ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (2 класс) по теме
Нравственное воспитание всегда было предметом особой заботы старшего поколения. Особенно на него начали обращать внимание те, кто был наделен властью государственной или церковной. Вокруг цели, содержания нравственного воспитания всегда возникали горячие споры. Это свидетельствует о том, что проблема нравственного воспитания молодого поколения является проблемой вечной.
Результативность нравственного воспитания определяется не только целью и содержанием, но и методами его осуществления.
Одними из старейших методов являются методы примера. Как наиболее доходчивые и доступные пониманию каждого, независимо от его возраста, пола и индивидуальных особенностей.
На современном этапе нравственного воспитания, когда возможности использования методов примера чрезвычайно возросли, благодаря развитию техники, искусства, педагогических технологий и т.д., использование этих методов стало предпочтительным по сравнению с использованием других методов. Одной из причин такого предпочтительного отношения к этим методам среди педагогов является то, что с помощью зрительных анализаторов усваивается до 80% информации не только нравственной, но и других видов.
Все это определило выбор темы исследования «Использование методов примера в нравственном воспитании младших школьников». В этой теме выражена проблема, которая будет нами подвергнута исследованию, а также конкретизирована цель исследования – выявление особенностей использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников. Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
§ осуществлять поиск научных доказательств важности и необходимости использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников;
§ выявить особенности использования методов примера в нравственном воспитании учащихся в конце 20 века в российской школе;
§ разработать концепцию использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников;
§ создать методику использования методов примера в нравственном воспитании детей в соответствии с разработанной концепцией.
При этом мы руководствовались следующей гипотезой. Мы предположили, что если изучить научную литературу, касающуюся нравственного воспитания, а также современную педагогическую практику, которая нашла отражение в различных описаниях опыта нравственного воспитания, то можно разработать концепцию использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников и на ее основе методику, которая может быть реализована в педагогической практике.
Теоретическую основу исследования составили, во-первых, труды философов, изучавших этические проблемы жизни человека, их воззрения на природу «Добра» и «Зла»; во-вторых, труды ученых, психологов, лингвистов и др.; в-третьих, труды известных отечественных педагогов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и других, отдельные издания о нравственном воспитании, появившиеся за последние 20 лет.
Для решения исследовательских задач мы использовали методы теоретического анализа и синтеза, а также эмпирические методы изучения и обобщения педагогического опыта использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников.
Как видно из сказанного выше, объектом нашего исследования является нравственное воспитание младших школьников. Предметом же – использование методов примера в процессе нравственного воспитания младших школьников.
Педагогическая значимость, актуальность работы заключается в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями Г.П.Д при планировании и проведении воспитательной работы, направленной на содействие нравственному становлению младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_i_prakticheskie_osnovy_ispolzovaniya.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДОВ ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Поиск научных доказательств важности и необходимости использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников.
Приступая к освещению научных доказательств важности и необходимости использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников, необходимо начать с определения самого понятия «методы примера», но готового определения мы не обнаружили и поэтому попытались формулировать его самостоятельно, опираясь на толкование самих слов, методы и пример, которое предлагает Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М., 1997).
Метод – 1) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
2) способ действовать, поступать каким-нибудь образом (стр.353).
Пример – 1) действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-нибудь (стр.394).
2) привлечение какого-либо случая в доказательства.
В определениях, данных в толковых словарях, все существенные характеристики примера даются через синонимы русского языка и заимствованные слова из иностранных языков.
Следовательно, универсального определения примера не существует, а отсюда и образ примера у младших школьников очень специфичен. Он уменьшается до предела понимания каждого конкретного ребёнка.
Так что же из себя представляет пример. Это средство или деятельность, предмет или вещь.
Однозначного ответа на эти, достаточно непростые вопросы, мы дать пока затрудняемся, т.к. если сказать, что метод – это средство, то тогда необходимо вспомнить, что под средством мы понимаем совокупность приёмов, но приём – это единичное воздействие, по словам И.П.Подласого. А также он утверждает, что «… средство – это уже не приём, но ещё не метод».
Следовательно, однозначно заявить, что пример – это средство, мы, конечно, не можем, точно также как и то, что пример – это деятельность, предмет, вещь и т.д.
