Педагогические приемы по сохранению народных традиций в детском коллективе
учебно-методический материал
Формирование общечеловеческих ценностей, возрождение забытых национальных обычаев, ознакомление с национальной культурой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические приемы по сохранению народных традиций
в детском коллективе
Юрлова С.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9», г. Зима
Важнейшим компонентом в воспитании детей является формирование общечеловеческих ценностей, возрождение забытых национальных обычаев, ознакомление с национальной культурой.
Поэтому задача школы - воспитывать интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщать детей к великим заслугам предков, создавших всемирно известные памятники культуры, прославивших Родину героическими подвигами.
Мною, как классным руководителем, было решено построить внеклассную работу в детском коллективе на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры, как части всемирного природного и культурного наследия.
В учебно-воспитательном процессе в первую очередь мы встречаемся с фольклором. Устное народное творчество: сказки, загадки, потешки, песни, небылицы, пословицы и поговорки и другие средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют существенную роль в гармоническом развитии личности ребенка.
В мир народной русской культуры ребенка входит с самых первых уроков в доступной для младших школьников форме: игры, загадки, посредством образов русской сказки. В практике своей работы использую и другую народную тематику: малый детский фольклор, русское декоративно-прикладное искусство, фразеологию и лексику русского языка, народные обряды и традиции. Ребята становятся активными участниками деятельности: поют, рисуют, участвуют в мини-сценках, разгадывают загадки, примеряют на себя роли сказочных героев, узнают русские пословицы и поговорки, тем самым всесторонне развиваются.
На уроках литературного чтения, путешествуя в мир загадок, узнаем об истории их создания, проводим конкурс загадок, сами пробуем придумать загадки, читаем небылицы, потешки, поем колыбельные песенки, что помогает осознать красоту родного языка.
Мероприятия во внеурочное время провожу в разных формах: конкурсы, беседы, театральные постановки, игры, экскурсии и др.
Одной из форм воспитательной работы является проведение классных часов. Классный час «Пословица - всем делам помощница» убедила учащиеся в том, что пословиц, поговорки помогают ясно и выразительно выразить чувства, мысли, что в маленькие народные изречения народ вложил глубокий смысл.
Приобщение детей к народной культуре невозможно без проведения народных праздников и традиций. На празднике прощания с Азбукой дети показали свое умение читать стихи, потешки, скороговорки, т.е. умение владеть живым русским словом.
В христианском мире один из самых светлых и радостных праздников - Рождество. Рассказываю детям о глубоких корнях и традициях этого праздника, его интересных обычаях. Работая по этой теме, мы участвовали в конкурсе «Рождественская звезда», изготавливали поделки, рисовали рисунки.
Проведение праздников «Широкая Масленица», «Праздник урожая» стали нашей традицией. В подготовке принимают учащиеся всех классов: ребята 4-х классов проводят праздник, готовят театрализованное представление, во всех классах учат стишки, заклички, песни, частушки. С огромным удовольствием все играем в народные игры, водим хоровод, соревнуемся в перетягивании каната, ходим на ходулях, сжигаем чучело зимы, приговаривая «Гори-гори ясно, чтобы не погасло..».
Еще одной из народных традиций стало проведение «Ярмарки» - это торг и балаган, и веселье. Народные умельцы, мастера на все руки свозили на ярмарку посуду, предметы быта, игрушки. Учащиеся и родители с удовольствием принимают участие в ярмарке, вырученные средства отправляем на благотворительные цели. А это значит, что дети учатся сопереживать, становятся добрее.
Очень интересно и познавательно прошел праздник «Русского платка». Через народное творчество дети узнали много нового, проявили свою фантазию, участвовали в различных конкурсах, готовили красивые наряды, плясали, искали разные частушки о платках, готовили душевные песни, играли.
Во время отдыха организуем русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Ручеек», «Реки и озера». При проведении Дня Здоровья играем в «Цепи, цепи кованные», «Расколдуй меня, вороного коня», «Салки-пятнашки», «Лапта».
Работа по приобщению детей к народной культуре продолжается и в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Бригантина» при школе. Ребята с удовольствием готовят и участвуют в праздниках «Русская березка», «Праздник Купала». Через экскурсии в Свято-Троицкую церковь приобщаемся к духовной культуре, посещаем историко-краеведческий музей, музей поэзии имени Е.А. Евтушенко.
Одной из человеческих потребностей всегда было художественное украшение предметов быта, одежды, окружающей среды. На «Пасху» украшаем «писанки», к различным календарным праздникам готовим поздравительные открытки. В рамках кружка по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» подготовлен и проведен мастер-класс по художественной росписи деревянной матрешки. При проведении регионального семинара принимали участие в мастер-классах педагогов по пластилинографии «Русская матрешка» и составляли книжку о народах России. Учащиеся посещают вокальный кружок, где разучивают различные народные песни. В ежегодном конкурсе «Рождество славим» исполняли народную украинскую песню.
Подобные занятия учат детей чувствовать уважение ко всей мировой культуре. Родители не остаются в стороне, они присутствуют на праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию. Привлечение родителей учащихся способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
Воспитание человеческой души, особенно детской души дело не простое. Но если мы сможем дать нравственный заряд, который поможет детям в любых жизненных обстоятельствах, то сколько прекрасных и добрых дел будет сделано!
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование детского коллектива через творческие дела.
Формирование детского коллектива через творческие дела....
Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...
Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.
1. Цель, стоящая перед педагогическим коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...
Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с детьми, во временных детских коллективах.
Самое главное, что вы сможете сделать для ребенка, – это внимательно выслушать его, когда ему нужно будет высказаться. Быть может, это наступит не сразу, а только тогда, когда ребенок буде...
Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы
Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы . Целью любой психолого-педагогической диагностики является изучение индивидуально-психологических особенн...
Сохранение народных традиций как средство воспитания патриотизма и толерантности.
В современном российском обществе частично утрачены народные традиции - связь поколений, присущая каждой народной культуре. Особенно заметна эта проблема в крупных мегаполисах. Средства массовой инфор...
Технология проведения мастер-класса для студентов педагогического колледжа «Приемы и методы организации детского коллектива»
Материалы мастер-класса можно использовать для обучения студентов-практикантов и молодых педагогов основам коллективной деятельности. Цель: Познакомить коллег с одной из форм работы со студентами-прак...
- Мне нравится (1)