КОНСПЕКТ открытого занятия по разделу «Коммуникация» программы «Воспитания». Тема «Семейные отношения. Карта «Семья».
план-конспект

Формирование представлений о семье и родственных отношениях. Дети с рарушениями интеллекта при помощи средств альтернативной коммуникации - коммуникатора, находят своих родных на фотографиях, называют имя и родственные связи. Использовались авторские пособия "Родственные отношения", "Карта СЕМЬЯ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_semya_lebedeva_n.b._03.11.2023.docx58.04 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по разделу «Коммуникация»  программы «Воспитания»

Тема «Семейные отношения.  Карта «Семья».

Методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью.

Лебедева Наталья Борисовна,

воспитатель

высшей  квалификационной категории

Санкт-Петербург

2023 год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Лебедева Наталья Борисовна,

воспитатель

Наименование  учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№7, сборная

Дата

3 ноября 2023

Коррекционно-развивающая программа (указать название программы)

«Коммуникация».

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом

Тема занятия

«Семейные отношения. Карта «Семья».

Форма занятия (кол-во детей)

Групповая, 6 детей

Продолжительность по времени

30-35 минут

Тип занятия

Комбинированное занятие

Цель занятия

Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

Задачи занятия

  1. обучающая

  1. коррекционно-развивающая

  1. воспитательная

- закрепить и расширить представление воспитанниц о членах семьи, о семейных отношениях; познакомить с членами семей новых воспитанниц;

- развивать мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации на основе практических упражнений;

- воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи и к семейным традициям.

Методы обучения

  • наглядный – показ картинок, фотографий на тему «Семейные отношения», «родители – дети», «бабушки – внуки», опекун – Валерий Николаевич;
  • словесный – беседа по сюжетным картинкам на тему «Семейные отношения», беседа после просмотра мультфильма «Семья», отгадывание загадок по теме «Семья»;
  • практические – упражнения: «Найди своих родственников»,  «Подбери слово к карточке»,  «Составь карточку «Семья»,   «Составь карточку «Семейные отношения».

Методическое и техническое обеспечение занятия

технические средства: ноутбук, музыка для физминутки, запись  мультфильма «Семья», коммуникатор;

методические средства: фотографии  с изображением членов семьи, карточки со словами: дочь, сын, мама, папа, родители, дети, дедушка, бабушка, брат, сестра, внучка;  раздаточный материал: карточки «Семья», «Подбери картинку к слову», «Семейные отношения», фотографии членов семьи, личные фотографии.

Предварительная работа

Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому кем приходится). Рисовали рисунки на тему «Моя семья». Чтение и обсуждение художественной литературы о семье.

Рассматривали фотографии о семейных традициях группы, выполняли коррекционное упражнение «Подбери фото к традиции»

Заполняли семейный альбом фотографиями по разделам: дни рождения, новогодняя фотосессия, вкусняшки, пикники, спортивные праздники

Заполняли семейный альбом фотографиями новых девочек

Беседы с родителями вновь поступивших детей о родственных отношениях, семейные фотографии: папы, мамы, бабушки, дедушки, брата, сестры.

Использованная литература

  1. Пироженко Т. Семейное древо: моя семья и я.– изд.3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 15 с: ил.
  2. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
  3. Терешкина И.А. Информационно-творческий проект «Моя семья. Моя родословная» // Классный руководитель. – 2008.- № 5.- С.32.

Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть – 8 минут
  1. Организационный момент – 3  минуты

Круг приветствия

Работа с коммуникативной доской, с карточками

- Девочки,  возьмитесь за руки и встаньте в круг.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите на доску. Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? День недели?

- Сегодня 3 ноября

-Что у нас сейчас по расписанию?

- Вероника, найди карточку ЗАНЯТИЕ и прикрепи ее на доску. Молодец!

-Я приглашаю вас на занятие. Каждый подойдёт к доске, возьмёт свою фотографию и повесит её к карточке занятие.

