Типовая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "палитра творчества"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4» г. Калача-на-Дону
Волгоградской области
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического (методического) совета Директор ОУ совета от 01.09.2023 г. С.В. Матюшенко Протокол №1 |
Типовая
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Палитра творчества»
Возраст учащихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Попова Людмила Леонтьевна,
учитель начальных классов
Калач-на-Дону, 2023 г.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Изобразительное творчество» (далее – Программа) художественная, поскольку программа ориентирована на художественно-эстетическое развитие и воспитание учащихся в процессе
изобразительной деятельности. Образовательная деятельность по данной программе направлена на освоение азов рисования и постепенное погружение в мир искусства, приобщение к культурным ценностям. Каждое занятие – новый шаг в приобщении к искусству, которое происходит через восприятие профессионального, народного искусства и через практическую творческую деятельность.
Актуальность программы обусловлена необходимостью приобщения учащихся к искусству, формирование и развитие у них творческих способностей. Современное юное поколение живёт в условиях глобализации, возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические, и, в то же время, мало
знакомо с историей своего края, его богатым культурным наследием. В связи с этим тема приобщения учащихся к традиционным ценностям родной художественной культуры становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Педагогическая целесообразность применяемых методик заключается в том, что, знакомясь с изобразительном искусством, дети не только проявляют себя как творческие личности, но и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику рук, пространственное воображение, конструкторские способности, которые способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления необходимых для успешного обучения.
Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала. Для раскрытия творческих способностей, учащихся применяются активные формы и методы:
игры, экскурсии, конкурсы, беседы, творческие эксперименты, собеседования, наблюдения, индивидуальные занятия. Применяемые формы и методы педагогической работы позволяют формировать положительную мотивацию учения, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в изобразительной деятельности. Все обучающиеся вовлечены в творческую работу, в выставочную деятельность. Развитию коммуникабельности и творческой индивидуальности учащихся способствуют коллективные и групповые работы, которые проходят в атмосфере свободного общения.
Отличительные особенности программы: возможность учащимся опробовать различные художественные материалы и сформировать личный творческий стиль; их знакомство с различными жанрами изобразительного искусства и выбор предпочтительного; освоение копирования произведений изобразительного искусства как эффективный способ обучения.
При реализации программы особое внимание уделяется самостоятельному творчеству и индивидуальной работе.
В программу введены занятия, посвящённые православным праздникам, иконописи, духовно-нравственным ценностям; предусмотрены взаимозаменяемость тем, вариативность в заданиях, в выборе материалов и технике, вариативность в выборе произведений изобразительного искусства, возможность организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Темы, предлагаемые на каждом этапе обучения, в зависимости от ситуации, можно менять местами, заменять другими, органично вписывающимися в программу.
В программе большое внимание уделяется нестандартным методикам создания изображения: отпечатки и монотипия, спонтанное рисование и живопись, коллаж и т.д., в отличие от академического художественно эстетического образования. Применяемые новые методы и технологии развивают воображение, побуждают учащихся к творческим экспериментам, самовыражению, совершенствованию своих способностей.
В тоже время, кроме нестандартного рисования учащиеся работают с натурой, много времени уделяют декоративному и тематическому рисованию, копированию произведений известных художников. В программе копирование используется как весьма эффективный прием обучения гармоничной композиции, технике построения объёмов, пространства, колорита картины.
Адресат программы. По программе обучаются дети 8 до 12 лет. Это возраст перехода от младшего школьного возраста к подростковому, он характеризуется, поворотом от внешнего мира к внутреннему, от интереса учебной деятельности к интересу к межличностным отношениям. На первый план выходит необходимость самоопределения и самоутверждения в мире взрослых и сверстников, и здесь ребенок встречается с противоречием между этой внутренней необходимостью и недостаточностью средств, имеющихся в его распоряжении, чтобы это самоопределение и самоутверждение осуществить. Приобщение к художественному творчеству поможет смягчить это противоречие переходного периода, мягко проведя ребенка от момента, когда он нацелен, в первую очередь, на приобретение знаний и обретение навыков к моменту, когда приобретенные умения служат средством для самовыражения и успешной социализации.
