Программа "Паруса Поволжья"
рабочая программа
Программа «Паруса Поволжья» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подрастающего поколения: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения. Возможна реализация в дистанционном режиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parusa_povolzhya_.docx | 97.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Паруса Поволжья»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Автор-разработчик:
Шибанова Ольга Сергеевна
Структура дополнительной общеразвивающей программы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка стр. 3
1.2 Цель и задачи программы стр. 6
1.3 Планируемые результаты освоения программы стр. 7
1.4 Содержание программы стр. 9
Модуль «Моя Родина – Поволжье» стр. 9
Модуль «Культура народов Поволжья» стр. 12
Модуль «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» стр. 25
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Условия реализации программы стр. 28
2.2 Формы аттестации стр. 28
2.3 Методические материалы стр. 28
Список литературы стр. 30
1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка.
В последние годы все большее внимание уделяется построению такой образовательной системы, которая позволяла бы обеспечить учащемуся развитие всех его природных задатков и создавала бы условия для его самореализации в социальной среде, на рынке труда, в сферах инновационной экономики, в бизнесе.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Дополнительная общеразвивающая программа «Паруса Поволжья» разработана с помощью методической литературы и личного опыта педагогов в учреждении дополнительного образования.
Назначение программы: этнокультурное воспитание обучающихся с использованием деятельностного подхода. В ходе реализации программы планируется изучение истории родного края на конкретных примерах и объектах, реальная помощь детям в освоении культурных, духовных, трудовых традиций своего народа с использованием информационно-коммуникативных и интерактивных технологий. Программа «Паруса Поволжья» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подрастающего поколения: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения. Возможна реализация в дистанционном режиме.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. № ВК – 1232/09 «О направлении методических рекомендаций» вместе с (Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №1 р.п.Новоспасское Ульяновской области от 30.12.2015 г. №913;
- Положение об образовательных программах дополнительного образования и внеурочной деятельности МОУ СШ №1 р.п.Новоспасское №47-4-Д от 23.05.2016 г.
Уровень освоения программы: стартовый
Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Одной из задач, стоящих перед современной школой, является воспитание патриотизма, гражданской идентичности. Причастность к истории своей Родины, в том числе и малой, ответственность за ее судьбу формируются в результате глубокого предметного знакомства с историей своей семьи, города, края и страны в их единстве. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту и формированию человека.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с обучающимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.
Программа имеет комплексный, межпредметный характер, призвана не просто познакомить обучающихся со своей малой родиной, а позволить ребятам связать историю родного края с её природой, обычаями, традициями, народами, оценить вклад родного края в наследие всей страны.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Паруса Поволжья» заключается в предоставлении возможности детям знакомиться с историей, культурными обычаями и традициями народов Поволжья, воспринимать историю как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Инновационность и отличительные особенности программы
Новизна программы «Паруса Поволжья» заключается в наличии регионального компонента в содержании, в широком использовании практической деятельности обучающихся. Инновационность настоящей программы в применении современных технологий и активных методов обучения, использовании проблемного обучения. Также в образовательном процессе используются современные технические средства обучения, в программу включены такие инновационные виды деятельности, как исследовательская и проектная деятельность обучающихся.
Отличительной особенностью данной Программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать обучающихся на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Адресат программы: дети в возрасте от 9 до 11 лет.
Характеристика возрастной группы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла. По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах, при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.
В связи с этим основная форма проведения занятий – это практические работы, в ходе которых у детей появляется возможность продемонстрировать свои индивидуальные и коллективные решения поставленных задач.
Объём программы: 72 часа
Срок освоения программы: 1 год
Формы обучения и особенности организации образовательного процесса
Форма проведения учебных занятий – групповая. Наполняемость группы до 15 человек. В ходе реализации Программы применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа включает теоретические и практические занятия.
Занятия проходят в форме лекций, семинаров, мастер-классов, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, викторин, интеллектуально-познавательных игр, фестивалей, праздников, выставок, концертов. Важное внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
- Цель и задачи программы
Цель программы – через знакомство с культурой, историей, религией и обычаями разных народов Поволжья содействовать формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности детей.
Задачи образовательной программы
Обучающие:
- формирование системы разносторонних краеведческих знаний;
- знакомство с историческим прошлым и настоящим Поволжья;
- формирование знаний и представлений о знаменитых людях народов Поволжья, внесших существенный вклад в политическое, военное и культурное развитие города и государства;
- формирование целостного представления об историко-культурном наследии Поволжья;
- обучение методам самостоятельной поисковой работы: приёмам работы с историческими источниками; книгами; Интернет-ресурсами.
Развивающие:
- развитие познавательных способностей обучающихся;
- развитие интереса обучающихся к родному краю;
- развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
- формирование интереса к истории своей Родины, расширение собственного культурного кругозора.
Воспитательные:
- формирование патриотического сознания на основе изучения истории и культуры родного края;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
По окончании программы обучающиеся будут иметь представление/знать:
- о Поволжье, как одном из крупнейших регионов России;
- о красоте и уникальности родного края;
- о государственных символах России;
- о народах Поволжья, их обычаях, традициях, национальной кухне и костюмах;
- о знаменитых людях Поволжья;
- о жизни и творчестве поэтов, писателей, художников родного края;
- о семи чудесах России, Ульяновской области и Новоспасского района;
- об истории родного поселка;
- о судьбе своей семьи в судьбе поселка.
1.4. Содержание программы
Сводный учебный план
№ п/п | Название модуля, входящего в состав программы «Паруса Поволжья» | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Моя Родина - Поволжье | 7 | 3 | 4 | тестирование |
2 | Культура народов Поволжья | 54 | 23 | 31 | тестирование |
3 | Я, ты, он, она – вместе дружная семья. | 11 | 5 | 6 | защита проекта |
Всего | 72 | 31 | 41 |
Модуль «Моя Родина – Поволжье»
Цель: формирование у обучающихся комплексных знаний о родном крае.
Задачи:
- формирование системы разносторонних краеведческих знаний;
- развитие познавательных способностей обучающихся;
- формирование патриотического сознания на основе изучения истории и культуры родного края.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мы такие разные, но всё-таки мы вместе | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
2 | Моя Родина - Поволжье | 1 | 1 | беседа | |
3 | Путешествие по Поволжью | 1 | 1 | презентация | |
4 | Народы Поволжья | 1 | 1 | беседа | |
5 | Мы родом с Волги | 1 | 1 | фото | |
6 | Легенды и предания о великой русской реке и народах, проживающих на ее берегах | 1 | 1 | тестирование | |
7 | Мы такие разные, но всё-таки мы вместе | 1 | 1 | защита проекта | |
Всего | 7 | 3 | 4 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Мы такие разные, но все-таки мы вместе.
Теория. Вводное занятие. Знакомство с понятием «толерантность». Построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека.
Тема 2. Моя Родина – Поволжье.
Теория. Воспитание чувства интернационализма. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
Тема 3. Путешествие по Поволжью.
Практика. Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Собери орнамент», флаги народов Поволжья с буквами Д, Р, У, Ж, Б, А.
Тема 4. Народы Поволжья.
Теория. Углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания об одежде народов Поволжья. Развивать познавательный интерес к родному краю.
Тема 5. Мы родом с Волги.
Практика. Словесная игра «Мир без друга», загадывание загадок, задания в конверте.
Тема 6. Легенды и предания о великой русской реке и народах, проживающих на ее берегах.
Практика. Знакомство с легендами и преданиями о великой русской реке и народах, проживающих на ее берегах.
Тема 7. Мы такие разные, но всё-таки мы вместе.
Практика. Разговор об обычаях, традициях, культуре народов Поволжья. Беседа о дружбе народов разной национальности.
Календарный учебный график
Место проведения:
Время проведения занятий:
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты |
1 | Мы такие разные, но всё-таки мы вместе | 1 | Групповая теория | обсуждение, устный опрос | |||
2 | Моя Родина - Поволжье | 1 | Групповая теория | беседа | |||
3 | Путешествие по Поволжью | 1 | Групповая практика | презентация | |||
4 | Народы Поволжья | 1 | Групповая теория | беседа | |||
5 | Мы родом с Волги | 1 | Групповая практика | фото | |||
6 | Легенды и предания о великой русской реке и народах, проживающих на ее берегах | 1 | Групповая практика | тестирование | |||
7 | Мы такие разные, но всё-таки мы вместе | 1 | Групповая практика | защита проекта |
Модуль «Культура народов Поволжья»
Цель: формирование у обучающихся исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Поволжья.