(Воспитатель называет по очереди ребёнка)

Кто сегодня будет проводить занятие?

Найдите мою фотографию и поставьте ее рядом.

Проходите в группу и садитесь на свои места

Повторяют за педагогом слова и движения

По карточкам повторяют время года – осень, месяц – ноябрь, день недели – пятница

Сейчас будет занятие

Находят свою фотографию и прикрепляют у карточки «Занятие»

Наталья Борисовна

Проходят в группу и садятся на стульчики.

  1. Создание мотивационного настроя на занятие– 2 минуты

Сюрпризный момент

- О чем мы будем говорить сегодня на занятии вы узнаете чуть позже. А пока посмотрите мультфильм.

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие  - 3 минуты

Просмотр мультфильма  «Семья!» Песенка о родственниках

Задача: создание эмоционального настроя, заинтересовать предстоящей работой на занятии

Просмотр  мультфильма  «Семья!» Песенка о родственниках – маме, папе, бабушке, дедушке  и детях.

Смотрят мультфильм

Подпевают песенке «Вот моя дружная семья»

  1. Основная часть20 минут
  1. Актуализация имеющихся знаний – 3 минуты

Актуализация представлений о родственных отношениях

Сообщение темы занятия

- О чем этот мультфильм?

Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком поется в мультфильме.

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья, вам прямо –

Лучше всех на свете…

Он всё может, всё умеет!

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него, как вата

Ну конечно, это …

- Как одним словом можно назвать всех мам и пап, детей, бабушек и дедушек?

- Тема нашего занятия: «Семейные отношения. Карта «Семья» (вывешивает тему на доску)

Сегодня мы будем с вами разбираться в семейных, родственных отношениях. Кто кому кем  приходится.

О маме, папе

О бабушке и дедушке

Мама

Папа

Семья

  1. Повторение материала о семье –6  минут

Работа с картинками

Задача: закрепить представление о членах семьи

Работа с фотографиями.

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей. Все жили вместе, помогая друг другу.

Семья – это дети (дочь, сын), родители -  мама, папа. А еще есть родители ваших родителей - это бабушка и дедушка.

Полина, подойди к столу и найди карточку МАМА. Подбери слово МАМА. Вместе прочитаем

Настя, найди карточку ПАПА и слово ПАПА. Прикрепи к доске

Прочитаем вместе

Как можно назвать одним словом маму и папу? Правильно, РОДИТЕЛИ. (Вывешиваю слово  РОДИТЕЛИ.)

Варя, найди карточку ДОЧЬ и подбери слово ДОЧЬ. Прочитаем вместе.

Света, найди карточку СЫН. Прочитаем все вместе слово СЫН.

Как одним словом можно назвать дочь и сын для родителей?

Правильно это дети. Дочь и сын для своих родителей ДЕТИ.

(Вывешиваю слово  ДЕТИ.)

Как можно по-другому назвать дочь? Варя, как тебя называет твой папа?

Молодцы, сколько вы знаете ласкательных имен для дочери.

(Убираю все карточки и слова с доски)

Вероника, найди карточку БАБУШКА, Геля, подбери слово БАБУШКА к картинке.

Прочитаем вместе

Полина, найди карточку ДЕДУШКА и подбери слово к ней

Прочитаем вместе.

А кто для них дети? Девочка – внучка,

Мальчик – внук.

(Вывешиваю слова внук, внучка.)

Правильно! Для своих дедушек и бабушек вы все внучки.

Послушайте  стихотворение о семье:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? Семья!

Работа у доски  с Настей.

 Повторение семейных отношений, работа с каточками.

Настя, выйди к доске и найди своих родителей. Маму и папу.

Как их зовут?

Мама Марина, папа  Аркадий. А кто Настя для своих родителей?

Вероника, найди свою бабушку. Скажи, как ее зовут.