Помимо возрастных особенностей примерный портрет учащегося можно дополнить следующими чертами: желание заниматься изобразительным искусством, любознательность, желание работать в коллективе, устойчивое внимание, любовь и склонность к творческой деятельности; стремление к успеху, подтверждению своих талантов.
Уровень программы базовый.
Срок реализации – 1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий.
Программа рассчитана на занятия 1 раза в неделю, длительность занятия - 1 час. Всего программа рассчитана на 33 академических часа в учебном году.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа допускает разновозрастной состав группы. Основной состав групп постоянный, занятия групповые. Занятия рассчитаны на численность группы 10 – 15 человек и предполагают фронтальные, индивидуальные, коллективные и микрогрупповые виды работ.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие праздник, экскурсия, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
1) объяснительно-иллюстративные (демонстрация наглядных пособий, презентаций, иллюстраций);
2) репродуктивные (работа по образцам, синхронное рисованиеобучающихся с педагогом, копирование);
3) частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 4) творческие (творческие задания, рисунки по воображению);
5) исследовательские (исследование свойств художественных материалов и разных техник).
Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности каждого учащегося, побуждение к самостоятельному творчеству. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы в учебной группе способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, проведение в течение года тематических выставок, праздников. На занятиях часто используются такие методы, как групповая работа, коллективная работа. Коллективная форма работы представляет большой интерес с точки зрения развития индивидуальности, интеллектуально-творческих способностей каждого ребенка в учебной деятельности.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. Обучающимся предоставляется возможность работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности информированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, развиваются навыки сотрудничества. В рамках программы запланирован цикл бесед, посвящённых православным праздникам и героической истории нашей родины, праздничные занятия, работа на пленэре, экскурсии, викторины, проектная деятельность, интеллектуально-познавательные игры.
В данной программе основной тип занятия – комбинированное занятие, где теоретическая часть совмещена с практической деятельностью, которой отводится большая часть времени. Работа по программе начинается с диагностики личностных особенностей учащихся. Это позволяет выбрать нужные методы обучения и воспитания. Педагог применяет образовательные приемы, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение роста и развития учащихся. С целью предотвращения перегрузки детей и сохранения их здоровья, используются различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смена видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссия на занятиях, гимнастика, игровые формы работы.
Каждый учащийся на своем уровне выполняет ряд обязательных заданий, определенных программой, учится анализировать содержание произведений изобразительного искусства, высказывает свои впечатления, учится быть не только художником, но и опытным зрителем. Еще один из способов обучения – копирование произведений понравившегося художника. Систематичность такой работы даёт свои хорошие результаты. учащиеся учатся анализировать художественный произведения, просматриваются их личные предпочтения к отдельным жанрам изобразительного искусства, что даёт направление в развитии их способностей. Педагог часто предлагает самостоятельно выбрать технику для воплощения определенной темы, задания. В области живописи воспитанники постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство. В качестве зрительного ряда педагог предлагает книги по искусству, альбомы с изображениями выдающихся произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятников архитектуры, тематические презентации и видеоматериалы.
Одна из задач педагога - предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Кроме метода синхронного рисования педагога и учащегося, копирования, работы с натурой, создаются условия свободного творчества. Каждому учащемуся периодически предоставляется возможность выбирать и применять сочетание разных материалов, способ создания произведения на выбранную самостоятельно тему.
Итоговые занятия в изостудии – это выставки, викторины, мастерские, презентации новых проектов, участие в конкурсах.
Цель программы: развитие художественных способностей учащихся через обучение основам изобразительного творчества
Задачи программы
Образовательные:
- сформировать навыки художественно-прикладной деятельности;
- научить разнообразным техникам работы с художественными материалами и инструментами;
- научить создавать произведения в разных жанрах изобразительного искусства.
Метапредметные:
- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения;
- способствовать формированию навыков самостоятельной творческой деятельности.
Личностные:
- содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира; - способствовать духовно-нравственному, эстетическому развитию детей, приобщению к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства.
Учебный план
№ п/п | ТЕМА | Теория | Практика | Всего | Формы контроля |
1. | Вводное занятие. Основные понятия изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. | 0.5 | 0,5 | 1 | Рисунок тест |
2. | Композиция и её законы. | 0.5 | 0,5 | 1 | Беседа |
3. | Графика, основные средства художественной выразительности. Техники и материалы. | 0.5 | 0,5 | 1 | Наблюдение |
4. | Живопись. Цветовой спектр и колорит. Гуашь, разные техники и приемы. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
5. | Искусство в Волгограде. Искусство родной земли. | 0.5 | 0,5 | 1 | Беседа |
6. | Пейзажи родной земли. | 0.5 | 0,5 | 1 | Наблюдение |
7. | Итоговое занятие | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
8. | Искусство объединяет народы | 0.5 | 0,5 | 1 | Беседа |
9. | Общие ценности всех народов. Вазопись Древней Греции. | 0.5 | 0,5 | 1 | Наблюдение Беседа |
10. | Китай – сад живописи. | 0.5 | 0,5 | 1 | Рисунок тест |
11. | Европейские города Средневековья. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
12. | Связь времен в народном искусстве | 0.5 | 0,5 | 1 | Опрос |
13. | Итоговое занятие. Мини-выставка | 0.5 | 0,5 | 1 | |
14. | Народная живопись. | 0.5 | 0,5 | 1 | Наблюдение |
15. | Хохлома. | 0.5 | 0,5 | 1 | Беседа |
16. | Жостово. | 0.5 | 0,5 | 1 | Рисунок тест |
17. | Пермогорская роспись. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
18. | Итоговое занятие. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
19. | Разнообразие современного искусства | 0.5 | 0,5 | 1 | Беседа |
20. | Европейское искусство. | 0.5 | 0,5 | 1 | Беседа |
21. | Китайский рисунок кистью | 0.5 | 0,5 | 1 | Наблюдение |
22. | Япония - искусство икебаны. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
23. | Символы народов. | 0.5 | 0,5 | 1 | Опрос |
24. | Шедевры 20 века. Стили в изобразительном искусстве. | 0.5 | 0,5 | 1 | Беседа |
25. | Летние мотивы в искусстве | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
26. | Морской пейзаж, монотипия. | 0.5 | 0,5 | 1 | Наблюдение |
27. | Волшебные животные, монотипия. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
28. | Пейзаж на пленэре. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
29. | Бабочки на букете, коллективная работа. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
30. | Мое любимое животное, зарисовки. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
31. | Летние зарисовки растений пером и тушью. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
32. | Пейзажи родной земли. | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка |
33. | Игры и викторина. | 0.5 | 0,5 | 1 | Викторина |
34. | Итоговое занятие. Выставка | 0.5 | 0,5 | 1 | Выставка Беседа |
Итого | 17 | 17 | 34 |
Содержание программы
Вводное занятие. Букет цветов.
Теория: беседа с детьми о содержании, целях и задачах курса обучения. Практика: рисунок-тест. Букет цветов - живопись ватными палочками.
Форма контроля: рисунок-тест.
ТЕМА: Виды и жанры изобразительного искусства.
Теория. Виды изобразительного искусства: графика, живопись; скульптура, декоративно-прикладное искусство; архитектура. Жанры изобразительного искусства: портрет; натюрморт; пейзаж; жанровая живопись и графика, анималистика, исторический жанр и религиозный.
Практика. Создание эскизов в разных жанрах и пейзажа на А3 формате на осеннюю тематику.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Композиция и её законы.
Теория. Цельность композиции. Центр и равновесие. Симметрия и асимметрия. Открытость и закрытость. Что такое ритм и метр? Ритм и движение пятен, линий. Характер линий. Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции.
Практика. Натюрморт на формате А3.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Графика, основные средства художественной выразительности. Техники и материалы.
Теория. Изобразительные средства: линии, пятно, точки и штриховки, графические модули и зентаглы. Построение объемов в рисунке. Практика. Рисунок тушью, простыми карандашами, маркерами и ручками на тему «Человек в движении», «Мои увлечения», «Узоры – фантазии». Зарисовки пастелью на осеннюю тему.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Цветовой спектр и колорит. Гуашь, разные приемы и техники.
Теория. Цветовой спектр и колорит. Три основных цвета. Получение смешанных цветов из основных. Тёплые цвета. Холодные цвета и промежуточные. Что выражают тёплые и холодные цвета? Дополнительные цвета. Контраст и нюанс. Что такое тон и цвет.
Практика. Изучаем формы предметов свет, тени, построение объёмов и пространства в живописи. Учимся работать с воздушной перспективой, создавая пейзажи. Копируем шедевры живописи.
Форма контроля: наблюдение.
РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ
ТЕМА: Искусство в Волгограде.
Теория. Храмы нашего края. Знакомство с творчеством художников Волгограда.
Практика. Рисование храмов города и области по фотографиям,
репродукциям.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Пейзажи родной земли.
Практика. Рисование природы родного края – настроение разных времёнгода. Копирование пейзажей русских художников.
Итоговое занятие.
Форма контроля: выставка.
РАЗДЕЛ 2. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ.
ТЕМА: Общие для всех народов представления о главных ценностях человеческой жизни.
Теория. Вечные темы в искусстве и жизни человека. Художник старается в портрете запечатлеть духовный мир человека, егообраз.
Практика. Тематические рисунки. Моя семья. Материнство. Мудрость старости. Пространство моей жизни. Юность и дружба. Мы за мир на земле! Форма контроля: беседа.
ТЕМА: Вазопись Древней Греции.
Теория. Стилизованные изображения людей, животных. Орнаменты. Практика. Создание эскиза росписи вазы.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Китай – сад живописи.
Теория. Пейзаж в китайской живописи, законы композиции, стилистические приемы. Знакомство с книгой «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Практика. Рисуем тушью и акварелью по образцам.
Копирование пейзажей и импровизации на темы: «Композиция с цветущей веткой»; «Весенние горы и сосны».
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Европейские города Средневековья.
Теория. Городской пейзаж – средневековые улочки. Одухотворенность готического искусства. Готические соборы. Витражи храмов. Известные шедевры архитектуры Европы.
Практика. Зарисовки на тему «Улочки старого города». Создание эскиза витража. Зарисовки памятников архитектуры Европы. Итоговое занятие. Мини-выставка.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Иконопись, копируем пейзаж и архитектуру Теория. История возникновения иконы. Образы святых. Особенности техники письма и законы создания иконы.
Практика.
Копия фрагмента иконописного пейзажа с архитектурными объектами. Форма контроля: наблюдение.
РАЗДЕЛ 3. СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ТЕМА 3.1 Народная живопись.
Теория. Городецкая роспись, жанровые сценки и русский быт. Урало сибирская роспись – многоцветный мазок.
Практика. Народная живопись в интерьере прошлого и настоящего. Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Хохломская роспись.
Теория. Травные орнаменты в традиционных сувенирах. Хохломская роспись в современном дизайне.
Практика. Эскиз изделия и его росписи с элементами хохломы. Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Жостово.
Теория. Из истории народного промысла «Жостово».
Практика. Освоение приёмов росписи в упражнении. Сначала копирование образцов, потом создание своего букеты в жостовском стиле. Форма контроля: выставка.
ТЕМА: Пермогорская роспись.
Теория. Традиции народного праздника – Масленица.
Практика. Работа с эскизами в стиле пермогорской росписи «Масленица». Итоговое занятие.
Форма контроля: выставка.
РАЗДЕЛ 4. РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. ТЕМА 4.1 Европейское искусство.
Теория. Голландский натюрморт. Художники Возрождения. Каноны классицизма. Направления в современном искусстве Европы.
Практика. Натюрморты в разных стилях.
Форма контроля: выставка.
ТЕМА: Китайский рисунок кистью.
Теория. Искусство рисунка кистью - се-и (быстрая кисть). Четыре драгоценности китайского каллиграфа, художника. Особенности приемов рисунка кистью и тушью. Жанр живописи «Цветы и птицы».
Практика. Рисуем тушью растения, насекомых, птиц. Создание графических рисунков в китайском стиле се-и (быстрая кисть). Форма контроля: выставка.
ТЕМА: Япония - искусство икебаны.
Теория. История, философия и язык икебаны. Особенности композиции.
Практика. Зарисовки композиций в восточном стиле. Возможна работа с природными материалами – создание икебаны с сухоцветами, ветками для рисования с натуры.
Форма контроля: выставка.
ТЕМА: Символы народов.
Теория. Древние символы народов. Язык символов в иконописи. Язык символов в живописи и графике. Что такое символизм.
Практика. Создание картины с символами «Пространство моей жизни». Форма контроля: выставка.
ТЕМА: Шедевры 20 века. Стили в изобразительном искусстве. Теория. Разнообразие направлений и стилей современного искусства.
Объединения и направления в русском искусстве начала XX века. Русскийавангард.
Практика. Создание работы на формате А2 в выбранном стиле. Форма контроля: выставка.
РАЗДЕЛ 5. Летние мотивы в искусстве.
ТЕМА: Морской пейзаж, монотипия.
Теория: виды изобразительного искусства: графика, живопись; скульптура, декоративно-прикладное искусство; архитектура. Жанр изобразительного искусства – пейзаж.
Практика: создание эскизов пейзажа на А4 формате на морскую тематику.
Форма контроля: выставка.
ТЕМА: Волшебные животные, монотипия.
Теория: разнообразные приемы создания и применения монотипии.
Практика: создание отпечатков в технике монотипия и дальнейшая их проработка до образов фантастических животных и реальных. Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА: Пейзаж на пленэре.
Теория: анализ композиции, колорита в летних пейзажах, на картина известных художников.
Практика: рисование природы родного края на пленэре. Работа с воздушной перспективой при создании пейзажей.
Форма контроля: вставка.
ТЕМА 5.4 Бабочки на букете, коллективная работа.
Теория: изобразительные средства: линии, пятно, точки и штриховки, графические модули и зентаглы.
Практика: Рисунок тушью, простыми карандашами, маркерами и ручками на темы: «Разные цветы»; «Насекомые»; «Бабочки, узоры – фантазии». Собирание индивидуальных рисунков в коллективную работу. Форма контроля: вставка.
ТЕМА: Мое любимое животное, зарисовки.
Теория: пропорции в рисунке.
Практика: рисование животных с учетом пропорций – от общей формы кдеталям.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА 5.6. Пейзажи родной земли.
Теория: анализ композиции, колорита летних пейзажей в произведения известных художников.
Практика: рисование природы родного края, копирование.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА 5.7. Летние зарисовки растений пером и тушью.
Форма занятий: комбинированная. Содержание материала.
Теория: летние зарисовки растений пером и тушью у известных графиков. Способы запечатления красоты мира растений.
Практика: летние зарисовки растений на пленэре.
Форма контроля: наблюдение.
ТЕМА 5.8. Игры, конкурсы и викторина.
Теория: разнообразие направлений и стилей изобразительного искусства.
Викторина по темам учебного года. Игры и конкурсы.
Практика: создание групповых работ на формате А2 в выбранном стиле. Форма контроля: викторина.
ТЕМА 5.9. Итоговое занятие. Выставка
Практика: Итоговая выставка работ – обсуждение летней работы и результатов.
Форма контроля: выставка.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Предметные:
- Сформированные изобразительные навыки, умения художественно прикладной деятельности;
- владение разнообразными техниками и способами создания изображения, знакомство с художественными материалами и инструментами; - умение разбираться в разных видах, жанрах изобразительного искусства и создавать произведения в разных жанрах;
Метапредметные:
- образное мышление, пространственное воображение;
- навыки самостоятельной творческой деятельности, организационные, коммуникативные способности;
Личностные:
- развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира; - духовно-нравственное, эстетическое развитие детей, приобщение к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства.
Условия реализации программы
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 15 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
Мольберты настольные и ученические столы, с возможностью установки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
Стол для педагога, стулья для учеников и педагога. Доска большая универсальная, магниты для доски.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Бумагу, карандаши, краски и другие материалы для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество учащихся):
1.Компьютер 1 шт.
2.Проектор
3. Мольберты 15 шт.
4. Софиты 15 шт.
5. Подиумы для натюрмортов 6 шт.
6. Набор гипсовых моделей: геометрических фигур, орнаментов, капителей, голов.
Информационное обеспечение.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Собственные компьютерные презентации и диски;
- «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
- «Рождение картины. В мастерского художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
- «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
- «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
- «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
- «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004; Энциклопедия изобразительного искусство, ООО БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
- Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
- «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002. Коллекция видео «Музеи России. Эрмитаж»
- Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
- Коллекция видео «Русская икона»
- Коллекция видео «Русская народная роспись»»
Оценочные материалы
Наблюдение и контроль над развитием воспитанника осуществляется в ходе проведения диагностик, данные фиксируются в карте определения уровня освоения программы. Это позволяет лучше понять детей, проанализировать их интересы и развитие, понять в каком направлении следует вести с ними работу.
Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу три раза в год.
1- й раз — на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений.
2- й раз — во время промежуточной диагностики учащихся (декабрь). 3-й раз — на конец учебного года, итоговая диагностика (май). Описание уровней освоения программы:
М — минимальный уровень освоения программного содержания, рисунки ограничены умением выполнять задание по плану педагога и образцу;
С — средний уровень освоения программного содержания, способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
В — высокий уровень освоения программного содержания, рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение самостоятельно завершать свою работу.
Критерии оценки творческих работ:
∙ умение размещать изображение на листе;
∙ соблюдение пропорций;
∙ умение передать свет и тень, цвет;
∙ владение техникой.
Данные фиксируются в карточке учета результатов
обучения по дополнительной образовательной
программе.
Карточка учета результатов обучения.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | конец 1 полугодия | Конец учебного года | ||||
Теорети-ческие знания | Владение Специаль-ной термино-логией | Практи- ческие умения и навыки | Теорети-ческие знания | Владение Специаль-ной терминоло-гией | Практи-ческие умения и навыки | ||
Условные обозначения для заполнения карточки учета результатов обученияпо дополнительной образовательной программе.
Показатели | Степень выраженности освоения программы | Условные обозначения |
Теоретические знания, предусмотренные программой | Минимальный уровень: ребенок владеет менее чем Ѕ объема знаний, предусмотренных программой. | М |
Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более Ѕ. | С | |
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой . | В | |
Владение специальной терминологией | Минимальный уровень: ребенок как правило, избегает употреблять специальные термины. | М |
Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию сбытовой. | С | |
Максимальный уровень: специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием. | В | |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем Ѕ предусмотренных умений и навыков; | М |
Средний уровень: объем усвоенных умений и навыков составляетболее Ѕ. | С | |
Максимальный уровень: ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой. | В |
Методическое обеспечение программы.
Формы и методы работы на занятиях: Беседа, анализ, наглядная демонстрация приемов изобразительной деятельности, упражнения на малых форматах, методика обучения работы на пленэре, методика создания коллективной работы.
Дидактические материалы:
– образцы готовых работ в техниках монотипия, графика «тушь и перо», живопись ватными палочками, живопись по мятой бумаге, акварель по мокрой бумаге;
– технологические карты к темам «Бабочки на букете, коллективная работа», «Китай – сад живописи», карты с элементами декоративной росписи, с образцами орнаментов;
– инструкция по работе на пленэре;
– упражнения «графические модули», упражнения по подбору сочетаний цветов;
– набор шаблонов «геометрические фигуры», «силуэты животных»,
«вазы и посуда».
– комплект плакатов «Времена года»; «Обитатели подводного мира»;
«Обитатели лесов и полей»; «Насекомые и птицы»;
– видео-аудио пособия, музыкальные записи, мультимедийные презентации п изучаемым темам;
– тематические подборки иллюстраций шедевров живописи, графики по изучаемым темам.
Предметы, ткани и муляжи для постановки натюрмортов.
− Набор муляжей для рисования «Грибы»
− Набор муляжей для рисования «Овощи»
− Набор муляжей для рисования «Фрукты»
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература, рекомендуемая для педагогов.
1. Неменский Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь // 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская: под ред. Б.М. Неменского. М. Просвещение. 2013
2. Неменский Л.А. Изобразительное искусство. Искусство и ты. // 2 класс:учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская: под ред. Б.М. Неменского.-М. Просвещение. 2013
3. Неменский Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. //3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская: подред. Б.М. Неменского.-М.:Просвещение, 2013
4. Неменский Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. //4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская: под ред. Б.М. Неменского.-М. Просвещение, 2014
5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Уроки изобразительного искусства //Поурочные разработки. 1-4 классы. Просвещение. Москва, 2013.
