Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников.
Педагогическая лаборатория
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
Асанова Элиза Орозовна
г. Югорск
2017 г.
Форма проведения:
- творческая лаборатория
Цель:
- формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка.
Задачи:
- Совместное осмысление нравственных ценностей семьи.
- Тренинг навыков нравственных отношений в семье как основы воспитания ребенка.
- Получение опыта содержательного и конструктивного общения.
1 Вступление.
- Уважаемые собеседники, соавторы, партнеры в трудном деле воспитания детей! Сегодня наша встреча проведёт форме творческой лаборатории, где каждый из вас свободен в выборе мнений и позиции, волен высказывать их присутствующим и имеет право не согласиться или промолчать.
В творческой лаборатории принимают участие:
Наши сотрудники учителя
Партнеры родители( законные представители)
Младшие наши сотрудники- ученики (3е класс)
-Предметом нашего обсуждения сегодня являются взаимоотношения семьи и школы в духовно-нравственном воспитании. Я думаю, что каждый присутствующий понимает, что нравственный стержень семьи, общества — это альтернатива прагматизму и себялюбию, засилью потребительских отношений между людьми, стремлению к материальным благам в ущерб духовным, разрушительному влиянию низкопробной информационной продукции. Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям
Сегодня мы с вами попробуем вместе разобраться- в чем же состоит это взаимодействие школы и семьи, почему оно необходимо. Мы вместе поставим вопросы и вместе найдем на них ответы, и я надеюсь, научимся чуть лучше понимать друг друга.
-Слово нашим сотрудникам учителям.
2. Выступление учителя.
-Закон РФ «Об образовании» чётко определяет участников образовательного процесса: это ребёнок, образовательное учреждение и семья (родители).
Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.
Родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Многие прямо говорят, что их роль заключается лишь в том, чтобы ребёнок был одет, обут и сыт. И они не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери – подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроение и мысли тех, кто около них.
У древних греков была поговорка: «Пьяница родит пьяницу». Дети усваивают от родителей не только доброе, но и худое. Пример греха усваивается в семье довольно легко.
Часто приходится слышать от родителей слова недоумения: «В кого он даже не знаю? Откуда у него это? Кто его этому научил?» Подчас сами родители не замечают того тонкого яда, который содержит их быт. Яда, способного отравить детскую душу. Например – речь.
Человек всегда знал о силе слова и обращался с ним осторожно. Дети учатся говорить, слушая нас. Они слышат и то, что обращено к ним, и то, что относится к другим, и то, что ему вовсе не следует слышать. Впитывают, принимают и повторяют.
Привычное сквернословие в семье обязательно влияет на развитие интеллекта
и на нравственность детей. Такие дети чувствуют себя прекрасно в компании сквернословов, они для них «свои». А в дальнейшем, они и друзей, и спутника жизни найдут себе по образу и подобию.
Мудрые родители не ведут в присутствии детей разговоров, которые могут вызвать в ребёнке осуждение, гнев, кощунственный и недобрый смех, блудные мысли.
Та информация, которую ребёнок получает в стенах своего дома, воспринимается им совершенно иначе, чем внешняя. Она подвергается меньшей критики или совсем не подвергается ей.
Ребёнок – это в какой-то степени зеркало семьи. В нём мало своего. В нём как в зеркале отражаются промахи и ошибки родителей.
-Наши педагоги считают, что в семье не достаточно уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию. Но проведенное анкетирование по явлению роли семьи в развитии духовно- нравственной сферы школьников показало:
1.Существуют ли у вас семейные традиции? (85% -да, 15%-нет)
2 . Посещаете ли вы с детьми культурно-массовые мероприятия?(100%)
3 .Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком после просмотра любимые телепередачи, прочитанные сказки?(100%)
4 . Часто ли вы ходите с ребенком в гости к друзьям, родственникам?(75% -нет, 25%- да)
5 Часто ли вы проводите свое свободное время с детьми в совместной деятельности?
(85 %-да, 15%- нет)
6 Привлекаете ли вы детей к подготовке праздника? (87%)
7 Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам? (98%)
8 Помогает ли вам ребенок дома при уборке квартиры, приготовления еды и т.д.? (91%)
9 Поддерживаете ли вы ребенка в трудной для него ситуации? (100%)
10 Каким образом, вы оказываете помощь ребенку в трудной для него жизненной ситуации? (Выслушаю, обсудим , поддержу и др.)