Правильно  - это бабушка Вероники.   Найди фотографию своего дедушки. Как его зовут?

  Для бабушки и дедушки Вероника  – внучка.

Работа с коммуникатором – называние своих родственников, их имена.

На доске выкладываю карточки со словами МАМА, ПАПА, ДОЧЬ,   БАБУШКА, ВНУЧКА, ДЕДУШКА  и фотографиями  родственников девочек.  

Света, выйди к доске и найди фотографию своих братьев.

Как их зовут? На какой группе живут твои братья?

Кто ты для своих братьев?

На доске выкладываю карточки со словами     СЕСТРА, БРАТ  и фотографиями Светиных  братьев.

Настя, подойди к столу и найди фотографию своего брата. Как его зовут?  

Для брата Гоши ты, Настенька, сестра.

Называют/показывают членов семьи

Мама

Папа

Родители

Дочь

Сын

Дети

Доченька, дочка, дочечка

Бабушка

Дедушка

Внучка

Внук  

Семья!

Марина, Аркадий

        Дочь        

Бабушка Нина

Дедушка Саша

Внучка

 

Витя и Игорь

На 5 группе

Сестра

 

Игорь и Витя

Брат Гоша

  1. Изучение нового материала - 6 минут

 Работа с фотографиями.

Задача: закрепить представление о родственных отношениях

- Сегодня мы познакомимся с   родственниками нашей   Вероники.

Вероника, выйди к доске и найди свою маму.

Как её зовут? (Работа с коммуникатором)

Мама  Лена. А кто  Вероника для своей мамы?

У  Вероники есть младший брат. Его зовут  Миша.

Вы брат  и сестра.

Посмотрите на фотографию. Кто это?

Правильно  - это  бабушка  Вероники. Как её зовут?  Для бабушки  Вероника – внучка.

А это дедушка Саша, для него  Вероника кто?

На доске выкладываю карточки со словами МАМА,   ДОЧЬ, БРАТ, БАБУШКА, ВНУЧКА, ДЕДУШКА  и фотографиями  родственников Вероники. Стрелочками показываю межродственные отношения.

У каждого человека есть мама и папа. Но бывают исключения. У Алины и Даши родителей нет. Но у них есть…Кто?

Кто опекун наших девочек?

Что делает опекун?

Он опекает детей, заботится о них, любит их – делает  то же, что и родители.

Алина, найди фотографию своего опекуна – Валерия Николаевича. Скажи, кто это и как его зовут.

Лена

        

Дочь

Миша

Бабушка Нина

Дедушка Саша

Внучка

Опекун

Валерий Николаевич

Мой опекун Валерий Николаевич

  1. Первичная проверка понимания – 4 минуты

Коррекционные упражнения: «Семейные отношения»

- Сейчас мы проверим, как вы запомнили, кто кому приходится. «Семейные отношения»

Карточки-подсказки с названиями родственных отношений и именами родственников.

Подбирают фотографию к слову

Работают с карточками

за столами

  1. Физкультминутка – 2  минуты

Семейная зарядка

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Повторяют вслед за педагогом слова и движения

  1. Закрепление нового материала –5 минут

Коллективная работа с картинками «Семья» Вероники

Задача: познакомить с многочисленными родственниками

Карточка с подсказками-фотографиями.

Сейчас мы будем  составлять карточку «Семья» Вареньки. У нее большая семья.

Варя, найди фотографии  своей прабабушки Риммы.  Прикрепи ее внизу. Бабушка Оля и дедушка Леша. Прикрепи их выше. У тебя еще есть бабушка Наташа. Возьми фотографию папы Артура и прикрепи её в середине.  Рядом с ним его брат, твой дядя  Вова. Дядя Андрей твой крестный. Наверху остался 1 квадратик. Это окошко для тебя, Варенька.

Вопросы по карточке «Семья»: кто это?

А для бабушки ты кто?

Варя находит их фотографии и прикрепляет к карточке «Семья».  

