Конспект урока "Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?"
план-конспект урока (3 класс)

Цель занятия: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях в нашей жизни; формулирование «правил доброты».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_uroku_dobro_i_zlo_v_nashey_zhizni.docx183.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 г. Сергиев Посад

Тема занятия:

«Добро и зло в нашей жизни.

В чем свобода человека?».

Подготовила: Щукина Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2022 г

Формы работы учащихся- беседа, словарная работа, обсуждение и анализ проблемных ситуаций, работа с материалом на карточках, работа в группах, в парах, коллективная и индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: добро и зло.

Оборудование и наглядность: презентация по теме, словарь С. И. Ожегова, карточки со словом «добро», карточки с пословицами, музыкальные записи песен.

Цель занятия: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях в нашей жизни; формулирование «правил доброты».

Задачи:

- личностные: развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; учить видеть сущность терминов - добро и зло;

- метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; работать в группе, в парах, индивидуально, коллективно.

- предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества

ХОД   ЗАНЯТИЯ

1.Орг. момент. Эмоциональный настрой        

Звучит песня «Улыбка» - 1 куплет и припев, далее музыка стихает.

(учитель читает четверостишье)

В жизни по-разному можно жить - можно в беде, а можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать, и помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям.(на доске открывается солнышко)

- Ребята я дарю вам это веселое солнышко, пусть оно поднимет вам настроение и помогает нам на нашем занятии

2. Определение темы и цели урока.

Инсценировка отрывка произведения В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»

- Посмотрите небольшую сценку и попробуйте определить тему нашего занятия

Автор: Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха:

Мальчик: - Что такое хорошо и что такое плохо?

Папа: -У меня секретов нет. Слушайте, детишки.

Автор: Папы этого ответ помещаю в книжке.

- Знакомы ли Вам эти строки? Кто помнит, о чем это произведение? (папа рассказывает сыну о хороших и плохих поступках, жизненных моментах)

- Может кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какова тема урока? (о хорошем и плохом в нашей жизни)

-А какие цели мы поставим перед собой? (попробуем разобраться в смысле этих слов  «хорошо» и «плохо»,  ) 

- Слово «хорошо»- новое слово в литературе. На старославянском языке оно означает «добро».

- Назовите антоним этому слову? (добро-зло)

-Тема нашего занятия «Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»

3. Актуализация знаний по теме: беседа

- Понятны ли вам слова «добро» и «зло»?

- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?(Добрый тот, кто всегда готов прийти на помощь, кто думает не о себе, а о ближних, о товарищах, кто счастлив, когда делает хоть самые маленькие, но добрые дела. Злой тот, кто получает удовольствие, когда другому плохо, не стремится помочь)

- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

- Я предлагаю взять эпиграфом к нашему уроку слова грузинского поэта Шота Руставели

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет!

- Как вы понимаете эти слова? (Добро сделанное людьми долго будет помниться, т е жить в памяти , а каждый человек старается побыстрее забыть)

4. Изучение нового учебного материала

Словарная работа

- Давайте заглянем в книгу мудрости – в Толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем, какое значение имеют слова «добро» и «зло»

С. И. Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, предотвращает вражду».

С.И. Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

- А сейчас послушайте легенду и ответьте на вопрос «Что же происходит все время между добром и злом?» ( легенду рассказывает подготовленный ученик)

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

- Так что же происходит все время между добром и злом? (вечная борьба)

- Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот.

- Человек часто стоит перед выбором «Как поступить?» В своих решениях человек свободен. И, мы с вами знаем, что иногда человек поступает не правильно, делает неправильный выбор, совершает какое-то зло. Мы должны понимать, где добро и зло, и чтобы намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках.

- Древние греки считали, что на Земле существовали добрые и злые боги, боги, равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

- Вот мы с вами много говорим о добре и зле.

- А сможете ли вы отличить добрые поступки и дела от плохих, злых? (слайд 6)

(на слайде 8 картинок, на которых проиллюстрированы разные поступки людей. Ребятам надо дать оценку каждому поступку.)

- Как вы думаете, какими качествами характера может обладать добрый человек, а какими злой?

