Какие опасности ждут нас возле школы
план-конспект урока (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Какие опасности ждут нас возле школы.
Цель: Освоение важнейших правил безопасности. Воспитание отношения к жизни как к ценности.
Задачи: создать условия для выявления опасных мест для человека; соблюдения правил безопасности возле школы, при игре во дворе; обучения прогнозированию опасных ситуаций и их избеганию, приёмам работы с информационным текстом; способствовать формированию знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него.
способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе и в паре; развитию мышления через чтение информационного текста, умения действовать решительно и четко в опасной ситуации.
содействовать воспитанию ответственности учащихся за свою жизнь, умения внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные УУД: Установление связи между целью учебной деятельности
и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Предметные УУД: Учащиеся научатся правильно вести себя в квартире,
доме и ближайших окрестностях, использовать текст и иллюстрации
учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных
сообщений.
Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели. Структурирование знаний.
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Оборудование: лист с названиями групп дорожных знаков: «Дорожные знаки», «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Указательные знаки», «Знаки сервиса»; карточки со словами: дорога, трансформаторная будка, пустырь, лес, стройплощадка, гололед, сосульки; презентация
Эпиграф к уроку: Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Ну-ка проверь, дружок, Все ли правильно сидят?
Ты готов начать урок? Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: Пусть пойдет ребятам впрок
Ручка, книжка и тетрадка? Очень важный наш урок.
II. Фронтальный опрос. По рядам по очереди
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим!
1. Человек, который ходит по улице пешком, а не едет. (Пешеход.)
2. Человек, который управляет машиной. (Водитель.)
3. Человек, находящийся в машине, кроме водителя. (Пассажир.)
4. Часть дороги для пешеходов. (Тротуар.)
5. Дорожка только для пешеходов. (Пешеходная дорожка.)
6. Часть дороги только для движения транспорта. (Проезжая часть дороги.)
7. Часть дороги для движения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина.)
8. Переход, на котором нарисованы белые широкие полоски. (Пешеходный переход или «зебра».)
9. Устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. (Светофор.)
10. Какие бывают светофоры? (Транспортные и пешеходные.)
На доске: дорожные знаки.
– Посмотрите, что изображено на доске? (Дорожные знаки.)
– Для чего служат дорожные знаки?
– Почему дорожные знаки в тёмное время суток освещаются? (Поверхность знаков покрывают светоотражающими красками.)
– Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые? Каково их назначение? (Чтобы не запутаться водителям и пешеходам в других странах. Они понятны без слов жителям всех стран. Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам безопасно двигаться по дорогам и улицам.)
– На какие группы делятся дорожные знаки? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.)
– Расскажите, о чём говорят знаки каждой группы. Распределите дорожные знаки по группам.
– Для чего важно знать правила дорожного движения и дорожные знаки?
Учащиеся делают вывод.
III. Сообщение темы и целей урока.
– Что произойдет, если вдруг дорожные знаки поменять местами? (Опасная ситуация.) возле нашей школы , чтобы в них не попасть.
– Какая ситуация возникнет на дороге? Произойдет авария
Я предлагаю вам сформулировать задачи урока, продолжите предложения.
Узнаем…..
Будем учиться…..
Находить….
Оценивать….
.
Вывод: опасности нас ждут не только на дороге.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые опасные ситуации, не в тропическом лесу и не в пустыне, а вокруг школы.
– Как вы думаете, о каких опасных местах пойдёт речь? (Ответы учащихся.)
– Мы совершим путешествие по опасным местам двора. Посетив эти места, мы должны научиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и четко, а также отвечать за свою жизнь. Побывав в опасном месте и преодолев его, мы сделаем его безопасным.
– Основные положения этой формулы вывел из личного опыта известный путешественник Яцек Палкевич (зачитывает):
• Предвидеть опасность.
• По возможности избегать ее.
• При необходимости действовать – решительно и четко.
• Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
– С перекрестка мы возвращаемся в свой двор и школу.
Физкультминутка
– Давайте поиграем в волейбол. (Имитация движений.)
– А теперь в футбол; попрыгаем на скакалке и в классики.
– Пройдемся по тонкому бревну, а в песочнице построим замок.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа об опасных местах возле школы, дворе и на улице.
– Ребята, большую часть времени вы находитесь дома, за пределами школы и чаще всего сами решаете, как провести свободное время. Но часто можно слышать, что кто-то из ребят попал в опасную для жизни ситуацию. Различные неприятности могут произойти во дворе вашего дома и даже возле школы. Для того чтобы не случилось несчастье, необходимо определить опасные места там, где вы чаще всего бываете, и выработать правила безопасного поведения.
– А какие опасные места могут быть возле школы? (Слайд 1)
– Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать. (дорожная ловушка.)