Внучка

Работа с карточками «Семья»

Пройдите все к столам. Перед вами      карточки    «Семья».

Пожалуйста, начинайте работать снизу, где находятся самые старшие члены ваших семей. Сначала бабушки и дедушки, потом родители, и на самом верху вы, ваши сёстры  и братья.

(Помощь и опрос у столов)

Работа с карточками «Семья»

III Заключительная часть – 5 минут

  1. Обобщение – 3 минуты

Работа с коммуникатором

А сейчас мы повторим, как зовут ваших родителей, бабушек, дедушек, кем приходятся вам ваши родственники. Назовите  родственные отношения   и имена своих родных.

Молодцы! Вы очень хорошо работали на занятии. Правильно называли имена своих родственников. Знаете, что вы не только дочки, но и внучки, сестры.

Отметить каждого ребенка по конкретному заданию.

Поднимите руки у кого есть братья?

Как зовут брата Насти?

А брата Вероники?

Как зовут прабабушку Варвары?

Как зовут опекуна наших девочек?

Молодцы, вы очень хорошо сегодня занимались! Знаете, как зовут всех родственников наших девочек. А самое главное, сегодня мы с вами разобрались в родственных отношениях. Вы теперь знаете, кто кому кем приходится.

Сегодня на занятии мне очень помогала Ангелина. А как зовут твоих родителей. Кто ты для них?

Девочки говорят/называют при помощи коммуникатора имена своих  родных.

Гоша

Миша

Римма

Валерий Николаевич

Мама Оля

Папа Юра

Дочка

  1. Подведение итогов – 2 минуты

Итог занятия

Работа с коммуникативной доской, с карточками

- О чём мы сегодня говорили на занятии?

Семья – это кто?

- Сегодня мы с вами составили карточки «Семья» для каждого. Вы подобрали фотографии, правильно назвали имена всех родственников наших девочек

- Вам понравилось наше занятие?

- Что понравилось больше всего?

Молодцы! Вы очень хорошо работали на занятии. Правильно называли имена своих родственников. Знаете, что вы не только дочки, но и внучки, сестры. Отметить каждого ребенка по конкретному заданию.

- Подойдем к коммуникативной доске.

- Наше занятие окончено (убирает карточку «Занятие»)

- Как хорошо на свете жить!

(руки в стороны и вверх)

Как хорошо уметь дружить!

(руки соединяются в приветствие)

Как хорошо, что есть друзья!

(берутся за руки друг с другом и раскачивают их)

Как хорошо, что есть и Я

(прижимают руки к себе)

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

- О родителях, семье, дедушках и бабушках.

О сестрах и братьях

Родственники, родные.  

Карточка «Семья»

Работа с коммуникатором

Подходят к коммуникативной доске

Встают в круг и повторяют за педагогом слова и движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Сравнение групп предметов»

«Сравнение групп предметов»Цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠», знание двух способов приведения множества в равнозначное соответствие...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»

План - конспект открытого занятия  (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...

Конспект открытого занятия 1 «Г» класса с ЗПР Тема занятия: «Овощи и фрукты»

Учащиеся делятся на две команда и соревнуются. Дети учатся определять и различать овощи от фруктов. Узнают их полезные стороны и какие витамины в них содержатся....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (Окружающий мир). Тема «Дерево умеет плавать».

Конспект занятия по познавательному развитию (Окружающий мир)в подготовительной группе детского садаВозрастная группа: подготовительная Тема ««Дерево умеет плавать».(Образовател...

Конспект открытого занятие для детей младшего школьного возраста «Цветок семейного счастья»

Конспект открытого занятие для детей младшего школьного возраста   «Цветок семейного счастья»...

Конспект открытого занятия с обучающимися 1 класса. На тему: «Овощи»

Цель: Расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах.Задачи:- образовательные:Закреплять называния овощей.Уточнять и расширять представление об овощах, их вкусе, признаках о...