Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников
статья (2 класс)

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной системы составляют 2 системообразующих вида деятельности – игра и общение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной системы составляют 2 системообразующих вида деятельности – игра и общение.

Игровое взаимодействие – это не имитация жизни, а деятельностное её наполнение, помогающее ребёнку найти в соответствии со своими интересами и способностями предмет для самореализации и самоутверждения. Оно занимает важное место в жизни классного сообщества. Игра, будучи результатом общественной практики детей, определяет характер связей, складывающихся в результате развития ребенка, влияет на выбор друзей, форм и способов построения общения и отношений с окружающими людьми. Игровая деятельность представляет собой результат, условие и средство развития ребёнка. Младший школьник может и должен жить и развиваться в условиях широкого и интенсивного игрового взаимодействия: играть роль сказочного героя в новогоднем представлении, колядовать вместе с учителем на родительских посиделках, осваивать подвижные игры на прогулках, активно включаться в игровые ситуации на учебных занятиях, играючи делать многие дела в школе, классе и дома.

Успешное развитие ребёнка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. С этой целью в моём классе создан и действует клуб «Ты да я, да мы с тобой». На заседаниях клуба, при поддержке классного руководителя учащиеся учатся рассказывать и слушать о себе, понимать собеседника и сопереживать ему, решать общие и личные проблемы посредством игры.

Пример занятия в клубе  «Поиск выхода из трудной ситуации».

Подготовка

  1. Педагог расставляет стулья полукругом.
  2. Из аппликации цветов оформляет на полу «лесная поляна».
  3. 2 вазы для цветов
  4. На доске 2 фразы: «Такие мысли всегда помогают мне» и «Такие мысли мне всегда мешают»
  5. Педагог подбирает отрывок из сказки Л.Н. Толстого «Ёж и заяц».

Вступительная часть

Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь на лесной поляне. Здесь красиво и много цветов. Давайте притаимся… Представим, что мы на поляне не одни: под кустом копошится ёж, а через опушку бежит заяц. Возможно, они тоже любят приходить на эту поляну и беседовать. Вот о такой встрече я и хочу вам рассказать.

Ученики слушают начало сказки «Ёж и заяц» до слов «ежова жена спряталась…»

Педагог задаёт вопросы по прочитанному отрывку, дети отвечают.

Ребята, ёж был обижен на зайца? Как ёжику можно помочь? Ребята, а вас когда-нибудь обижали, дразнили, строили вам рожицы? Какие чувства вы испытывали при этом? Скажите, какие мысли вас посещали в таких ситуациях: тёмные или светлые? А что такое тёмные мысли? А какие мысли можно назвать светлыми? Ваш обидчик убежал, а вы остались со своими мыслями. Вам нельзя изменить ситуацию, но вы можете изменить свои мысли о ней. Попробуйте следовать в своей жизни правилу: вызывать на помощь в трудной ситуации светлые мысли. Дети, давайте совершим прогулку по «поляне». Пусть каждый из вас «сорвёт» на ней цветок, который понравится больше всего.

Дети «собирают букеты».

Вопросы: Ребята, а у вас в руках красивые цветы или нет? Почему никто не сорвал колючки? Понравились ли вам цветы, которые вы выбрали?

Я тоже сорвала два необычных цветка, даже названия у них непривычные. Первый называется «Даже если…», а второй – «В любом случае…». Эти цветки помогут избавиться от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что нас огорчает, думать с опорой на названия этих цветов. Произносите их всегда, когда вам больно и обидно, вместо слов огорчения. Они помогут избавиться от тёмных мыслей. Ребята, обратите внимание на фразы, записанные на доске. Расскажите, какие мысли помогают вам в учёбе, общении и отношении с одноклассниками, других жизненных ситуациях, а какие мешают.

Игра в парах

Один ученик становится цветком «Даже если…» и называет проблему, а другой, исполняя роль цветка «В любом случае…», пытается найти правильный выход из проблемной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

Игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...