Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому отмечается необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его культуре.
Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу, так как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.
Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому отмечается необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его культуре.
Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу, так как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.
Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.
Исходя из выше сказанного, была сформулирована тема исследования: «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. »
Объект: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет: народные традиции как средство духовно- нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель: выявить и экспериментально проверить педагогические возможности использования народных традиций как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Проблема: в связи с неустойчивостью социального положения в переходный период в развитии государства к гражданскому обществу нарушаются устои нравственности. Отсутствие механизма законов требует пристального внимания к нравственному воспитанию на основе народных традиций.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия нравственное воспитание;
- рассмотреть вопрос о народных традициях как средстве нравственного воспитания в русской педагогике;
- изучить психологические особенности восприятия детьми народных традиций;
- проверить действенность воспитательного воздействия народных традиций на детей младшего школьного возраста через анкетирование;
- обработать статистические результаты анкетирования.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности народных традиций, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, ранжирование, письменный опрос.
Опытно-экспериментальная база исследования – МБОУ "СШ № 4».
В эксперименте участвовали учащиеся моего класса. Начиная со 2 по 4 класс. С 2015 по 2017 г.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный (выбор и осмысление темы). Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап – собственно-исследовательский (проведение анкетирования, с целью выявления знаний обучающихся о народных традициях; разработка конспектов занятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы).
Третий этап – интерпретационно-оформительский (проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала).
Практическая значимость заключается в том, что по результатам исследования создана методическая разработка «Использование народных традиций в воспитательном процессе младших школьников, как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся», применение которой позволит учителям начальных классов найти некоторые ответы на вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей младших классов.
Предварительный просмотр:
Глава 1. Роль нравственного воспитания в развитии личности.
§1. Сущность нравственного воспитания.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1. c.155]
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104]
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[8. c.7]
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. [5. c.104]
«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[5.c. 29]
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[2. c. 163]
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. [19. c.192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Предварительный просмотр:
§2. Структура и функции нравственного воспитания.
Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.
«Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.
Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»[5. c.104]
Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.
«Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» [5. c. 105-106]
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
- культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» [5. c. 105-106]
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
5. В человеколюбие или гуманность.[7. c.380]
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
«Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»[9. c.269]
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.
Предварительный просмотр:
§ 3. Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Сохранение, передача и степень восприятия накопленного многовекового опыта во многом зависит от стиля воспитания подрастающего поколения.
Старая поговорка гласит: «Все новое хорошо забытое старое». Действительно, человек возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность, которой перестали уже верить».
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Прививать нашим детям любовь к народной культуре – дело очень ответственное и благородное. Вот почему приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа. Ведь «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (Васнецов В.М.)
Воспитательная работа - важная составляющая образовательно-воспитательного процесса, протекающего в школе. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания, и если обогатить работу элементами народных календарных традиций, то содержание воспитательной работы будет максимально эффективным.
Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, как традиционный элемент народной жизни, как яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общим переживанием. Поэтому я выбрала эту форму в качестве средства духовно-нравственного воспитания своих учеников.
Предварительный просмотр:
Заключение
Реализуя задачу духовно-нравственного воспитания учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры, я пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях.
Уверена, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности в жизни. Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Литература
- Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.
- Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56.
- Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
- Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.
- Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.
- Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание по средством народных традиций.
§1. Выявление уровня сформированности нравственных качеств личности
С целью выявления уровня сформированности нравственных качеств личности у учащихся была проведена диагностика с помощью методики Н.П. Капустина и М.И. Шишловой.
Были получены результаты
(Каждому ученику нужно было оценить себя по след. Критериям: 1. Отзывчивость 2. Бережливость 3. Ответственное отношение к учёбе 4. Чувство товарищества 5. Трудолюбие 6. Доброта).
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Высокий уровень | Выше среднего | Средний уровень | Низкий уровень |
16,6% | 4,3% | 45,8% | 33,3 |
Как показали результаты диагностики, у детей ещё не вполне сформировались нравственные убеждения. Всё это в совокупности и побудило меня акцентировать внимание на подготовку и проведение календарных праздников и обрядов.
В связи с этим возникла необходимость в работе с детьми использовать целостную систему культурного опыта, направленную на формирование и развитие полноценной личности и способствующую её духовно-нравственному выздоровлению.
§ 2. Внеурочные мероприятия с использованием народных традиций, направленные на формирование нравственных качеств личности.
Мною были проведены в 2015-2017 учебном году такие мероприятия, связанные с приобщением детей к народным традициям.
Праздник осени «Осенние посиделки», «Новый год в кругу семьи», «Рождественские колядки », День защитников Отечества, Масленица, «Кулики-Сороки», Вербное Воскресение, Пасха, праздник русской берёзки, и другие.
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Настоящий праздник народных игр - это «Рождественские колядки». Самым шумным и весёлым праздником на Руси после длительного рождественского поста были Святки, которые продолжались от Рождества до Крещения. Во время Святок проходили колядования, когда молодёжь наряжалась, надевала маски зверей и птиц, ходила по дворам, пела величальные песни, посвященные Рождеству Христову:
Коляда, коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла
Рождество принесла!
Ещё одним замечательным праздником является Вербное Воскресение. Планируется с ребятами провести выставку поделок. Веточки вербы на дисках, покрытых пластилином. Цветочки-вербочки изготовленные из ваты.
Приобщить младших школьников к истокам русской культуры, традициям, обрядам помогает подготовка и проведение самого главного праздника у христиан «Пасха-праздник светлого Христова воскресения». К празднику планируется не только приготовить крашеные яйца, пасхальные куличи, но и поделки, используя вышедшие из строя диски и другие подручные материалы.
Пробудить в детях интерес к традициям русского народа, дать представление о народном толковании весны, познакомить с основными приметами весны, рассказать о сорока мучениках Севастийских позволяет нам праздник «Кулики-Сороки». К празднику планируется приготовить печенье в виде птиц, которые мы украсим цветами из конфетных фантиков, сделанных своими руками.
Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
В народных праздниках используются народные игры в которых много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи, развивают ловкость. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Ледяные ворода», «Эхо», «Кошки-мышки» «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развиваются такие нравственные качества, как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе.
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств личности у учащихся, на данном этапе была проведена повторная диагностика с помощью методики Н.П. Капустина и М.И. Шишловой.
Были получены результаты
(Каждому ученику нужно было оценить себя по след. Критериям: 1. Отзывчивость 2. Бережливость 3. Ответственное отношение к учёбе 4. Чувство товарищества 5. Трудолюбие 6. Доброта).
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Высокий уровень | Выше среднего | Средний уровень | Низкий уровень |
18% | 8,5% | 50% | 23,5 |
Как показали результаты диагностики, у детей уровень сформированности нравственных убеждений изменился. Уменьшился процент детей с низким уровнем. Высокий, хороший и средний уровни стали выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой л...
«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста...
Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных произведений"
Обобщение опыта учителя МОБУ «Восточненская СОШ» Гончаровой Н. М.по теме «Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных ...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Материал предназначен для учителей начальных классов. ...