Действительно, казалось бы – чем может быть опасен стоящий киоск ? Прежде всего тем, что он мешает вовремя заметить опасность – например, закрыть собой другой автомобиль.
Поэтому ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов. Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
– Гулять возле школы – безопасно. Но не стоит и возле школы забывать о мерах безопасности, ведь и там можно попасть в беду. Какие же опасные ситуации могут возникнуть возле школы? (слайд 2)
Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики- фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов. Такси и “скорая помощь” часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом для игр.
-Какие же еще опасности могут поджидать нас возле школы? (слайд 3)
Обратите внимание! на углу перекрестка ο Опасность на углу перекрестка состоит в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. ο Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на “бровку” тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.
-Отгадайте загадку!
Под этим знаком, как ни
странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя...
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса, трамвая)
Обратите внимание на следующий слайд (слайд 4)
Какие опасности нас подстерегают в местах ожидания автобуса и трамвая?
В зоне остановки маршрутного транспорта ο В зоне остановки попадает в ДТП треть пострадавших детей, в основном из-за стоящих маршрутных транспортных средств – большой помехи обзору на дороге и спешки пешеходов или пассажиров.
- Обратитет внимание на следующий слайд (слайд 5)
Какие опасности могут произойти на пешеходном переходе ?
Обычно думают, что пешеходный переход – это безопасная зона, на которой с пешеходом ничего не может случиться. А ведь и здесь остановившийся автомобиль может скрывать движущийся, равно как и проехавший.
Закрытого обзора ο Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Обзору дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги.
Физкультминутка
Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
4. Беседа об опасных явлениях природы зимой.
– Ребята, отгадайте загадку:
• Его полным-полно зимой.
Так скользко – не дойдешь домой.
На речках и прудах встаёт
Прозрачный, хрупкий, чистый… (лёд).
– Опасное явление природы – гололёд. В холодное время года становится опасным всё, что покрыто льдом: горки, дороги, реки. Какие опасности угрожают детям зимой?
Нельзя ходить одному на реку.
Нельзя кататься на ногах с горки – можно упасть.
Ходить надо осторожно, по тротуару, посыпанному песком, наступая на всю подошву.
– Какую помощь мы можем оказать при гололеде? (Посыпать дорогу песком, оградить место под сосульками.)
– А как мы сможем обезопасить себя от падения? (Приклеить пластырь на подметки, выйти из дома пораньше, чтобы не торопиться.)
– Все ребята любят кататься зимой с горы. Но надо кататься только там, где нет дорог. Иначе санки могут вынести вас под колёса выехавшей машины. Также нельзя кататься с горы около рек. Лёд может оказаться непрочным, и вы рискуете провалиться в холодную воду. Да, кататься очень весело, но опасно!
– Отгадайте загадку:
• Белая морковка зимой растёт. (Сосулька).
– Сосульки тоже могут быть опасны. В каких ситуациях?
Сосульки образуются на выступающих участках фасада здания, на карнизах, отливах, козырьках балкона, краях крыши. При «благоприятном» стечении обстоятельств за одни сутки вес сосульки может увеличиться на несколько десятков килограммов. Вес некоторых из них может достигать 300 килограммов. Сосульки могут ломаться и падать вниз, повреждая все, что встречается им на пути. Падающие с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим, а иногда приводят и к летальным исходам. Особенную опасность представляет падение на голову человека, обычно такое явление может вызвать сильный ушиб или лёгкое сотрясение мозга. Под тяжестью сосулек могут обрываться электропровода, ломаться конструкции зданий и сооружений.
Причинами падения сосулек является повышение температуры и таяние льда, сильный ветер, большой вес сосульки с налипшим на нее снегом.
V. Закрепление изученного материала.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Итак, какие же опасности могут вас подстерегать возле школы ?
– Правильно, ребята. Некоторые места на улице и возле школы могут быть опасны Чтобы с вами не случилась беда – помните о безопасности всегда!
Вывод:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах»
Методическая разработка формирует сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью, личной безопасности на дорогах, соблюдений ПДД....
Какие опасности нас подстерегают в помещение
Как правельно вести себя в черезвучайной ситуации....
окружающий мир "Какие опасности подстирегают детей на дороге"
Презентация к уроку :"Какие опасности подстерегают детей на дороге"....
Конспект урока :"Какие опасности подстирегают детей на дороге"
Текст конспекта урока окружающего мира по системе Виноградовой для 4 класса....
4 класс Какие опасности подстерегают нас на дороге.
разработка урока...
Урок ОБЖ в 1-м классе тема "Безопасность в доме. Какие опасности нас подстерегают в доме"
Цель урока.1. Научить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей, рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средств...
Тест по окружающему миру "Какие опасности подстерегают нас на дороге" 4 класс, "Начальная школа.21 века"
Проверочная работа по окружающему миру составлена в форме теста, включающего 10 вопросов, с использованием различных типов заданий....