6. Терещенко Н.А. Учебник рисования для начинающих // Ростов н/Д, ИД «Владис», 2014. 190 с.
7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования // Учебное пособие(Т.С. Комарова) М. Педагогическое общество России. 2005. 8. Пуантилизм в творчестве детей
9. // URL: http//magazinhudozhnik.ru/poleznye sovety/puantilizm_v_tvorchestve_detej
10. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве // М. Просвещение.2014.
Литература, рекомендуемая для родителей.
1. Орлова Е.А. Левитан. Великие русские живописцы. История русской живописи в 20 книгах // Изобразительное издание. РИПОЛклассик. М. 2014.
2. Орлова Е.А. Айвазовский. Великие русские живописцы. История русской живописи в 20 книгах// Изобразительное издание. РИПОЛклассик. М. 2014.
3. Орлова Е.А. Саврасов. Великие русские живописцы. История
21
русской живописи в 20 книгах// Изобразительное издание. РИПОЛклассик. М. 2014.
4. Орлова Е.А. Рублев. Великие русские живописцы. История русской живописи в 20 книгах// Изобразительное издание. РИПОЛклассик. М. 2014. 5. Основы рисования // Учебное пособие / Перевод с английского А. Степановой. М. АСТ. 2017
6. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // С.-П. 2013.
7. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству // Новосибирск. НГПИ (Новосибирский государственный педагогический институт). 1993.
Литература, рекомендуемая для детей.
1. Городецкая роспись. Искусство – детям // Учебное издание. Рук. проекта Ю. Дорожин. «». – М.:2017. 24 с.
2. Жостовский букет. Искусство – детям // Учебное издание. Рук. проектаЮ. Дорожин. Мозаика-синтез. – М.:2016. 24 с.
3. Сказочная гжель. Искусство – детям // Учебное издание. Рук. проектаЮ. Дорожин. Мозаика-синтез. М. 2014. 24 с.
4. Терещенко Н.А. Учебник рисования для начинающих // Ростов н/Д, ИД «Владис», 2014. 190 с.
5. Узоры Северной Двины. Искусство – детям // Учебное издание. Рук.проекта Ю. Дорожин. Мозаика-синтез. М.:2014. 24 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Литература, рекомендуемая для педагогов.
1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи // М. Просвещение. 1993
2. Величко Н. К. Роспись: техники, приемы, изделия // М. АСТ.ПРЕСкнига. 2009
3. Паррамон Х.М. Как копировать шедевры живописи // М. Советскийхудожник. 1986
4. Слово о живописи из сада с горчичное зерно // Перевод и комментарийЕ.В. Завадской. М. Издательство В.Шевчук. 2001 5. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент // М. Просвещение. 1993Жегалова С.К. «Русская народная живопись»
6. Полин Шерретт. «Китайский рисунок кистью» // АРТ-РОДНИК,
22
М.2004
7. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительноготворчества // М.: Издательский центр «Академия». 2013 Литература, рекомендуемая для родителей.
1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического // С – П. Каро. 2004
2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства // М. Просвещение. 1991.
3. Капитунова А.А., Коблова О.А. Дополнительное художественное образование. Поиски и решения // М. 2007
4. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре // М. Просвещение. 1991
5. Терещенко Н.А. Учебник рисования для начинающих // Ростов н.Д. ИД
«Владис», 2014. 190 с.
Литература, рекомендуемая для детей.
1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца //М. Детская литература, 1991.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы // М. Детская литература.1991.
3. Кастерман Ж. Живопись: рисуй и самовыражайся // М. АСТ. Астрель.2002 г.
4. Корнева Г.М. Бумага: играем, вырезаем, клеим //С.П. КРИСТАЛЛ. 2001.
5. Основы рисования // Учебное пособие / Перевод с английского А. Степановой. М. АСТ. 2017
6. Рабочие тетради по основам народного искусства // «Искусство - детям» М. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»
Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»
Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».
Содержание программы построено на выполнении художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп творчества»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"
Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская творчества"
Актуальность программызаключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Данная программа позволяет правильно организовать свой отдых и почувствов...