Проведенное исследование среди родителей показало, что в большинстве семей существуют семейные традиции, все семьи посещают культурно-массовые мероприятия, стараются помогать друг другу в трудных ситуациях. Родители совместно с детьми проводят обсуждение просмотренных передач, прочитанных сказок, анализируют действия и поступки героев с нравственных позиций. Судя по анкетам, в семье проходит правильное воспитание.
- Слово представляется нашим партнерам- родителям. Они сейчас поделятся своим опытом, как в их семье проходит воспитание в духовно-нравственной сфере. Обозначат другие проблемные сферы воспитания.
3. Обмен опытом (выступление родителей)
-Согласны ли Вы с тем, что родители главное звено в этой проблеме.
(Высказывание родителей)
- Также с родителями было проведено анкетирование с помощью методики «Культура взаимодействия школы и родителей». Результаты исследования
1. Я согласен с содержанием воспитания в школе.
2 . Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.
3 . В школе проходит много интересных мероприятий.
4. В школе уютно, красиво, чисто.
5. У детей в школе есть возможность интересно проводить свое свободное время.
6 . Учителя относятся к моему ребенку адекватно.
7. Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.
8 . При решении школьных и классных вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.
9. У моего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.
10. У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.
11. Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
12. В школе добрая психологическая атмосфера.
13. Мой ребенок доволен обучением в школе.
14. Принимая управленческие решения, администрация считается с мнением детей и родителей.
15. У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка.
16. Для решения задач обучения, воспитания школа удачно сотрудничает с другими школами, организациями, детскими центрами.
17. В нашей школе ведется удачная работа с родителями
18. Я регулярно посещаю родительские собрания.
19. Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.
20. Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.
21. Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.
22. В обучении и воспитании учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.
23. Я доволен тем, что мой ребенок учится в этой школе.
-В результате анкетирования родителей также было выявлено, что родители удовлетворены положением их ребенка в школе и их взаимодействием со школой. Анкетирование показал, что родители с удовольствием и регулярно посещают родительские собрания. У администрации школы я всегда могут получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка. Учителя прислушиваются к родительскому мнению и учитывает его.
-В школе проходим много совместных мероприятий. Родители регулярно участвуют в классных, общешкольных и городских родительских собраниях, где решаются важные вопросы по организации учебно-воспитательной работы. Традиционно в школе проходят праздники посвященные Дню Матери, 8 марта, День пожилого человека, День защитника Отечества, День победы- 9 мая к которому дети готовятся за ранее, приходят бабушки , мамы и папы. В школе проходят Дни открытых дверей, когда родители проводят мастер-класс для детей. «Папа, мама, я – спортивная семья»- оно из любимых мероприятий для детей.
Школа занимается вопросами духовно-нравственного воспитания учащихся. Происходит это и на уроках , и на классных часах, при проведении бесед о нравственности, лекций, диспутов, во время работы кружков эстетического и духовно-нравственного направления, а так же в различных социокультурных проектах. Но никакие самые замечательные мероприятия не помогут решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего, личный пример родителей, опыт поведения.
4. Решение педагогических ситуаций
Теперь перейдём к опытам в нашей лаборатории (практической части).
Я предложу вам решить некоторые педагогические ситуации, все остальные включаются в процесс обсуждения.
Ситуация 1. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?
Ситуация 2. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите?
Педагогическая ситуация 2.
За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
(Конечно, очень важно заинтересовать ребёнка учёбой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребёнок воспринимал вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение).
5. Слово нашим младшим сотрудникам.
-Я предложила им нарисовать, как они видят «дружбу» между их семьей и школой.
(Слово детям, что им нравится в дружбе или как они её видят).
6. Рефлексия
-Подходит к концу работа нашей лаборатории. Я надеюсь, что в результате работы каждый пришел к выводу о том, что духовно-нравственное воспитание это не только проблема семьи или школы, общества, это наша общая проблема. Я считаю, проблема духовно-нравственного воспитания сейчас актуальна как никогда. И только все вместе мы можем её решить. Своим примером, словом, поступком.
- Родителям, я хочу пожелать быть искренним со своим ребенком и окружающими, проявляйте благородство, помните, что ваше поведение – это зеркало, в которое смотрят ваши дети.
-Учителям пожелать терпения, тактичности, доброжелательности к своим воспитанникам.
Омара Хайяма.
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
- Я благодарю всех за работу желаю, чтобы вокруг вас больше было бы добра.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын Как известно, воспитание духовно-нравственных...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Доклад на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
О взаимодействии семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников...