Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
статья на тему
Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, живёт, где веками жили его деды и прадеды, знание истории, языка, культурных особенностей способствуют осознанию человеком себя как личности, достойного гражданина совей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnye_traditsii.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Н.Фокеева
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому и принадлежим.
Вадим Шафнер
В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом является вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Духовность и нравственность – понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, живёт, трудится, где веками жили его деды и прадеды, знание истории, языка, культурных особенностей способствуют осознанию человеком себя как личности, достойного гражданина своей республики, страны.
Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники поистине бесконечно доброго народного мастерства. Мордовский край не исключение. Здесь сложились свои художественно-ремесленные традиции, изучение которых представляет не только научный, но и широкий практический интерес. Проникнуть в тайны народного творчества означает путь познания жизни предков и современников. Традиционно выполнение вышивки, вязание узлов, ювелирные украшения и т.д. могут раскрыть очень важную информацию о знаниях и представлениях людей, живших века и тысячелетия назад. А это ли не инструмент для формирования будущих поколений!
Большим потенциалом для этнокультурного воспитания обладают занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом, на которых учащиеся имеют возможность приобщиться к основам декоративно-прикладного творчества. Мои ученики с первого класса знакомятся с самобытностью и особенностями искусства родного края на фоне своеобразия природного, бытового, культурного и социального уклада своего региона. В рамках этой задачи на уроках технологии и изобразительного искусства я предлагаю несколько заданий, помогающих понять красоту мордовской вышивки, её мотивы, способы организации орнаментальной композиции. Главная задача этих понятий – познакомить учеников с особенностями знаковой системы и цветовой гаммы орнамента мордовского народа. Вся работа строится на базе творческой деятельности школьников, поэтому в качестве специфических задач узкого плана я выдвигаю и такие, как обучение самостоятельному составлению орнаментов в полосе из соответствующих элементов и изготовлению трафарета для тиражирования – многоцветного узора. После знакомства учащихся с различными мотивами - образцами вышивки – им предлагается составить эскиз вышивки края полотенца или скатерти. Такие уроки проводятся с учащимися 3-4 классов.
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – проведение научно-практических конференций. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, так и в конкурсах различного уровня. Научно-практические конференции в нашей школе стали трибуной для учащихся начальных классов, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью. Ежегодно одна из тем конференции посвящена традициям мордовского народа.
В исследовательской работе «Мордовский национальный костюм» Каргина Альбина представила особенности мордовского костюма Кочкуровского района, раскрыла традиции изготовления национального костюма, истолковала систему знаков мордовской вышивки, познакомила с современной коллекцией национального костюма, созданного по мотивам мордовского эпоса.
Мальцева Алина в исследовательской работе «Календарные обряды и праздники мордвы» отметила, что обряды, традиции, обычаи являются отличительной чертой отдельно взятого народа. Они являются способами передачи культуры каждого народа от одного поколения к другому. Благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего края. Цель данной работы: определить основные обычаи мордовского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире. Эта работа была представлена на Всероссийский конкурс «Ученик года 2012».
Совместная краеведческая деятельность – это средство изучения родного края, воспитание уважения и любви к его предкам, которые творили историю. Данная форма работы позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одарённых детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности.
Оживлённо и с большим интересом мои дети посещают краеведческий музей имени И.Д.Воронина, республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, музеи мордовской культуры, где уточняются и расширяются знания по истории, культуре и природе мордовского края, где сама среда оказывает положительное воздействие, помогает развитию эстетических чувств и вкусов. Именно здесь впервые дети могут увидеть национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют представления о жизни предков.
Экскурсии в музеи побудили и воодушевили педагогов и учащихся школы на создание школьного музея. Несколько лет шла подготовительная, собирательная и научно-исследовательская работа, в результате которой был организован школьный музей. История Посопа и школы, собранные предметы домашнего быта, народные костюмы из разных уголков республики, образцы народного искусства разместились в музее, созданном на базе МОУ «СОШ № 2», которому отводится особое место в формировании этнокультурной компетентности младших школьников.
Важно, чтобы дети младшего возраста начали понимать ценность богатств родного края. А главное, чтобы у них появилось уважение к предыдущим поколениям, создавшим эти богатства. С этой целью проводятся внеклассные мероприятия и классные часы. Достаточно эффективно мною используется игра «Цветик - семицветик» на классном часе «Богатство Саранска». Каждый лепесток – одна из сторон богатств города. На первом лепестке – иллюстрации фабрик, заводов, вокзалов и т.д. они необходимы всем горожанам для нормальной жизни. Привлекались родители, работающие на предприятиях города. Они рассказали о значении заводов для республики.
На следующем лепестке – иллюстрации школ, учебных заведений. Для того, чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого необходимо учиться.
На третьем лепестке – изображение библиотеки – хранилища мудрости, без которой невозможно обучение, освоение знаний, накопленных предшествующими поколениями.
Следующий сюжет – театры. Затем – музеи. На двух последних лепестках – храмы и удивительные саранские уголки. Делается вывод о том, что все богатства необходимы: стоит у цветка оборвать хоть один лепесток, и цветок теряет прелесть. Так и город: стоит лишить его «богатств», и он утратит своё значение. Но самое главное богатство города – человек (сердцевина цветка). Человек – создатель этого богатства и его потребитель. Настоящие горожане – это те, которые создают и сохраняют богатства города.
В рамках предметной декады начальных классов был проведён конкурс юных чтецов «Поэтическое слово», где дети с удовольствием читали стихи мордовских поэтов. Цель этого мероприятия – воспитание любви к родному краю, чувства гордости за своих земляков, привитие любви к книге.
Целью интеллектуальной игры Звёздный час «Знаешь ли ты Мордовию?» стало обобщение краеведческих знаний учащихся 3-4 классов из области истории, культуры и быта Мордовии.
Ежегодно оформляются выставки детского творчества «Мой отчий дом – Мордовия моя», где представлены работы учащихся первой ступени.
В рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в школе был проведён фестиваль «Венок дружбы», где каждый класс представлять свою национальность. Яркие и самобытные костюмы придавали празднику особую атмосферу близости к истокам и корням мордовской культуры и культуре других народов. Целью такого праздника было расширение знаний учащихся о России и многонациональной Мордовии; воспитание чувства любви к своей Родине и гордости за неё.
Одним из важных педагогических условий этнокультурного воспитания младших школьников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи можно осуществлять таким путём:
- привлекать родителей к проведению мероприятий, к участию в выставках семейного творчества;
- привлекать родителей к оформлению и предоставлению альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в классе, школе;
- проведение совместных прогулок и экскурсий;
- участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Такое сотрудничество помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители станут активными участниками педагогического процесса.
Вся урочная и внеурочная деятельность учащихся даёт детям лишь какую-то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней. На этнокультурные традиции возлагается ответственная роль в воспитании молодого поколения с духовным видением мира. Великое чувство любви к родному краю даёт нам силы, умение и стремление умножать славу родных мест, а вместе – и наше государство.
Литература.
1. Буянова Н.А. Этнокультурное наследие в учебно-воспитательном процессе. Народное образование. - № 1-2, 2007
2.Салищев А.И., Силенок В.Я. «Знаете ли вы Мордовию?» Саранск, Мордовское книжное издательство. – 1983
3. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы – М.: Изд. «Наука», 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой л...
«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста...
Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Материал предназначен для учителей начальных классов. ...