Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
проект на тему
Цель работы:
Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx | 195.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению
«Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».
Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений.
Взаимодействие семьи и школы в приобщении к чтению формирует духовно-нравственную культуру младшего школьника и помогает решать проблему не читающих детей.
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя.
Для повышения престижа чтения и статуса «Человека читающего» у молодого поколения, инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы «Семейное чтение», «Читайка», «Читаем вместе», «Юный краевед», «Крылья».
Журнал «Семейное чтение» – простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов.
«Читайка» – представляет лучшие детские книги и писателей, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: «Книга – твоя душевная защита».
Основные направления деятельности
системно-деятельное воспитание читателя:
– духовно-нравственное развитие личности ребёнка;
– формирование основ читательской самостоятельности;
– воспитание умения «талантливо читать»;
– развитее познания и творчества.
совместное чтение в школе и семье.
Цель работы:
Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.
Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть.
Зрелый читатель умеет:
проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;
взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром;
Зрелый читатель имеет:
культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);
духовно-нравственную культуру;
интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.
Способы и средства достижения целей
применение традиционных и современных методических технологий:
– организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя»;
– проектная деятельность;
внеклассная воспитательная работа;
семейное чтение.
Организация работы с «Дневником читателя» в начальной школе
Важным условием в воспитании читательской культуры во все времена было отсутствие пассивности в привитии навыков чтения.
Правильно организованная, продуманная работа с «Дневником читателя» в начальной школе активизирует читательскую деятельность детей.
«Дневник читателя» это источник взаимодействия родителей и детей в домашнем чтении, в возрождении традиций семейного чтения.
Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми, меня с ребятами. Постепенно, я наблюдаю за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, делают свой первый нравственный выбор.
Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Поэтому родителям я помогаю найти ответ на вопросы «Что читать детям? Как читать? Зачем читать? Почему надо читать?».
С 1 по 4 класс провожу тематические беседы, просмотр документальных фильмов.
К каждому собранию готовлю выставку книг, которые полезно прочитать родителям и детям. Многие книги для таких выставок приносят дети и родители из домашних библиотек.
На этапе завершения основного периода обучения учащихся (4 класс) учебно-познавательная деятельность школьников направлена на самостоятельную реализацию школьником проекта по чтению. Многие выполняют работы совместно с родителями, друзьями. Выполнение работы рассчитано на весь учебный год. Тема: «Мой дневник читателя».
Завершающим этапом проектной деятельности является презентация (защита) проекта в присутствии родителей. Все ребята обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ, выступлений, серий иллюстраций, книжек-раскладушек, мультимедийных работ. Подводятся итоги, вручаются дипломы, призы, при этом каждый ученик поощрён в выполнении.
Внеклассная воспитательная работа
Воспитательная работа в начальной школе является важным фактором, в общем, и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.
Цель работы:
Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.
Направления воспитательной работы
1. «У истоков духовности»
Формирование представлений о православной культуре, духовных ценностях русского народа. Экскурсии по Святым местам родного края. Чтение православной литературы. Журнал «Свечечка» (подписка на каждого ученика в классе). В «Годовой круг традиций» включены праздники Рождества, Воскресения Христова. Литературно – музыкальные композиции, конкурсы стихотворений, рисунков.
2. «Я живу в России»
Путешествия по историческим, памятным, святым местам Югорской земли. «Учимся видеть и слышать прекрасное». Ученики начальной школы имеют возможность посещать курс обучения «Учимся видеть и слышать прекрасное» в Центре Малочисленных Народов Севера.
3. Кружковая работа
Кружок «Основы православной культуры»
Кружок «Читаем вместе в классе и семье «Читайка».
Взаимодействие с библиотекой
Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению.
Кружковая работа, совместная работа с родителями
Чтобы сделать жизнь в «Стране книг» интересной, разнообразной и увлекательной в начальной школе организован клуб любителей чтения «Читайка». Я руковожу его работой. Девиз клуба «Читаем вместе в школе и семье».
Главная идея клуба заключается в том, чтобы осуществить больший образовательный проект по вопросам привлечения внимания учащихся, учителей и родителей к чтению книг. Цель организации клуба – содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности. Организация работы с одарёнными детьми.
Некоторые темы проектов и исследований в области чтения:
– библиотека класса, библиотека семьи;
– любимые литературные произведения в классе, в семье;
– книги, которые передаются в семье по наследству;
– самая нужная книга в школе, уникальная книга в семье;
– роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека;
– обсуждение интересной книги, книжное обозрение;
– распространение знаний о книге, новой идеи в области литературы;
– книжный магазин, его роль в жизни и маршруты учащихся;
– организация деятельности детского объединения, клуба;
– книга и Интернет, книга и кино: конкуренция или новое явление;
– разработка метода, умения, навыка эффективного чтения;
– организация чтения в классе или семье;
– организация элемента урока, урока, учебной темы по вопросам чтения;
– описание упражнений, тренинга, курса, рекомендаций по вопросам повышения читательского мастерства и результатов их применения.
В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители.
1. Читающий класс: проект в области чтения.
2. Читающая семья: проект в области чтения.
Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Все желающие могут принять участие в конкурсе «Дарите чтение друг другу», изготовить рекомендательные подарочные карточки-открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений «Самая, самая интересная книга», «Книга в моей семье».
Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению
Вывод
Главным результатом деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца.
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением в начальной школе позволяет расширить работу с одарёнными детьми. Укрепляет связи между семьёй и школой.
Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления.
Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.
Приложение: Презентация «Читаем вместе в школе и в семье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению
О духовно - нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Статья будет полезна педагогам школ-интернатов работающим с детьми с ОВЗ....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
Эта статья будут полезна педагогам школ-интернатов работающих с детьми ОВЗ....