Методика Р.С.Немова "Вербальная фантазия"- для выявления креативности
материал

Ухинова Цыцыкма Александровна

Эта методика определяет на сколько учащийся креативен в своем выборе и действии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_r.s.nemova_verbalnaya_fantaziya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для выявления креативности мы использовали специальную методику Немова Р. С. «Вербальная фантазия».

                                                     Инструкция  

            Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу.

            В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:

  1. скорость процессов воображения;
  2. необычность, оригинальность образов;
  3. богатство фантазии;
  4. глубина и проработанность (детализированность) образов;
  5. впечатлительность, эмоциональность образов.

     По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

                         Оценивание скорости процессов воображения

            Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

                      Оценивание необычности, оригинальности образов

0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ ранее известного с внесением элементов новизны;

2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

                                  Оценивание богатства фантазии

            При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.

2 балла – число предметов и признаков превышает десять;

1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;

0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.  

Оценивание глубины и проработанности образов

            Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;

1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;

2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

                    Оценивание впечатлительности и эмоциональности

            Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов – образы малоинтересны, банальны.

1 балл – образы вызывают незначительный интерес.

2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).

            Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0.

                 Данные исследования представлены в таблице.

Таблица

Оценка элементов фантазии младших школьников

Классы

  Общее        количество учащихся

             Уровень развития фантазии

Очень            высокий                  

Высокий        

Средний

Низкий

Очень низкий

2 класс

30

3

5

11

6

5

3 класс

30

6

7

10

4

3

4 класс

30

11

9

7

2

1

                                                     

                 Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения детской креативности.

данная методика позволяет выявить уровень творческого потенциала учащихся....

Как активизировать работу по выявлению креативных способностей младших школьников.

Примеры детского дворчества по составлению загадок, стихотворений, сочинений....

Как активизировать работу по выявлению креативных способностей младших школьников.

Примеры детского дворчества по составлению загадок, стихотворений, сочинений....

К креативности через чувства (методика групповых занятий детей и их родителей)

Предлагаю Вашему вниманию методики игр ( занятий) с детьми, которые помогут развить их креативность через пробуждение чувств и эмоций....

Креативная методика воспитания в семье

Креативная стратегия Уолта Диснея как инструмент решения творческих задач...