Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_motivatsiii.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе
Работу выполнила: учитель начальных классов
МОУ «Приводинская СОШ»
Котласского района Архангельской области
Шашкова Людмила Николаевна
п .Приводино 2017 год
Тема моего выступления
Слайд Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе
Слайд Цель: повышение уровня мотивации у обучающихся
Задачи: - подобрать приёмы и методы для повышения
уровня мотивации;
- в системе проводить упражнения и давать задания по
повышению мотивации.
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование – это фактор деятельности учителя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.
Для того чтобы повысить мотивацию обучающихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.
Слайд
- Словесные
- Наглядные и практические методы
- Репродуктивные и поисковые методы
- Методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
1)рассказ, лекция, беседа позволяет разъяснить обучающимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане – для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
3)Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно – поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4)Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для её успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Более 20 лет посвятив работе над этой проблемой Ш. Амонашвили пришёл к выводу: побуждать жажду знаний у обучающихся, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – всё это возможно только при таком обучении, которое на гуманистических началах. Необходимо отметить, что если будут развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Отличительной чертой мотивационной сферы должна быть опора на внутренние мотивы. Если в человеке заложены потребности выполнять нормы, то это приведёт к снижению роли силовых министерств, которые служат для того, чтобы контролировать выполнение норм.
Слайд. Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта образования - повышение качества образования и развитие личности. Пути повышения эффективности обучения ищут во всём мире. Отношение обучающихся к учебной деятельности во многом зависит от мотивации,
Слайд которая играет огромную роль в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности у обучающихся начальной школы
Слайд. Мотивация – волшебное слово для работы с детьми. Это совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
Слайд Существует множество приёмов и методов, повышения мотивации. Я расскажу о некоторых из них, которые использую в своей работе.
1. Слайд. Для повышения мотивации обучающихся огромное значение имеет личность учителя, его коммуникативное поведение, поэтому я стараюсь следить за тоном своей речи, манерой обращения к детям, характером мимики, движений, жестов, умением управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильной дикцией. Постоянно стараюсь поддерживать контакт с детьми.
2.Слайд. Использую различные приёмы для создания эмоционального комфорта: одобрение, похвала, доброжелательность, юмор, улыбка, создаю обстановку доверия.
3. Слайд.На уроках стараюсь чаще создавать ситуацию успеха, давая детям посильные задания, которые помогают замотивировать детей на активную работу во время урока. Детям нужен успех! Успех движет ребёнка. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, желание работать, узнавать новое. Здесь я остановлюсь чуть подробнее
Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе
Начальная школа всегда была и остаётся тем местом и временем жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причём, не только школьной жизни.
Любовь к чтению, уважение к природе, возможность выразить себя в искусстве, спорте. Способность организовать пространство вокруг себя – ну, хотя бы на парте и в портфеле, способность делить с другом работу и взять на себя ответственность за свою часть работы. Способность ощущать гордость за свой и общий успех. Разве не эти умения, способности и чувства лежат в основе любого успеха как взрослеющего, так и взрослого человека?
Слайд Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Ситуация – это то, что способен организовать учитель.
Учебно-воспитательный процесс предполагает создание каждому ученику ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
Способы и приемы создания ситуации успеха:
- Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.
- Снятие чувства страха.
- Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.
- Провозглашение ее достоинств.
- Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.
- Интерпретирование недостатка, как достоинства.
- Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию.
- Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.
- Вселение веры ребенку в его будущие успехи.
Если вы хотите узнать, когда ваш ученик будет успешным, то существует банк ситуации успеха.
Слайд Банк ситуации успеха
Детям предлагается закончить неоконченные предложения.
Слайд1.Если я получаю хорошую оценку – это значит, что …
… меня похвалят родители;
… я хорошо знаю материал;
… учительница будет рада;
… у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.
Слайд2.Если я получаю плохую отметку – это значит, что …
… у меня испортится настроение;
… меня накажут;
… учительница будет недовольна;
… я расстроюсь;
… я буду считаться плохим учеником;
… у меня пропадает интерес к учёбе.