Но зато, с уверенностью следует отметить, что понятие «пример» имеет несколько значений:
- пример как образец, шаблон, трафарет, штамп и т.д.;
- пример как задание;
- пример как средство нравственного воспитания
Рассматривая первичное значение примера, нужно сказать, что образцом может быть чьё-то поведение. Ещё совсем недавно нравственное воспитание детей осуществлялось на примере жизни и деятельности замечательных людей нашего Отечества и в частности В.И.Ленина, его соратников и др.
Сегодня каждое художественное произведение из «золотого фонда» детской литературы даёт пример для подражания младшему школьнику.
Пример как задание – это классическая модель изложения того или иного задания, которая традиционно существовала ранее и продолжает существовать в школьных учебниках.
Что касается непосредственно примера как средства, то хотелось бы отметить, что в педагогической деятельности пример выступает как средство воздействия на создание и поведение детей, а вот как используется средство – это уже метод. Итак, метод или методы?
При синтезе всё сводится к целому, при анализе целого всё разделяется на части. Метод как целое – это показ, который делится на части: иллюстрирование и демонстрирование.
Показ – 1) это возможность увидеть кого – что-нибудь, убедиться в чём-нибудь, научиться чему-нибудь;
2) обратить где-нибудь внимание на кого – что-нибудь;
3) дать увидеть с целью просмотра, обозрения, ознакомления, удостоверения (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. М., 1997, стр.549).
Существует два способа показа:
а) показ – объяснение;
б) объяснение – показ.
Иллюстрирование – 1) снабжать поясняющими рисунками;
2) пояснить чем-нибудь наглядным,
конкретным (стр.244).
Демонстрирование–2) показать наглядным способом,
наглядно свидетельствовать о чём-нибудь
(стр.160).
Пример – это средство, использование которого основано при принципе наглядности. Ведь 97% информации по одним источникам и 87% по другим человек получает с помощью зрения. А значит, иллюстрированию и демонстрированию как методам примера должно уделяться огромное внимание.
В.А.Захарова в своём исследовании «Особенности использования различных методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников», - Пермь: Издательство ПГТУ, 2002, выделяет в методах примера культуросообразные методы, к которым относит следующие методы:
Демонстрация – показ, обнаружение, наглядное свидетельствование о чём-нибудь.
Иллюстрация – пояснение чем-то наглядным, конкретным.
Описание – изображение чего-нибудь, рассказ о чём-нибудь в письменной или устной форме.
Показ – обращение внимания на что-нибудь, чтобы дать возможность убедиться, научиться чему-нибудь.
Просмотр – осматривание, ознакомление с чем-нибудь.
И методы, не относящиеся к культуросообразным:
Наговор – клевета, напраслина.
Порочение – выставление кого-то на позор.
Похвальба – восхваление самого себя.
Таким образом, методы примера – это средства, способы теоретического исследования или практического осуществления подражательного действия или копирование образца.
Методы примера имеют свою структуру. Изобразим её схематично:
Структура методов примера:
Пример
(позитивного) примера |
(негативного) примера | |
людям |
поступкам | |
образцов поведения |
поведения |
Методы примера
Метод иллюстрации | Метод демонстрации |
Что касается места методов примера в системе методов воспитания, то его определить также сложно, как и дать само определение этому понятию, о чём уже было сказано выше.
И всё-таки попытаемся определить место методов примера, анализируя ряд классификаций методов воспитания.
- Краткая характеристика методов воспитания по Ю.К.Бабанскому.
Он не обосновывает перечень методов воспитания, мы можем только догадываться.
Методы формирования сознания | Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения | Методы стимулирования поведения и деятельности |
|
|
|
- Классификация Подласого И.Т.
МЕТОДЫ
ВОСПИТАНИЯ
Награждение
Одобрение
Субъективно-прагматический
Воспитывающие ситуации
Стимулирование
Формирование
поведения
Формирование
сознания
Соревнование
Поручение
Требование
Приучение
Пример
Этическая беседа
Просьба
Внушение
Увещевание
Поощрение
Упражнения
Объяснение
3. Классификация методов воспитания, принятая в Пермской лаборатории по проблемам нравственного воспитания.
По данной классификации методы примера являются одним из подразделений показа.
Методы воспитания
Методы убеждения Методы упражнения
объяснение, разъяснение, совет приказ, показ, оценка, увещание
методы примера
метод иллюстрации метод демонстрации
Как показывает анализ однозначного ответа пока нет, да, наверное, и быть не может. Важна, как нам кажется, мысль о том, что методам примера должно уделяться большое внимание; хотелось бы обратиться к известным авторам педагогических сочинений, которые в свою очередь методам примера отводили важное место в нравственном воспитании детей.
