Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников
статья (2 класс)
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной системы составляют 2 системообразующих вида деятельности – игра и общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной системы составляют 2 системообразующих вида деятельности – игра и общение.
Игровое взаимодействие – это не имитация жизни, а деятельностное её наполнение, помогающее ребёнку найти в соответствии со своими интересами и способностями предмет для самореализации и самоутверждения. Оно занимает важное место в жизни классного сообщества. Игра, будучи результатом общественной практики детей, определяет характер связей, складывающихся в результате развития ребенка, влияет на выбор друзей, форм и способов построения общения и отношений с окружающими людьми. Игровая деятельность представляет собой результат, условие и средство развития ребёнка. Младший школьник может и должен жить и развиваться в условиях широкого и интенсивного игрового взаимодействия: играть роль сказочного героя в новогоднем представлении, колядовать вместе с учителем на родительских посиделках, осваивать подвижные игры на прогулках, активно включаться в игровые ситуации на учебных занятиях, играючи делать многие дела в школе, классе и дома.
Успешное развитие ребёнка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. С этой целью в моём классе создан и действует клуб «Ты да я, да мы с тобой». На заседаниях клуба, при поддержке классного руководителя учащиеся учатся рассказывать и слушать о себе, понимать собеседника и сопереживать ему, решать общие и личные проблемы посредством игры.
Пример занятия в клубе «Поиск выхода из трудной ситуации».
Подготовка
- Педагог расставляет стулья полукругом.
- Из аппликации цветов оформляет на полу «лесная поляна».
- 2 вазы для цветов
- На доске 2 фразы: «Такие мысли всегда помогают мне» и «Такие мысли мне всегда мешают»
- Педагог подбирает отрывок из сказки Л.Н. Толстого «Ёж и заяц».
Вступительная часть
Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь на лесной поляне. Здесь красиво и много цветов. Давайте притаимся… Представим, что мы на поляне не одни: под кустом копошится ёж, а через опушку бежит заяц. Возможно, они тоже любят приходить на эту поляну и беседовать. Вот о такой встрече я и хочу вам рассказать.
Ученики слушают начало сказки «Ёж и заяц» до слов «ежова жена спряталась…»
Педагог задаёт вопросы по прочитанному отрывку, дети отвечают.
Ребята, ёж был обижен на зайца? Как ёжику можно помочь? Ребята, а вас когда-нибудь обижали, дразнили, строили вам рожицы? Какие чувства вы испытывали при этом? Скажите, какие мысли вас посещали в таких ситуациях: тёмные или светлые? А что такое тёмные мысли? А какие мысли можно назвать светлыми? Ваш обидчик убежал, а вы остались со своими мыслями. Вам нельзя изменить ситуацию, но вы можете изменить свои мысли о ней. Попробуйте следовать в своей жизни правилу: вызывать на помощь в трудной ситуации светлые мысли. Дети, давайте совершим прогулку по «поляне». Пусть каждый из вас «сорвёт» на ней цветок, который понравится больше всего.
Дети «собирают букеты».
Вопросы: Ребята, а у вас в руках красивые цветы или нет? Почему никто не сорвал колючки? Понравились ли вам цветы, которые вы выбрали?
Я тоже сорвала два необычных цветка, даже названия у них непривычные. Первый называется «Даже если…», а второй – «В любом случае…». Эти цветки помогут избавиться от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что нас огорчает, думать с опорой на названия этих цветов. Произносите их всегда, когда вам больно и обидно, вместо слов огорчения. Они помогут избавиться от тёмных мыслей. Ребята, обратите внимание на фразы, записанные на доске. Расскажите, какие мысли помогают вам в учёбе, общении и отношении с одноклассниками, других жизненных ситуациях, а какие мешают.
Игра в парах
Один ученик становится цветком «Даже если…» и называет проблему, а другой, исполняя роль цветка «В любом случае…», пытается найти правильный выход из проблемной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье представлен материал выступления на III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...
Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"
Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...
Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».
Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....
Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....
Разработка родительского собрания во 2 классе на тему:«Семейные традиции как средство формирования духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей....
Игра как средство нравственного воспитания младших школьников
Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...