Слайд3.Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…
… меня уважают;
… обращают на меня внимание;
… меня хвалят;
… разговаривают со мной вежливо;
… доверяют мне;
… чувствуют, когда мне плохо;
… называют меня по имени;
… справедливо оценивают каждого.
Слайд4.Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что …
…у меня испортилось настроение;
… меня накажут;
… учительница будет недовольна;
… я расстроюсь;
… я буду считаться плохим учеником;
… у меня пропал интерес к предмету.
Слайд5.Я чувствую себя уверенно, когда в школе …
… меня хвалят;
… ставят хорошие оценки;
… вызывают меня к доске;
… мне помогают;
… доброжелательны ко мне;
… меня понимают и поддерживают.
Из чего же складывается ситуация успеха на уроке?
Карта личностного роста
- Мои достоинства, хорошее во мне;
- Мои проблемы, мне трудно;
- Пути саморазвития – я хочу и буду личностью.
Ещё я использую следующие приёмы работы по повышению мотивации:
4.Вместе с детьми ставим цели и задачи урока.
5.Широко применяю в работе проблемное обучение. Например, очень нравятся детям вопросы, где сталкиваются противоречия.
6. Слайд. Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации. Чаще других я использую технологию перспективно – опережающего обучения, здоровьесберегающие и игровую. Мои ученики легко вовлекаются в игровую деятельность. Стараюсь её разнообразить, чтобы было интереснее. А ещё игра является одним из сильных средств формирования познавательного интереса.
Приведу примеры нескольких упражнений и игр, которые провожу на уроках:
Каждый учитель стремится сделать всё возможное, использовать различные педагогические методики, технологии, программы, чтобы дети с большим желанием приходили в школу, чтобы интерес к познанию нового, с которым дети приходят в школу не погас на протяжении всей его жизни.
Расскажу одну притчу:
«Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят киоск на поляне, а на нём надпись: «У нас есть всё!» Купили они папе пилу для камней, маме – платье красивое, меняющее цвет по настроению, дочке – куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил : «Опять не понадобился шлем для творчества, самолёт для полётов во сне и наяву, машина времени. Опять придётся только пыль с них вытирать».
Каждая семья надеется на то, что ребёнок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Но без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно. А наша задача сделать так , чтобы ребёнку захотелось что-то творить, делать своими руками, замотивировать его.
1)Слайд Детям нравится работать с таблицами Шульте, они у нас есть на каждого ученика. С ними мы работаем на уроках чтения и математики, развивая внимание и скорость чтения
Слайд Бабушка Загадушка приносит в своих кармашках разные задания, вопросы, ребусы, новости
1) Или,например,задаю детям вопрос после выполнения задания:
-Что ты делал, чтобы написать эту работу на «5» ? Или
-как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы детей помогают делиться успешными обучающими приёмами. Дети учат себя сами.
Или , например, в начале урока.
-Сядьте те, кто доволен своей домашней работой?
-Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
-Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Нравится детям игра «Да, нет - ка»:
Например, я загадала слово или кто- то из детей. Задавая вопросы, дети должны это слово отгадать. Но задавать нужно такие вопросы, на которые можно ответить только «да» или « нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о языке.
Или такое задание: Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать интерес к её изучению, можно спросить
- Что вы уже знаете об этой теме?
-Подберите слова на эту тему…
-Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит это нужно!
Слайд2) ) На уроках технологии и ИЗО – большое поле деятельности для развития познавательных способностей. На уроках даю много творческих заданий.
Это страничка из альбома первоклассницы. Вот так мы по – разному пытались изобразить солнце и превращали круг в разные предметы.
Слайд Очень нравится детям вот такая старинная задачка о том, как старику нужно было перевезти на другой берег капусту, волка.и козу.С условием, что в лодку можно поместить только самого старика и ещё 1 предмет.На берегу нельзя оставлять одних без присутствия человека козу и волка и козу и капусту
Слайд А воображаемая банка с фруктами у нас универсальное пособие:на уроке русского языка повторяем орфограммы или пишем диктант «Ассорти», на уроке математики решаем примеры и так далее.
7 .Слайд. Часто на уроках использую занимательный материал: Слайд ребусы(у меня есть целая папка), скороговорки, пословицы, поговорки.А вот на этом листе зашифрованы 44 имени, которые разгадывают дети 3-4 классов на предметной неделе по русскому языку.(вам домашнее задание-разгадать их и предложить своим ученикам сделать то же самое)Ответы есть!
8. Слайд. Использование на уроках групповой и парной работы позволяет мне создать комфортную атмосферу обучающимся, как слабым так и сильным.
9. С удовольствием дети выполняют творческие задания, но стараюсь не перегружать детей такими заданиями, чтобы не отбить интерес.
10.Провожу уроки в необычной форме: урок- игра, урок- путешествие.
11.Стараюсь, чтобы моё объяснение материала было чётким и простым.
12.Мотивация формируется уже в первые дни и годы обучения. Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако , первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься и формированию отрицательного отношения к школе и учению. По мере возможности тактично стараюсь указывать ребёнку на неумение выполнить какое - либо задание, чтобы не вызвать отказ от занятий и негативное поведение.
13. Слайд.5 Широко использую на уроках наглядность, которая повышает интерес детей у изучаемому, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.
. Ещё К.Д. Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен широко применять наглядность.
Подождать(Когда остановится на Сёме и показать наглядность)
14. Слайд С введением новых образовательных стандартов вошла в практику школ работа над проектом. Дети с удовольствием участвуют в групповых проектах, овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь, быть терпимыми друг к другу, появляется удовлетворение от деятельности, её результата.
15.Слайд. Использую систему поощрений. Есть накопительная папка грамот и медалек за участие детей в различных конкурсах , выставках, за хорошую учёбу, за выполнение общественных поручений.
16.Слайд В классе заведены тетради почёта, их получают дети для выполнения домашнего задания, которые пишут на уроках грамотно, красиво и аккуратно.
17.Слайд-4.Разнообразные виды рефлексии так же повышают интерес к учёбе.(Подождать)
18. Слайд. Василий Александрович Сухомлинский писал: « Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки. Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется ещё что- то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
В своём классе я вела два занятия по внеурочной деятельности:
Слайд. Курс по краеведению «Наш край» и курс по развитию познавательных способностей детей «Умники и умницы», которые посещал весь класс
Результаты работы
Систематическое применение названных приёмов и методов даёт мне возможность повысить мотивацию обучающихся. Но при этом стараюсь подобрать для каждого ребёнка свою мотивацию, стимулы, которые заставят его работать.
Работая по этой теме, мы добиваемся следующих результатов в развитии, образовании и воспитании обучающихся:
- Лучше развиваются у обучающихся индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы
- Детям стали более интересны изучаемые предметы, занятия по предметам, а значит увеличилась и плотность уроков
- У детей появилось стремление получить положительную отметку
- Стала хорошо развиваться познавательная самостоятельность обучающихся
- Установились связи между деятельностью учителя и учением обучающихся
- Совершенствуется самоуправление своим поведением
- В классном коллективе ребёнок чувствует себя комфортно
- Повысилась грамотность и аккуратность письменных работ
- Появился интерес и желание учиться, что ведёт к дисциплинированности на уроке, оберегает ученика от эмоциональных стрессов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск «Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках ...
Доклад"Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся на уроках и внеурочной деятельности"
Материал доклада содержит основные компоненты здорового образа жизни, а также практическую часть, которая оформлена в виде таблицы. Результаты опроса и анкетирования учащихся показывают , как у у чащи...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
Дидактические игры по формированию УУД на уроках и внеурочной деятельности
Дидактические игры со словами могут быть применены на уроках русского языка и литературного чтения в младших классах и внеурочной деятельности. Я применяю их не только на уроках филологии,...
Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.
Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....
реферат "Формирование ЗОЖ на уроках и внеурочной деятельности".
ФормированиеЗОЖ на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....
3.1.доклад на мо Формирование УУД младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование УУД младших школьниковво внеурочной деятельности...