Вот, например, А.В.Луначарский в работе «О воспитании и образовании» обращал внимание, что в целях воспитания: «У ребенка есть два источника помощи: детский коллектив и педагог. Педагог нежелателен как непосредственный воспитатель: лучше всего, когда он действует через развитие в ребёнке самодисциплинированного начала или, если он имеет авторитет, становится как бы президентом детского коллектива и добивается от него той сознательной дисциплины, которая служит для достижения воспитательных целей».
Или Каменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения «… Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты же что-либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививается, если же ты показываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний».
А вот как говорит Локк Джон: «Как пример отца должен учить ребёнка уважению к своему воспитателю, так пример воспитателя должен побуждать ребёнка к действиям, которых он требует от последнего. Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями, если только он не желает испортить ребёнка. Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров…»
Да, действительно, права народная мудрость, говорящая о том, что:
- Дурные примеры заразительны;
- Пример лучше правила;
- Добрый пример лучше ста слов;
- Пример героев зовёт на подвиг;
- Ничто не убеждает людей лучше примера;
- Дан пример, по нему и работай;
- Хороший пример подражания достоин;
- Дурные примеры дают дурные плоды.
В своё время А.С.Пушкин отмечал: «Отличительная черта русского нрава – какое-то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». «Выражается сильно русский народ», - добавил и Н.В.Гоголь, «в словах его – и восхищение, и зависть к точному и тонко согласованному во всех оттенках мысли древнему слову предков».
А древние слова наших предков, особенно изложенные в «Повести святых» 12 в. на Руси читались и в каждой семье даже вывешивались в «красном» углу в качестве образца для подражания или примера. Вот некоторые выдержки:
Наставление, извлеченные из святых отцов, и поучение одного отца сыну родному – изложил ему отцовские речи.
Сын мой, помни моё наставление:
«… Будь скор на послушание, но нетороплив на речи, учителя же почитай, как меня, отца, и как мать свою: от меня и матери родился ты и возрос, а от него научился, так что добрый талант навсегда прими и слушай его наставления. Ибо кто слушает наставления учителя – станет мудрее учившего…»
Или: Поучения «отца сыну».
«Сын, когда едешь с князем на рать, то с храбрыми будь впереди – и роду своему честь добудешь, и себе имя доброе. …Всё новое хорошо, но старое – и лучше всего, и сильней…».
А вот ещё некоторые правила, приводимые в качестве примера:
Каким человеку следует быть.
«… Не опутываться чрезмерно словами и не подражать житью ленивых, но следовать жизни святых отцов».
Этот краткий экскурс в историю свидетельствует о том, какое огромное значение уделялось примеру, начиная с Древней Руси. Ведь именно пример является тем нравственным началом, истоком, который лежит в основании церкви, особенно русской православной церкви.
Школа и церковь на Руси развивались параллельно. Приоритетом русской православной церкви есть демонстрирование своих лучших образцов, будь то житие святых или описание жизни человека-творца.
В то время как католическая церковь уделяла большее внимание иллюстрированию. И подтверждением этому являются те многочисленные иконы, к которым обращены взгляды верующих людей. Именно взгляды верующего и лика иконы взаимопроникать. Те, кто хотя бы раз всматривался в изображения икон, мы, думаем, согласятся с нами.
Итак, демонстрирование и иллюстрирование как методы примера с древнейших времён использовались церковью, а, следовательно, и школой, так как они развивались параллельно, как уже было сказано.
Русская школа до 1917 года использовала пример религиозного характера. Со сменой общественного строя сменился и характер самого примера. Он приобрёл ярко выраженную идеологическую направленность.
Но и советская школа примеру отводила важное место, что показывает анализ научно-педагогической литературы того времени. Хотя, надо отметить, что тогда классификация методов воспитания была несколько иной, чем принято считать сейчас и методы примера дифференцированно не рассматривать, а речь велась только о примере как о средстве воспитания, но это ничуть не уменьшает его важности и необходимости использования.
Итак, анализирую раздел «Общие методы воспитания» учебника «Педагогика школы» под редакцией профессора И.Т.Огородникова, М., Просвещение, 1978, мы не обнаружили главы, посвящённой рассмотрению методов примера. Огородников так классифицирует методы воспитания: «Воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов… Однако, среди всего разнообразия методов имеются такие, которые применяются при различном содержании воспитания. Это методы убеждения и методы организации жизнедеятельности детей».
