Твои права
классный час (4 класс)
"Твои права" (внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений для учащихся 4 класса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa_tvoi_prava.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Псыншоко»
Прохладненского муниципального района КБР
"Твои права"
(внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений для учащихся 4 класса)
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ с. Псыншоко»
Нафонова А.М.
ТЕМА:«Твои права»
ЦЕЛЬ:
- Сформировать представление о правонарушениях, познакомить с видами правонарушений; научить работать со словарём.
- Закрепить знания учащихся о правах ребёнка, учить применять их в жизненных ситуациях;
- Воспитывать отрицательное отношение к нарушениям норм морали и прав человека.
МЕТОДЫ:
- беседа;
- метод наглядности;
- рассказ.
ПРИЁМЫ:
- активизация жизненного опыта;
- тестирование;
- игра.
ЛЕКСИКА ДЛЯ УСВОЕНИЯ: закон, правонарушение, Конвенция о правах ребёнка, Конституция, Организация Объединённых наций.
ОБОРУДОВАНИЕ: экран, мультимедиа проектор, компьютер, тесты.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Ход классного часа
1.Введение в тему.
- Добрый день!
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам стать кладоискателями.
Нам не просто клад найти,
Испытанья ждут в пути.
Чтоб подсказки все собрать,
Нужно дружно отвечать!
- Думаю, в конце нашего занятия мы найдём для себя клад!
- Сначала я предлагаю вашему вниманию стихотворение Марии Игоревны Знобищевой – российской поэтессы, писательницы, филолога, члена Союза писателей России, лауреата премии М.Ю.Лермонтова ,о счастливой жизни.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Итак, как же нужно жить на белом свете, что для этого делать? Это станет темой нашей беседы. А теперь внимательно послушайте притчу.
Притча об отце и сыне, который постоянно грубил и оскорблял окружающих людей.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.
В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется!
- Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Всё в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.
3. Сообщение темы и задач.
- Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Поговорим о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников.
4. Работа по теме.
- Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:
* Что люди могут делать и что не могут?
* Что они обязаны делать и что не обязаны?
* На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека» (1959 г.). Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на земле восстановится. Правда, только в этом случае, если соблюдать.
- Ребята, а вы как думаете, у нас в государстве есть ЗАКОН? Зачем его создали?(ответы детей)
- Где мы можем посмотреть точное значение этого слова? (находят в толковом словаре и выкладывают на доске из карточек)
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.
- Где прописаны законы?
- Законы записаны в Конституции. Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. (просмотр видео)
- Кроме Конституции существует ещё «Конвенция о правах ребенка».(один ученик работает со словарём)
- Ребята, а как вы думаете, есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы учащихся)
- Есть. У вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Свои права должны мы знать
И никогда не забывать!
Основные права ребенка:
* Право на жизнь.
* Право на охрану здоровья.
* Право на любовь и заботу.
* Право на образование.
* Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести.
* Право на полноценное питание и чистую воду.
* Право на защиту от эксплуатации детского труда.
* Право на отдых и развлечения.
* Право на защиту от насилия, неприкосновенность личности.
* Особая забота о детях – инвалидах. (каждый ученик получает памятку)
Игра «Свободный микрофон».
- Какие бы ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию по вопросам прав ребёнка? (каждый ребёнок высказывает своё мнение)
Одно из сложных без сомнения
Задание – правонарушение.
Что плохо и что хорошо?
Должны мы постараться-
Во всём, ребята, разобраться!
- Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»?(ответы детей), (объяснение в словаре)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста.
- Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение.
Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям.
- Чтобы не было нарушений, люди создали законы. Все взрослые и дети должны беспрекословно выполнять эти законы. Нарушение этих законов приводит к правонарушениям.
- А случалось ли вам, дети, быть свидетелем ситуации, где нарушался закон? (вспоминают)
Приведу пример «Дразнилки».
- Борька, Борис – на ниточке повис!
- Воображуля – первый сорт!
- Куда едешь? На курорт?
- Шапочка с пумпончиком,
- Едешь под вагончиком!
- Борька, Борис – на сметане ты прокис!
Случалось ли вам быть участниками подобных конфликтов? (ответы детей)
- Часто дети ссорятся, но важно, чтобы в итоге они помирились, а не переросло бы это в нарушение закона.
Такие ситуации часто происходят на перемене. Давайте их разберем вместе. Дадим слово девочкам. Они приготовили для вас частушки.
- Перемена – перемена –
И всего десять минут!
Зазеваешься в проходе!
И тебе бока намнут!
- Кто завёлся и помчался
Словно быстрый самолёт?
Это Петя в нашем классе
Марафонский бег сдаёт?
- Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался!
- Говорит учитель Толе:
«Что ты носишься по школе?»
«А кому ж меня носить?
Что ли, друга попросить?»
- Для разминки тела Генке
Не хватило переменки.
Генка на литературе
Разминал кулак на Юре.
- Ребята, а о каких нарушениях вы услышали в частушках? (обсуждают)
- Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников? (Ответы детей.)
Дерутся, обзываются (нарушение прав неприкосновенности личности)
- Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков?
Берут без разрешения чужие вещи. (нарушение прав неприкосновенности собственности)
- Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи?
Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради.
Нарушают дисциплину в школе.
Разбор ситуаций:
- Бывает так, что кто – то из ваших самых лучших друзей предлагает совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: взять что – то в магазине, если нет поблизости продавцов;
если ругают взрослые за плохие оценки – убежать из дома, или подшутить над соседями – позвонить в квартиру и убежать. Согласиться –совершить правонарушение, отказаться – обидится друг и перестанет с вами дружить.
- Какие бы вы дали советы? Как можно выйти из данной ситуации?
- Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценивать поведение Димы? Это правонарушение? (ответы детей)
- Есть Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
ЗАПОМНИТЕ!
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:
добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим. Конечно, интересно поиграть.
Игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Я читаю вопрос, а вы отвечаете, если так делаете – «Это я, это я, это все мои друзья!»
А) – Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Это я……….
Б) – Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
В) – Знает кто, что красный свет –
Это, значит, хода нет?
Г) – Знает кто, что свет зеленый
Означает: «Путь открыт»?
Д) – А что желтый свет всегда
Нам «Вниманье!» - говорит.
Я вижу, вы хорошо знаете правила дорожного движения.
Дети! Все мы понимаем, как важно соблюдать эти правила, а иначе может произойти беда.
А теперь викторина по сказкам.
- О каких нарушениях прав говорится в данных сказках?
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).
2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).
4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
5. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).
6. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок»)
Вот теперь, дети, мне нужна ваша честность и откровенность. Мы проведём тестирование. Подпишите листочки, которые у вас на столах. Я буду читать вопросы, если вы согласны, то ставьте «+», а если не согласны, то «-».
- Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?
- Если бы у меня была возможность отомстить моим обидчикам при помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это?
- Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?
- Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал ли я это или нет?
- Если бы мои друзья предложили мне подшутить над жильцами подъезда – позвонить в дверь и убежать, сделал бы я это или нет?
- Оскорблял ли я , т.е. умышленно унижал честь и достоинства другого?
Работа над пословицей:
Таится в мудростях секрет
А мы должны найти ответ!
Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ-просветитель Вольтер сказал: «Только слабые совершают правонарушения: сильному и счастливому они не нужны»
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
5. Рефлексия.
Встань смелее со мной в круг,
Оглянись скорей вокруг.
Повернись к доске спиной
И шагай скорей со мной.
Семь шагов пройди вперёд,
И направо поворот.
Пять шагов ты пройдёшь
И бесценный клад найдёшь!
Очень трудный путь прошли
И сокровища нашли.
(Открывают сундучок и достают листочки, на котором написаны мудрые советы. Учащиеся по очереди их читают)
- Спор умей решить умом,
А не в драке с кулаком.
- Зависть, злость – это беда,
Не будь грубым никогда.
- Не хами, не обзывайся –
Лучше чаще улыбайся.
- Брать чужое ты не смей,
И подслушивать у дверей.
- Сумей другу не поддаться –
От проступка отказаться.
- Правил дорожных –
Придерживаться несложно.
- Если их не соблюдать –
Могут люди пострадать.
- Ещё один совет простой –
Чист будь сердцем и душой!
- Ребята, а являются ли данные советы сокровищем?
(дети высказывают своё мнение)
6. Подведение итогов.
Ребята, если классный час оказался полезным для вас, покажите весёлого смайлика.
А если пользы от мероприятия не получили, то грустного.
Что нового узнали?
Что запомнилось?
Что понравилось?
Сделаем вывод: Правила нужно знать!
Правила нужно выполнять!
Окажем школе уваженье
Своим хорошим поведеньем!
По школе ты ходи спокойно,
По классу тоже не беги,
Всегда веди себя достойно,
Своё здоровье береги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кл.час "Твои права и обязанности"
Материал знакомит учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребёнка....
Твои права
Твои праваРебенок имеет право:Право на жизнь. Право на имя.Право на гражданство.Отсутствие дискриминации.Право на свободу совести и религиозных убеждений.Право на жизнь с родителями.Право на тру...
Методическая разработка классного часа "Твои права, ребёнок!" 3 класс
На данном классном часе дети знакомятся с основными правами ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка, получают общее понятие о Конвенции ООН. При обсуждении в группах различных ситуаций...
Буклеты памятки "Твои права", для родителей по защите прав и достоинств ребенка
Извлечения из конвенции о правах детей, права детей в семье. Виды наказаний, уголовная ответственность....
Классный час: «Права ребёнка – твои права»
Классный час: «Права ребёнка – твои права» Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации...
"Права ребёнка - твои права"
Классный час на тему: "Праваребёнка - твои права". Данный материал был использован при проведении классного часа в 3 классе, целью которого было познакомить учащихся с основными правами ребёнка, прово...
Твои права. Твой выбор
Классный час. Твой выбор. Твои права. 1 классФормирование правовой грамотности учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка....