эколог».  Чистый воздух.  

Занятие 3. Тема: « Профессия «Эколог».  Чистая вода. Очищение воды.

Занятие 4. Тема: « Профессия «Эколог».  Куда девается мусор?  

Занятие 5. Тема: « Профессия «Эколог». Практическое занятие на пришкольном участке. Уборка мусора. Помощь в облагораживании клумб у школы.

 Занятие 6. Тема: « Профессия «Эколог».  Город будущего. Защита проектов.

Учебно-тематический план

4 года обучения

                                                       Тема

Количество часов

Мир профессий. «Все профессии нужны, все профессии важны!»

10 ч

Мир профессий. Экономим вместе.

2 ч

Мир профессий. «В лесу, в поле, на бахче»

Мир профессий. Путешествуем по стране.

Мир профессий. Пусть знают все!

3 ч

Военные профессии

4 ч

Мир профессий .   Красота спасёт мир!

                                3 ч

Мир профессий. Здоровый образ жизни.

«Главное не кем быть, а каким быть» – подведение итогов курса.

1

Итого

34 часа

Содержание программы

Мир профессий. «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Занятие 1.  Тема: «Профессия «Археолог». Виртуальное посещение музея. археологии.

 Занятие 2.  Тема: «Профессия «Учёный - историк». Летопись.

Занятие 3.  Тема: «Инструктор - проводник». Идём в поход с компасом. Изучаем стороны света.

Занятие 4.  Тема: «Профессия «Картограф». Масштаб. Составление плана комнаты.

Занятие 5.  Тема: «Профессия «Картограф». Работа с картой . Создание карты сказочной страны.

Занятие 6. Тема: «Профессия « Космонавт». Проект « Отправляемся в путешествие по Солнечной системе»

Занятие 7. Тема: «Профессия «Геолог». Изучаем недра земли.

Занятие 8. Тема: «Профессия «Горный инженер». Полезные ископаемые.

Занятие 9. Тема: «Профессии «Шахтёр»,    «Нефтяник». Просмотр видеофильма.

Занятие 10. Тема: «Профессия «Эколог».

Мир профессий. Экономим вместе.

Занятие 1.

«Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение.  Что важно знать ученику, который хочет стать бухгалтером?  Что значит быть усидчивым? Решение экономических задач.

Занятия 2.

Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».

Мир профессий. «В лесу, в поле, на бахче»

Занятие 1. Тема: «Профессия «Географ». Изучаем нашу страну.

Занятие 2. Тема: «Профессия «Лесник». Изучаем лес. Для чего нужны заповедники.

 Занятие 3. Тема: «Профессия «Лесничий». Изучаем  и охраняем лес.

Занятие 4. Тема: «Профессия «Животновод», «Фермер».

Мир профессий. Путешествуем по стране.

Занятие 1. «Профессия «Машинист поезда». Предполагается экскурсия на детскую железную дорогу.

Занятие 2. «Профессия «Капитан дальнего плавания».

Занятие 3. «Профессия «Лётчик гражданской авиации».

Занятие 4. «Транспорт будущего». Защита рисунка.

Мир профессий. Пусть знают все!

Занятие 1. Тема: «Сценарист». Учимся создавать презентацию, фильм на заданную тему. Беседа о правилах безопасности пользования сети «Интернет»

Занятие 2-3. 

Тема: «Профессия Репортёр. Журналист». Учимся брать интервью. Редактируем тексты. Учимся правильно фотографировать. Начало работы над проектом «Мой любимый город». Распределение обьектов.

Мир профессий. Военные профессии.

Занятие 1.

Тема: «Военные профессии». Какие качества характера должны быть у людей этих профессий?

Занятие 2. Беседа и просмотр презентации о Мересьеве, генерале Карбышеве «Забытый подвиг»

Занятие 3.

«На защите людей». Профессии – пожарный, спасатель.

Занятие 4. Экскурсия в пожарную часть.

Мир профессий .  Красота спасёт мир!

Занятие 1. «Создай свой собственный стиль в одежде. Профессия модельера».

Занятие 2. «Профессия-портной». Учимся кроить и шить одежду.

Занятие 3. Профессия парикмахера.

Мир профессий. Здоровый образ жизни.

Занятие 1. «Спортсмен. Тренер». Физкульминутки на уроках.

Занятие 2. «Тренер по питанию». Наука нутрициология. Составление меню спортсмена. Практическое занятие.

Занятие 3. Защита проекта «Спортивный образ жизни» Проведение игр. Конкурс « Лучший тренер класса». Практическое занятие на свежем воздухе.

Кем быть? (подведение итогов)

Заключительное занятие на тему : «Главное не кем быть, а каким быть»

Написание эссе.

Методическое обеспечение программы. 

        Для достижения целей и задач программы используются современные технологии, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся.

        Рисование, моделирование, проектирование, умение вести дискуссию о качествах, необходимых для профессии, работа с подсобным материалом и в кабинете, решение практических задач и ситуаций формирует у школьников фунциональную грамотность.

     Материально-техническое оснащение:

Иллюстрации, карточки, видеофильмы, плакаты, презентации, альбомы, подсобный материал по тематике занятий.

Мониторинг образовательного процесса

         Результативность занятий творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) проявляется  в участии и победах детей в общешкольных мероприятиях, в  районных смотрах и конкурсах, в проектной деятельности, повышении качества знаний по таким предметам, как окружающий мир, литературное чтение, технология, ИЗО.

Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

 Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет». 1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе. 2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.

 3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.

 4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

 5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

 6. Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед классом, в котором учится мой ребенок.

 7. Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

 8. Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

 9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.

10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.

11. Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).

12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.

13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.

 14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.

 15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.

16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.

          Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ «да» - 1,2,4,7,8,10,11,14,16; «нет» - 3,5,6,9,12,13,15. Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах 12-16 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым  умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.

 8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.

4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

 0-3 баллов - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах

Методика «Кем быть?»

 Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора. Ребятам предлагается:

 А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и быстрее понять содержание рисунка.

 Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?». В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

 При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить: 20 классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ), классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам), сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают), влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?). Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

 Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…»

 Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).

 Подобные дописываемые тезисы помогут выявить определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?» Ж – игровая методика «Угадай-ка».

 Детям предлагается обыграть (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни. При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты» профессии.

Методика «Мое любимое дело»

Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса. Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

1. Твои любимые занятия.

2. Что ты любишь делать больше всего?

3. Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни подходящие тебе действия: а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль; б) вязать, вышивать, шить; в) работать в огороде, поливать цветы; г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком; д) работать с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.; е) готовить еду; ж) рисовать, выжигать, выпиливать. з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________________________________________

Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету. Но здесь очень важно не переусердствовать: соблюдать чувство меры, учитывая возрастные особенности учащихся.

Литература для учителя:

  1. Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
  4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

Литература для воспитанников творческого объединения:

1.Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.

  1. Энциклопедия «Мир профессий».   –М.: Изд. «Знание», 2005.
  2. Энциклопедия «Я познаю мир».  –М.: Изд. Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...