Креативная методика воспитания в семье
презентация к уроку
Креативная стратегия Уолта Диснея
как инструмент решения творческих задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnaya_metodika_vospitaniya_v_seme.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ предоставление возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал постановка акцента на развитие креативных способностей
КРЕАТИВНОСТЬ – от английского « create », что означает «творить» или «создавать». КРЕАТИВНОСТЬ – творческий потенциал человека, который характеризуется готовностью к тому, чтобы принимать и создавать принципиально новые идеи, отличные от общепринятых или традиционных концепций мышления. КРЕАТИВНОСТЬ – способность человека к решению проблем.
КРЕАТИВНОСТЬ – творческая направленность индивида, изначально свойственная всем ( врождённая), но утрачиваемая многими людьми по причине определённых факторов: особенности образования; особенности воспитания; особенности социальных условий. Абрахам Маслоу (психолог)
локальный уровень Проявление креативности масштабный уровень форма смекалки – способность к достижению целей, поиску выхода из сложных ситуаций посредством применения обстановки, подручных предметов и обстоятельств неординарным способом. нестандартное и остроумное преодоление трудностей; нешаблонный подход к решению задач и удовлетворению нематериальных потребностей.
КРЕАТИВНОСТЬ можно отнести к общим способностям, так как она отражает расположенность человека к созданию нового, оригинального продукта в разных сферах своей деятельности. КРЕАТИВНОСТЬ (с точки зрения психологов): высшее проявление феномена человека ; одна из составляющих его духовной и личностной зрелости ; интегративное свойство личности, связанное с другими ее чертами (инициативностью, находчивостью, независимостью, эмоциональностью).
ПРОЯВЛЕНИЕ СПОНТАННОСТИ: невозможность прогнозировать момент озарения и творческого решения ; неопределенность ( неожиданность) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью познавательной деятельности; неуловимость творческого процесса для естественно-научных методов. Связь креативности с творчеством Д.Б. Богоявленская
ПРИЧИНЫ НЕВЫДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСОБОГО ВИДА СПОСОБНОСТЕЙ: отождествление творческих способностей с интеллектом; объяснение творческих достижений высоким уровнем общих и специальных способностей . ФАКТОРЫ ВЫДЕЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК ОТДЕЛЬНОГО ВИДА СПОСОБНОСТЕЙ: получение сведений об отсутствии связи между выполнением тестов интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций ; несовпадение творческих возможностей человека со способностями к обучению .
проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию ; отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия ; обратил внимание на приход творческих решений в момент релаксации, рассеивания внимания. КРЕАТИВНОСТЬ – способность создавать новые идеи: появление связи креативности с творческими достижениями. Изучение креативности Л. Терстоун
НАПРАВЛЕНИЕ 1: изучает зависимость креативности от интеллекта; ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью . Изучение креативности НАПРАВЛЕНИЕ 2: изучает личность с ее психологическими особенностями как существенный аспект креативности; характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.
БЕГЛОСТЬ МЫСЛИ количество идей, возникающих в единицу времени Способности, характеризующие креативность ГИБКОСТЬ МЫСЛИ способность переключаться с одной идеи на другую ОРИГИНАЛЬНОСТЬ способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ чувствительность к проблемам в окружающем мире СПОСОБНОСТЬ К РАЗРАБОТКЕ ГИПОТЕЗЫ, ИРРЕЛЕВАНТНОСТЬ логическая независимость реакции от стимула ФАНТАСТИЧНОСТЬ полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – мышление, проявляющееся в случаях: когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта; когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения. Дж. Гилфорд
Исследования связи креативности с интеллектом и змерение интеллекта традиционными интеллектуальными тестами противоречивые результаты связи интеллекта и креативности о пределение креативности с помощью специальных тестов н едостаточно разработок диагностики креативности
Исследования зависимости оценок креативности КРЕАТИВНОСТЬ – одна из сторон интеллекта, не измеряемая традиционными интеллектуальными тестами. Н.Марш , Ф.Верной , С.Берт ФАКТОРЫ: прошлый опыт; характер усвоенных знаний и навыков; особенности окружающей среды.
