Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (2 класс)
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_2_klass.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
- Авторская программа обучающего и развивающего курса для младших школьников М.В. Буряк и С.А. Шейкиной «Функциональная грамотность»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ШР «СОШ № 4».
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ ШР «СОШ № 4» начальной школы: учебный курс предназначен для обучающихся 2-х классов. На реализацию курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа во 2 классе.
Описание форм организации и видов деятельности.
Курс «Функциональная грамотность» предусматривает проведение занятий в группах, парах; индивидуально.
Занятия проводятся в следующей последовательности: занятия по формированию читательской грамотности, естественнонаучной грамотности, математической и финансовой грамотности.
Функциональная грамотность предполагает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин и т.д. Данная программа предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Формы проведения занятий: беседа, практические упражнения, игра, экскурсия, практическая работа, наблюдение, самостоятельная работа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
В сфере гражданского воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
- ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
В сфере эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
- В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- использовать наблюдение для получения информации о признаках изучаемого объекта;
- формулировать выводы по результатам проведенного исследования (наблюдения, опыта, измерения, классификации, сравнения);
- осознанно использовать межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного)
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
2) В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.
3) В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать причины успеха/неудач в процессе внеурочной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов.
Русский язык:
- осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка;
- использовать диалогическую форму речи;
- уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника;
- отвечать на вопросы и задавать их;
- строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей;
- понимать содержание предлагаемого текста;
- формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
- создавать небольшие тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картинок, просмотра фрагмента видеозаписи);
- использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы Интернета.
Литературное чтение:
- сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста;
- овладение техникой смыслового чтения вслух.
Математика:
- сформированность вычислительных навыков, умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи;
- развитие пространственного мышления;
- развитие логического и алгоритмического мышления;
- овладение элементами математической речи;
- приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме;
- использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов.
Окружающий мир:
- сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
- развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
- понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
- приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;
- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде;
- приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание курса направлено на становление функциональной грамотности в результате целенаправленного обучения, особой системы поддержки и контроля качества. Содержание курса включает систему заданий на формирование каждого блока функциональной грамотности:
- Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
- Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30,34 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
- Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
- Естественно- научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, занятия | Кол-во часов | ЭОР/ЦОР |
1 | Михаил Пришвин. Беличья память. | 1 | Авторская презентация |
2 | Про беличьи запасы. | 1 | Авторская презентация |
3 | Беличьи деньги. | 1 | Авторская презентация |
4 | Про белочку и погоду. | 1 | Авторская презентация |
5 | Иван Соколов-Микитов. В берлоге. | 1 | Авторская презентация |
6 | Медвежье потомство. | 1 | Авторская презентация |
7 | Поврежденные и фальшивые деньги. | 1 | Авторская презентация |
8 | Лесные сладкоежки. | 1 | Авторская презентация |
9 | Лев Толстой. Зайцы. | 1 | Авторская презентация |
10 | Про зайчат и зайчиху. | 1 | Авторская презентация |
11 | Банковская карта. | 1 | Авторская презентация |
12 | Про зайчишку и овощи. | 1 | Авторская презентация |
13 | Николай Сладков. Веселая игра. | 1 | Авторская презентация |
14 | Лисьи забавы. | 1 | Авторская презентация |
15 | Безопасность денег на банковской карте. | 1 | Авторская презентация |
16 | Лисьи норы. | 1 | Авторская презентация |
17 | Обыкновенные кроты. | 1 | Авторская презентация |
18 | Про крота. | 1 | Авторская презентация |
19 | Про кредиты. | 1 | Авторская презентация |
20 | Корень часть растения. | 1 | Авторская презентация |
21 | Эдуард Шим. Тяжкий труд. | 1 | Авторская презентация |
22 | Про ежа. | 1 | Авторская презентация |
23 | Про вклады. | 1 | Авторская презентация |
24 | Занимательные особенности яблока. | 1 | Авторская презентация |
25 | Полевой хомяк. | 1 | Авторская презентация |
26 | Про полевого хомяка. | 1 | Авторская презентация |
27 | Ловушки для денег. | 1 | Авторская презентация |
28 | Про хомяка и его запасы. | 1 | Авторская презентация |
29 | Про бобров. | 1 | Авторская презентация |
30 | Бобры строители. | 1 | Авторская презентация |
31 | Такие разные деньги. | 1 | Авторская презентация |
32 | Материал для плотин. | 1 | Авторская презентация |
33 | Позвоночные животные. | 1 | Авторская презентация |
34 | Встреча друзей | 1 | Авторская презентация |
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Для учителя:
С.А. Шейкина, М.В. Буряк «Функциональная грамотность. 2 класс»; Программа внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2022 – 96 с. /Учение с увлечением/
Для обучающихся:
С.А. Шейкина, М.В. Буряк «Функциональная грамотность. 2 класс»; Тренажер для школьников. – М.: Планета, 2022 – 112 с. /Учение с увлечением/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение»,2010. -321с.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008-119с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд.-М.: Просвещение. 2010.-152с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"
Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности и предназначен для работы с учащимися 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...