Конспект урока "Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?"
план-конспект урока (3 класс)
Цель занятия: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях в нашей жизни; формулирование «правил доброты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_dobro_i_zlo_v_nashey_zhizni.docx | 183.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Сергиев Посад
Тема занятия:
«Добро и зло в нашей жизни.
В чем свобода человека?».
Подготовила: Щукина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2022 г
Формы работы учащихся- беседа, словарная работа, обсуждение и анализ проблемных ситуаций, работа с материалом на карточках, работа в группах, в парах, коллективная и индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: добро и зло.
Оборудование и наглядность: презентация по теме, словарь С. И. Ожегова, карточки со словом «добро», карточки с пословицами, музыкальные записи песен.
Цель занятия: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях в нашей жизни; формулирование «правил доброты».
Задачи:
- личностные: развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; учить видеть сущность терминов - добро и зло;
- метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; работать в группе, в парах, индивидуально, коллективно.
- предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой
Звучит песня «Улыбка» - 1 куплет и припев, далее музыка стихает.
(учитель читает четверостишье)
В жизни по-разному можно жить - можно в беде, а можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать, и помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям.(на доске открывается солнышко)
- Ребята я дарю вам это веселое солнышко, пусть оно поднимет вам настроение и помогает нам на нашем занятии
2. Определение темы и цели урока.
Инсценировка отрывка произведения В.В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»
- Посмотрите небольшую сценку и попробуйте определить тему нашего занятия
Автор: Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха:
Мальчик: - Что такое хорошо и что такое плохо?
Папа: -У меня секретов нет. Слушайте, детишки.
Автор: Папы этого ответ помещаю в книжке.
- Знакомы ли Вам эти строки? Кто помнит, о чем это произведение? (папа рассказывает сыну о хороших и плохих поступках, жизненных моментах)
- Может кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какова тема урока? (о хорошем и плохом в нашей жизни)
-А какие цели мы поставим перед собой? (попробуем разобраться в смысле этих слов «хорошо» и «плохо», )
- Слово «хорошо»- новое слово в литературе. На старославянском языке оно означает «добро».
- Назовите антоним этому слову? (добро-зло)
-Тема нашего занятия «Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»
3. Актуализация знаний по теме: беседа
- Понятны ли вам слова «добро» и «зло»?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?(Добрый тот, кто всегда готов прийти на помощь, кто думает не о себе, а о ближних, о товарищах, кто счастлив, когда делает хоть самые маленькие, но добрые дела. Злой тот, кто получает удовольствие, когда другому плохо, не стремится помочь)
- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.
- Я предлагаю взять эпиграфом к нашему уроку слова грузинского поэта Шота Руставели
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет!
- Как вы понимаете эти слова? (Добро сделанное людьми долго будет помниться, т е жить в памяти , а каждый человек старается побыстрее забыть)
4. Изучение нового учебного материала
Словарная работа
- Давайте заглянем в книгу мудрости – в Толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем, какое значение имеют слова «добро» и «зло»
С. И. Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, предотвращает вражду».
С.И. Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
- А сейчас послушайте легенду и ответьте на вопрос «Что же происходит все время между добром и злом?» ( легенду рассказывает подготовленный ученик)
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
- Так что же происходит все время между добром и злом? (вечная борьба)
- Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот.
- Человек часто стоит перед выбором «Как поступить?» В своих решениях человек свободен. И, мы с вами знаем, что иногда человек поступает не правильно, делает неправильный выбор, совершает какое-то зло. Мы должны понимать, где добро и зло, и чтобы намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках.
- Древние греки считали, что на Земле существовали добрые и злые боги, боги, равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
- Вот мы с вами много говорим о добре и зле.
- А сможете ли вы отличить добрые поступки и дела от плохих, злых? (слайд 6)
(на слайде 8 картинок, на которых проиллюстрированы разные поступки людей. Ребятам надо дать оценку каждому поступку.)
- Как вы думаете, какими качествами характера может обладать добрый человек, а какими злой?
(добрый человек-внимательный, заботливый, щедрый, веселый; злой человек-грубый, жестокий, вредный)
Работа в группах
1 « Положительные качества характера человека» (3 группы)
- На столах лежат карточки голубого цвета со словом ДОБРО
- Подобрать на каждую букву слова, обозначающие положительные качества характера человека (ответы зачитываются поочередно в каждой группе, дополняются)
Д – дружелюбный, душевный
О – отзывчивый, ответственный
Б – бережливый, благородный
Р – рассудительный,
О – откровенный, о
2 Распредели качества человека на две группы и обоснуй свой выбор ( 4 группы)
Качества- «помощники» добра Качества –«помощники» зла
Качества человека: Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, трусость, милосердие, совесть, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, выдержка, справедливость, эгоизм.
«помощники» добра | «помощники» зла |
5. Физминутка.
6. Закрепление знаний.
- А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд по теме нашего занятия (Звучит спокойная музыка)
1 Этот человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.(сердце)
2 Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь (злоба)
3 Чувство самоотверженной, сердечной привязанности (любовь)
4 Веселое чувстчо, ощущение большого душевного удовлетворения (радость)
5 Пожелание добра (доброжелательность)
6 Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь (забота)
7 Близкие отношения, основанные на доверии (дружба)
Составление «Правил доброты»
- Согласитесь, что нам приятно, когда нас окружают добрые люди, но для этого мы должны сами быть добрыми. Давайте вместе разработаем правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (высказывания детей)
1 помогать людям (слайды 8-14)
2 защищать слабого
3 делиться последним с другом
4 не завидовать
5 уметь прощать ошибки другим
6 уважать старших
7 беречь природу
8 не врать, быть честными;
9 быть добрым к ближнему, и добро вернётся к вам;
10 любить других, и вас будут любить;
11 каждый день делать добрые дела;
12 учитесь не только говорить, но и слушать (будьте внимательными к окружающим: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, поддержке, сочувствии);
13 не хвастаться – хорошее дело само за себя говорит;
14 радоваться успехам своих друзей;
15 жить и поступать так, чтобы окружающим людям было приятно и радостно.
Работа в парах
- О добре и зле народ сложил много пословиц.
- У вас на столе лежат карточки. Возьмите карточку желтого цвета. Прочитайте задание.
Задание: Составьте пословицу из двух частей
Доброе слово лечит, | что дождь в засуху |
Доброе слово человеку, | а зло забывай |
Кто любит добрые дела, | а злое калечит |
Худо тому, | тому и жизнь мила |
Добро помни, | что есть добрые люди |
Злой не верит, | кто добра не делает никому |
Проверка.
- Зачитайте, какие пословицы у вас получились?
- Объясните смысл любой понравившейся пословицы.
(1 добрым словом можно помочь человеку, поднять настроение, отвлечь от неприятностей, а злое слово наоборот, может расстроить, обидеть);
2 Людям приятно слышать добрые слова, они наполняют нас радостью и добротой. Это можно сравнить с тем, как дождь поит землю водой после долгой засухи.
3 Хороший человек любит жизнь и редко жалуется на нее.
4 Если человек живет, никому не помогая, не уступая и не совершая хороших дел, он не будет получать удовольствие и радость от жизни.)
5 Не нужно расстраиваться из-за того, что кто-то тебя обидел, но благодари того, кто помог тебе однажды.)
Притча (инсценировка и анализ увиденного)
Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:
-Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю.
Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Ситуации для оценки:
- Как вы оцениваете поступки.
Ситуация 1 Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке. (Вася поступил сначала хорошо, но потом очень не скромно о себе рассказывал - хвастался, а это плохо, потому что своим поступком он хотел приобрести у других хорошее мнение о себе. )
Ситуация 2 Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате. (Маша поступила не хорошо. Она вымыла посуду и убралась в комнате не для того, чтобы маме помочь, а она пыталась отвлечь маму, чтобы не ругали за «2». Плохо, делать что-то из страха перед наказанием )
Ситуация 3 Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.(Ваня очень добрый и заботливый мальчик. Он не только сделал кормушку, но регулярно клал туда корм, подкармливал птиц)
7. Итог урока
- Какой вывод вы можете сделать из услышанного сегодня на уроке?
- Запомните: Высшее проявление ДОБРА-это МИР и ЛЮБОВЬ
Высшее проявление ЗЛА-это ВОЙНА и УБИЙСТВО
- Я очень надеюсь, что после сегодняшнего урока вы сделаете правильные выводы и будете следовать им всю свою жизнь. Ведь от вас будет зависеть будущее, какое оно будет.
8. Рефлексия
- Как вы думаете, чего земле все-таки больше, добра или зла? (больше добра)
- Дарите свою доброту родным, близким, друзьям и просто людям, которые в ней нуждаются! И давайте постараемся быть добрыми каждый день, бескорыстно и с любовью!
Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!
- Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”. Давайте всегда по жизни идти дорогою добра.
Заканчивается занятие песней: « Иди , мой друг, всегда иди
Дорогою добра» (дети подпевают)
Список литературы и интернет - ресурсов
1 С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство АЗЪ, 1997
2 Стихотворение «Добро и Зло», © Юрий Шмидт https://stihi.ru/2008/02/03/2196
3 Аудиофрагменты песен «От Улыбка», «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра» https://lemuzika.pro
4 Основы религиозных культур и светской этики 4 кл. Основы православной культуры. Учебник, М., Просвещение 2022
5 Пословицы и поговорки. Для детей дошкольного возраста. Автор -Наумова О.М., изд. Доброе слово, 2017
6. http://www.psychologov.net/view_post.php?id=2205
https://lit.na5bal.ru/kultura/6103/index.html
https://lit.na5bal.ru/doc/17036/index.html
https://lit.na5bal.ru/literatura/24610/index.html
http://muzofon.com/, http://www.svetoch-opk.ru/ http://wiki.iteach.ru/
Приложение 1
Слова детям
1 Легенда
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Приложение 2
- Карточки голубого цвета со словом ДОБРО (для работы в группах)
Подобрать на каждую букву слова, обозначающие положительные качества характера человека
Д
О
Б
Р
О
- Распредели качества человека на две группы и обоснуй свой выбор
Качества- «помощники» добра Качества –«помощники» зла
Качества человека: Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, трусость, милосердие, совесть, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, выдержка, справедливость, эгоизм.
«помощники» добра | «помощники» зла |
- Карточки желтого цвета с пословицами (для работы в парах)
Задание: Составьте пословицу из двух частей
Доброе слово лечит, | что дождь в засуху |
Доброе слово человеку, | а зло забывай |
Кто любит добрые дела, | а злое калечит |
Худо тому, | тому и жизнь мила |
Добро помни, | что есть добрые люди |
Злой не верит, | кто добра не делает никому |
Приложение 3
Отгадайте кроссворд.
1 Этот человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.(сердце)
2 Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь
3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности
4 Веселое чувстчо, ощущение большого душевного удовлетворения
5 Пожелание добра
6 Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь
7 Близкие отношения, основанные на доверии
Резерв Чтение и анализ рассказа В.А. Осеевой «Три товарища» (тексты – на партах, чтение вслух уч-ся)
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным мальчиком? Почему ты так думаешь?
Вывод.- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?
- Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность –
взаимопонимание и взаимоуважение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ИЗО "Постройки в нашей жизни"
"Постройки в нашей жизни" - конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе "Школа России"...
Конспект урока педагогики + презентация «Ценности нашей жизни» (2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей.Планируемые результаты:Предметные:...
Конспект классного часа "Гаджеты в нашей жизни" (4 класс)
Тема: «Гаджеты в нашей жизни».Цель: формирование навыков правильного и рационального использования гаджетов....
Конспект классного часа «Гаджеты в нашей жизни»
Цель: формирование навыков правильного и рационального использования гаджетов.Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал....
Конспект классного часа "Кино в нашей жизни" 3 класс
Цель: расширение сведений о киноискусстве, кинематографии, истории кино....
Конспект классного часа «Музей в нашей жизни», 3 класс
Дата проведения классного часа: 22.04.2022 г.Класс: 3Тема: «Музей в нашей жизни»Цели: формирование интереса детей к музеям и роли музеев в жизни детей.Оборудование: презентация, видеофрагм...
Образовательный проект на тему: «Добро и Зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 3 классов...