Исследования зависимости оценок креативности фактор влияния – социальное и экономическое положение Э. Оглетри В . Юлаки фактор влияния – обучение детей активному манипулированию предметами приводит к более нестандартному их использованию Д. Гуднау фактор влияния – богатая информацией среда В. Уорд
посредством воздействия на окружающую среду можно формировать и развивать креативность; окружающую среду должны отличать : богатство информации; большая свобода; вольная атмосфера. высокие оценки креативности имеют учащихся школ, отличающихся неформальной атмосферой и организацией обучения; развитие креативности зависит от особенностей культуры, от традиций и ценностей, поддерживаемых обществом. Развитие креативности
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД: внимание к эмоциональным факторам; внимание к мотивационным факторам; выделение личностных черт, отличающих креативных людей от не креативных; существование общего типа креативной личности. Развитие креативности
ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ совпадение личностных черт юных и взрослых креативных индивидов возможность предсказывания креативности на основании проявления личностных особенностей в раннем возрасте Развитие креативности
реализация личностного потенциала; максимальное соответствие своим возможностям; выполнение новых, непривычных видов деятельности; применение новых способов деятельности. стремление к риску; проверка предела своих возможностей . Развитие креативности МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Развитие креативности СПОСОБЫ м етод мозгового штурма метод синектики метод фокальных объектов креативная стратегия Уолта Диснея
один из пионеров нейролингвистического программирования ( НЛП); автор множества НЛП-техник: приёмы генеративного НЛП; реимпринтинг ; стратегия грамотного письма; автор статей и книг на НЛП тему; тренер и консультант в сфере НЛП. Роберт Дилтс
художник-мультипликатор; актёр; к инорежиссёр; с ценарист; п родюсер; основатель компании « Walt Disney Productions »; создатель первых за всю историю кинематографа звуковых и музыкальных мультфильмов: 111 снятых и 576 спродюсированных фильмов . Уолт Дисней
Роберт Дилтс Уолт Дисней использование множества эффективных стратегий творчества в своей деятельности выявление из всех применявшихся Уолтом Диснеем стратегий одной наиболее продуктивной
КРЕАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ УОЛТА ДИСНЕЯ НАИБОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ применение во множестве сфер жизнедеятельности ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ организации мыслительного процесса человека при планировании так, чтобы способствовать активизации его творческого потенциала
1) генерация идей; 2) поиск путей реализации; 3) критика. МЕЧТАТЕЛЬ – формирует новые идеи и цели; РЕАЛИСТ – преобразует эти идеи в конкретные предложения; КРИТИК – является фильтром и стимулом к усовершенствованию. Принципы креативной стратегии Уолта Диснея ТРЕХАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
закрепление для каждой роли отдельного места в пространстве: МЕЧТАТЕЛЬ – вызывает состояние вдохновения ; РЕАЛИСТ – активизирует критическое мышление ; КРИТИК – здравый смысл и практический, прагматичный подход . Принципы креативной стратегии Уолта Диснея УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ «ЯКОРЕЙ» ХАРАКТЕРИСТИКИ
соответствие МЕЧТАТЕЛЮ , РЕАЛИСТУ , КРИТИКУ определенных психологических и физиологических характеристик: поза; ж есты; информация, с которой преимущественно работают: зрительная; слуховая; чувственная . Принципы креативной стратегии Уолта Диснея МИКРОУРОВЕНЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ
выделение четырёх позиций мышления: МЕЧТАТЕЛЬ ; НАБЛЮДАТЕЛЬ ; РЕАЛИСТ ; КРИТИК . Принципы креативной стратегии Уолта Диснея все позиции представляют собой единый механизм: цель – разработка наилучшего способа реализации любого проекта.
ШАГ 1 Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея МЕЧТАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬ РЕАЛИСТ КРИТИК ПОДГОТОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕТЫРЕХ МЕСТ
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ВХОЖДЕНИЕ В ПОЗИЦИЮ МЕЧТАТЕЛЬ человек , создающий самые красивые «воздушные замки »; гениальное мечтание; «отрыв» от современной реальности. представить в воображении самой лучшей, идеальной; возможности реализации задачи, проекта; представить самый лучший образ самих себя и способа его реализации. ШАГ 2
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ВХОЖДЕНИЕ В ПОЗИЦИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬ лицо нейтральное; налаживает эффективную работу всех трех позиций и осуществляет своевременную связь между ними. оценить эффективность работы МЕЧТАТЕЛЯ ; дать МЕЧТАТЕЛЮ рекомендации по улучшению его работы в будущем; мысленно передать созданную МЕЧТАТЕЛЕМ репрезентацию мечты РЕАЛИСТУ . ШАГ 3
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ВХОЖДЕНИЕ В ПОЗИЦИЮ РЕАЛИСТ человек дела; получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта; точное знание, что можно и нужно делать прямо сейчас ; выбрать из многообразия предложений проектов только те, которые можно реализовать в условиях данной реальности; рассмотреть проект реализации мечты; выбрать пункты, за реализацию которых можно поручиться . ШАГ 4
