Формирование духовно-нравственных качеств личности через патриотическое воспитание
материал (1 класс)

Решая проблему духовно-нравственного воспитания школьников, педагоги применяют разнообразные формы организации мероприятий, которые, несомненно, имеют познавательную ценность. А часто ли мы задумываемся о том, удалось ли каждому ребёнку реализовать свои способности, каждый ли научился каким-то самостоятельным действиям, надолго ли запомнится ему наше, порой затратное по времени на подготовку, мероприятие? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_duhovno_nravstvennyh_kachestv_lichnosti.docx331.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Горбунова Валентина Ильинична,

 МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»,

учитель начальных классов

Формирование духовно-нравственных качеств личности  через патриотическое воспитание младших школьников

Решая проблему духовно-нравственного воспитания школьников, педагоги применяют разнообразные формы организации мероприятий, которые, несомненно, имеют познавательную ценность. А часто ли мы задумываемся о том, удалось ли каждому ребёнку реализовать свои способности, каждый ли научился каким-то самостоятельным действиям, надолго ли запомнится ему наше, порой затратное по времени на подготовку, мероприятие? Каждый педагог ответит себе сам на эти вопросы, а я хочу поделиться своим небольшим опытом.

Актуальность опыта состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту.

Цель статьи – показать возможности саморазвития личности ребёнка через осознание своего места в мире, отношение к другим людям, творческий поиск в педагогической мастерской.

Основная идея технологии «Педагогическая мастерская» – интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности. Одна из задач  «педагогической мастерской» – совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно развиваться. [3]

Для примера перейдём к краткому описанию внеклассного занятия «Я с гордостью встаю в бессмертный полк» в педагогической мастерской. Одновременно рассмотрим этапы этой технологии. Цель занятия заключается в  создании условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, своей малой родины, военной истории Отечества, личной памяти поколений.

Ожидаемые результаты: понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, акции «Бессмертный полк»; вовлечение родителей и ребят 5 класса (в целях преемственности) в педагогический процесс по патриотическому воспитанию первоклассников.

Этап 1. Индукция. Задача: создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения.

Учитель: Ребята, в нашем классе сегодня открыта мастерская. Это мастерская слова и дела. Значит, будем что-то делать и говорить, рассказывать, общаться друг с другом, помогать друг другу, учиться друг у друга. Главное правило в мастерской – равенство всех участников, никто не критикуется, только себе можно дать оценку.

Старшеклассники: - В этом году 9 мая наша страна отмечает 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Перед памятью миллионов погибших защитников Отечества мы склоняем головы. Вечная им слава! Вечная память! Почтим память героев минутой молчания. (Минута молчания)

Далее идёт рассказ ребят 5 класса о праздновании Дня Победы в нашем селе с показом видеоклипа «Бессмертный полк».

        Этап 2. Самоконструкция.        Задача: расширить сферу актуализации знаний, создание  гипотезы и путей её решения.DSC06656.JPG

Учитель: У вас на столах портреты ваших родственников, воевавших на войне или трудившихся в тылу. Можем ли мы составить часть Бессмертного полка в своём классе? Какие у вас возникают вопросы? Есть предложения? (Высказываются дети). На столах у вас лежат разные элементы для украшения портретов. Очень бережно и аккуратно украсьте портреты. (Рис. 1)

Этап 3. Социоконструкция. Задача: способствовать работе в парах, коммуникативному общению.

Учитель: Обсудите в парах, что у вас получилось. Расскажите о своём родственнике друг другу.

Этап 4. Социализация. Задача: способствовать работе в группе, умению договариваться.

Учитель: Всё, что вы сделали, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить всю вашу работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажете.DSC06668.JPG

Этап 5. Афиширование. Задача: познакомить с работами участников мастерской. Демонстрация работ учащихся, ознакомление.

Старшеклассники: Проведем перекличку солдат Бессмертного полка вашего класса. (Дети называют имена ветеранов) (Рис. 2.)

Этап 6. Разрыв.   Задача: подвести  к углублению проблемы, к поиску ответов.

Старшеклассники:  Ребята, а знаете, с чего началась история Бессмертного полка? Когда акция получила название «Бессмертный полк»?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем открыть конверты с важной информацией. (Групповая работа учащихся с источниками информации) (Приложение 1.) (Рис. 3.)DSC06676.JPG

Этап 7. Рефлексия. Задача: активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово учителя - мастера является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.[2]

Занятие проведено в рамках коллективного проекта «Я с гордостью встаю в бессмертный полк» (учащиеся 5 «А» и 1 «А» классов). Результаты представлены в видеоклипе «Бессмертный полк. Личная память поколений», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YeF7E1ImqE8

Итак, мы увидели: чередование индивидуальной, парной, групповой форм работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры. Работа в мастерских основывается и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. А язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета. Это ещё один из принципов мастерской.

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС НОО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. 

Достижение эффекта  - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. [1]

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. - Москва: Просвещение, 2012. - 31, [1] с.; 22 см. - (Работаем по новым стандартам)
  2. Копилка приёмов рефлексии. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html (Дата обращения: 05.06.2020)
  3. Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.

Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое  Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

«Коррекция и развитие положительных личностных качеств учащихся через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности"

В данном материале рассказывается о коррекции и развитии положительных качеств личности младшего школьника через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности....