Предупреждение и управление педагогическими конфликтами
статья

 Федотова Ольга Александровна

 «Предупреждение и управление педагогическими конфликтами».

 

Конфликтная ситуация (конфликтующие стороны; группы поддержки; объект или предмет конфликта; инцидент; условия его протекания; образ конфликтной ситуации)

Конфликтное взаимодействие (возможные действия участников конфликта; исходы конфликтных действий)

 

    Конфликты между учителями и учащимися, к сожалению, происходят довольно часто. Ситуация усугубляется тем, что ребенок склонен преувеличивать масштабы разногласий и не умеет решить их мирным путем. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

- деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

- поведения (поступков) возникающие по поводу нарушения учеником правил доведения в школе и вне ее;

- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

   Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приёмами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

 

Разрешение конфликтной ситуации правильно начинать именно с доверительного разговора. Попросите ребенка высказать собственный взгляд на происходящее, задавая наводящие вопросы. Не повышайте на него голос, ведите беседу в спокойном и доброжелательном тоне.

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

· контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

· не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

· стараться не выгонять ученика из класса; по возможности не обращаться к администрации;

· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям; дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

· не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Предупреждение и управление педагогическими конфликтами».

Конфликтная ситуация (конфликтующие стороны; группы поддержки; объект или предмет конфликта; инцидент; условия его протекания; образ конфликтной ситуации)

Конфликтное взаимодействие (возможные действия участников конфликта; исходы конфликтных действий)

    Конфликты между учителями и учащимися, к сожалению, происходят довольно часто. Ситуация усугубляется тем, что ребенок склонен преувеличивать масштабы разногласий и не умеет решить их мирным путем. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

- деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

- поведения (поступков) возникающие по поводу нарушения учеником правил доведения в школе и вне ее;

- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

   Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приёмами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Разрешение конфликтной ситуации правильно начинать именно с доверительного разговора. Попросите ребенка высказать собственный взгляд на происходящее, задавая наводящие вопросы. Не повышайте на него голос, ведите беседу в спокойном и доброжелательном тоне.

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

· контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

· не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

· стараться не выгонять ученика из класса; по возможности не обращаться к администрации;

· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям; дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

· не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные противоречия как причина педагогических конфликтов.

Статья по психологии. Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаим...

Педагогические конфликты и пути их разрешения.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...

Педагогические конфликты в сфере "учитель - ученик". Причины и способы их устранения

Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других и самого себя....

Особенности управления педагогическим коллективом в условиях изменений

Проблемы обучения, воспитания и управления образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В условиях л...

Особенности педагогических конфликтов

Особенности педагогических конфликтов...

Педагогические конфликты

Педагогические конфликты...

Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"

Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов....