Предупреждение и управление педагогическими конфликтами
статья
«Предупреждение и управление педагогическими конфликтами».
Конфликтная ситуация (конфликтующие стороны; группы поддержки; объект или предмет конфликта; инцидент; условия его протекания; образ конфликтной ситуации) | Конфликтное взаимодействие (возможные действия участников конфликта; исходы конфликтных действий)
|
Конфликты между учителями и учащимися, к сожалению, происходят довольно часто. Ситуация усугубляется тем, что ребенок склонен преувеличивать масштабы разногласий и не умеет решить их мирным путем. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: - деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; - поведения (поступков) возникающие по поводу нарушения учеником правил доведения в школе и вне ее; - отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приёмами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
| Разрешение конфликтной ситуации правильно начинать именно с доверительного разговора. Попросите ребенка высказать собственный взгляд на происходящее, задавая наводящие вопросы. Не повышайте на него голос, ведите беседу в спокойном и доброжелательном тоне. Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими: · контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»; · не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить); · стараться не выгонять ученика из класса; по возможности не обращаться к администрации; · не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям; дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; · независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); · не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения; Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_i_upravlenie_pedagogicheskimi_konfliktami.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предупреждение и управление педагогическими конфликтами».
Конфликтная ситуация (конфликтующие стороны; группы поддержки; объект или предмет конфликта; инцидент; условия его протекания; образ конфликтной ситуации) | Конфликтное взаимодействие (возможные действия участников конфликта; исходы конфликтных действий) |
Конфликты между учителями и учащимися, к сожалению, происходят довольно часто. Ситуация усугубляется тем, что ребенок склонен преувеличивать масштабы разногласий и не умеет решить их мирным путем. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: - деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; - поведения (поступков) возникающие по поводу нарушения учеником правил доведения в школе и вне ее; - отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приёмами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога. | Разрешение конфликтной ситуации правильно начинать именно с доверительного разговора. Попросите ребенка высказать собственный взгляд на происходящее, задавая наводящие вопросы. Не повышайте на него голос, ведите беседу в спокойном и доброжелательном тоне. Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими: · контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»; · не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить); · стараться не выгонять ученика из класса; по возможности не обращаться к администрации; · не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям; дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; · независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); · не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения; Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностные противоречия как причина педагогических конфликтов.
Статья по психологии. Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаим...
Педагогические конфликты и пути их разрешения.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...
Педагогические конфликты в сфере "учитель - ученик". Причины и способы их устранения
Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других и самого себя....
Особенности управления педагогическим коллективом в условиях изменений
Проблемы обучения, воспитания и управления образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В условиях л...
Особенности педагогических конфликтов
Особенности педагогических конфликтов...
Педагогические конфликты
Педагогические конфликты...
Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"
Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов....