Работа в ГПД. Здоровьесбережение.
статья

Статья рассказывает о работе по здоровьесбережению В ГПД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd_zdorovesberezhenie.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные учреждения, работающие с детьми младшего школьного возраста, должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача. Так как здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.  В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. Поэтому образовательных учреждений принцип здоровьесберегающих технологий является один из основных принципов на протяжении всех лет обучения.

Здоровьесберегающие технологии объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся. В осуществлении мер, направленных на сбережение и укрепление здоровья школьников, велика роль воспитателя в ГПД. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися начальной школы и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель планирует свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Программа здоровьесбережения школьника включает следующие компоненты:

  • Соблюдение режима дня.
  • Организация питания.
  • Двигательная активность.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  • Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.            
  • Профилактика заболеваний, закаливание.
  • Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
  • Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Отдых школьника должен быть активным. Нужно умело направлять энергию детей  в нужное русло.

Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Активный отдых в группе продленного дня разнообразен. Это подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсии, прогулки, свободная деятельность, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа.

Г.Д. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья».

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

Успешность проведения прогулок зависит от их правильной организации. Перед выходом на улицу необходимо провести с детьми короткую беседу о  теме и целях прогулки. Обучающиеся должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут делать и наблюдать на улице.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей с нарушениями интеллекта. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития обучающихся специальных (коррекционных) школ необходимо, чтобы был создан участок на территории школьного двора для организации разнообразной деятельности воспитанников. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. На этом участке должны быть места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка). На участке должно быть оборудование для развития движений. Кроме постоянного оборудования на площадку могут выноситься игрушки. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

В зимнее время на участке можно устроить горку, дорожки и снежные сооружения. Главное, не забывать о технике безопасности.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям  за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными учащимися. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, листья, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим детям овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. 

Структура прогулки может быть следующей:

  • Наблюдение за природой, погодными явлениями.
  • Коллективные игры.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Индивидуальная работа с детьми.

Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом, регулярно моют руки, пользуются сменной обувью, поливают цветы, вытирают пыль.

Программа здоровьесбережения предполагает обеспечение учащихся знаниями о сущности здоровья человека, о факторах его укрепляющих и ослабляющих. Часть информации они получают на уроках, а в ГПД расширяется их познания в этой области. Например, в занимательной форме  воспитатель рассказывает о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания,  обучаем оказанию первой помощи и т.д.

Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Необходимым условием также является профилактика переутомления зрительной системы. Нужно проводить зарядку для глаз. Регулярно напоминать детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Здоровьесбережение в начальных классах школы".

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.  Кризисные явления в обществе способствовали изменени...

Организация правильного питания – одна из составляющих работы школы по здоровьесбережению на начальном этапе обучения

   Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о с...

Обобщение опыта работы по здоровьесбережению.

В данном материале я  расскажу о том, какие формы и виды работы  я использую в реализации здоровьесберегающих технологий  при работе с учениками начальной школы....

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Совместная деятельность во внеклассной работе в аспекте здоровьесбережения учителя и ученика

В докладе раскрывается тема совместной деятельности ученика и учителя во внеурочной работе в аспекте здоровьесбережения. Освещены дидактические принципы развивающего обучения....

Работа школы по здоровьесбережению

Выступление на родительском собрании о работе школы и кабинета здоровья....