КОНСПЕКТ открытого занятия по разделу «Коммуникация» программы «Воспитания». Тема «Семейные отношения. Карта «Семья».
план-конспект
Формирование представлений о семье и родственных отношениях. Дети с рарушениями интеллекта при помощи средств альтернативной коммуникации - коммуникатора, находят своих родных на фотографиях, называют имя и родственные связи. Использовались авторские пособия "Родственные отношения", "Карта СЕМЬЯ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_semya_lebedeva_n.b._03.11.2023.docx | 58.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
КОНСПЕКТ
открытого занятия по разделу «Коммуникация» программы «Воспитания»
Тема «Семейные отношения. Карта «Семья».
Методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью.
Лебедева Наталья Борисовна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2023 год
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Лебедева Наталья Борисовна, воспитатель |
Наименование учреждения, город | СПб ГБСУСО «ДДИ № 1» |
Группа | №7, сборная |
Дата | 3 ноября 2023 |
Коррекционно-развивающая программа (указать название программы) | «Коммуникация». |
Социально-педагогическая услуга | Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом |
Тема занятия | «Семейные отношения. Карта «Семья». |
Форма занятия (кол-во детей) | Групповая, 6 детей |
Продолжительность по времени | 30-35 минут |
Тип занятия | Комбинированное занятие |
Цель занятия | Формирование представлений о семье и родственных отношениях. |
Задачи занятия
| - закрепить и расширить представление воспитанниц о членах семьи, о семейных отношениях; познакомить с членами семей новых воспитанниц; - развивать мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации на основе практических упражнений; - воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи и к семейным традициям. |
Методы обучения |
|
Методическое и техническое обеспечение занятия | технические средства: ноутбук, музыка для физминутки, запись мультфильма «Семья», коммуникатор; методические средства: фотографии с изображением членов семьи, карточки со словами: дочь, сын, мама, папа, родители, дети, дедушка, бабушка, брат, сестра, внучка; раздаточный материал: карточки «Семья», «Подбери картинку к слову», «Семейные отношения», фотографии членов семьи, личные фотографии. |
Предварительная работа | Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому кем приходится). Рисовали рисунки на тему «Моя семья». Чтение и обсуждение художественной литературы о семье. Рассматривали фотографии о семейных традициях группы, выполняли коррекционное упражнение «Подбери фото к традиции» Заполняли семейный альбом фотографиями по разделам: дни рождения, новогодняя фотосессия, вкусняшки, пикники, спортивные праздники Заполняли семейный альбом фотографиями новых девочек Беседы с родителями вновь поступивших детей о родственных отношениях, семейные фотографии: папы, мамы, бабушки, дедушки, брата, сестры. |
Использованная литература |
|
Ход занятия
Название упражнения, Частные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | |||
| |||||
| |||||
Круг приветствия Работа с коммуникативной доской, с карточками | - Девочки, возьмитесь за руки и встаньте в круг. Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. - Посмотрите на доску. Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? День недели? - Сегодня 3 ноября -Что у нас сейчас по расписанию? - Вероника, найди карточку ЗАНЯТИЕ и прикрепи ее на доску. Молодец! -Я приглашаю вас на занятие. Каждый подойдёт к доске, возьмёт свою фотографию и повесит её к карточке занятие. (Воспитатель называет по очереди ребёнка) Кто сегодня будет проводить занятие? Найдите мою фотографию и поставьте ее рядом. Проходите в группу и садитесь на свои места | Повторяют за педагогом слова и движения По карточкам повторяют время года – осень, месяц – ноябрь, день недели – пятница Сейчас будет занятие Находят свою фотографию и прикрепляют у карточки «Занятие» Наталья Борисовна Проходят в группу и садятся на стульчики. | |||
| |||||
Сюрпризный момент | - О чем мы будем говорить сегодня на занятии вы узнаете чуть позже. А пока посмотрите мультфильм. | ||||
| |||||
Просмотр мультфильма «Семья!» Песенка о родственниках Задача: создание эмоционального настроя, заинтересовать предстоящей работой на занятии | Просмотр мультфильма «Семья!» Песенка о родственниках – маме, папе, бабушке, дедушке и детях. | Смотрят мультфильм Подпевают песенке «Вот моя дружная семья» | |||
| |||||
| |||||