(добрый человек-внимательный, заботливый, щедрый, веселый; злой человек-грубый, жестокий, вредный)

Работа в группах

1 « Положительные качества характера человека» (3 группы)

- На столах лежат карточки голубого цвета со словом ДОБРО

- Подобрать на каждую букву слова, обозначающие положительные качества характера человека (ответы зачитываются поочередно в каждой группе, дополняются)

Д – дружелюбный, душевный

О – отзывчивый, ответственный

Б – бережливый, благородный

Р – рассудительный,

О – откровенный, о

2 Распредели качества человека на две группы и обоснуй свой выбор ( 4 группы)

Качества- «помощники» добра        Качества –«помощники» зла

Качества человека: Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, трусость, милосердие, совесть, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, выдержка, справедливость, эгоизм.

«помощники» добра

«помощники» зла

5. Физминутка.

 6. Закрепление знаний.

- А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд по теме нашего занятия (Звучит спокойная музыка)

1 Этот человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.(сердце)

2 Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь (злоба)

3 Чувство самоотверженной, сердечной привязанности (любовь)

4 Веселое чувстчо, ощущение большого душевного удовлетворения (радость)

5 Пожелание добра (доброжелательность)

Описание: https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/m/mPOA8DSWHetGf4h2YjLJIyTFXgRs5rExodCBu9nb6/slide-10.jpg6 Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь (забота)

7 Близкие отношения, основанные на доверии (дружба)

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/m/mPOA8DSWHetGf4h2YjLJIyTFXgRs5rExodCBu9nb6/slide-16.jpg

Составление «Правил доброты»

- Согласитесь, что нам приятно, когда нас окружают добрые люди, но для этого мы должны сами быть добрыми. Давайте вместе разработаем правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (высказывания детей)

1 помогать людям (слайды 8-14)

2 защищать слабого

3 делиться последним с другом

4 не завидовать

5 уметь прощать ошибки другим

6 уважать старших

7 беречь природу

8 не врать, быть честными;

9 быть добрым к ближнему, и добро вернётся к вам;

10 любить других, и вас будут любить;

11 каждый день делать добрые дела;

12 учитесь не только говорить, но и слушать (будьте внимательными к окружающим: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, поддержке, сочувствии);

13 не хвастаться – хорошее дело само за себя говорит;

14 радоваться успехам своих друзей;

15 жить и поступать так, чтобы окружающим людям было приятно и радостно.

Работа в парах

- О добре и зле народ сложил много пословиц.  

- У вас на столе лежат карточки. Возьмите карточку желтого цвета. Прочитайте задание.

Задание: Составьте пословицу из двух частей

Доброе слово лечит,

что дождь в засуху

Доброе слово человеку,

а зло забывай

Кто любит добрые дела,

а злое калечит

Худо тому,

тому и жизнь мила

Добро помни,

что есть добрые люди

Злой не верит,

кто добра не делает никому

Проверка.

- Зачитайте, какие пословицы у вас получились?

- Объясните смысл любой понравившейся пословицы.

(1 добрым словом можно помочь человеку, поднять настроение, отвлечь от неприятностей, а злое слово наоборот, может расстроить, обидеть);

2 Людям приятно слышать добрые слова, они наполняют нас радостью и добротой. Это можно сравнить с тем, как дождь поит землю водой после долгой засухи.

3 Хороший человек любит жизнь и редко жалуется на нее.

4 Если человек живет, никому не помогая, не уступая и не совершая хороших дел, он не будет получать удовольствие и радость от жизни.)

5 Не нужно расстраиваться из-за того, что кто-то тебя обидел, но благодари того, кто помог тебе однажды.)

Притча (инсценировка и анализ увиденного)

Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.

А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:

-Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю.

Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Ситуации для оценки:

- Как вы оцениваете поступки.

Ситуация 1   Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке. (Вася поступил сначала хорошо, но потом очень не скромно о себе рассказывал - хвастался, а это плохо, потому что своим поступком он хотел приобрести у других хорошее мнение о себе. )

Ситуация 2   Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате. (Маша поступила не хорошо. Она вымыла посуду и убралась в комнате не для того, чтобы маме помочь, а она пыталась отвлечь маму, чтобы не ругали за «2». Плохо, делать что-то из страха перед наказанием )

Ситуация 3   Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.(Ваня очень добрый и заботливый мальчик. Он не только сделал кормушку, но регулярно клал туда корм, подкармливал птиц)

7. Итог урока

- Какой вывод вы можете сделать из услышанного сегодня на уроке?

- Запомните: Высшее проявление ДОБРА-это МИР и ЛЮБОВЬ

Высшее проявление ЗЛА-это ВОЙНА и УБИЙСТВО

- Я очень надеюсь, что после сегодняшнего урока вы сделаете правильные выводы и будете следовать им всю свою жизнь. Ведь от вас будет зависеть будущее, какое оно будет.

8. Рефлексия

- Как вы думаете, чего земле все-таки больше, добра или зла? (больше добра)

- Дарите свою доброту родным, близким, друзьям и просто людям, которые в ней нуждаются! И давайте постараемся быть добрыми каждый день, бескорыстно и с любовью!

Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!

- Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”. Давайте всегда по жизни идти дорогою добра.

Заканчивается занятие песней: « Иди , мой друг, всегда иди

Дорогою добра»     (дети подпевают)

Список литературы и интернет - ресурсов

1 С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство АЗЪ, 1997

2 Стихотворение «Добро и Зло», © Юрий Шмидт https://stihi.ru/2008/02/03/2196

3 Аудиофрагменты песен «От Улыбка», «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра» https://lemuzika.pro

4 Основы религиозных культур и светской этики 4 кл. Основы православной культуры. Учебник, М., Просвещение 2022

5 Пословицы и поговорки. Для детей дошкольного возраста. Автор -Наумова О.М., изд. Доброе слово, 2017

      6.  http://www.psychologov.net/view_post.php?id=2205

           https://lit.na5bal.ru/kultura/6103/index.html

           https://lit.na5bal.ru/doc/17036/index.html

           https://lit.na5bal.ru/literatura/24610/index.html

           http://muzofon.com/, http://www.svetoch-opk.ru/  http://wiki.iteach.ru/

Приложение 1

Слова детям

1 Легенда

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Приложение 2

  1. Карточки голубого цвета со словом ДОБРО  (для работы в группах)

Подобрать на каждую букву слова, обозначающие положительные качества характера человека

Д

О
Б
Р
О

  1. Распредели качества человека на две группы и обоснуй свой выбор

Качества- «помощники» добра        Качества –«помощники» зла

Качества человека: Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, трусость, милосердие, совесть, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, выдержка, справедливость, эгоизм.

«помощники» добра

«помощники» зла

  1. Карточки желтого цвета с пословицами (для работы в парах)

      Задание: Составьте пословицу из двух частей

Доброе слово лечит,

что дождь в засуху

Доброе слово человеку,

а зло забывай

Кто любит добрые дела,

а злое калечит

Худо тому,

тому и жизнь мила

Добро помни,

что есть добрые люди

Злой не верит,

кто добра не делает никому

Приложение 3

Отгадайте кроссворд.

1 Этот человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.(сердце)

2 Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь

3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности

4 Веселое чувстчо, ощущение большого душевного удовлетворения

5 Пожелание добра

6 Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь

Описание: https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/m/mPOA8DSWHetGf4h2YjLJIyTFXgRs5rExodCBu9nb6/slide-10.jpg7 Близкие отношения, основанные на доверии

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/m/mPOA8DSWHetGf4h2YjLJIyTFXgRs5rExodCBu9nb6/slide-16.jpg

Резерв   Чтение и анализ  рассказа В.А. Осеевой  «Три товарища» (тексты – на партах, чтение вслух  уч-ся)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите,  разломил пополам кусок хлеба с маслом  и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным мальчиком? Почему ты так думаешь?

 Вывод.- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?

- Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность –

взаимопонимание и взаимоуважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ИЗО "Постройки в нашей жизни"

"Постройки в нашей жизни" - конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе "Школа России"...

Конспект урока педагогики + презентация «Ценности нашей жизни» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей.Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект классного часа "Гаджеты в нашей жизни" (4 класс)

Тема: «Гаджеты в нашей жизни».Цель: формирование навыков правильного и рационального использования гаджетов....

Конспект классного часа «Гаджеты в нашей жизни»

Цель: формирование навыков правильного и рационального использования гаджетов.Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал....

Конспект классного часа "Кино в нашей жизни" 3 класс

Цель: расширение сведений о киноискусстве, кинематографии, истории кино....

Конспект классного часа «Музей в нашей жизни», 3 класс

Дата проведения классного часа: 22.04.2022 г.Класс: 3Тема: «Музей в нашей жизни»Цели: формирование интереса детей к музеям и роли музеев в жизни детей.Оборудование: презентация, видеофрагм...

Образовательный проект на тему: «Добро и Зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 3 классов...