Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников.
методическая разработка на тему

Педагогическая лаборатория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.lab_.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников.

                                     

                                Педагогическая лаборатория

        

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

Асанова Элиза Орозовна

г. Югорск

2017 г.

Форма проведения:

  • творческая лаборатория

Цель: 

  • формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка.

Задачи:

  • Совместное осмысление нравственных ценностей семьи.
  • Тренинг навыков нравственных отношений в семье как основы воспитания    ребенка.
  • Получение опыта содержательного и конструктивного общения.

1 Вступление.

-        Уважаемые собеседники, соавторы, партнеры в трудном деле воспитания детей! Сегодня наша встреча проведёт форме творческой лаборатории, где каждый из вас свободен в выборе мнений и позиции, волен высказывать их присутствующим   и имеет право не согласиться или промолчать.

В творческой лаборатории принимают участие:

Наши сотрудники учителя

Партнеры родители( законные представители)

Младшие наши сотрудники- ученики (3е класс)

-Предметом нашего обсуждения сегодня являются взаимоотношения семьи и школы в духовно-нравственном воспитании. Я думаю, что каждый присутствующий понимает, что нравственный стержень семьи, общества — это альтернатива прагматизму и себялюбию, засилью потребительских отношений между людьми, стремлению к материальным благам в ущерб духовным, разрушительному влиянию низкопробной информационной продукции. Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям

Сегодня мы с вами попробуем вместе разобраться- в чем же состоит это взаимодействие школы и семьи, почему оно необходимо. Мы вместе поставим вопросы и вместе найдем на них ответы, и я надеюсь, научимся чуть лучше понимать друг друга.

-Слово нашим сотрудникам учителям.

2. Выступление учителя.

-Закон РФ «Об образовании» чётко определяет участников образовательного процесса: это ребёнок, образовательное учреждение и семья (родители).
Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.
Родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Многие прямо говорят, что их роль заключается лишь в том, чтобы ребёнок был одет, обут и сыт. И они не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери – подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроение и мысли тех, кто около них.
У древних греков была поговорка: «Пьяница родит пьяницу». Дети усваивают от родителей не только доброе, но и худое. Пример греха усваивается в семье довольно легко.
Часто приходится слышать от родителей слова недоумения: «В кого он даже не знаю? Откуда у него это? Кто его этому научил?» Подчас сами родители не замечают того тонкого яда, который содержит их быт. Яда, способного отравить детскую душу. Например – речь.
Человек всегда знал о силе слова и обращался с ним осторожно. Дети учатся говорить, слушая нас. Они слышат и то, что обращено к ним, и то, что относится к другим, и то, что ему вовсе не следует слышать. Впитывают, принимают и повторяют.
Привычное сквернословие в семье обязательно влияет на развитие интеллекта

и на нравственность детей. Такие дети чувствуют себя прекрасно в компании сквернословов, они для них «свои». А в дальнейшем, они и друзей, и спутника жизни найдут себе по образу и подобию.
Мудрые родители не ведут в присутствии детей разговоров, которые могут вызвать в ребёнке осуждение, гнев, кощунственный и недобрый смех, блудные мысли.
Та информация, которую ребёнок получает в стенах своего дома, воспринимается им совершенно иначе, чем внешняя. Она подвергается меньшей критики или совсем не подвергается ей.
Ребёнок – это в какой-то степени зеркало семьи. В нём мало своего. В нём как в зеркале отражаются промахи и ошибки родителей.

-Наши педагоги считают, что в семье не достаточно уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию. Но проведенное анкетирование по явлению роли семьи в развитии духовно- нравственной сферы школьников показало:

1.Существуют ли у вас семейные традиции? (85% -да, 15%-нет)

2 . Посещаете ли вы с детьми культурно-массовые мероприятия?(100%)

3 .Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком после просмотра любимые телепередачи, прочитанные сказки?(100%)

4 . Часто ли вы ходите с ребенком в гости к друзьям, родственникам?(75% -нет, 25%- да)

5 Часто ли вы проводите свое свободное время с детьми в совместной деятельности?

                                                                                                                    (85 %-да, 15%- нет)

6  Привлекаете ли вы детей к подготовке праздника?      (87%)

7 Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам?      (98%)

8 Помогает ли вам ребенок дома при уборке квартиры, приготовления еды и т.д.? (91%)

9  Поддерживаете ли вы ребенка в трудной для него ситуации? (100%)

10 Каким образом, вы оказываете помощь ребенку в трудной для него жизненной ситуации?                                                       (Выслушаю, обсудим , поддержу и др.)

Проведенное исследование среди родителей показало, что в большинстве семей существуют семейные традиции, все семьи посещают культурно-массовые мероприятия, стараются помогать друг другу в трудных ситуациях. Родители совместно с детьми проводят обсуждение просмотренных передач, прочитанных сказок, анализируют действия и поступки героев с нравственных позиций. Судя по анкетам, в семье проходит правильное воспитание.

- Слово представляется нашим партнерам- родителям. Они сейчас поделятся своим опытом, как в их семье проходит воспитание в духовно-нравственной сфере. Обозначат другие проблемные сферы воспитания.

3. Обмен опытом (выступление родителей)

-Согласны ли Вы с тем, что родители главное звено в этой проблеме.

(Высказывание родителей)

- Также с родителями было проведено анкетирование с помощью методики «Культура взаимодействия школы и родителей». Результаты исследования

1.  Я согласен с содержанием воспитания в школе.

2 . Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.

3 . В школе проходит много интересных мероприятий.

4.  В школе уютно, красиво, чисто.

5. У детей в школе есть возможность интересно проводить свое свободное время.

6 . Учителя относятся к моему ребенку адекватно.

7. Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.

8 . При решении школьных и классных вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.

9. У моего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.

10.  У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

11. Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.

12. В школе добрая психологическая атмосфера.

13. Мой ребенок доволен обучением в школе.

14. Принимая управленческие решения, администрация считается с мнением детей и родителей.

15. У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка.

16.  Для решения задач обучения, воспитания школа удачно сотрудничает с другими школами, организациями, детскими центрами.

17.  В нашей школе ведется удачная работа с родителями

18.  Я регулярно посещаю родительские собрания.

19.  Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.

20.  Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.

21.  Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.

22.  В обучении и воспитании учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.

23.  Я доволен тем, что мой ребенок учится в этой школе.

-В результате анкетирования родителей также было выявлено, что  родители удовлетворены положением их ребенка в школе и их взаимодействием со школой. Анкетирование показал, что родители с удовольствием и регулярно посещают родительские собрания. У администрации школы я всегда могут  получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка. Учителя  прислушиваются к родительскому мнению и учитывает его.

-В школе проходим много совместных мероприятий. Родители регулярно участвуют в классных, общешкольных и городских родительских  собраниях, где решаются важные вопросы  по организации учебно-воспитательной работы. Традиционно в школе проходят праздники посвященные Дню Матери, 8 марта, День пожилого человека, День защитника Отечества, День победы- 9 мая к которому дети готовятся за ранее, приходят бабушки , мамы и папы. В школе проходят Дни открытых дверей, когда родители проводят мастер-класс для детей. «Папа, мама, я – спортивная семья»- оно из любимых мероприятий для детей.

Школа занимается вопросами духовно-нравственного воспитания учащихся. Происходит это и на уроках , и на классных часах, при проведении бесед о нравственности, лекций, диспутов, во время работы кружков эстетического и духовно-нравственного направления, а так же в различных социокультурных проектах. Но никакие самые замечательные мероприятия не помогут решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего, личный пример родителей, опыт поведения.

4. Решение педагогических ситуаций

Теперь перейдём к  опытам в нашей лаборатории (практической части).

Я предложу вам решить некоторые педагогические ситуации, все остальные включаются в процесс обсуждения.

Ситуация 1. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?

Ситуация 2. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите?

Педагогическая ситуация 2.

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

(Конечно, очень важно заинтересовать ребёнка учёбой. За ответственное отношение можно  похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы  духовные ценности были выше материальных. Ребёнок воспринимал вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение).

5. Слово нашим младшим сотрудникам.

-Я предложила им нарисовать, как они видят «дружбу» между их семьей и школой.

(Слово детям, что им нравится в дружбе или как они её видят).

6. Рефлексия        

        -Подходит к концу работа нашей лаборатории. Я надеюсь, что в результате работы каждый пришел к выводу о том, что духовно-нравственное воспитание это не только проблема семьи или школы, общества, это наша общая проблема. Я считаю, проблема духовно-нравственного воспитания сейчас актуальна как никогда. И только все вместе мы можем её решить. Своим примером, словом, поступком.

        - Родителям, я хочу пожелать быть искренним со своим ребенком и окружающими, проявляйте благородство, помните, что  ваше поведение – это зеркало, в которое смотрят ваши дети.

-Учителям пожелать терпения, тактичности, доброжелательности к своим воспитанникам.

                                                                             Омара Хайяма.

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.        

        

     - Я благодарю всех за работу  желаю, чтобы вокруг вас больше было бы добра.

                                                     До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын        Как известно, воспитание духовно-нравственных...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....