Сказки
консультация
Предварительный просмотр:
Филиал «ЦРР д/с «Улыбка МБОУ Моглинская СОШ Псковского района»
«Сказки как средство познавательного развития
детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед
Ольгина Е.В.
д. Неелово
«Сказки как средство познавательного развития
детей дошкольного возраста»
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Сказка - один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои. Сказка открывает ребѐнку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку. Сказки не только открывают перед детьми двери в чудесный мир волшебства, в котором обитают невиданные существа, но и на подсознательном уровне обучают простым жизненным ситуациям, с которыми наши дети сталкиваются каждый день. С помощью сказок развивается интерес детей к художественной литературе. Сказки воспитывают, способствуют испытывать сострадание, сочувствие к героям. Развивают чувство юмора, помогают чувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитатель детского сада, как никто другой, может и должен в своей ежедневной работе использовать сказку как средство познавательного развития дошкольников. Педагог в своей возрастной группе должен знать все сказки, предусмотренные программой. Можно сделать таблицу, где сказки будут поделены по направлениям познавательного развития: сказка и экология, сказка и формирование целостной картины мира, сказка и конструирование и др. Это, конечно, требует от педагога большой работы по анализу произведений, но последующее использование этого материала в образовательной деятельности принесѐт свои плоды. Например, всем известная сказка «Золушка» может быть использована в образовательной деятельности при измерении сыпучих материалов. Детям можно задать вопросы: - А как вы думаете, чем Золушка могла измерить крупу? - Как бы вы сами измерили? ( Меркой). Сказка «Волк и семеро козлят» учит детей основам безопасности жизнедеятельности. (Не открывать чужим людям дверь, не доверяться незнакомым людям). Вопросы могут быть самые разнообразные: - Как бы вы поступили в данной ситуации? - Помогло бы вам знание телефона службы спасения? и др. Сказка А.Толстого «Пузырь, соломинка и лапоть» продолжает знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, какие держаться на поверхности воды). Можно предложить детям эксперимент с погружением разных предметов в воду. Спросить детей могут ли пригодиться предметы, которые тонут? (якорь). Как можно использовать материалы, которые не тонут? (спасательные жилеты, круги). Сказка «Три поросёнка» может быть использована при изучении основных свойств предметов. Дети с интересом будут отвечать на вопросы и дискутировать по поводу того, почему домик из соломы непрочный, а из камня может уберечь от врагов и непогоды. При изучении этой сказки можно поговорить с детьми о том, почему поросята – это домашние животные, а волк - дикое животное. Можно подвести детей к тому, что за осенью следует зима и повторить зимние месяцы. В своей работе воспитатель может использовать различные приѐмы и методы: непосредственное чтение сказки, театрализованное представление, творческие и игровые задания, элементы ТРИЗ (проблемные вопросы и ситуации). Используя сказки для познавательного развития детей, педагог должен предварительно проработать текст, использовать наглядность, иллюстративный материал, не забывать о сюрпризном моменте. Важным является и тот момент, что первый раз педагог читает детям сказку от начала и до конца, не отвлекая их от целостного восприятия произведения. И лишь в последующем, когда дети проникнуться прочитанным, можно разбирать сказку, дополнять еѐ различными творческими заданиями. Педагог должен не забывать и о том, что ему отводится роль слушателя, а детям предоставляется возможность высказывать свои мысли, фантазии и пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...