«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников»
материал

Чеснокова Дарья Михайловна

«Речевые навыки и их значение в дальнейшем

обучении школьников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.36 КБ
Файл rekomendatelnyy_spisok_litry.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Речевые навыки и их значение в дальнейшем

обучении школьников»

В текущем учебном году мы с ребятами часто выполняем творческие письменные работы по литературе, русскому языку (сочинения, изложения). Перед написанием ведется подготовительная работа. Коллективно составляется план. С помощью наводящих вопросов формулируются основные мысли будущего текста. Если в коллективных сочинениях (по литературе), изложениях (по русскому языку) работы получаются схожими, то, например, в сочинении «Семейный субботний вечер» текст получился у каждого свой. Данный вид задания вызвал затруднения у многих учеников. Ребята не могли четко, кратко, без повторов слов сформировать предложения. Иногда предложения получались разрозненными, не связанными друг с другом, часто прослеживался перескок от одного события к другому, или повтор. Как вы думаете, с чем связаны данные затруднения?

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляция поведения и деятельности.

Как проявляется низкий уровень развития речи?

  • Неразвитая монологическая речь.
  • Маленький школьник может изложить новый материал или пересказать рассказ лишь опираясь на вопрос учителя.
  • В разговоре преобладают существительные или глаголы.
  • Ребенку не хватает слов, еще меньше слов употребляет в собственном речи.
  • Использует только простые, почти не распространенные предложения.
  • Допускает ошибки в построении предложений, в словоизменении.
  • Делает ошибки в падежных окончаниях, смешивает часовые и видовые формы глаголов.

- Что поможет человеку развить речь?

- Важно не просто читать книги, а анализировать написанное при этом. Мыслительная работа создает новые связи между клетками мозга, то есть заставляет его лучше работать. Аналитическое мышление в процессе чтения позволяет включать познавательные функции мозга, увеличивать концентрацию мышления, тем самым активизировав его работу. Можно провести параллель с физическими нагрузками. Если занятия спортом тренируют наше тело и работу мышц, то чтение активизирует работу мозга, позволяя шире пользоваться его возможностями. Поэтому необходимо хоть немного, но обязательно каждый день читать.

- Влияют ли способы чтения на мозг?
- В зависимости от способа прочтения книги наш мозг задействует те или иные типы нервной деятельности, механизмы, благодаря которым происходит тренировка познавательных способностей. При этом все они положительно влияют на мозг. Читая книгу, человек как бы погружается в нее. Например, мысленно представляет описанное автором место события, обстановку, героев, детали. То есть в его мозге начинают функционировать те области, которые не были задействованы ранее. Чтение книг - отличная стимуляция мозговой активности. Неслучайно люди, которые много читают, всегда пишут грамотно и умеют четко и ясно выражать свои мысли.
- Почему помимо просмотра фильмов и телевизора важно именно читать книги
- Телевидение дает уже готовые установки. Нам лишь остается воспринимать увиденные картинки. А чтение книг задействует наши познавательные функции. Главное отличие в том, что чтение книг позволяет развивать фантазию и воображение. Если вы сначала читаете книгу, а потом смотрите поставленный по этой книге фильм, то велика вероятность того, что фильм вам понравится меньше. Одна из причин в том, что нарисованная в воображении картинка может не соответствовать постановке режиссера, не оправдав ожидания зрителей.
- Правда, что наибольшее влияние на мозг оказывает классическая литература?
- С уверенностью это могут доказывать только исследования и эксперименты ученых. Можно предположить, что во время чтения классической литературы мозг начинает активнее работать, сталкиваясь со сложными, непривычными конструкциями предложений и средствами художественной выразительности.
- Улучшает ли такое чтение память?
- Чтобы не потерять память в старости, необходимо регулярно обучаться чему-то новому и читать, особенно стихотворения. Эмоциональная реакция, возникающая во время чтения поэтических произведений, вызывает возбуждение во многих областях мозга, в том числе в правом полушарии. Кроме того, некоторые ученые отмечают, что для развития воображения и мышления необходимо читать научную фантастику.

А как же развить интерес ребенка к чтению?

Упражнения для развития речи

Для развития речи нужно:

  • чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;
  • не разрешать ребёнку употреблять в речи слова-паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание и останавливать);
  • советуйте ребёнку чаще читать книги, всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.
  • Собирать и искать  «интересные цитаты»
  • Не пренебрегайте чтением вслух, а потом повторять и следить за прочитанным
  • Собирать свою домашнюю библиотеку

Если ребенок будет читать совместно с вами и видеть вас с книгой, вот это будет важнее тысячи сказанных слов: «Садись читай»!

Рекомендательный список литературы



Предварительный просмотр:

 Акимушкин Игорь «Мир Животных», «Млекопитающие или звери». 

 Аксенов Василий «Мой дедушка памятник». 

Алексин А.А. "Самый счастливый день".

Астафьев В.П. "Васюткино озеро".

Барнфорд Шейла «Невероятное путешествие». 

Беляев А.Р.  «Остров погибших кораблей», «Голова профессора Доуэля», "Человек амфибия". 

Бичер -Стоу Г. "Хижина дяди Тома".

Бруштейн Александра «Дорога уходит в даль...» (трилогия). 

Гайдар А.Г. "Тимур и его команда"

Габбе Т.Г. "Город мастеров"

Генри О. «Рассказы». 

Гончаров И.А. «Фрегат Паллада».

Гофман Э.Т.А. «Крошка Цахес», «Песочный человек». 

Гринвуд Д. "Маленький оборвыш"

Гуаф В. "Карлик Нос", "Маленький Мук"

Дефо Даниэль «Приключения Робинзона Крузо». 

Джером К. Дж. «Трое в лодке, не считая собаки». 

Диккенз Ч. «Приключения Оливера Твиста». 

Зальтен Ф. «Бэмби». 

Искандер Ф. "День Чика"

Катаев В.П. "Белеет парус одинокий", "Сын полка".

Каттнер Г. «Котел с неприятностями», «Прохвессор накрылся». 

Короленко В.Г. "Дети подземелья"

Крапивин В.П. «Мальчик со шпагой», «В глубине Великого Кристалла»,"Я иду встречать брата", "Валькины друзья и паруса"

Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии», «Пока мы лиц не обрели». 

Конан Дойл «Затерянный мир», «Шерлок Холмс». 

Крюс Дж. «Тим Талер или Проданный смех». 

Кун Н.А. "Легенды и мифы древней Греции"

Купер Фенимор  «Последний из могикан», "Следопыт". 

Куприн И.А. "Белый пудель", "Чудесный доктор".

Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес», «Алиса а Зазеркалье». 

Метерлинк М. «Синяя Птица», «Ариана и синяя борода». 

Некрасов Андрей  «Приключения капитана Врунгеля». 

Носов Е.Е. "Белый гусь"

Осеева Валентина «Васек Трубачев и его товарищи».  

Пришвин . Михаил"Кладовая Солнца", "Кощеева цепь". 

Погорельский А. «Черная курица или Подземные жители». 

Рид М. "Охотники за растениями", "Ползуны по скалам".

Рыбаков А.Н. "Кортик", "Бронзовая птица"

Свифт Джонатан «Путешествия Гулливера», "Гулливер в стране лиллипутов" (в издании для детей) 

Сказки Пушкина

Стивенсон Р. Л. «Черная стрела», «Остров сокровищ», «Алмаз Раджи».

Сэтон-Томпсон «Рассказы о животных».

Твен  Марк  «Приключения Тома Сойера»,«Приключения Геккельбери Финна»,

Тургеньев И.С. "Муму"

Троепольский Г. «Белый Бим, Черное Ухо» 

Уальд О «Звездный мальчик», «Кентервильское привидение». 

Успенские В.и Л. "Мифы древней Греции"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у младших школьников.

Рекомендации   родителям  по  развитию          правильных  речевых  навыков  у  младших  школьников....

Родительское собрание на тему: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников»

Функции речи. Совершенствование монологической речи на уроках речевого развития и литературного чтения. Задержка речевого развития....

«Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников"

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников

Именно в начальной школе формируются предпосылки успешного обучения ребёнка на последующих ступенях развития. На первоначальном этапе обучения ребёнок должен овладеть основными способами общения, науч...

Коррекционно-развивающий курс "Речевая практика" и его значение в системе логопедической работы со школьниками с нарушениями опорно двигательного аппарата.

Целью курса "речевая практика" является повышение уровня речевой активности и развитие речевых навыков у школьников, для максимальной адаптации и дальнейшей социализации в обществе....