Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (2 класс)

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_2_klass.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана на основе:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
  2. Авторская программа обучающего и развивающего курса для младших школьников М.В. Буряк и С.А. Шейкиной «Функциональная грамотность»;
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ШР «СОШ № 4».

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

      Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ ШР «СОШ № 4» начальной школы: учебный курс предназначен для обучающихся 2-х классов. На реализацию курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа во 2 классе.


Описание форм организации и видов деятельности.

     Курс «Функциональная грамотность» предусматривает проведение занятий в группах, парах; индивидуально.

Занятия проводятся в следующей последовательности: занятия по формированию читательской грамотности, естественнонаучной грамотности, математической и финансовой грамотности.

      Функциональная грамотность предполагает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин и т.д. Данная программа предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Формы проведения занятий: беседа, практические упражнения, игра, экскурсия, практическая работа, наблюдение, самостоятельная работа.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

В сфере гражданского воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- уважение к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В сфере патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;

- ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых

В сфере духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

В сфере эстетического воспитания:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В сфере трудового воспитания

- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

В сфере экологического воспитания:

- бережное отношение к природе;

- неприятие действий, приносящих ей вред.

В сфере понимания ценности научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:

  1. В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- использовать наблюдение для получения информации о признаках изучаемого объекта;

- формулировать выводы по результатам проведенного исследования (наблюдения, опыта, измерения, классификации, сравнения);

- осознанно использовать межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного)

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

2) В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

3) В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий; 

- устанавливать причины успеха/неудач в процессе внеурочной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов.

Русский язык:

- осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка;

- использовать диалогическую форму речи;

- уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника;

- отвечать на вопросы и задавать их;

- строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей;

- понимать содержание предлагаемого текста;

- формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

- создавать небольшие тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картинок, просмотра фрагмента видеозаписи);

- использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы Интернета.

Литературное чтение:

- сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста;

- овладение техникой смыслового чтения вслух.

Математика:

- сформированность вычислительных навыков, умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи;

- развитие пространственного мышления;

- развитие логического и алгоритмического мышления;

- овладение элементами математической речи;

- приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме;

- использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов.

Окружающий мир:

-  сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;

-  развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

-  понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);

-  приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;

- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде;

- приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.


Содержание курса внеурочной деятельности.

Содержание курса направлено на становление функциональной грамотности в результате целенаправленного обучения, особой системы поддержки и контроля качества. Содержание курса включает систему заданий на формирование каждого блока функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
  2. Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30,34 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
  3. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
  4. Естественно- научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

ЭОР/ЦОР

1

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

Авторская

презентация

2

Про беличьи запасы.

1

Авторская презентация

3

Беличьи деньги.

1

Авторская

презентация

4

Про белочку и погоду.

1

Авторская презентация

5

Иван Соколов-Микитов. В берлоге.

1

Авторская презентация

6

Медвежье потомство.

1

Авторская презентация

7

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

Авторская презентация

8

Лесные сладкоежки.

1

Авторская презентация

9

Лев Толстой. Зайцы.

1

Авторская презентация

10

Про зайчат и зайчиху.

1

Авторская презентация

11

Банковская карта.

1

Авторская презентация

12

Про зайчишку и овощи.

1

Авторская презентация

13

Николай Сладков. Веселая игра.

1

Авторская презентация

14

Лисьи забавы.

1

Авторская презентация

15

Безопасность денег на банковской карте.

1

Авторская презентация

16

Лисьи норы.

1

Авторская презентация

17

Обыкновенные кроты.

1

Авторская презентация

18

Про крота.

1

Авторская презентация

19

Про кредиты.

1

Авторская презентация

20

Корень часть растения.

1

Авторская презентация

21

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

Авторская презентация

22

Про ежа.

1

Авторская презентация

23

Про вклады.

1

Авторская презентация

24

Занимательные особенности яблока.

1

Авторская презентация

25

Полевой хомяк.

1

Авторская презентация

26

Про полевого хомяка.

1

Авторская презентация

27

Ловушки для денег.

1

Авторская презентация

28

Про хомяка и его запасы.

1

Авторская презентация

29

Про бобров.

1

Авторская презентация

30

Бобры строители.

1

Авторская презентация

31

Такие разные деньги.

1

Авторская презентация

32

Материал для плотин.

1

Авторская презентация

33

Позвоночные животные.

1

Авторская презентация

34

Встреча друзей

1

Авторская презентация

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Для учителя:

С.А. Шейкина, М.В. Буряк «Функциональная грамотность. 2 класс»; Программа внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2022 – 96 с. /Учение с увлечением/

Для обучающихся:

С.А. Шейкина, М.В. Буряк «Функциональная грамотность. 2 класс»; Тренажер для школьников. – М.: Планета, 2022 – 112 с. /Учение с увлечением/

Дополнительная литература для учителя:

1.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение»,2010. -321с.

2.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008-119с.

3.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд.-М.: Просвещение. 2010.-152с.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности и предназначен для  работы с учащимися 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...