Задачи:
- формирование познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
- расширение собственного культурного кругозора;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств: патриотизм, гражданственность.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | По просторам родного края | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
2 | Знакомство с обычаями и традициями русского народа | 1 | 1 | презентация | |
3 | Знакомство с национальной русской кухней | 1 | 1 | анкетирование | |
4 | История русского национального костюма | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
5 | Русские народные праздники | 1 | 1 | презентация | |
6 | Знаменитые люди русского народа | 1 | 1 | беседа | |
7 | Душа народа в сказках и легендах | 1 | 1 | наблюдение | |
8 | Инсценирование русских народных сказок | 1 | 1 | инсценирование | |
9 | Интеллектуальный марафон «На златом крыльце сидели» | 1 | 1 | опрос | |
10 | Путешествие по русским народным сказкам | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
11 | Русский хоровод | 1 | 1 | беседа | |
12 | Разучивание русских народных хороводных песен | 1 | 1 | опрос | |
13 | Знакомство с особенностями, правилами русских народных игр | 1 | 1 | беседа | |
14 | Ярмарка русских народных игр: «Пятнашки», «Салки», «У медведя во бору» | 1 | 1 | игра | |
15 | Путешествие по народным промыслам (дымковская игрушка) | 1 | 1 | выставка поделок | |
16 | Путешествие по народным промыслам (гжель) | 1 | 1 | выставка рисунков | |
17 | Путешествие по народным промыслам (хохлома) | 1 | 1 | выставка рисунков | |
18 | Путешествие по народным промыслам. История возникновения русской матрёшки. | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
19 | Изготовление и роспись матрешки | 1 | 1 | выставка рисунков | |
20 | Фестиваль творчества «Ах, ты русское раздолье!» | 1 | 1 | тестирование | |
21 | Выставка творческих работ, рисунков, поделок | 1 | 1 | выставка работ | |
22 | Игра «Колесо истории» | 1 | 1 | защита проекта | |
23 | По просторам родного края | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
24 | Знакомство с обычаями и традициями татарского народа | 1 | 1 | презентация | |
25 | Знакомство с татарской национальной кухней | 1 | 1 | анкетирование | |
26 | История татарского национального костюма | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
27 | Татарские народные праздники | 1 | 1 | презентация | |
28 | Знаменитые люди татарского народа | 1 | 1 | беседа | |
29 | Душа народа в сказках и легендах | 1 | 1 | наблюдение | |
30 | Инсценирование татарских народных сказок | 1 | 1 | инсценирование | |
31 | Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа | 1 | 1 | беседа | |
32 | Песни татарского народа | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
33 | Знакомство с особенностями, правилами татарских народных игр | 1 | 1 | беседа | |
34 | Ярмарка татарских народных игр | 1 | 1 | игра | |
35 | Татарский орнамент | 1 | 1 | выставка работ, тестирование | |
36 | Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» | 1 | 1 | защита проекта | |
37 | Вместе весело шагать | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
38 | Знакомство с традициями и обычаями чувашского народа | 1 | 1 | презентация | |
39 | Знакомство с чувашской национальной кухней | 1 | 1 | анкетирование | |
40 | Знаменитые люди чувашского народа | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
41 | Душа народа в песнях и легендах | 1 | 1 | презентация | |
42 | Музыкальная программа «Музыка нас связала» | 1 | 1 | игра | |
43 | Знакомство с особенностями и правилами чувашских народных игр | 1 | 1 | наблюдение | |
44 | Ярмарка чувашских игр | 1 | 1 | игра | |
45 | Конкурсная программа «Дело мастера боится» | 1 | 1 | викторина | |
46 | Выставка творческих работ, рисунков, поделок | 1 | 1 | выставка работ | |
47 | Вместе весело шагать | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
48 | Знакомство с традициями и обычаями мордовского народа | 1 | 1 | презентация | |
49 | Знакомство с мордовской национальной кухней | 1 | 1 | анкетирование | |
50 | Душа народа в песнях и легендах | 1 | 1 | обсуждение, устный опрос | |
51 | Мордовские народные сказки | 1 | 1 | презентация | |
52 | Знакомство с особенностями и правилами мордовских народных игр | 1 | 1 | игра | |
53 | Ярмарка мордовских игр | 1 | 1 | тестирование | |
54 | Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» | 1 | 1 | выставка работ | |
Всего | 54 | 23 | 31 |
Содержание учебного плана
Тема 1. По просторам родного края.