Актуализация представлений о родственных отношениях Сообщение темы занятия | - О чем этот мультфильм? Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком поется в мультфильме. В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья, вам прямо – Лучше всех на свете… Он всё может, всё умеет! Всех храбрее и сильнее Штанга для него, как вата Ну конечно, это … - Как одним словом можно назвать всех мам и пап, детей, бабушек и дедушек? - Тема нашего занятия: «Семейные отношения. Карта «Семья» (вывешивает тему на доску) Сегодня мы будем с вами разбираться в семейных, родственных отношениях. Кто кому кем приходится. | О маме, папе О бабушке и дедушке Мама Папа Семья | |||
| |||||
Работа с картинками Задача: закрепить представление о членах семьи Работа с фотографиями. | У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей. Все жили вместе, помогая друг другу. Семья – это дети (дочь, сын), родители - мама, папа. А еще есть родители ваших родителей - это бабушка и дедушка. Полина, подойди к столу и найди карточку МАМА. Подбери слово МАМА. Вместе прочитаем Настя, найди карточку ПАПА и слово ПАПА. Прикрепи к доске Прочитаем вместе Как можно назвать одним словом маму и папу? Правильно, РОДИТЕЛИ. (Вывешиваю слово РОДИТЕЛИ.) Варя, найди карточку ДОЧЬ и подбери слово ДОЧЬ. Прочитаем вместе. Света, найди карточку СЫН. Прочитаем все вместе слово СЫН. Как одним словом можно назвать дочь и сын для родителей? Правильно это дети. Дочь и сын для своих родителей ДЕТИ. (Вывешиваю слово ДЕТИ.) Как можно по-другому назвать дочь? Варя, как тебя называет твой папа? Молодцы, сколько вы знаете ласкательных имен для дочери. (Убираю все карточки и слова с доски) Вероника, найди карточку БАБУШКА, Геля, подбери слово БАБУШКА к картинке. Прочитаем вместе Полина, найди карточку ДЕДУШКА и подбери слово к ней Прочитаем вместе. А кто для них дети? Девочка – внучка, Мальчик – внук. (Вывешиваю слова внук, внучка.) Правильно! Для своих дедушек и бабушек вы все внучки. Послушайте стихотворение о семье: У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? Семья! Работа у доски с Настей. Повторение семейных отношений, работа с каточками. Настя, выйди к доске и найди своих родителей. Маму и папу. Как их зовут? Мама Марина, папа Аркадий. А кто Настя для своих родителей? Вероника, найди свою бабушку. Скажи, как ее зовут. Правильно - это бабушка Вероники. Найди фотографию своего дедушки. Как его зовут? Для бабушки и дедушки Вероника – внучка. Работа с коммуникатором – называние своих родственников, их имена. На доске выкладываю карточки со словами МАМА, ПАПА, ДОЧЬ, БАБУШКА, ВНУЧКА, ДЕДУШКА и фотографиями родственников девочек. Света, выйди к доске и найди фотографию своих братьев. Как их зовут? На какой группе живут твои братья? Кто ты для своих братьев? На доске выкладываю карточки со словами СЕСТРА, БРАТ и фотографиями Светиных братьев. Настя, подойди к столу и найди фотографию своего брата. Как его зовут? Для брата Гоши ты, Настенька, сестра. | Называют/показывают членов семьи Мама Папа Родители Дочь Сын Дети Доченька, дочка, дочечка Бабушка Дедушка Внучка Внук Семья! Марина, Аркадий Дочь Бабушка Нина Дедушка Саша Внучка
Витя и Игорь На 5 группе Сестра
Игорь и Витя Брат Гоша | |||
| |||||
Работа с фотографиями. Задача: закрепить представление о родственных отношениях | - Сегодня мы познакомимся с родственниками нашей Вероники. Вероника, выйди к доске и найди свою маму. Как её зовут? (Работа с коммуникатором) Мама Лена. А кто Вероника для своей мамы? У Вероники есть младший брат. Его зовут Миша. Вы брат и сестра. Посмотрите на фотографию. Кто это? Правильно - это бабушка Вероники. Как её зовут? Для бабушки Вероника – внучка. А это дедушка Саша, для него Вероника кто? На доске выкладываю карточки со словами МАМА, ДОЧЬ, БРАТ, БАБУШКА, ВНУЧКА, ДЕДУШКА и фотографиями родственников Вероники. Стрелочками показываю межродственные отношения. У каждого человека есть мама и папа. Но бывают исключения. У Алины и Даши родителей нет. Но у них есть…Кто? Кто опекун наших девочек? Что делает опекун? Он опекает детей, заботится о них, любит их – делает то же, что и родители. Алина, найди фотографию своего опекуна – Валерия Николаевича. Скажи, кто это и как его зовут. | Лена
Дочь Миша Бабушка Нина Дедушка Саша Внучка Опекун Валерий Николаевич Мой опекун Валерий Николаевич | |||
| |||||
Коррекционные упражнения: «Семейные отношения» | - Сейчас мы проверим, как вы запомнили, кто кому приходится. «Семейные отношения» Карточки-подсказки с названиями родственных отношений и именами родственников. | Подбирают фотографию к слову Работают с карточками за столами | |||
| |||||
Семейная зарядка | Осенью, весною, летом и зимой Мы во двор выходим дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает, Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой и качаю головой. | Повторяют вслед за педагогом слова и движения | |||
| |||||
Коллективная работа с картинками «Семья» Вероники Задача: познакомить с многочисленными родственниками | Карточка с подсказками-фотографиями. Сейчас мы будем составлять карточку «Семья» Вареньки. У нее большая семья. Варя, найди фотографии своей прабабушки Риммы. Прикрепи ее внизу. Бабушка Оля и дедушка Леша. Прикрепи их выше. У тебя еще есть бабушка Наташа. Возьми фотографию папы Артура и прикрепи её в середине. Рядом с ним его брат, твой дядя Вова. Дядя Андрей твой крестный. Наверху остался 1 квадратик. Это окошко для тебя, Варенька. Вопросы по карточке «Семья»: кто это? А для бабушки ты кто? | Варя находит их фотографии и прикрепляет к карточке «Семья». Внучка | |||
Работа с карточками «Семья» | Пройдите все к столам. Перед вами карточки «Семья». Пожалуйста, начинайте работать снизу, где находятся самые старшие члены ваших семей. Сначала бабушки и дедушки, потом родители, и на самом верху вы, ваши сёстры и братья. (Помощь и опрос у столов) | Работа с карточками «Семья» | |||
III Заключительная часть – 5 минут | |||||
| |||||
Работа с коммуникатором | А сейчас мы повторим, как зовут ваших родителей, бабушек, дедушек, кем приходятся вам ваши родственники. Назовите родственные отношения и имена своих родных. Молодцы! Вы очень хорошо работали на занятии. Правильно называли имена своих родственников. Знаете, что вы не только дочки, но и внучки, сестры. Отметить каждого ребенка по конкретному заданию. Поднимите руки у кого есть братья? Как зовут брата Насти? А брата Вероники? Как зовут прабабушку Варвары? Как зовут опекуна наших девочек? Молодцы, вы очень хорошо сегодня занимались! Знаете, как зовут всех родственников наших девочек. А самое главное, сегодня мы с вами разобрались в родственных отношениях. Вы теперь знаете, кто кому кем приходится. Сегодня на занятии мне очень помогала Ангелина. А как зовут твоих родителей. Кто ты для них? | Девочки говорят/называют при помощи коммуникатора имена своих родных. Гоша Миша Римма Валерий Николаевич Мама Оля Папа Юра Дочка | |||
| |||||
Итог занятия Работа с коммуникативной доской, с карточками | - О чём мы сегодня говорили на занятии? Семья – это кто? - Сегодня мы с вами составили карточки «Семья» для каждого. Вы подобрали фотографии, правильно назвали имена всех родственников наших девочек - Вам понравилось наше занятие? - Что понравилось больше всего? Молодцы! Вы очень хорошо работали на занятии. Правильно называли имена своих родственников. Знаете, что вы не только дочки, но и внучки, сестры. Отметить каждого ребенка по конкретному заданию. - Подойдем к коммуникативной доске. - Наше занятие окончено (убирает карточку «Занятие») - Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх) Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие) Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их) Как хорошо, что есть и Я (прижимают руки к себе) «Вся семья вместе, так и душа на месте» | - О родителях, семье, дедушках и бабушках. О сестрах и братьях Родственники, родные. Карточка «Семья» Работа с коммуникатором Подходят к коммуникативной доске Встают в круг и повторяют за педагогом слова и движения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Сравнение групп предметов»
«Сравнение групп предметов»Цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠», знание двух способов приведения множества в равнозначное соответствие...
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»
План - конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...
Конспект открытого занятия 1 «Г» класса с ЗПР Тема занятия: «Овощи и фрукты»
Учащиеся делятся на две команда и соревнуются. Дети учатся определять и различать овощи от фруктов. Узнают их полезные стороны и какие витамины в них содержатся....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (Окружающий мир). Тема «Дерево умеет плавать».
Конспект занятия по познавательному развитию (Окружающий мир)в подготовительной группе детского садаВозрастная группа: подготовительная Тема ««Дерево умеет плавать».(Образовател...
Конспект открытого занятие для детей младшего школьного возраста «Цветок семейного счастья»
Конспект открытого занятие для детей младшего школьного возраста «Цветок семейного счастья»...
Конспект открытого занятия с обучающимися 1 класса. На тему: «Овощи»
Цель: Расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах.Задачи:- образовательные:Закреплять называния овощей.Уточнять и расширять представление об овощах, их вкусе, признаках о...