статья "Этно-культурные традиции духовно-нравственном воспитании личности"
статья
Предварительный просмотр:
Этно-культурные традиции духовно-нравственном воспитании личности
Народная педагогическая тематика всегда актуальна, поскольку она обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости народной педагогики.
Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Нашу педагогическую культуру следует рассматривать и через призму этнопедагогики, а педагогам, опирающимся в воспитательном процессе на этнопедагогику, надо быть носителями национальной культуры.
Этнопедагогика возникла и развивалась с древних времён вместе с цивилизацией. В условиях, когда общество ещё не обзавелось письменностью, она обличалась в формы устного народного творчества: сказки, эпоса, поговорки, народной песни, традиций и обычаев. Поэтому этот кладезь народной мудрости является жемчужиной человеческого опыта, шлифованный веками. Этнопедагогика охватывает все стороны жизни современного общества, влияя на духовное и физическое воспитание человека. В зоне её воздействия семейные, гражданские отношения, патриотическое и физическое воспитание, развитие эстетического и религиозного мировоззрения. В данное время в обществе происходит интенсивная смена поколений. Из жизни уходят люди, воспитанные в прежних идеологических канонах. Вместе с этим всё меньше становится у нас доброты, честности, порядочности, уважения друг другу.
Поэтому сегодня особенно актуальной становится необходимость передачи методов и приёмов народной педагогики следующему поколению как историческую и культурную ценность. Незаменима этнопедагогика для малочисленных наций и народностей России, нацеленных на духовное и национальное возрождение, на развитие родного языка и культуры, на сохранение традиций и национальных обычаев.
К народной педагогике обращаются практикующие педагоги и учёные. Прав был академик Д. Лихачёв, говоривший, что без национальной культуры нет нравственности, а без нравственности не действуют ни социальные, ни экономические законы.
Вспомним своих родителей, живших 40-50 лет назад. Хвалили ли они нас за хорошие поступки? Хороший поступок –это норма, не требующая похвалы. Высшей оценкой для них было признание заслуг детей посторонними, чужими людьми. Дурные поступки не одобрялись, осуждались. При этом разъяснялось, к каким последствиям может привести неверный поступок, какие беды принесёт он его семье, обществу, ему самому.
Человека даже в самом юном возрасте не полагается «водить» за руку. Он должен сам воспитывать себя, сам добывать знания и умения.
Этнопедагогика сегодня стала разделом общей педагогической науки. Этнос-народ, педагогика-воспитание. Народное воспитание-это столетиями накопленная система воспитания, это разум и опыт нескольких поколений. Цели и задачи этнопедагогики у всех народов одинаковы. Чуть отличны друг от друга методы и средства. Потому что они связаны языком, историей, культурой, бытом каждого народа. Поэтому нужно знать родную культуру, в которой заключена душа народа. Только через своё этническое «я» человек идёт к восприятию общечеловеческих ценностей Незнание культуры собственного народа или одностороннее увлечение ею приводит к ограниченности личности, к его деградации, как преступность, алкоголизм, наркомания, бездуховность.
Возрождение этнопедагогики надо начинать с восстановления памяти семейной, культурной, народной. Во все времена у всех народов память народа служила основой чести, совести, нравственности и культуры. Необходимо использовать все духовные ценности в условиях возрождения и развития национальной культуры и самосознания народа. Развитие школы на основе народной педагогики, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива.
Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений, изменением разнообразных сфер социальной жизни. Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием старших дошкольников и младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.
Динамику духовного саморазвития дошкольников и школьников можно видеть в умении их выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты, а также в умении быть ответственным в поступках и деятельности не только для себя, но и для людей.
Различными народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. «Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости, народная педагогика — это сосредоточение духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, «лицо народа». Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, свойственный общественному сознанию и народным традициям, сосуществования рода человеческого. Духовность определяют любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость.
Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории.
Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.
Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во всем ее многообразии. Пословицы — это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали, выработанной многими: «теле бардың-иле бар, теле юктың иле юк»-«Не знающий своего языка не имеет Родину». Большое педагогическое значение имеет приобщение детей к человеческой мудрости.
К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или иные качества человека, особенности его характера: «ай курдем айман белән, аузым тулды иман белән; айга яулык, минэ һаулык».
Обширной и разнообразной областью народного творчества являются башкирские песни-жемчужина народного творчества, имеющие силу, передающиеся из поколения в поколение, как бесценный дар предков, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям.
Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушие, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.
Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие башкирского народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основой для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.
Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс — этот важнейший источник народной педагогики.
Из опыта работы.
В нашей школе с 2002 года работают кружок деревообработки и кружок башкирский фольклор. С 2007 года существуют два фольклорно-этнографические объединения: фольклорная группа «Йайгор-Радуга» и инструментальный ансамбль кураистов «Маяк батырлары»-«Маякские батыры», руководимые энтузиастами-учителями башкирской культуры Мансуровым Хабрахманом Хизберовичем и Мансуровой Гадельнисой Варисовной. Главная задача нашей работы-это сохранение языка, самобытной культуры башкир, сохранение национальных обычаев и традиций через башкирский фольклор. Ведь фольклор-это истоки народного творчества. Фольклор-это орудие воспитания, направление в будущее, выражение любви к Родине, к народу, к матери, к природе, знание своих традиций, обычаев . Изучаем народные игры, праздники, историю песен, разучиваем их, выносим на суд зрителя. Например, в 2012 году к 200 летию победы в отечественной войне 1812 года познакомились с историей башкирской народной песни «Любизники любизар», посвященной войне 1812 года, его победителям. Через песню учащиеся узнали о героическом прошлом своего народа. Изучаем свои обычаи и на основе этих обычаев составляем сценарий и показываем его как театрализованное представление. Например «Молодежные игры у белой юрты», «Обряд гостеприимства башкир», «Обряд имянаречения».
Что такое обычай? Это традиционно установившейся порядок. Через изучение обычаев прекрасно формируются навыки этического поведения человека в обществе, что очень важно для подрастающего человека, культуре речи, вежливости, терпимого отношения к окружающим, почитание старших. Через фольклор стремимся сформировать культурного человека.
Учит играть на инструментах курае, кубызе Мансуров Х.Х. На занятиях он учит не только играть на башкирских народных музыкальных инструментах как курай и кубыз, но и рассказывает о них, расширяет кругозор. На занятиях кружка ребята узнают, что курай-это национальный инструмент, который вобрал в себя многовековую историю народа-своего создателя.
За эти годы фольклорная группа «Йайгор»-«Радуга» и ансамбль кураистов «Маяк батырлары» не раз становилась призёром и победителем многих районных и областных фестивалей и конкурсов. А в уходящем году участвовали в пяти областных фестивалях народного творчества. Это IV фестиваль-конкурс «Будущее России», который проходил в Аргаяше; фестиваль творчества сельской молодёжи «Когда мы вместе»- п. Метлино; фестиваль детских фольклорно-этнографических объединений «Уральские прикрасы» г. Сатка, фестиваль детского творчества «Небосвод» г. Челябинск; Фестиваль татарского и башкирского творчества «Туган як» - «Родные просторы» город Озёрск. Из пяти областных фестивалей наши ребята привезли три «первых» места, два «вторых» места, три «третьих» места. В этом несомненно большая заслуга не только руководителей группы, но и самих ребят.
Впереди нас ждёт новое выступление на российском фестивале «Уральские прикрасы», как победителей областного фестиваля. В этом году руководители группы изыскали возможность приобретения новых сценических костюмов и национальных инструментов .
Автор: Мансурова Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции как фактор духовно-нравственного формирования современной личности
Научная статья для выступления...
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания младших школьников
статья содержит метды и приёмы работы с детьми в начальных классах по воспитанию детей в этнокультурных традициях....
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
Поликультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей.
Формирование духовно – нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И ...
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...
Статья " Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей"
Формирование духовно - нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребен...