«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»
статья на тему
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:
1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогичегкой поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;
4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»
Подготовила учитель начальных классов Сутормина Н.И.
2013г.
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию. Развитие интегративных процессов в условиях общеобразовательных учреждений у нас в стране связано с именами выдающихся сурдопедагогов, сотрудников Института дефектологии АПН СССР Э. И. Леонгард и Б. Д. Корсунской. Именно они в середине 1970-х годов перешли в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в первую очередь слабослышащими и глухими, с уровня социального взаимодействия на уровень социально-образовательной интеграции. Особенно успешно этот процесс был реализован в модели, созданной и апробированной на практике Э. И. Леонгард. Однако ни ей, ни ее последователям не удалось создать в общеобразовательных учреждениях научно обоснованные и структурно завершенные комплексы, тем более легко воспроизводимые без личного авторского участия. Вплотную приблизиться к решению этой проблемы удалось в начале XXI в. олигофренопедагогам.
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства.
В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками. Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:
1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогичегкой поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;
4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.
ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
(ИНТЕГРИРОВАННОГО) КЛАССА
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети).
Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.
При совместном обучении детей с особенностями психофизического развития существует опасность их изоляции от основного коллектива. Это происходит только в том случае, если они занимаются отдельно в классах коррекционно-педагогической поддержки (в нормативных документах — это классы КРО — специального (коррекционного) обучения). Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.
В интегрированном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.
Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.
При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети всё в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса.
При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.
Примерный учебный план для детей, обучающихся по программам для учреждений VII вида (1—4 классы)
Кол-во часов (по классам) | |||||||||||||
Образовательная область | Предмет | в неделю | в общеобразоват. классе | в классе коррекц.-пед. поддержки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Инвариантная часть | |||||||||||||
Филология | Русский язык | 4 | 4 | 4 | 4 | - | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Литература | 4 | 4 | 4 | 4 | - | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | |
Математика | Математика | 4 | 5 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Общеобразоват-ельные курсы | Природоведен-ие | - | 2 | 2 | - | - | 2 | 2 | - | - | - | - | |
Изобр. иск. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | |
ОБЖ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | |||
Физкультура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | |
Музыка и пение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | ||
Трудовая подготовка | Трудовое обучение | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | - | ||
Вариативная часть | |||||||||||||
Коррекционная подготовка | Ознакомление с окруж. миром | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | ||||||
Ритмика | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | |
Обязательные занятия по | Театр | 1 | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | |
выбору | Введение в краеведение | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | |
Макс. нагр. при 5-дневн. учеб. неделе | 21 | 7 | 14 | ||||||||||
Макс. нагр. при 6-дневн. учеб. неделе | 25 | 25 | 25 | 15 | 19 | 19 | 10 | 6 | 6 | ||||
Индивидуальн-ые и групповые коррекци-онные занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||||
Русский язык | |||||||||||||
Математика | |||||||||||||
Развитие речи | |||||||||||||
Логопедические занятия | |||||||||||||
Развитие психомоторики и сенсорных процессов | |||||||||||||
Лепка |
* В зависимости от имеющихся у ребенка проблемных областей из раздела «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия» планируются 3ч. индивидуальной поддержки, которые отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Примерный учебный план для детей, обучающихся по программам для учреждений VIII вида (4 класс)
Кол-во часов (по классам) | ||||
Образовательная область | Предмет | в неделю | в обще-образо- ват. классе | в классе коррекц.-пед. поддержки |
Инвариантная часть | ||||
Филология | Чтение и развитие речи | 4 | 2 | 2 |
Письмо и развитие речи | 5 | 2 | 3 | |
Математика | Математика | 6 | 3 | 3 |
Искусство | Музыка и пение | 1 | 1 | — |
ИЗО | 1 | 1 | _ | |
Физическая культура | Физическая культура | 2 | 2 | — |
Технология | Трудовое обучение | 4 | 2 | 2 |
Вариативная часть | ||||
Коррекционный курс | Развитие устной речи на основе изучения предм. и явлений окружающей действительности | 2 | 1 | 1 |
Ритмика | Ритмика | 1 | 1 | |
Шк. компонент Обязательные занятия по выбору | - Твоя Вселенная - Введение в краеведение | 2 | 2 | |
Обязательная нагрузка | 28 | 16 | 12 | |
ЛФК | 1 | |||
Развитие психомотор., и сенсор., процессов | 2 | |||
Логопедические занятия | 3 |
На основе учебного плана школы, выбранных программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные образовательные программы). В его составлении участвуют учителя начальных классов, учителя-дефектологи, логопеды. Это обусловлено тем, что количество часов, которые отводятся на изучение учебных дисциплин предметного цикла и содержание образовательной программы следует распределить между изучением их в условиях общеобразовательного класса и на специальных уроках: в классах коррекционно-педагогической поддержки.
Учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.
