Статья " Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей"
материал (4 класс)
Формирование духовно - нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И этот процесс имеет тесную связь с культурой народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnye_traditsii_duhovno_-_nravstvennogo_vospitaniya_detey_1_1_2.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Киселева, психолог
МБОУ «СОШ №7», г. Рузаевка
О.Н. Фомина, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7», г. Рузаевка
Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей
В каждой культуре прошлого заложены
огромные смысловые возможности,
остались нераскрытыми, не осознанными
и не использованными на протяжении
всей истории жизни данной культуры.
М.М. Бахтин
Все лучшее в человеке формируется благодаря воспитанию. Высшей целью образования является национальный воспитательный идеал. Русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Не возникает сомнений, что этническая культура любого народа содержит огромный нравственный потенциал и оказывает влияние на развитие личностных качеств учащихся (патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения). Поэтому современные школы активно вводят этнокультурные компоненты в содержание образования. В МБОУ «СОШ№7» Рузаевского муниципального района реализуются разнообразные формы и методы работы в данном направлении. Развитие и обогащение духовно - нравственного мира детей выступает важнейшей составляющий воспитательно - образовательной работы.
В системе обучения и воспитания подрастающего поколения литература как учебный предмет занимает особое место. Именно на уроках литературы наиболее интенсивно формируются нравственные и эстетические идеалы школьников. Информацию всех без исключения разделов учебника можно дополнить сведениями, которые раскрывают богатство, многообразие культуры Мордовии.
Наиболее эффективной образовательной и воспитательной работой на уроках является сопоставление произведений русских и мордовских писателей. Делая акценты на определенных художественных образах, устанавливая в памяти детей связи между изученными, прочитанными произведениями, можно вызвать в сознании учащихся целую систему впечатлений, эмоций, мыслей, имеющих целью развить у них интерес к мордовской культуре.
Большое воспитательное значение имеет изучение биографий писателей, поэтов, деятелей культуры Мордовии. Материалы, представленные на таких уроках, можно использовать для написания сочинений, изложений, составления кроссвордов и тестовых заданий.
На уроках внеклассного чтения знакомим детей с мордовскими сказками. Они отражают положительные человеческие качества: трудолюбие, коллективизм, честность, скромность, дружелюбие. Язык сказок прост и понятен. В этих произведениях не только народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение, но и культура народа: быт, традиции, обычаи, этикет. После прослушивания анализируем их содержание с точки зрения представления в них общечеловеческих нравственных ценностей: любви к родной земле, трудолюбия, дружбы.
В учебниках по русскому языку имеются тексты о широко известных местах нашей Родины, в связи с использованием которых привлекается дополнительный материал. Например, учащимся предлагаются для составления предложений или для написания сочинений-миниатюр следующие темы: «Мой край Поволжье», «Мой город», «Осень в нашем крае». Можно использовать краеведческий материал о Республике Мордовия, о Саранске, стихи мордовских поэтов о родном крае (Н. Эркая, С. Кинякина.)
Программой предусмотрено немало сочинений по картинам. На таких уроках проводим беседы о художественной культуре республики, знакомим с картинами самобытных мордовских художников Ф.В. Сычкова, В.А. Попкова. Данная работа поможет учащимся заинтересоваться культурой родного края, увидеть красоту нашей родины, открыть ее для себя, полюбить.
Может с успехом служить использование на уроках развития связной речи материалов периодической печати, телевидения, рассказывающих о деятелях культуры, искусства. События, представленные в том или ином материале, должны стать исходным, отправным материалом для составления сочинений – рассуждений о духовной красоте наших современников.
Уроки русского языка и литературы позволяют влиять на чувства детей эмоциональном текстом, задушевным словом учителя, взволнованным сочинением, отзывом о кинофильме, спектакле или прочитанной книге. Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей.
На уроках учебного предмета «ОРКСЭ» нами активно используется местный краеведческий материал. В результате у детей формируются глубокие и прочные знания о нашей малой Родине.
На уроках физической культуры с большим удовольствием дети знакомятся с мордовскими подвижными играми, передающими многовековой опыт, культуру, традиции. А элементы народных игр используем для проведения физкультминуток.
Ежегодно в нашей школе проходит научно - практическая конференция «Шаг в будущее». Вот уже десятый год для многих учеников конец апреля – не только время подведения итогов кропотливой работы по интересующим вопросам, но и праздник знаний. Приятно осознавать, что выбранные ребятами направления исследований касаются истории, культуры нашей малой Родины. Темы разнообразны:
- «Традиции мордовского народа»;
- «Анализ творчества А.И. Полежаева»;
- «Тема Великой Отечественной войны в рассказах Ф.К. Андрианова»;
- «Россия и Мордовия: истоки единения».
Проведение недели мордовского языка давно стало школьной традицией. Ребята представляют творческие проекты, читают стихи, поют песни, инсценируют произведения мордовских писателей и поэтов.
Для приобщения детей к национальной культуре и традициям мордовского народа в нашей школе организован мини-музей, где экспонируются вещи народного быта и прикладного искусства, представлена выставка «Мордовский край».
Формирование духовно - нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И этот процесс имеет тесную связь с культурой народа.
Нельзя не согласиться с мнением М.М. Бахтина, что «в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей истории жизни данной культуры».
Литература
- Лисовенко Г.В. Формирование духовного мира школьников средствами этнокультурных традиций. // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2003.-С. 23.
- Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности – М.: Академия, 2005. – 453с.
- Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. –
- Т. 2: Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова,
- Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. - Москва, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"
Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской азбу...
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания младших школьников
статья содержит метды и приёмы работы с детьми в начальных классах по воспитанию детей в этнокультурных традициях....
Поликультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей.
Формирование духовно – нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И ...
Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...
статья "Этно-культурные традиции духовно-нравственном воспитании личности"
статья для книги...