Конспект занятия "Народы Поволжья"
план-конспект занятия по теме

Азизова Гульнар Рушановна

Конспект занятия кружка «Юные патриоты»

 

Народы Поволжья

(Занятие «открытия» нового знания)

 

Автор: педагог дополнительного образования Азизова Г.Р.

 

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

 

Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

    регулятивные:

·        постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    познавательные:

·        обработка информации;

·        извлечение необходимой информации из различных источников;

·        осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

личностные:

·        мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

·        нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

·        осознание ответственности за общее дело;

      коммуникативные:

·        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности, пазлы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody_povolzhya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия кружка «Юные патриоты»

Народы Поволжья

(Занятие «открытия» нового знания)

Автор: педагог дополнительного образования Азизова Г.Р.

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

    регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    познавательные:

  • обработка информации;
  • извлечение необходимой информации из различных источников;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

личностные:

  • мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
  • осознание ответственности за общее дело;

      коммуникативные:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности, пазлы.

Ход занятия

  1. Мотивация к учебной деятельности.      

                     

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня  мы снова начали с песни. О чем в ней поется,  и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край.  И тема урока так и звучит – «Народы Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться   к  мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.

  1. Актуализация знаний.

Педагог: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

      Перед Волгой путь большой и долгий

      Из лесного края в край степной.

      И зовут ее рекою Волгой,

      Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия.

Физминутка под песню “Волга в сердце впадает мое”. Дети следят за движущимися девушками в национальных костюмах.

Педагог: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде?

Ответы детей

Педагог:  Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их.

Ответы детей.

Педагог:  Молодцы! Это русские и казахи, татары и  мордва, чуваши и  немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим  наблюдениям,  они отличаются?

Ответы детей.

  1. Изучение нового материала.

Педагог: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

      Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм. Сейчас вы узнаете о нем, если прочитаете следующий текст. А еще,  ребята первой группы должны  найти названия частей национального костюма и обозначить их на своих листах активности.. Ребята второй группы - в этом же тексте ответ на вопрос:  какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы.

Работа в группах с листами активности № 1.

Текст: «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка  должна бросить самую  дорогую часть одежды».

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Внимательно прочитали текст и сумели правильно найти нужную информацию. Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках.

Загадка для первой группы:

Что выше леса, краше света, без огня горит?

Загадка для второй группы:

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой.

Педагог: Молодцы, ребята!

Солнце: 
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
«кояш» – татарский.

Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.

Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково  – и русским, и казахам, и удмуртам, и башкирам. Правда?

Ответы детей.

Педагог: А еще у разных народов и обычаи  разные! Так  у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу.

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

Ответы детей.

Педагог:  У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории».

Просмотр мультфильма.

Педагог: Какие выводы можно сделать из этой сказки?

А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской?

Ответы детей.

Педагог: Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки.

Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)

Педагог:  В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе  сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно!

Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два  больших сердца.

Педагог:  Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш  Самарский край на карте Родины?

Ответы детей.

Педагог:  Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы,  потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.

       А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и  даже станцуем!

Физминутка.

Педагог:  Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру

«Король».

Правила игры.

Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король. Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.

  1. Итог занятия.

Педагог: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения

Сегодня я узнал…

Было интересно…

У меня получилось …

Было трудно…

Я попробую…

Занятие  дало мне для жизни…

Ответы детей.

Педагог: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».

И песню заключительную тоже споем вместе!

Под фонограмму все  исполняют песню «Песня о дружбе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка народов Поволжья

сценарий к празднику...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Народы Поволжья"

Презентация (в 2-х частях) к уроку  ОРКСЭ в 4 классе по теме "Народы Поволжья"...

Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".

Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Теоретическая  обоснованность  опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...

ОРКС Народы Поволжья и Урала Чуваши.

В этой презентации рассказывается о народе -чуваши:  числиность, религия, занятия, традиции, праздники....

«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».

Тема  проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на ...

Презентация по теме проекта "Мы - представители народов Поволжья"

В презентации собран материал проекта по теме «Мы – представители народов Поволжья».  Здесь Вы познакомитесь с целью, задачами и гипотезой проекта, выводами.Мы живем на красивой реке Волга. Наша ...