Успешность- характеристика личности ребенка
статья

Филиппова Юлия Владимировна

Успешность участников в педагогическом процессе взаимосвязана, поэтому необходимо рассматривать и успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность - характеристика личности ребенка

Что касается школьников, то, успешность является интегративной общественно и личностно признанной его социально-педагогической характеристикой. Слово «успех» словарь русского языка С.И. Ожегова рассматривает в трех значениях – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе, общественной деятельности. Если говорить об успешности с точки зрения педагогического аспекта, то она понимается как качество личности, достигнувшей успеха в процессе обучения и воспитания. Например, успех ребенка в учении или педагога в воспитании и обучении, это может быть успех родителей в воспитании своего ребенка. Успешность воспитания и обучения применительно к учащимся говорит о достижениях ребенка в учебе и признание его со стороны педагогов, родителей, одноклассников. Успешность участников в педагогическом процессе взаимосвязана, поэтому необходимо рассматривать и успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка. Важнейшие институты и источники социализации, которые являются социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания, должны комплексно учитываться в педагогическом процессе. Например, семья, коллектив педагогов, коллектив одноклассников, сверстников, социальное окружение, взаимодействие и взаимовлияние которых реализуется в конкретной ситуации успеха или неуспеха школьника. Начальная школа формирует установки и обеспечивает условия для того, чтобы ребенок смог достичь успеха в учении, преодолел комплексы и страхи, а основным средством для этого является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младших школьников. При взаимодействии всех участников образовательного процесса обеспечиваются условия успешности обучения. Воспитание творческого человека, готового к непрерывному образованию возможно только с учетом его успешности в обучении. Учебная успешность закладывается в начальной школе и является основой дальнейшего саморазвития и становления личности. Определение учебной успешности младших школьников сегодня очень актуально и перед школьным учителем такие вопросы, как определить успешность ученика и по каким критериям оценить эту успешность, возникают по-прежнему.

Работы современных исследователей рассматривают учебную успешность в совокупности педагогической, психологической, социальной составляющей. Педагогическая составляющая отражает соответствие достижений требованиям образовательной программы, выраженной в успеваемости. Что касается психологической составляющей, то она показывает, насколько ученик удовлетворен учебной деятельностью и её результатами. Социальная составляющая в рамках учебной деятельности определяет особенности взаимодействия ребенка с окружающими. Отсюда следует, что учебная успешность есть обобщенная оценка эффективности результата деятельности школьника по усвоению знаний, умений, навыков, ценностей, которые помогают раскрыться умственным возможностям и позитивному отношению к учебной деятельности. Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение. Все успехи и неудачи учебной деятельности имеют общественное значение и оказывают влияние на школьную жизнь ребенка. При неудачах в напряженном состоянии находится его нервная система, а если это состояние продолжается длительное время, то может развиться детский невроз на почве школьных неуспехов. В начальной школе есть закон – школьники младшего звена должны учиться на успехе. Но, дети приходят в школу не все подготовленные, поэтому с началом обучения у них возникают специфические реакции – страхи, истерики, срывы, слезливость. Они боятся выходить к доске для ответа, боятся оказаться неуспешными и несостоятельными. В результате недостаточности знаний и слабом усвоении учебного материала появляется негативное отношение к учебе. Оказать помощь ребенку в решении этих проблем может взрослый, поддерживающий познавательный интерес ребенка и которому ребенок доверяет. Эту возможность в школе ребенок получает дозировано, а семья должна пробудить интерес ребенка для целенаправленного развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности

Из опыта работы  по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...

Психологическая характеристика личности учителя

Психологическая характеристика личности учителя...

ДОКЛАД «Роль образовательной организации в развитии личности ребенка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченны...

Культура поведения как качественная характеристика личности.

Теоретическое обоснование воспитания культуры поведения у младших школьников....