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ВХОЖДЕНИЕ В ПОЗИЦИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬ провести оценку продуктивности работы РЕАЛИСТА ; сделать выводы; внести корректировки и дополнения; передать обработанную идею от РЕАЛИСТА к КРИТИКУ . ШАГ 5
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ВХОЖДЕНИЕ В ПОЗИЦИЮ КРИТИК проанализировать план ; спрогнозировать возможные препятствия, ошибки и предупредить их; сформулировать для МЕЧТАТЕЛЯ необходимые вопросы и задачи, подумав о возможных проблемах; указать в позитивной форме, что необходимо доработать. ШАГ 6
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ВХОЖДЕНИЕ В ПОЗИЦИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬ оценить продуктивность работы КРИТИКА; д ополнить деятельность критика при необходимости; передать информацию, обработанную РЕАЛИСТОМ и КРИТИКОМ МЕЧТАТЕЛЮ на последующую доработку. ШАГ 7
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ВХОЖДЕНИЕ В ПОЗИЦИЮ МЕЧТАТЕЛЬ п ровести анализ информации, полученной на предыдущем этапе; создать модифицированный и обновлённый образ проекта на основе анализа. ШАГ 8
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ПРОХОЖДЕНИЕ ПОЗИЦИИ РЕАЛИСТ - НАБЛЮДАТЕЛЬ - КРИТИК обработать дополнительную информацию; в ходить поочерёдно во все позиции до тех пор, пока разработанным планом реализации проекта или задачи не будут окончательно удовлетворены все участники. ШАГ 9 и 10
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ войти в каждую из позиций, кроме позиции НАБЛЮДАТЕЛЬ ; обратить внимание на все состояния и способы работы с планом реализации, которые характерны для каждой из позиций; объединить состояния и способы работы с планом в себе в одно целое. ШАГ 11
Т ехнология креативной стратегии Уолта Диснея ПОДСТРАИВАНИЕ К БУДУЩЕМУ продумать свои первые практические шаги на основании полной « картинки» плана реализации проекта и всех действий необходимых для достижения требуемого результата; приступить к осуществлению шагов. ШАГ 12
МЕЧТАТЕЛЬ установка ПАРАМЕТРЫ что? тип креативности когнитивный стиль Описание ролей креативной стратегии Уолта Диснея микростратегии вопросы РЕАЛИСТ как? КРИТИК почему? все возможно д ействовать , «как будто» это возможно « ч то , если» возникнут проблемы п ереформулирование целей п ереформулирование поведения п ереформулирование процедур доказательств в изуальные образы, видение, большая картина , цветной «фильм» « раскадровка » – разбиение общей картины на этапы, короткие сроки поэтапного воплощения д игитальное поведение – логические рассуждения, анализ, поиск недостатков синтезирование ( звук + зрительный образ, зрительный образ + чувственные ощущения) ассоциирование с решением задачи, взгляд на ситуацию изнутри взгляд на ситуацию со стороны, с точки зрения посторонних наблюдателей
Алгоритм коллективной работы креативной стратегии Уолта Диснея 1) Определение состава команд МЕЧТАТЕЛЕЙ , РЕАЛИСТОВ и КРИТИКОВ , учитывая их личностные особенности и предпочтения. Ведущий (координатор) исполняет роль НАБЛЮДАТЕЛЯ . 2) Формулирование краткого описания ситуации и задачи, требующей решения. 3) «Якорение» каждой из групп чистого и сильного состояния для каждой из трех позиций – МЕЧТАТЕЛЯ , РЕАЛИСТА и КРИТИКА . Помощь в выработке наилучшего состояния вспомнить случай, когда они мечтали , были практичны, критиковали .
Алгоритм коллективной работы креативной стратегии Уолта Диснея 4) В ключение в работу МЕЧТАТЕЛЕЙ : задача – дать как можно больше оригинальных идей и решений задачи; р абота – в режиме «мозгового штурма », критика запрещена . 5) Передача НАБЛЮДАТЕЛЕМ идей, полученных МЕЧТАТЕЛЯМИ , группе РЕАЛИСТОВ : задача – выбрать из идей те, которые пригодны для реализации, и доработать до вида, приемлемого для практического воплощения ; составление РЕАЛИСТАМИ поэтапного плана реализации данных решений задачи .
Алгоритм коллективной работы креативной стратегии Уолта Диснея 6) Передача НАБЛЮДАТЕЛЕМ плана, предложенного РЕАЛИСТАМИ , группе КРИТИКОВ . В ыявление КРИТИКАМИ изъянов и недостатков каждого проекта. 7) П ередача решения на доработку МЕЧТАТЕЛЯМ и РЕАЛИСТАМ . В озвращение решения КРИТИКАМ до тех пор, пока все стороны не будут полностью удовлетворены полученным результатом.
При регулярном использовании метода Уолта Диснея для решения самых разных творческих задач обучаемые начинают применять разделение состояний для генерации идей, поиска путей их реализации и критики автоматически, поскольку формируется соответствующий навык, дающий замечательные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"
Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....
Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»
Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...
программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"
В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различ...
«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Как ребенка приобщить к труду?...
Консультация для родителей "«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Беседа для родителей...
Тема: «Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье»
Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Педагогическая статья. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание в целостном педагогическом процессе...