Теория. Подготовка и проведение квеста «По просторам родного края».
Тема 2. Знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Теория. Разговор об обычаях и традициях русского народа. Развитие грамматического строя реи, пополнение словарного запаса.
Тема 3. Знакомство с национальной русской кухней.
Теория. Определение характерных черт русской национальной кухни.
Тема 4. История русского национального костюма.
Теория. Знакомство с историей русского национального костюма. Конкурс презентация «История русского национального костюма».
Тема 5. Русские народные праздники
Практика. Работа в группах по поиску информации о русских народных праздниках. Выполнение докладов и выступление с ними о русских народных праздниках.
Тема 6. Знаменитые люди русского народа.
Теория. Подготовка презентации и выступления «Знаменитые люди русского народа».
Тема 7. Душа народа в сказках и легендах.
Практика. Чтение и анализ русских народных сказок и легенд.
Тема 8. Инсценирование русских народных сказок.
Практика. Подготовка к инсценированию русских народных сказок.
Тема 9. Интеллектуальный марафон «На златом крыльце сидели».
Теория. Уточнить, обогатить и расширить знания детей о русских сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить детей использовать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.
Тема 10. Путешествие по русским народным сказкам.
Практика. Развивать речь, мышление, читательский интерес. Развивать умение действовать согласовано. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные сказки, песни, танцы.
Тема 11. Русский хоровод.
Теория. Способствовать социально-эмоциональному развитию детей. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, согласовывая свои действия с действиями партнеров в играх, конкурсах. Воспитывать у учащихся интерес любовь к народному творчеству через музыкальную игровую, театрализованную деятельность.
Тема 12. Разучивание русских народных хороводных песен.
Практика. Разучивание русских народных хороводных песен.
Тема 13. Знакомство с особенностями, правилами русских народных игр.
Практика. Работа в группах по поиску информации о русских народных играх. Выполнение докладов и выступление с ними о русских народных играх.
Тема 14. Ярмарка русских народных игр: «Пятнашки», «Салки», «У медведя во бору».
Практика. Разучивание русских народных игр.
Тема 15. Путешествие по народным промыслам (дымковская игрушка).
Практика. Знакомство с историей появления дымковской игрушки. Конкурс творческих работ.
Тема 16. Путешествие по народным промыслам (гжель).
Практика. Знакомство с историей народного промысла - гжель. Конкурс творческих работ.
Тема 17. Путешествие по народным промыслам (хохлома).
Практика. Знакомство с историей народного промысла - хохлома. Конкурс творческих работ.
Тема 18. Путешествие по народным промыслам. История возникновения русской матрёшки.
Теория. Знакомство с историей возникновения русской матрешки.
Тема 19. Изготовление и роспись матрешки.
Практика. Изготовление и роспись матрешки. Конкурс творческих работ.
Тема 20. Фестиваль творчества «Ах, ты русское раздолье!».
Практика. Выставка, презентация и представление творчески работ.
Тема 21. Выставка творческих работ, рисунков, поделок.
Практика. Выставка творческих работ, рисунков, поделок.
Тема 22. Игра «Колесо истории».
Практика. Проведение игры «Колесо истории». Выставка книг и справочников, музыкальное мультимедийное вступление на тему «Тихая моя Родина», репродукции картин русских художников.
Тема 23. По просторам родного края.
Теория. Ребята пишут сочинения на тему «По просторам родного края», рисуют картины на эту же тему, учат стихи и песни, изучают историю своей малой родины.
Тема 24. Знакомство с обычаями и традициями татарского народа.
