Совместная деятельность во внеклассной работе в аспекте здоровьесбережения учителя и ученика
статья по теме
В докладе раскрывается тема совместной деятельности ученика и учителя во внеурочной работе в аспекте здоровьесбережения. Освещены дидактические принципы развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Совместная деятельность во внеклассной работе в аспекте здоровьесбережения учителя и ученика
Учитель начальных классов
МКОУ «Одессая СОШ №2»
Кочкаева Лариса Анатоьевна
Проблема здоровья учащихся сейчас у всех на слуху. Поэтому не случайно в школьной практике вводятся здоровьесберегающие технологии. Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать дидактические принципы развивающего обучения. К ним относятся:
1. Принцип деятельности. Заключается в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. В этом случае актуализируются личностно значимые мотивы, побуждающие к деятельности изнутри, что не наносит ущерба здоровью детей.
2. Непрерывности. Означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики, что позволяет снять все стрессообразующие ситуации при переходе детей из класса в класс как по горизонтали, так и по вертикали.
3. Целостного представления о мире. Означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении детей к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
4. Минимакса. Заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума (государственного стандарта знаний). На основе принципа минимакса в классе определяется столько реальных уровней, сколько детей. Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, когда слабый ученик ограничится минимумом, а сильный получит максимум. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от двойки, что гораздо важнее для развития мотивационной сферы и эмоционального здоровья.
5. Психологической комфортности. Предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке атмосферы, расковывающей детей, ибо никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности ребенка. Авторитаризм учителя приносит колоссальный вред здоровью детей, не сравнимый даже с учебными перегрузками.
6. Вариативности. Означает развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решений проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления. Это особенно важно в трудных жизненных ситуациях: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
7. Творчества. Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни приобретает общеобразовательное и здоровьесберегающее значение.
Перечисленные дидактические принципы лежат в основе здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому школьнику условий для максимальной самореализации как личности. Известный американский психолог А. Маслоу отмечал, что «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности (а не только элите) в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества». Реализуясь как личность на каждом этапе обучения, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что порой важнее физического здоровья.
Не случайно В. А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». А выдающийся психолог и социолог Эрих Фромм сказал: «Человек XX века стоит перед выбором - творчество или деструктивность». Почему, например, подросток становится наркоманом? Потому что не попал в область творчества. Если нет творческого восприятия мира, человек стремится к разрушению.
Здоровьесберегающая деятельность учителя может быть достаточно многообразной, если в полной мере использовать все ее возможности. Школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность. И не стоит ограничиваться только лишь рамками школьного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)
В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....
Проектная деятельность во внеклассной работе со слабослышащими учащимися
В условиях стремительно изменяющегося мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования уч...
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности
Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...
Проектная деятельность во внеклассной работе.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...
Статья "Проектная деятельность во внеклассной работе как способ развития самостоятельности и творческой активности учащихся"
В статье сообщается о работе над творческим проектом....
Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...
Доклад по теме: Развитие положительных качеств личности у слепых и слабовидящих в их совместной деятельности через внеклассную работу
Выступление на зсведании МО учителей начальных классов...