Эти методы профессор призывает рассматривать в органическом единстве, а пример, как нам кажется, подразумевается как в первой группе методов, так и во второй. И вот тому подтверждение:
Вторая группа методов воспитания – методы организации жизнедеятельности детей; приучение:
«Руководство жизнедеятельностью детей, а, следовательно, и воспитание поведения начинается с приучения. Детей с раннего возраста приучают к определённому режиму и прививают простейшие навыки поведения в быту и в общении с другими детьми и взрослыми. Приучение опирается на растущие потребности детей в расширении и обогащении своего жизненного опыта. Родители, воспитатели и учителя не только создают условия для роста этих потребностей, но и организуют жизнь и деятельность детей так, чтобы они приобретали социальный опыт. Первоначально опыт формируется на образцах и принципах, а позднее воспитатели дают детям разного рода поручения и организуют их выполнение. …Даже простейшие умения и навыки должны вдохновлять детей на совершенствование этой деятельности и повышать интерес к другим её видам. А это во многом зависит от взрослых, от их умения заинтересовать, увлечь, приобщить, показать пример лучшего выполнения сложного дела …»
Итак, «…Методы воспитания применяются не изолированно и не обособленно от другого, а в тесной связи и взаимосвязи…. Эти взаимосвязи носят различный характер, но решающими из них являются единство и взаимосвязь методов убеждения и методов организации практической деятельности детей.
Ни лекции, ни доклады, ни беседы не принесут ощутимой пользы учащимся, если они будут участвовать одновременно в интересной и общественно значимой деятельности. В то же время практическая деятельность без необходимого разъяснения, одобрения не может привести к высоким результатам воспитания».
А значит пример, как составляющая часть каждой из групп методов воспитания по Огородникову, имеет очень важное значение.
Далее обратимся к учебнику «Педагогика» С.П.Баранова, Л.Р.Болотиной, Т.В.Воликовой, В.А.Сластенина., М., «Просвещение», 1981.
Группа этих авторов «…для устройства изучения и выработки навыков и умений пользования методами воспитания в практической работе с детьми все методы условно объединяют в несколько групп».
Методы воспитания
1. Методы формирования общественного сознания | 2. Методы формирования общественного поведения | |
3. Методы стимулирования | 4. Методы самовоспитания |
Интересующий нас пример относится к первой группе методов воспитания – методам формирования общественного сознания. В контексте этих методов сущность примера, по мнению авторов, состоит в следующем:
«Младший школьник в своём стремлении стать взрослым, берёт в качестве образца для подражания пример старших уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребёнка ещё весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребёнок копирует образ поведения уважаемого человека…
…Склонность детей к подражанию нередко создаёт опасность заимствования дурных примеров. …Поэтому учитель должен направлять подражательность ученика на положительный пример. В то же время изоляция детей от дурного образца не всегда возможна, да и не всегда необходима. Она может привести к обособленному, оранжерейному воспитанию…
…К.Д.Ушинский писал, что в воспитании нельзя ограничиваться тем, что ребёнок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность. В качестве примера для младших школьников могут выступать старшие братья и сёстры в семье, отец и мать, дедушка и бабушка, любимый учитель… Большой притягательной силой обладают образцы героев, знатных людей… Важное условие повышения воспитательной силы личного примера взрослых – единство слова и дела…
…Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывает пример жизни и революционной деятельности В.И.Ленина и его соратников».
Такова суть примера как метода воспитания группы педагогов ЛГПИ имени А.И.Герцена, которые перед словом пример не ставят слово метод, в отличии от Ю.К.Бабанского.
К рассмотрению учебника под его редакцией мы и переходим: «Педагогика», М., «Просвещение» 1988.
Кроме указанного выше различия, на мой взгляд, не принципиального, есть и принципиальное. В учебнике Ю.К.Бабанского указана психологическая основа примера как метода воспитания – это явление подражательности.
«Подражание не есть слепое копирование, оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера».
И вот ещё одно очень важное отличие:
«В механизме подражания можно выделить по крайней мере три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ действия, желание поступить так же. Однако, связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.
Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в воспитательном процессе».
И действительно, так оно и было в советской школе. Пример по праву занимал достойное место в системе воспитания школьников.
Вот и сегодня на пороге 21 века мы должны взять с собой все лучшие образцы воспитательной системы русской, а затем и советской школы. А одним из лучших образцов, на мой взгляд, является система нравственного воспитания.
- Особенности использования методов примера в нравственном воспитании младших школьников 20 столетия в российской школе.
История использования методов примера в нравственном воспитании людей насчитывает тысячелетия. В эти тысячелетия использовались мифологические образы. В Древней Греции – былинные, в Древней Руси – сказочные, на всём протяжении существования русского народа – религиозные, а также образцы утверждающиеся в авторитарном воспитании, которое насаждало царское правительство. Оно не было заинтересовано в пропаганде таких нравственных образов, как, например, нравственные образы революционеров, народных заступников.
После свержения самодержавия в официальном управлении школами в течение нескольких десятков лет были пересмотрены нравственные ориентиры, которые выдвигались во время нравственного воспитания молодёжи.
В первые годы советской власти таким нравственным ориентиром был борец с самодержавием, революционер, герой гражданской войны. В школах прославлялись деяния революционных вождей, их жизнь, подлакированная официальной пропагандой, представлялась как нравственный подвиг, самоотверженное служение народу. В школьные программы и учебники вошли художественные и литературные произведения, раскрывающие образ таких вождей как В.И.Ленин, И.В.Сталин и др. В хрестоматии для чтения включались рассказы о революционерах, отдавших жизнь в борьбе за народное дело. Во внеурочное время во внеклассной и внешкольной работе прославляли погибших революционеров, чествовали живших рядом со школами участников революции, часто практиковались встречи с ними.
В конце 30-х годов в нашей стране уделялось большое внимание воспитанию молодёжи на примере жизни и подвигов героев гражданской войны. В это время благодаря этому всей стране стали известны имена В.И.Чапаева, С.М.Буденого, К.Е.Варашилова, Николая Щерса, Григория Котовского, Сергея Лозо и др.
Школьники были достаточно хорошо осведомлены о их биографиях, боевых подвигах, о героической смерти таких как В.И.Чапаев.
Официальная пропаганда насаждала культ героев, жизнь и деятельность которых служила примером, образцом для подражания. Известный советский фильм о Чапаеве был принят советским народом в качестве художественного шедевра, прославлявшего подвиг народа и его героев. Дети играли «в Чапаева», который в исполнении Бабочкина, учил их мужеству, отваге, героизму.
В период строительства социализма необходимы были другие люди, как маяки, как нравственные ориентиры. Если раньше сам народ определял, кто его идеал, на кого надо равняться, кто «Добрый Молодец», и кто «Девица Краса», кто богатырь, и кто труженик как Микула Селянович, то сейчас официальные власти использовали опыт христианской религии, который состоял в том, что героев для подражания выбирал не народ, что он делал стихийно, а представители власти и Коммунистическая партия.
Так появились герои – ударники пятилеток, позднее – стахановцы, а ещё позже – герои социалистического труда.
Чтобы приблизить труженика и нравственный идеал, эти идеалы стали ранжировать. Так появились победители социалистических соревнований, отличники, заслуженные работники различных профессий. Об этих героях труда складывали песни, повести, показывали фильмы, их портреты экспонировались и включались в наружное оформление городов, сопровождались призывами походить на них.
В это время широко использовались разнообразные формы общения героев труда с молодежью, с представителями профессий на различных собраниях, совещаниях. В обязанности этих героев вошло обязательное выступление с призывами, присутствие на различных торжественных мероприятиях. За ними закрепляли почётное место в президиумах. Они шли всегда в первых рядах демонстрантов. Были введены отличительные знаки; почётные ленты, значки, медали и ордена.
К этому времени выявилось, что все основные усилия нравственного воспитания были направлены на взрослое население. Для этого использовались средства массовой информации, система пропаганды и агитации.
Целенаправленной работы с молодежью в этом направлении в это время почти не было. Основной формой были различные мероприятия, прославление или чествование героев. Поскольку, то, что делали эти герои, не всегда было понятно и доступно наблюдениям молодёжи, то необходимо было ввести специальную систему.
Эта специальная система была разработана в ЦК ВЛКСМ. Особенностью её являлось то, что возраст тех людей, с кого следовало взять образец, был понижен до возраста комсомольцев, пионеров и октябрят. В формирование этой системы большое влияние оказало издательство «Молодая гвардия», которое массовым тиражом печатало литературу о тех, с кого надо было брать пример.
Широко использовались в нравственном воспитании молодёжи литературные герои, например, для октябрят был придуман сказочный герой Мальчиш-Кибальчиш. Его образ оказал огромное влияние на нравственное становление детей до пионерского возраста.
Герой Аркадия Гайдара пионер Тимур на многие годы осветил нравственное направление многих поколений пионеров. Его нравственные поступки легли в основу тимуровского движения в стране.
Рассматривая с современных позиций деятельность тимуровского движения как образца самостоятельной нравственной деятельности детей, мы можем сказать, что дети начала 3-го тысячелетия оказались духовно и нравственно беднее тех, кто называл себя тимуровцами.
Современные педагоги отмечают, что 90-е годы 20 столетия характеризуют деятельность органов образования, школ и педагогов, работающих в них, как бездуховную и безнравственную, приведшую к полному развалу системы нравственного воспитания школьников, в том числе и младших.
70-80-е годы были характерны тем, что в школах процветало краеведческое, патриотическое, военно-патриотическое воспитание, движение юных туристов, походы по местам боевой и трудовой славы, создание музеев боевой, трудовой, революционной славы, всевозможные слёты школьников, в том числе и младших школьников.
Миллионы детей, участвовавших в этих мероприятиях под руководством комсомольской и пионерской организации, в содружестве с учителями, пионерскими вожатыми, с лучшими представителями общественности постигли азы нравственного опыта, узнавали о значении народных традиций, проникались гордостью за великие знания своих предков, дедов и отцов. В это время в стране достаточно хорошо знали различные методики нравственного воспитания детей, которые приводили к успеху. Эти методики широко пропагандировались органами управления образования и их реализация в стране достаточно полно финансировались государством.
В это время уделялось большое внимание воспитанию не только патриотизма, но и такого качества у детей как интернационализм. Методика воспитания младших школьников в духе дружбы народов давала свои плоды. В это время в стране не было зафиксировано никаких межнациональных конфликтов.
Поэтому, эти почти полтора десятка лет бездействия в области нравственного воспитания, прекращения воспитательной работы в этом направлении, когда приоритетом признавалось только обучение, привели к застою в системе образования в стране.
Поэтому, признание ошибок Президентом, депутатами Государственной Думы РФ в сфере педагогического воздействия на молодёжь указывает, что существует острая проблема отсутствия методики нравственного воспитания молодёжи и особенно это заметно, когда речь ведётся о нравственном примере, на который надо равняться.
Изучение практики нравственного воспитания в начальной школе показало нам, что дело можно поправить по средствам использования методов примера в нравственном воспитании учащихся школ, а начинать необходимо с младших школьников, где методы примера наиболее эффективны, где дети верят, надеются и любят своих учителей, видят в них пример для подражания.
ВЫВОДЫ
В системе методов убеждения методы примера занимают особое место. Они являются частью методов показа. С помощью этих методов активизируются зрительные анализаторы. По утверждениям ученых, изучающих свойства глаза, более 80% информации воспринимается именно с помощью органов зрения.
На ранней ступени нравственного воспитания, когда учащиеся начальных классов еще не обладают достаточным словарным запасом, который позволил бы им усваивать всю нравственную информацию, методы объяснения, разъяснения имеют ограниченные возможности и поэтому, методы примера, как более доступные, приобретают первостепенное значение.
Методы примера играют важную воспитательную, образовательную, обучающую и развивающую роль. Если рассматривать педагогические возможности их использования субъектом воспитания, то они имеют определенное преимущество перед методами объяснения и разъяснения. Поэтому в начальных классах так много внимания уделяется зрительному восприятию окружающей действительности в том числе и нравственных отношений между людьми. Это одна из особенностей использования методов примера, их важности и необходимости в нравственном воспитании младших школьников.
Директивные, информационные, методические материалы Министерства образования Российской Федерации, опыт учителей начальных классов доказывает, что эту особенность методов примера необходимо учитывать при осуществлении нравственного воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».
Статья рассказывает об использовании игровых технологий для искоренения отрицательных привычек у младших школьников в процессе учёбы....
ОРКиСЭ модуль "Основы православной культуры" в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Почему в школе выбирают "Основы православия"...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)
Формирование этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Участие в семинаре-практикуме на тему: «Теоретические и практические приёмы использования ФГОС в системе экологического воспитания обучающихся начальной школы».
Протокол РМО №3 от 26.01.2018г....
Нравственное воспитание младших школьников на примерах детской художественной литературы
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания....