«Роль народного творчества в воспитании младших школьников»
статья по теме
Обобщение опыта работы творческой группы учителей (2008-2012 г.г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_tvorcheskoy_gruppy_uchiteley.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы творческой группы учителей «Роль народного творчества в воспитании младших школьников» (2008-2012 г.г.)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Д. С. Лихачёв
В.А. Сухомлинский «Народная педагогика – фундамент педагогической теории». Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.
« О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.
Мероприятие «Посиделки в русской избе» (2008 год) положило начало работе над выше указанной темой. Оно проходило в детском саду, в группе «Русская изба». Задействованы были дети подготовительной группы, 1 и 2 классов. Хочется поблагодарить коллектив педагогов детского сада: заведующую Пичиненко Н. А., воспитателей Редькину О. А.,Никонову А. С. за тесное сотрудничество в данном направлении. После этого праздника нам захотелось сделать в начальной школе тоже свой музей «Русская изба». Теперь мы там проводим свои праздники, факультативы «Введение в народоведение», уроки окружающего мира и приглашаем ребят из детского сада к нам на экскурсии (их проводит Выжанова Л. В.) Проводят мероприятия педагоги дополнительного образования на базе данного музея для наших ребят.
Уже несколько лет проводим мероприятия, посвящённые Христианской Пасхе в сельском доме Культуры. Степанова Е., Водяник А. с увлечением рассказывали, как творчески можно подойти к раскрашиванию пасхальных яиц, а также какие игры и состязания устраивали раньше для молодёжи и детей на Пасху, какие подарки можно дарить .
«Масленица - самый весёлый народный праздник. Масленица – дань нашим далёким предкам, некогда отмечавшим приход весны. Православие за века своего существования не смогло заставить людей забыть стародавние обычаи, и посвятила масленичную неделю заговению (подготовке) на Великий пост.
Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Дети изучают на стенде ярко оформленные сведения о празднике, о каждом её дне, почему надо её праздновать.
В марте 2012 года была организована передвижная выставка рисунков «Масленица глазами детей». Реализовала её Выжанова Л.В. Ребятишки из детского сада передали нам свои рисунки, а школьники передали детям свои.
Дети много учат фольклорного материала, несут знания народных обрядов в семью. Перед Масленицей, в феврале, на уроках труда, изготовили куклы – обереги. Эти куклы древние славяне делали из берёзовых палочек и кусочков ткани. Они верили, что если сделаешь куклу – оберег к Масленице и поставишь её на окно или на двор, то она весь год будет охранять твою семью, твоё подворье.
На занятиях факультатива «Введение в народоведение», также на других уроках, уделяем внимание изучению традиций, обычаев и культуры русского народа. Нам удалось заинтересовать учеников и увлечь их исследовательской работой в данном направлении. Выбрали тему для исследования – «Как жили люди в старину». Выделили несколько направлений, по которым строим свою исследовательскую работу. Составили план:
- Русская изба.
- Предметы быта, крестьянская утварь. (Утварь – предметы домашнего обихода)
- Народный фольклор, праздники.
Пройдя 1 этап работы, мы исследовали крестьянский дом снаружи и изнутри. Осенью 2009 года, на 20 летний юбилей, школе был сделан нашей творческой группой учителей и другими учителями и детьми нашей школы подарок: открытие музея «Русская изба».
1 музейное занятие называлось «Русское чудо» (Осотова Т. В.) 2 ведущих ребят рассказали детям от какого слова произошло слово «изба» (истопка , истоба). Прозвучало много загадок, пословиц, поговорок о печке, ведь именно её и называют «русским чудом». На других занятиях дети узнавали от учителей или из других источников о самоваре, ухвате, корзине, утюге, чугунке, коромысле и т.д. Например, самовар иностранцы называют «русской чайной машиной». А также, что он, как и матрёшка с балалайкой, является символом России. Большая работа предстоит по изучению прялок и забытого растения, воспетого в русских песнях - льна. (Работы Е. А. Луценко) Ребята 4 «Б» класса в музее оформили выставку образцов ткачества, вязания, вышивки в народном стиле. Также Е. А. Луценко и Л. В. Выжанова оформили выставку новогодних игрушек изготовленных ещё в советские времена.
Фольклорный праздник
«Гуляют ребятки в зимние Святки!» ( 18 января 2012 год Осотова Т. В., Выжанова Л. В )
В гости к хозяевам пришли колядовщики с песнями, щедровками, играми, забавами. Хозяева не очень радужно встретили гостей, но как услышали песни да прибаутки, сердце хозяйки растаяло, и она сама не отпускала дорогих гостей. Загадывала им загадки, угощала пирогами.
Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов.
В течение 2 лет наша группа проводит «Неделю русского языка». Ученики принимают активное участие в заочной олимпиаде, в викторинах, в конкурсе «Пишу красиво всегда»
В апреле 2012 года Осотова Т. В., Выжанова Л. В, Захарова Л. В. принимали участие в мастер-классе «Чти следы прошлого» (Развитие творческих способностей у младшего школьника средствами устного народного творчества) на шестых региональных педагогических чтениях, проходивших в «Центре гуманной педагогики»
негосударственной школы №2 «Наш дом» г. Благовещенска Амурской области.
В данной работе мы рассказывали и доказывали, что эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – заключено в фольклоре, в педагогическом опыте и творческом гении народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании младшего школьника
В статье раскрывается понятие нравственности человека, даются практические советы родителям в вопросах воспитания нравственной позиции младшего школьника.Такая позиция способствует развитию чувства от...
Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...
«Роль декоративной работы в воспитании младшего школьника»
«Роль декоративной работы в воспитании младшего школьника» г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М. Искусство - одна ...
Роль родительского собрания в воспитании младшего школьника
«Взаимоотношение школы и семьи – условие успешности ребенка. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и д...
Родительское собрание "Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников"
Родительское собрание может быть проведено в 3-4 классе. Материал содержит анкеты, педагогические ситуации, рекомендации для родителей....
роль игры в патриотическом воспитании младших школьников
Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...
роль игры в патриотическом воспитании младших школьников
Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...