Предлагаем алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования.
Алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования:
- Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов.
- Определение регионального и валеологического компонентов.
- Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.
- Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ.
- Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем.
- Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету.
- Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса.
- Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагогической поддержки.
- Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока при внутренней дифференциации
Этапы урока | Методы и приемы | Организация работы по общеобразовательной программе | Организация работы по программе для С(К)ОУ VII вида |
Орг. момент | Словесный (слово учителя) | Общий для всех детей класса | |
Проверка домашнего задания | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка | Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Беседа, письменное и устное выполнение упражнений | Работа по карточкам |
Подготовка к восприятию нового материала | Словесный (беседа) | Беседа | Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Изучение нового материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Объяснение нового материала | Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) |
Закрепление изученного | Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) | Выполнение упражнений. Проверка | Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам |
Итог урока | Словесный (беседа) | Общий для всех детей класса | |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесный (слово учителя) | Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием | Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии |
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.
При обучении учеников, имеющих нарушения интеллекта, в общеобразовательном классе учитель нуждается в адресном (прежде всего рассчитанном на учеников) дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи составляют учебно-методические и дидактические комплекты. Предлагаем примеры комплектов, по которым осуществляется образовательный процесс в интегрированных общеобразовательных классах первой ступени образования.
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
Программы образовательных учреждений:
1 класс. 1 пол.
Без ошибок, 20 сл. и более - 5
1-2 ошибки, 15-20 сл. - 4
3-5 ошибок, 10-15 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 10 сл. - 2
2 полугодие
25-30 сл. - 5
20-25 сл. - 4
15-20 сл. - 3
Менее 15 сл. - 2
2 класс
1 полугодие
Без ошибок, 35-40 сл. - 5
1-2 ошибки, 30-35 сл. - 4
3-5 ошибок, 25-30 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 20 сл. - 2
2 полугодие
45-50 сл. - 5
40-45 сл. - 4
35-40 сл. - 3
Менее 35 сл. - 2
3 класс
1 пол.
Без ошибок, 55-60 сл. - 5
1-2 ошибки, 50-55 сл. - 4
3-5 ошибок 45-50 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 45 сл. - 2
2 пол.
65-70 сл. - 5
60-65 сл. - 4
55-60 сл. - 3
Менее 55 сл. - 2
4 класс
1 пол.
Без ошибок, 75-80 сл. - 5
1-2 ошибки, 70-75 сл. - 4
3-5 ошибок, 65-70 сл. - 3
6 и более ошибок, менее 65 сл. - 2
2 пол.
85-90 сл. (вслух):115-120 сл. (про себя) - 5
75-80 сл. - 4
70-75 сл. - 3
Менее 70 сл. - 2
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
Программы образовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы
1 класс
Отметки не выставляются ( 1 пол.)
Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст, пересказывать услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям (2 пол.)
2 класс
30-40 сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова — по слогам) - 5
20-30 сл.- 4
10-20 сл. - 3
Менее 10 сл.- 2
3 класс
50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи-5
40-50 сл.- 4
30-40 сл. - 3
Менее 30 сл.- 2
4 класс
70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. - 5
60-70 сл. - 4
50-60 сл. - 3
Менее 50 сл. - 2
Качественная оценка чтения учащихся классов VIII вида.
- Плавно читать по слогам слова, предложения, связанные тексты; отвечать на вопросы по содержанию и по иллюстрации; уметь слушать; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или по иллюстрации
(1 кл.)
- Читать по слогам короткие тексты. Соблюдать интонации в соответствии со знаками препинания (2 кл.)
- Читать осознанно и правильно текст целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Трудные по смыслу и по слоговой структуре слова - по слогам (3 кл.)
- Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением пауз между предложениями, логических ударений, необходимой интонации (4 кл.).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Отметка | Программы общеобразовательной школы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи | Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1—4 классы |
«5» | Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить | Нет орфографических ошибок; допустимо 1 исправление и 1—2 дисграфические ошибки | Нет ошибок | Нет ошибок |
«4» | Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные | Допущены 1-3 орфографические ошибки и не более 2— 3 дисграфических ошибки | Допущены 1-2 орфографические ошибки | Допущены 1—3 ошибки |
«3» | Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических | Допущены 5-6 орфографических ошибок и не более 4— 5 дисграфических ошибок | Допущены 3—5 ошибок | Допущено 4—5 ошибок |
«2» | Допущены 5-8 орфографических ошибок | Допущены 8—9 орфографических ошибок и более 4 дисграфических ошибок | Допущено более 5 ошибок | Допущены 6—8 ошибок |
«1» | Допущено более 8 орфографических ошибок | — | Допущено более 8 ошибок |
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова)
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ (1-4 КЛАССЫ)
Отметка | Программы общеобразователь-ной школы; | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи | Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1―4 классы |
5 | Нет ошибок | Нет ошибок | Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему,так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета | Нет ошибок |
4 | 1-2 не грубые ошибки | 1-2 не грубые ошибки | Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по пройденному материалу | 2-3 не грубые ошибки |
3 | 2-3 ошибки; 3-4 не грубые ошибки, но ход решения задачи верен. | 2-3 ошибки; 3-4 не грубые ошибки, но ход решения задачи верен. | Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу | Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из 2 составных задач, хотя и с не грубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий |
«2» | Более 4 грубых ошибок, не решена задача | Более 4 грубых ошибок, не решена задача | Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу | Выполнено не менее половины заданий, не решена задача |
«1» | Задание не выполнено | Полностью не усвоил программный материал | Не выполнил задания, не приступал к решению задачи | |
Примечания | Негрубыми ошибками считаются (-незначительные неточности в формулировках и использовании лексики, в процессе вычислений допустил отдельные несущественные ошибки и сам их исправил. -в ходе решения задачи недостаточно точное пояснение при правильном решении задачи, -неточности в процессе практической деятельности по измерению и черчению (необходимо учитывать особенности развития ручной моторики учащихся) | Негрубыми ошибками считаются: - незначительные неточности в формулировках и использовании лексики; в процессе вычислений допустил отдельные несущественные ошибки и сам их исправил; - в ходе решения задачи недостаточно точные пояснения при правильном решении задачи; | Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий; - неверные вычисления в случае, когда цель задания ― проверка вычислительных умений и навыков; пропуск части математических действий, влияющих на получение правильного ответа; -несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам Недочеты: - неправильное списывание данных; - ошибки в записи математических терминов; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; -наличие записи действий; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа | Негрубыми ошибками считаются: - ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена); - ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; - нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; -нарушение в правильности расположения записей, чертежей; -небольшая неточность в измерении и черчении |
. Коррекционные классы VII вида создаются для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Коррекционные классы VIII вида создаются для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Нормативная правовая база
Федеральные нормативные правовые документы:
1. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).
2. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации".
3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
6. Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".
7. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
8. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
9. Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".
10. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065–п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362 « Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования «(зарегистрирован Минюстом России 13 января 2009 г., регистрационный N 13065).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009 г. N 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2009 г., регистрационный N 13600).
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2009 г. N 70 «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена» (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13691).
14. Методические указания по контролю за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умствен ого развития (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 25 мая 1978 г. N 1850-78).
15. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
16. Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30 июня 1989 г. № 17-154-6 «О направлении Рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».
17. Инструктивное письмо Министерства здравоохранения РСФСР от 23 января 1990 г. № 22-02-08 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития».
18. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28 мая 1997 г. № 15/508-6 «Рекомендации по организации трудового обучения в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида».
19. Письмо Министерства образования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.).
20.Письмо Министерства образования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
21. Письмо Министерства образования РФ от 29 июня 1999 г. № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».
22. Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
23. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
24. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 "О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях".
25. Письмо Министерства образования РФ от 22 января 2001 г. № 29/1262-6 «О письменном экзамене по русскому языку при проведении государственной (итоговой) аттестации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих».
26. Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2001 г. № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
27. Письмо Министерства образования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии".
28. Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
29. Письмо Министерства образования РФ от 6 февраля 2003 № 27/2588-6 «Об использовании новой формы свидетельства государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения».
30. Письмо Министерства образования РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».
31. Письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28 февраля 2003г. N 27/2643-6 "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения".
32. Письмо Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
33. Письмо Министерства образования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
34. Письмо Министерства образования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 «Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении».
35. Письмо Министерства образования РФ от 14 июня 2003 г. №27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».
36. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
37. Письмо Министерства образования РФ от 14 июля 2003 г. № 27/2967-6 «О психолого-медико-педагогической комиссии».
38. Письмо Министерства образования РФ от 25 февраля 2004 г. N 26/112-6 "О едином государственном экзамене в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-IV видов".
39. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2006 г. N 06-971 "Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи".
40. Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2007 г. NN ВФ-577/06, 2608-ВС "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование".
41. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
42. Методическое письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 марта 2010 г. №01-51/10-01 «О проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году».
43. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2010 № 06-892 «О проведении государственной (итоговой) аттестации и приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования граждан с ограниченными возможностями здоровья».
Нормативные правовые акты области:
1. Закон Тамбовской области «Об образовании в Тамбовской области» (постановление Тамбовской областной Думы от 29.12.99. № 96-3).
2. Постановление Администрации Тамбовской области от 15 августа 2005 г. N 716 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому".
3. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 15.09.2006 г. №1414 «Об утверждении нормативной правовой документации службы практической психологии образования области».
4. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 04.05.2009 г. N 1167 "Об утверждении Положения об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области".
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...
статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...
«ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необх...
Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дис...
Статья на тему: «Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы или как помочь ребенку на практике»
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПК.
Выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания...