Главные вкладки
ИНКЛЮЗИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МАССОВЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
статья по логопедии
Переход ребёнка из специальной школы в большой мир – огромное испытание. Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_inklyuzivnoe_napravlenie.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Абдулина М.Н.
ИНКЛЮЗИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МАССОВЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ОВЗ неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Переход ребёнка из специальной школы в большой мир – огромное испытание. Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе.
Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ОВЗ в массовые группы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а также в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе. Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, которая не имеет условий, соответствующих его особым потребностям обучения, его право на качественное образование нарушается. В этом случае положение ребенка не улучшается, а ухудшается. Опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Намного сложнее научить взрослых адекватно относиться к интегрированному ребенку. Раннее выявление отклонений требует создания законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля. Ведь раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. При достижении высокого уровня психофизического и речевого развития, позволяющего ребенку обучаться в массовых ОУ, у него сохраняются особые образовательные потребности, связанные с тем или иным отклонением в развитии, которые должны быть удовлетворены. Необходим подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Признавая важность и значимость интеграции как инновационного процесса в системе образования, важно отметить те негативные тенденции, которые связаны с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство. Прежде всего, это «уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме». Очевидно, что данное условие делает невозможным объединение всех детей с ОВЗ. Другим непреодолимым препятствием интеграции являются темповые характеристики образовательного процесса. Время далеко не всегда является главным критерием успешности ребенка. Даже самый «нормальный» ребенок может иметь темпы усвоения материала, отличные от других типично развивающихся сверстников. Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, и личностная, и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет предположить, что из системы интегрированного образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие. Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования.
Список литературы
- 1. Варёнов Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варёнов. – Мн.: Асар, 2003. – С. 77–90.
- 2. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей сособыми образовательными потребностями в России / Н.Н. Малофеев // Материалы междунар. научн.-практич. конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». – М.: Права человека, 2001. – С. 30–37.
- 3. Малофеев Н.Н Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции / Н.Н. Малофеев // Интегративные тенденции современного специального образования. – М. Полиграф. сервис, 2003. – С. 12.
- 4. Проблема развития детей с ограниченными возможностями и задержкой в развитии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ilovemontessori.ru/art/2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПК.
Выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания...
Визуализация как метод обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы
урок литературного чтения в начальной школе для детей с овз...