Теория. Разговор об обычаях и традициях татарского народа. Пополнение словарного запаса.
Тема 25. Знакомство с татарской национальной кухней.
Теория. Определение характерных черт татарской национальной кухни.
Тема 26. История татарского национального костюма.
Теория. Знакомство с историей татарского национального костюма. Конкурс презентация «История татарского национального костюма».
Тема 27. Татарские народные праздники.
Практика. Работа в группах по поиску информации о татарских народных праздниках. Выполнение докладов и выступление с ними о татарских народных праздниках.
Тема 28. Знаменитые люди татарского народа.
Теория. Подготовка презентации и выступления «Знаменитые люди татарского народа».
Тема 29. Душа народа в сказках и легендах.
Практика. Чтение и анализ сказок и легенд.
Тема 30. Инсценирование татарских народных сказок.
Практика. Подготовка к инсценированию сказок и легенд.
Тема 31. Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа.
Теория. Познакомить с жизнью и творчеством поэта-земляка Мусы Джалиля
Воспитывать патриотизм. Развивать внимательность учащихся, умение слушать собеседника, способность анализировать услышанное.
Тема 32. Песни татарского народа.
Практика. Прослушивание и анализ песен татарского народа.
Тема 33. Знакомство с особенностями, правилами татарских народных игр.
Теория. Развивать интерес к народным играм и повышать кругозор знаний и умений в этом направлении. Развивать ловкость, быстроту движений, выносливость, сообразительность, быстроту реакции. Разучивание игр «Угадай, поймай не глядя» («Сукыр тэке»), «Пожарные» («Янгынчылар») и др.
Тема 34. Ярмарка татарских народных игр.
Практика. Оформление альбома татарских народных игр.
Тема 35. Татарский орнамент.
Практика. Практический - сбор пазлов «Собери орнамент». Развитие логического мышления.
Тема 36. Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел».
Практика. Предоставление возможности обучающимся продемонстрировать свои умения в области декоративно-прикладного творчества с целью обмена опытом. Возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения обучающихся к прикладному творчеству.
Тема 37. Вместе весело шагать.
Теория. Беседа с детьми о дружбе, отношениях друг к другу. Чтение художественной литературы. Подбор аудиозаписей к песням о дружбе для сопровождения.
Тема 38. Знакомство с традициями и обычаями чувашского народа.
Теория. Разговор об обычаях и традициях чувашского народа. Пополнение словарного запаса.
Тема 39. Знакомство с чувашской национальной кухней.
Теория. Определение характерных черт чувашской национальной кухни.
Тема 40. Знаменитые люди чувашского народа.
Теория. Подготовка презентации и выступления «Знаменитые люди чувашского народа».
Тема 41. Душа народа в песнях и легендах.
Практика. Подготовка презентации на тему «Песня – душа народа». Использование детских музыкальных инструментов при разучивании народной песни, с целью постижения её образно-поэтического содержания и развития художественного творчества учащихся.
Тема 42. Музыкальная программа «Музыка нас связала».
Практика. Закрепить и обобщить знания учащихся о музыке с помощью изученных произведений различных жанров в процессе музыкально-исполнительской деятельности. Использование иллюстраций; портретов
композиторов, карточек с заданиями, видео- и аудио нарезки музыкальных произведений.
Тема 43. Знакомство с особенностями и правилами чувашских народных игр.
Практика. Развивать интерес к народным играм и повышать кругозор знаний и умений в этом направлении. Развивать ловкость, быстроту движений, выносливость, сообразительность, быстроту реакции.
Тема 44. Ярмарка чувашских игр.
Практика. Разучивание чувашских народных игр.
Тема 45. Конкурсная программа «Дело мастера боится».
Практика. Показать значение труда в жизни человека; расширять словарный запас школьников; развивать у них память, внимание, воображение, мышление, точность движений. Проведение конкурсов «Дом для города Будущего», «Назови профессию».
Тема 46. Выставка творческих работ, рисунков, поделок.
Практика. Выставка творческих работ, рисунков, поделок.
Тема 47. Вместе весело шагать.
Теория. Беседа с детьми о дружбе, отношениях друг к другу. Чтение художественной литературы. Подбор аудиозаписей к песням о дружбе для сопровождения.
Тема 48. Знакомство с традициями и обычаями мордовского народа.
Теория. Разговор об обычаях и традициях мордовского народа. Задание «Определи мордовский костюм», «Найди мордовский головной убор», «Где мордовский флаг?»
Тема 49. Знакомство с мордовской национальной кухней.
Теория. Определение характерных черт мордовской национальной кухни.
Тема 50. Душа народа в песнях и легендах.
Теория. Знакомство с мордовскими народными песнями и легендами.
Тема 51. Мордовские народные сказки.
Теория. Чтение и обсуждение мордовских народных сказок.
Тема 52. Знакомство с особенностями и правилами мордовских народных игр.
Практика. Знакомство с особенностями и правилами мордовских народных игр.
Тема 53. Ярмарка мордовских игр.
Практика. Разучивание подвижных игр «Тирмэ», «Кукушка».
Тема 54. Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел».
Практика. Предоставление возможности обучающимся продемонстрировать свои умения в области декоративно-прикладного творчества с целью обмена опытом. Возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения обучающихся к прикладному творчеству.
Календарный учебный график
Место проведения:
Время проведения занятий:
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты |
На волне русской культуры | |||||||
1 | По просторам родного края | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
2 | Знакомство с обычаями и традициями русского народа | 1 | Групповая, теория | презентация | |||
3 | Знакомство с национальной русской кухней | 1 | Групповая, теория | анкетирование | |||
4 | История русского национального костюма | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
5 | Русские народные праздники | 1 | Групповая, практика | презентация | |||
6 | Знаменитые люди русского народа | 1 | Групповая, теория | беседа | |||
7 | Душа народа в сказках и легендах | 1 | Групповая, практика | наблюдение | |||
8 | Инсценирование русских народных сказок | 1 | Групповая, практика | инсценирование | |||
9 | Интеллектуальный марафон «На златом крыльце сидели» | 1 | Групповая, теория | опрос | |||
10 | Путешествие по русским народным сказкам | 1 | Групповая, практика | обсуждение, устный опрос | |||
11 | Русский хоровод | 1 | Групповая, теория | беседа | |||
12 | Разучивание русских народных хороводных песен | 1 | Групповая, практика | опрос | |||
13 | Знакомство с особенностями, правилами русских народных игр | 1 | Групповая, практика | беседа | |||
14 | Ярмарка русских народных игр: «Пятнашки», «Салки», «У медведя во бору» | 1 | Групповая, практика | игра | |||
15 | Путешествие по народным промыслам (дымковская игрушка) | 1 | Групповая, практика | выставка поделок | |||
16 | Путешествие по народным промыслам (гжель) | 1 | Групповая, практика | выставка рисунков | |||
17 | Путешествие по народным промыслам (хохлома) | 1 | Групповая, практика | выставка рисунков | |||
18 | Путешествие по народным промыслам. История возникновения русской матрёшки. | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
19 | Изготовление и роспись матрешки | 1 | Групповая, практика | выставка рисунков | |||
20 | Фестиваль творчества «Ах, ты русское раздолье!» | 1 | Групповая, практика | тестирование | |||
21 | Выставка творческих работ, рисунков, поделок | 1 | Групповая, практика | выставка работ | |||
22 | Игра «Колесо истории» | 1 | Групповая, практика | защита проекта | |||
На волне татарской культуры | |||||||
23 | По просторам родного края | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
24 | Знакомство с обычаями и традициями татарского народа | 1 | Групповая, теория | презентация | |||
25 | Знакомство с татарской национальной кухней | 1 | Групповая, теория | анкетирование | |||
26 | История татарского национального костюма | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
27 | Татарские народные праздники | 1 | Групповая, практика | презентация | |||
28 | Знаменитые люди татарского народа | 1 | Групповая, теория | беседа | |||
29 | Душа народа в сказках и легендах | 1 | Групповая, практика | наблюдение | |||
30 | Инсценирование татарских народных сказок | 1 | Групповая, практика | инсценирование | |||
31 | Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа | 1 | Групповая, теория | беседа | |||
32 | Песни татарского народа | 1 | Групповая, практика | обсуждение, устный опрос | |||
33 | Знакомство с особенностями, правилами татарских народных игр | 1 | Групповая, теория | беседа | |||
34 | Ярмарка татарских народных игр | 1 | Групповая, практика | игра | |||
35 | Татарский орнамент | 1 | Групповая, практика | выставка работ, тестирование | |||
36 | Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» | 1 | Групповая, практика | защита проекта | |||
На волне чувашской культуры | |||||||
37 | Вместе весело шагать | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
38 | Знакомство с традициями и обычаями чувашского народа | 1 | Групповая, теория | презентация | |||
39 | Знакомство с чувашской национальной кухней | 1 | Групповая, теория | анкетирование | |||
40 | Знаменитые люди чувашского народа | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
41 | Душа народа в песнях и легендах | 1 | Групповая, практика | презентация | |||
42 | Музыкальная программа «Музыка нас связала» | 1 | Групповая, практика | игра | |||
43 | Знакомство с особенностями и правилами чувашских народных игр | 1 | Групповая, практика | наблюдение | |||
44 | Ярмарка чувашских игр | 1 | Групповая, практика | игра | |||
45 | Конкурсная программа «Дело мастера боится» | 1 | Групповая, практика | викторина | |||
46 | Выставка творческих работ, рисунков, поделок | 1 | Групповая, практика | выставка работ | |||
На волне мордовской культуры | |||||||
47 | Вместе весело шагать | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
48 | Знакомство с традициями и обычаями мордовского народа | 1 | Групповая, теория | презентация | |||
49 | Знакомство с мордовской национальной кухней | 1 | Групповая, теория | анкетирование | |||
50 | Душа народа в песнях и легендах | 1 | Групповая, теория | обсуждение, устный опрос | |||
51 | Мордовские народные сказки | 1 | Групповая, практика | презентация | |||
52 | Знакомство с особенностями и правилами мордовских народных игр | 1 | Групповая, практика | игра | |||
53 | Ярмарка мордовских игр | 1 | Групповая, практика | тестирование | |||
54 | Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» | 1 | Групповая, практика | выставка работ |
Модуль «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Цель: формирование целостного представления об историко-культурном наследии Поволжья.
Задачи:
- формирование этнической толерантности к народам, населяющим Поволжье;
- развитие интереса обучающихся к родному краю;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мы – будущее России | 2 | 2 | презентация | |
2 | Конкурс на лучшее исполнение стихотворений на родном языке. | 2 | 2 | конкурс | |
3 | Россия – наш общий дом | 2 | 1 | 1 | выставка рисунков |
4 | Выпуск сборников игр, сказок народов Поволжья | 2 | 2 | выставка работ | |
5 | Викторина «Паруса Поволжья» | 1 | 1 | викторина, тестирование | |
6 | Фестиваль «Паруса Поволжья» | 2 | 2 | защита проекта | |
Всего | 11 | 5 | 6 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Мы – будущее России.
Теория. Работа над выбранными темами исследовательских работ. Составление плана, постановка цели и задач. Отбор и сортировка материала.
Тема 2. Конкурс на лучшее исполнение стихотворений на родном языке.
Теория. Конкурс на лучшее исполнение стихотворений на родном языке.
Тема 3. Россия – наш общий дом.
Теория. Работа над выбранными темами исследовательских работ. Написание работ, их корректировка. Подготовка сопроводительных презентаций.
Тема 4. Выпуск сборников игр, сказок народов Поволжья.
Практика. Творческая работа: составление и изготовление сборников игр, сказок народов Поволжья.
Тема 5. Викторина «Паруса Поволжья».
Практика. Проведение викторины «Паруса Поволжья»
Тема 6. Фестиваль «Паруса Поволжья».
Практика. Проведение фестиваля «Паруса Поволжья». Обучающиеся выступают со своими проектно-исследовательскими работами. Творческая работа «Мои впечатления».
Календарный учебный график
Место проведения:
Время проведения занятий:
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты |
1-2 | Мы – будущее России | 2 | Групповая, теория | презентация | |||
3-4 | Конкурс на лучшее исполнение стихотворений на родном языке. | 2 | Групповая, теория | конкурс | |||
5-6 | Россия – наш общий дом | 2 | Групповая, теория, практика | выставка рисунков | |||
7-8 | Выпуск сборников игр, сказок народов Поволжья | 2 | Групповая, практика | выставка работ | |||
9 | Викторина «Паруса Поволжья» | 1 | Групповая, практика | викторина, тестирование | |||
10-11 | Фестиваль «Паруса Поволжья» | 2 | Групповая, практика | защита проекта |
II. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации Программы необходимо аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями:
- телевизор;
- DVD-плеер;
- компьютер;
- мультимедийное оборудование.
Наглядные пособия:
- видеофильмы, презентации;
- плакаты и открытки с видами родного края;
- фотографии памятников истории, промышленных объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории Ульяновской области, Поволжья;
- географические карты;
- краеведческая литература.
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
Результаты освоения Программы отслеживаются по итогам бесед, опросов, выполнения практических заданий.
В процессе реализации Программы предусмотрены следующие виды контроля:
Входной контроль. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности.
Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде выполнения упражнений всеми учащимися, по группам и индивидуально.
Тематический контроль. Проводится по мере освоения каждой темы. Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе.
Итоговый контроль. Защита проекта.
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты обучения по программе выявляются по итогам проведения тестов, викторин, интеллектуальных конкурсов, защиты проекта
2.3 Методические материалы
Программа построена с учётом следующих принципов:
- принцип развивающего обучения;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип гуманизации педагогического процесса;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип научности и доступности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип систематичности и последовательности (от простого к сложному);
- принцип наглядности.
Чтобы занятия приносили максимальный эффект, необходимо учитывать некоторые дидактические требования:
- тщательная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения;
- оптимальная интенсивность нагрузки;
- воспитательный характер занятия;
- эмоциональный характер занятия;
- распределение приёмов обучения в соответствии со структурой занятия;
- сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом;
- необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности.
Для реализации программы в работе с обучающимися применяются следующие методы:
Словесный:
- рассказ обзорный для раскрытия новой темы,
- беседы с обучающимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств.
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой обучающимся предлагается найти выход.
Исследовательский: выполнение обучающимися определенных исследовательских заданий во время занятия.
Проектный: работа обучающихся над индивидуальным краеведческим проектом.
Список литературы для педагога
1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995.
2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.
3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4. Декларация прав человека.
5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
6. Закон «Об образовании».
7. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».
8. Конституция РФ. - М.: Известие, 2002.
9. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
10. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе/сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2008.
11. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни/сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
12. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников/сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
13. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики. – Н. Новгород: Вектор ТиС , 2002.
14. Подборка журналов «Начальная школа».
Список литературы для обучающихся
1. Культурный дневник третьеклассника / А.П. Мишина, Е.А. Звягина, С.А. Середенкова, М.С. Калачева и др. – Ульяновск, 2015.
2. Легенды земли Симбирской: сборник детских работ / О.А. Нагулова, Т.Е. Кичина. – Ульяновск, 2008. – 59 с.
3. Ликум, А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей / А. Ликиум. – Москва, 1997. – 198 с.
4. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. - 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Советская энциклопедия, 1990. – 1632 с.
5. 100 самых красивых и удивительных мест России, которые необходимо увидеть. - 2-е изд., исправ. и доп. – Москва : Эксмо, 2011. – 216 с.
6. Википедия. Эльбрус. [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.
7. 7 чудес России: список с описанием, фото и интересные факты [электронный ресурс] https://www.nastroy.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ярмарка народов Поволжья
сценарий к празднику...
Жемчужина Поволжья
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=sSH3OBYDQ-g5 мая состоялась экскурсия в замок Шереметева, что находится в посёлке Юрино.Раньше он назывался селом Арханге...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Народы Поволжья"
Презентация (в 2-х частях) к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Народы Поволжья"...
Презентация "Поволжье"
презентация к уроку окружающего мира...
Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".
Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
Теоретическая обоснованность опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...
Конспект занятия "Народы Поволжья"
Конспект занятия кружка «Юные патриоты» Народы Поволжья(Занятие «открытия» нового знания) Автор: педагог дополнительного образования Азизова Г.Р. Содержательная цель: воспитание граждан...