ПРОЕКТ социальной реабилитации «В мире дружбы»
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Проект " В мире дружбы" для детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 46.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной политики Нижегородской области Государственное бюджетное учреждение
«Социальный – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Шатковского района»
ПРОЕКТ
социальной реабилитации
«В мире дружбы»
Возраст воспитанников 7- 9 лет
Срок реализации 2 месяца
воспитатель
Бессонова Оксана Игоревна
п. Светлогорск 2022
Содержание
1. Раздел «Пояснительная записка»......................................................................2
2. Раздел «Учебно-тематический план»................................................................7
#1056;аздел «Содержание программы»……………………………………………...8
4. Раздел «Методическое обеспечение проекта».....………………………....... 13
5. Раздел «Список использованной литературы»................................................14
6. Раздел «Приложения».........................................................................................15
1. Раздел «Пояснительная записка»
В младшем школьном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми.В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать дружный коллектив.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности.
В младшем школьном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения. Анализ ситуации в группе детей младшего школьного возраста показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Большинство детей, поступающих в ГБУ «СРЦН «Ласточка» Шатковского района», не оказывают помощь другим, не умеют совместно играть в коллективе, не употребляют в речи вежливые слова. Поэтому был разработан проект «Доброта и вежливость».
Нормативно - правовые документы
1. Указ президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
3. Федеральный закон от 24 июля 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618 – «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 1839 – «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»;
8. Устав Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Шатковского района от 25 августа 2011 года № 566.
Направленность
Проект «В мире дружбы» имеет социально-личностную направленность.
Проект направлен на развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
Новизна
Новизна проекта в том, что в основу легли оригинальные игры и творческие задания.
Материал подобран и систематизирован с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал проекта может обновляться, корректироваться. Проект реализуется в специально оборудованной комнате для групповых занятий.
В работе учитывается ведущий вид деятельности - игра, поэтому активно используется игровая форма работы, т.к. во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Актуальность
Дружба, друзья – эти слова обозначают одно из самых замечательных
явлений нашей жизни и знакомы они каждому из нас еще с детства. Это – то, о чемкаждый взрослый вспоминает с теплотой и нежностью.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли ипоэты, и писатели, и ученые, и философы. Известный философ Ф.Ларошфуко сказал, чтодружба – «самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости». Однако дружба – дело непростое. Дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаряразвитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение,
толерантность и сопереживание. Психологи утверждают, что у многих современных детейнет друзей, и их отношения со сверстниками поверхностные. Телевизор, компьютер,телефон заменяют им общение с друзьями. Если раньше шумные ватаги ребят носилисьпо дворам, то сейчас этого не увидишь. Словно разучились дети играть и дружить. Поэтому, учитывая данную проблему, разработан проект «Доброта и вежливость».
Целесообразность социально-развивающегопроекта
Проект «В мире дружбы» направлен на социализацию детей и развитие у них умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Цель и задачи социально-развивающегопроекта
Цель: формированиеу воспитанников элементарных представлений о дружбе и друзьях через игровую и продуктивную деятельность.
Задачи:
Информирующая:
- познакомить детей с понятиями « дружба», «друзья».
Развивающая:
- развивать умение взаимодействоватьв детском коллективе.
Воспитательная:
- воспитывать у детей стремление дружить с окружающими сверстниками,
желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации.
Отличительные особенности проекта
Отличительные особенности проекта «В мире дружбы» является проведение занятий с воспитанниками на основе игровых упражнений и продуктивной деятельности.
Материал проекта подобран и разработан с учетом возрастных особенностей детей.
Эффективность реализации проекта достигается через использование современных образовательных технологий. Особую роль в формировании представлений о нравственной стороне человеческих отношений имеют современные средства: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), с помощью которых воспитатель осуществляет инновационные подходы в данном направлении и комплексно решает поставленные задачи).
Для успешного освоения программного материала необходимо создать оптимальные условия:
- комфортный, благоприятный микроклимат, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия детей;
- пространственно-предметное окружение;
- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.
Возраст детей, участвующих в реализации проекта
Проект рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста от 7 до 9лет.
Проект является краткосрочным, что обусловлено средним сроком нахождения детей в Учреждении. Срок реализации проекта 2 месяца.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная. Проект рассчитан на 1 занятие в неделю. Количество занятий - 10. Занятия проводятся в группах до 8 человек в учебной комнате №220.
Основные принципы в проведении занятий:
- учет возрастных ииндивидуальных особенностей детей;
- доступность;
- последовательность.
Основные формы проведения занятий детей:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- продуктивная деятельность.
Организация занятий
Каждое занятие включает три части.
Вводная часть начинается с приветствия или хороводной игры. Подобная
организация занятия помогает в установлении позитивного контакта. Ритуал приветствия объединяет детей в единое целое, формирует чувство принадлежности к группе.
В основной части используются различные виды игр (сюжетно- ролевые, игра-
инсценировка, подвижные игры) и творческой деятельности.
В заключительной части с детьми проводится рефлексия.
#1056;аздел «Учебно-тематический план»
№ | Темы занятий | Количество часов | |
1. | Кого можно назвать другом | 1 | |
2. | Как научиться дружить | 1 | |
3. | Учимся быть дружным | 1 | |
4. | Дружба начинается с улыбки | 1 | |
5. | Секреты дружбы | 1 | |
6. | Когда у друзей лад, каждый этому рад | 1 | |
7. | Когда мои друзья со мной | 1 | |
8. | Друзья познаются в беде | 1 | |
9. | С друзьями вместе | 1 | |
10. | Наш дом дружбы | 1 |
3. Раздел «Содержание проекта»
Занятие 1. «Кого можно назвать другом»
Цель: развитие элементарных представлений о дружбе и друзьях.
задачи:
учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым
Развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма.
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Ход занятия
Приветствие.
Беседа о друзьях и дружбе Игра «Назови соседа ласково». Игровое упражнение «Привет другу». Игра «Связующая нить» Чтение рассказа Н. Фоминой «Подруги».
Игра «Найди пару». Игра «Сверток». Итог.
Занятие 2.Как научиться дружить
Цель: формировать у дошкольников доброжелательные отношения друг к другу.
Задачи: продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации.
Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Ход занятия
Ритуал приветствия «Веселое приветствие».
Прослушивание песни В. Шаинского «Настоящий друг».Беседа «Что такое дружба»Игра «Чей голосок» Игра «Я знаю пять имен своих друзей» Чтение рассказаМ. Фоминой «Подруги». Игра «Я хочу с тобой подружиться»
Ритуал прощания «Все мы дружные ребята…»
Занятие 3. «Учимся быть дружными»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба».
Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.
Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, взаимопомощь и т.д.
Ход занятия.
Приветствие. Сюрпризный момент письмо. Беседа по сюжетной картинке .
Физкультминутка « Настроение» Чтение мини рассказа. И Модниной « Друзья». Дидактическая игра «Подбери рифму». Итог.
Занятие 4. «Дружба начинается с улыбки»
Цель: обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
Задачи:
Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
Ход занятия.
Приветствие. Чтение стихотворения С. Игры « Комплименты», «Что нас объединяет», «Продолжи предложение», «Мой друг». Художественное творчество «Подарок другу». Итог.
Занятие ;Секреты дружбы»
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи: познакомить детей с секретами дружбы.
Развивать умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).
Ход занятия.
Приветствие. Музыкальное слушание песни В. Шаинского «Настоящий друг». Игра «Кто с кем дружит?» Игра «Цветик семи цветик». Игра « Связующая нить». Итог.
Занятие 6. «Когда у друзей лад, каждый этому рад»
Цель: развивать потребность детей в общении со сверстниками.
Задачи: формировать ответственное отношение к сверстникам. Развивать умение вести диалог. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу.
Ход занятия.
Игра «Комплименты». Игра «Хорошо- плохо». Этюд «Насос и надувная кукла».
Рисование лепестков «Цветик – разноцветик». Творческое упражнение на стихи С. Михалкова «Весёлые друзья». Инсценировка русской народной сказки «Лиса и журавль». Речевая игра «Скажи наоборот». Итог.
Занятие 7.«Когда мои друзья со мной»
Цель:расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг.
Задачи: воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Ход занятия.
Приветствие.
Прослушивание песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Инсценировка стихотворения Т.Прописновой «Подруги».
Игра «Да – да - да, нет – нет - нет».
Подвижная игра «Дружно за руки берись»
Чтение сказки «Заячья избушка». Беседа по сказке.
Игра «Пирамида добра». Итог.
Занятие 8. «С друзьями вместе»
Цель: расширять представление о дружбе.
Задачи: формировать бережное и позитивное отношение детей друг другу. Развивать умение играть в коллективе. Совершенствовать коммуникативные навыки. Развивать речь детей.
Ход занятия.
Приветствие. Игра «Давайте познакомимся». Художественное слово.Стих.И .Модининой«Хорошо, когда с тобою рядом друг…»).Игра «Волшебный мяч». Игры« Паутина», «Волшебный ковер», «Гусеница». Итог (Беседа на «ковре мира»).
Занятие 9. «Друзья познаются в беде»
Цель: Продолжать развивать у детей чувства дружбы, сопереживания, стремление помочь людям. Воспитывать искренность в детях. Формировать коммуникативные качества.
Ход занятия.
Приветствие. Сюрпризный момент (письмо).Загадки.
Беседа о друге. Чтение стихотворения В.Заходера«Мой любимый друг хороший»
Чтение сказки И.Модининой «Друзья». Беседа. Итог.
Занятие 10.«Наш дом дружбы»
Цель: формировать навык успешного взаимодействия детей.
Задачи: учить детей справедливо оценивать положительные и отрицательные поступки.
Активизировать речевую деятельность детей. Развивать речь - побуждать обсуждать нравственные стороны поступков людей.
Закреплять представления детей о дружбе.
Ход занятия.
Приветствие. Сюрпризный момент «Письмо». Словесная игра «Будем крепко мы дружить» Игра «Комплименты». Игра «Я хочу подружиться». Беседа . Игра «Ладошки». Инсценировка стихотворения М.Катушина «Друзья». Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения. Игра «Выбери себе в друзья сказочных героев». Итог.
Ожидаемые результаты проекта
В результате освоения проекта воспитанники:
- будут знать понятия « дружба», «друзья»;
- разовьютумение взаимодействоватьв детском коллективе;
- будут проявлять стремление дружить с окружающими сверстниками,желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации.
Оценка результативности проекта
Развитие дружеских отношений у детей
Этапы реализации проекта Параметры | Первичная диагностика | Итоговая диагностика |
Умение организовыватьигру | ||
Умение без конфликта играть с другими детьми | ||
Умение быть справедливым во взаимоотношениях со сверстниками |
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Коммуникативные качества личности
Этапы реализации проекта Параметры | Первичная диагностика | Итоговая диагностика |
Коммуникативные качества | ||
Коммуникативные действия и умения |
Проект можно считать результативным, если хотя бы по двум параметрам наблюдается положительная динамика.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
4. Раздел «Методическое обеспечение проекта»
Техническое обеспечение: Ноутбук, магнитная доска, музыкальные композиции В. Шаинского.
Демонстрационный материал: Демонстрационный материл
«Уроки вежливости». Карточки для разыгрывания
определенной коммуникативной ситуации, презентация «Дружба», клубок ниток, игрушки, маски зверей, мяч.
Раздаточный материал: Бумага А4, цветные карандаши, бумага, клей, пластилин.
5. Раздел «Список использованной литературы»
1. Авдеева Ю В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М 2014.
2. Киселёва М.В. АРТ-терапия с детьми. СПб., 2010.
3. КоннорКО. Теория и практика игровой психотерапии. СПб., 2002.
4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2006.
5. Котова Е.В. В мире друзей. М., 2011.
6. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2006.
#1054;зерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.
Ростов-н/Д., 2005.
8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 2005.
9. Панфилова М.А.Игротерапия общения. М., 2005.
#1057;иротюк А.Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей
от рождения до 9 лет. М., 2011.
#1048;нтернет- ресурс
#1056;аздел «Приложение»
Методика уровня развития
дружеских отношений у детей дошкольного возраста на основе метода наблюдения (приложение 1)
Целью наблюдения было исследование дружеских отношений в группе.
Критериями наблюдения являются:
- умение организовывать детей в игру;
- умение без конфликта играть с другими детьми;
- умение быть справедливым во взаимоотношениях со сверстниками.
Для определения уровня сформированности дружеских отношений у детей были разработаны критерии оценки:
5 баллов - ребенок умеет общаться с другими детьми; умеет организовывать детей в игру и без конфликта играть с детьми; сочувствует другому ребенку, не обижает других; всегда бывает справедливым со сверстниками.
4 балла - ребенок умеет общаться с другими детьми; умеет организовывать детей в игру, но не всегда без конфликта играет с детьми; старается не обижать других детей;
3 балла - ребенок умеет общаться с детьми, но самостоятельно организовать игру не может; игра часто проходит с конфликтами.
2 балла - ребенок не умеет общаться с детьми; игры организует только с помощью взрослого; не делится игрушками, и постоянно конфликтует.
1балл - ребенок, нуждающийся в помощи воспитателя.
Методика 1 «Коммуникативные качества личности»(приложение 2)
А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей младшего школьников отмечаются коммуникативные качества личности ребенка.
Проявления | Редко | Чаще всего | Всегда |
1. Коммуникативные качества личности | |||
Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; - открыто заявляет о своих намерениях («Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю); - не «подхалимничает». | |||
Открытость в общении: - ребенок открыт общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. | |||
Инициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого. | |||
2. Коммуникативные действия и умения | |||
Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками. |
Обработка результатов: каждое проявление оценивается различным количеством баллов:
«Редко» - 1 балл,
«Чаще всего» - 2 балла,
«Всегда» - 5 баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных умений:
Высокий уровень (87 - 145 баллов): ребенок активно выражает готовность общаться как с взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.
Средний уровень (58-86 баллов): ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения.
Низкий уровень (29-57 баллов): ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет проявлять эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Социальная реабилитация и ресоциализация несоершеннолетних , допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психоактивных веществ".
Профилактика зависимостей...
Конспект занятия "Социальная реабилитация детей средствами выполнения в технике оригами весеннего подснежника".
Конспект занятия...
Социальная реабилитация детей с ОВЗ
Социальная реабилитация детей с ОВЗ...
Концепция развития социальной реабилитации детей-инвалидов от 7 до 18 лет
Поняте социальной реабилитации всключает в себя не только оказание адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. В рамках деятельности центра социальной реабилитации также успешно ...
Семинар "Социальная реабилитация и ресоциализация несоершеннолетних , допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психоактивных веществ".
Семинар "Социальная реабилитация и ресоциализация несоершеннолетних , допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психоактивных веществ"....
Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации"Возрастная категория 3-18 лет
Программа позволяет оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через все основные виды музыкально-сценической деятельности. В данной программе происходит синтез различн...
ПРОЕКТ социальной реабилитации «Мы помним – Мы гордимся»
Проект "Мы помним - Мы гордимся"...