Технология проведения мастер-класса для студентов педагогического колледжа «Приемы и методы организации детского коллектива»
методическая разработка
Материалы мастер-класса можно использовать для обучения студентов-практикантов и молодых педагогов основам коллективной деятельности. Цель: Познакомить коллег с одной из форм работы со студентами-практикантами. Задачи: 1. Дать практические советы по проведению мастер-класса для студентов. 2. Показать на примере изготовления лэпбука практическую значимость занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы лэпбука | 253.45 КБ |
Технологическая карта мастер-класса | 174.39 КБ |
презентация "Технология проведения мастер-класса" | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКИ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
РЕЧЁВКИ
СЧИТАЛОЧКИ
На уроке В нашем классе тишина – Прозвенел звонок. Перестали мы шуметь – Начался урок. | В столовой Мы в столовой не шумим, Аккуратно мы едим... Все тарелки и стаканы Чисто убираем сами. |
В гардеробе На прогулку собираюсь, - Очень быстро одеваюсь! Не зеваю, ведь меня Ждут уже давно друзья! | На прогулке Раз, два, три, четыре, пять – Мы с тобой идем гулять! Будем весело играть, Никого не обижать! |
(Маршируют: 1-ю строчку произносит один, 2-ю – все) Полюбуйтесь-ка на нас, Мы самый дружный в школе класс! | Колокольчик звенит (похожее движение руки), Быть внимательным велит (руки к груди) |
Начинается считалка: | У Литейного моста |
Раз, два, три, четыре, пять, | За морями, за горами, |
ИГРЫ-ЗАРЯДКИ
ИГРЫ-РЕЛАКСАЦИИ
Буратино потянулся, (потягиваемся) | Прибежали, прибежали («бежим») Ежики-ежики. (Пальцы в стороны) Наточили, наточили («точим ножи») Ножики, ножики, Берегите, берегите (хлопаем) Пальчики, пальчики. Ну-ка вместе, ну-ка дружно: Девочки!(кричат девочки) Мальчики! (кричат мальчики) |
Шёл по берегу петух, (шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной) (круговые движения руками) | Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу) |
Утром бабочка проснулась, (трем глаза) | Мы капусту рубим - рубим, |
ИГРА-РЕЛАКСАЦИЯ «Тихий час». Игра проводится под тихую музыку в классе. Ребята должны успокоиться, сесть ровно и положить руки на парту. Выбирается ведущий. Молча, он подходит к любому ученику и дотрагивается до его плеча. Выбранный ученик встает на место ведущего, а ведущий садится на место, кладет голову на руки и закрывает глаза. Когда все дети закроют глаза, можно дать им немножко времени «поспать», а потом вывести их из «сна», попросив потянуться. |
Игры на взаимодействие
Игры на знакомство
«Эстафета имен». Для игры понадобятся 3 мяча (для трех колонок). Дети стоя передают мяч с первой парты первого ряда колонки над головами, произнеся свое имя. Доведя мяч до последней парты, он передается соседу и возвращается с последней парты на первую. Игра проводится на скорость. | Снежный ком» Игра проводится по колонкам. Начинает игру ведущий. В руках – игрушка. Ведущий называет свое имя и передает игрушку дальше. Второй называет имя ведущего и свое имя. Третий – имя ведущего, имя предыдущего и свое имя и т.д. В конце игры можно всех поздравить со знакомством и поаплодировать друг другу. |
«Узнай меня». Водящий стоит спиной к классу. К нему подходит один игрок и становится спиной к водящему и лицом к классу. Водящий должен угадать, кто стоит у него за спиной, задавая наводящие вопросы игроку (девочка-мальчик, цвет волос, глаз, одежда, первая буква имени). Если водящему никак не удается угадать игрока, он может попросить его произнести фразу «Узнай меня!». Если и это не помогает, поворачивается и смотрит на игрока. | «Паровоз». Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенького. |
«Карусель». Игроки образуют два равных круга – внешний и внутренний. По команде ведущего, внутренний круг начинает движение. Задача игроков – поздороваться за руку со всеми, назвав свое имя. Так же проводится игра «Комплимент». Задача игроков в данном случае – обменяться комплиментами. | «Союзы тезок». Дети объединяются в «союзы тезок» - людей с одинаковыми именами. Если таких немного, можно предложить объединиться по принципу «имя начинается на одну букву». Тех участников, кто не попал ни в одну группу можно объединить в союз людей с редким именем. После того, как «союзы» образовались, необходимо представить свой союз в целом и каждого в отдельности. |
«Прыжки». Дети хором считают до трех, на счет «три» хлопают в ладоши и в прыжке поворачиваются в любую сторону. Задача игры – повернуться всем в одном направлении, не договариваясь. После игры идет обсуждение, от чего зависит успех в этой игре. | «Молекула-хаос». Ведущий объясняет правила игры: надо образовать соединение «молекул», количество которых соответствует числу, названному им. По команде «молекула-хаос» все игроки хаотично двигаются по комнате. Далее идет команда «Молекула – 2 (3, 4,5 и т.д.)». Игроки должны быстро встать в пары (тройки, четверки и т.д.). По команде «молекула-группа» нужно быстро встать в круг. |
«Оп-паньки». Игроки образуют круг. Участники игры рассчитываются по порядку до 4-х. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера. Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. Ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удается это сделать, ведущим становится опоздавший. | Итальянский футбол Все играющие делятся на две команды. Первая команда подчиняется правой руке, вторая – левой. Когда ведущий машет правой рукой, первая команда кричит: «Гол!», когда машет левой – вторая команда кричит: «Мимо!». Когда ведущий поднимает обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!», а когда обе руки поднимает вверх, обе команды кричат: «Ура!». Если какая-то команда закричала не то, им засчитывается штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков. |
Предварительный просмотр:
Андреева Ольга Станиславовна,
воспитатель, высшая категория.
Данилова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов, высшая категория
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Выступление на 9 ПМОФ
Секция «Практики наставничества по модели «учитель – студент»
Технология проведения мастер-класса для студентов педагогического колледжа «Приемы и методы организации детского коллектива»
Материалы мастер-класса можно использовать для обучения студентов-практикантов основам коллективной деятельности.
Цель: Познакомить коллег с одной из форм работы со студентами-практикантами.
Задачи: 1. Дать практические советы по проведению мастер-класса для студентов.
2. Показать на примере изготовления лэпбука практическую значимость занятия.
Оборудование:
1. Стикеры 3-х цветов по количеству участников.
2. Основы для лэпбуков по количеству участников.
3. Заготовки для кармашков и конвертов.
4. Печатный материал по теме.
5. Канцелярские принадлежности: клей, ножницы, фломастеры и т.д.
6. Компьютерная презентация.
Ход мастер-класса
Деятельность ведущего | Деятельность участников | |
Выдать стикеры. Попросить написать свое имя и прикрепить на одежду. Включить презентацию. | Пишут имена на стикерах. | |
Задачи мастер-класса | Сл.1. Здравствуйте, коллеги. Давайте познакомимся... Сегодня мы представляем технологию проведения мастер-класса для студентов педагогических колледжей Сл.2. Много лет мы реализуем целевую модель наставничества «Студент-работодатель» с педагогическим колледжем №8. Мы работаем по нескольким направлениям и даём теоретические знания и практические умения. Сл.3. Сегодня мы поделимся опытом проведения мастер-класса как одной из форм обучения студентов. Тема мастер-класса «Приемы и методы организации детского коллектива» Цель его – систематизация знаний студентов по данной теме. В результате мастер-класса студенты изготавливают лэпбук, который они могут использовать в дальнейшем обучении и практике. | Просматривают слайды |
Начинаем мы занятие с раздачи стикеров. Это один из приемов распределения по группам. Этот прием успешно применяется в различных ситуациях. Мы акцентируем внимание студентов, что очень важно научить детей работать в малых группах, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Распределять детей по группам можно несколькими способами, которые мы проговариваем. Со студентами можно проиграть несколько сценариев распределения по группам. Сегодня мы использовали один из них – случайная группа. | Смотрят слайд | |
Содержание лэпбука | Сл.4. Далее мы раздаем студентам шаблоны лэпбуков и рассказываем, что такое лэпбук и правила его изготовления Рассматриваем элементы лэпбука (5 сл.) Обсуждаем макет лэпбука. Акцентируем внимание, что данную методику работы с лэпбуком можно широко применять в проектной деятельности с детьми. | Просматривают слайды. Рассматривают шаблоны |
Прежде чем приступить к изготовлению лэпбуков, мы просим вспомнить студентов, какие методы воспитания они знают, какие из них подойдут для организации коллектива. Вспомнить поможет раздаточный материал. Посмотрите, что мы предлагаем. (Метод игры, Метод воспитательного упражнения, Метод поощрения и стимулирования, Метод переключения, Метод поручения, Метод соревнования.). | Смотрят материалы. | |
«Метод игры» | Сл.6. В жизни детей игра выполняет важную функцию в нравственном, психическом и физическом аспекте. Поэтому мы начинаем мастер-класс с обсуждения «Метода игры». Просим вспомнить классификацию игр и дать их краткую характеристику. Сл.7. Спрашиваем студентов, какие игры они знают, проигрываем некоторые из них. Изготавливаем конверт «Метод игры» для лэпбука и откладываем его на время. | Заполняют конверт «Метод игры» |
«Метод воспитательного упражнения» | Сл.8. «Метод воспитательного упражнения» способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения. Этот метод имеет более широкий смысл, но мы предлагаем разместить в кластере памятки, правила, речёвки, считалочки. Сл.9. Студенты знакомятся с предложенным материалом, предлагают свои варианты. Так, мы просим заучить несколько считалочек и проиграть их в группе. |
Смотряд слайды. Прочитывают материал. Заполняют конверт «Метод воспитательного упражнения». |
Сл.10. Так же мы проигрываем речёвки. Как форма воспитательного упражнения речёвка – отличный прием, незаслуженно забытый. Речёвка позволяет организовать детей, дать им правильный настрой. Изготавливаем кластер «Метод воспитательного упражнения» и помещаем в него материал. Обсуждаем, чем еще можно дополнить конверт. Например, сюда можно поместить различные памятки, например «Домашнее задание», «Дежурство» и т.д. | ||
«Метод переключения» | Сл.11. Как вы уже заметили, каждый материал, который мы предлагаем студентам, мы стараемся проиграть. Так же мы делаем, когда знакомимся с «Методом переключения». Метод переключения в психологии имеет более широкий смысл: переключение ребёнка на другой вид деятельности с целью корректировки поведения. У нас этот метод представлен динамическими паузами. Положительный эффект в использовании данных игр-зарядок можно достичь, когда дети, выучив слова, сами будут организовывать и проводить такие физкультминутки. Просим студентов найти материал и сделать конверт для лэпбука. | Делают конверт «Метод переключения» |
«Метод поручения» | Сл.12. В последних стандартах особое внимание уделяется работе с классом как с социальной группой. Просим студентов ответить на вопрос: «Какие воспитательные методы на это направлены?» Обсуждаем – это методы «поручения» и «соревнования». Вспоминаем, какие бывают поручения в школе. Даем их классификацию и характеристику в зависимости от педагогической цели, содержания и характера. Акцентируем внимание студентов, что поручения позволяют построить модель коллектива. И что правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Просим студентов сделать конверт с «ушками», показываем, как это сделать. | Смотрят слайды Делают конверт «Метод поручения». |
«Метод соревнования» | Сл.13. Переходим к «Методу соревнования». Это один из наиболее действенных методов воспитания, если оно правильно организовано. Обсуждаем со студентами, что у каждого соревнования должна быть увлекательная цель. Критерии оценки – простые и понятные. Динамика соревнования должна отслеживаться оперативно и наглядно. Сл.14. Студенты находят материал по теме, приводят свои примеры соревнований. Сл.15. Так же предлагаем посмотреть и обсудить примеры классных уголков. После обсуждения, студенты размещают материал в лэпбуке. | Готовят материал «Метод соревнования». |
«Метод поощрения» | Сл.16. Метод поощрения и стимулирования. Даем определение: «Метод поощрения регулирует поведение ребенка путем его стимулирования, побуждения к закреплению положительного опыта». После обсуждения видов и форм поощрения, студенты готовят материал к размещению в лэпбуке. | Готовят материал «Метод поощрения и стимулирования |
Сл.17. Весь материал, который мы приготовили для студентов, уже подготовлен к размещению в лэпбуке. Мы акцентируем внимание студентов, что детский коллектив – это целый раздел педагогики и просим их ознакомиться к следующему занятию с методами воспитания из «Теории коллектиного воспитания» А.С.Макаренко. | Оформляют лэпбуки. | |
Сл.18. В конце мастер-класса студенты собирают подготовленные материалы в свои лэпбуки, оформляют их и показывают сокурсникам. Мы просим их пополнить лэпбуки своими материалами и принести на следующее занятие. | ||
Рефлексия | В конце занятия мы проводим рефлексию для студентов. И сегодня тоже хотелось бы услышать ваши отзывы: что получилось, что нет, на что нужно обратить внимание. Будет ли данная практика полезна для работы со студентами. Прошу заполнить листки отзывов и поделиться своим мнением. Сл.19. Желаем вам, коллеги успехов и хороших студентов – будущих молодых специалистов! | Заполняют отзывы, делятся впечатлениями. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реализация целевой модели наставничества «Студент-работодатель в ГБОУ №212 Методика преподавания учебных предметов Классное руководство Внеурочная деятельность Дополнительное образование
3 Мастер-класс для студентов «Приемы и методы организации детского коллектива » Цель: Систематизация знаний о приемах и методах работы с детским коллективом Задачи: 1. Расшить знания о различных методах организации детского коллектива; 2. Изготовить учебное пособие по теме занятия.
1. Знакомство с учебным пособием « Лэпбук » В дословном переводе с английского " Лэпбук " ( lapbook ) значит "наколенная книга" ( lap - колени, book - книга). Лэпбук - тематическая или интерактивная папка, самодельная книжка , с дверками, окошками, подвижными деталями, которые можно доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению. Таким образом, в игровой форме запоминается или закрепляется пройденный материал .
5
2. Изготовление кластера «Метод игры»
«Эстафета имен ». Для игры понадобятся 3 мяча (для трех колонок). Дети стоя передают мяч с первой парты первого ряда колонки над головами, произнеся свое имя. Доведя мяч до последней парты, он передается соседу и возвращается с последней парты на первую. Игра проводится на скорость. «Снежный ком». Игра проводится по колонкам. Начинает игру ведущий. В руках – игрушка. Ведущий называет свое имя и передает игрушку дальше. Второй называет имя ведущего и свое имя. Третий – имя ведущего, имя предыдущего и свое имя и т.д. В конце игры можно всех поздравить со знакомством и поаплодировать друг другу. « Узнай меня ». Водящий стоит спиной к классу. К нему подходит один игрок и становится спиной к водящему и лицом к классу. Водящий должен угадать, кто стоит у него за спиной, задавая наводящие вопросы игроку (девочка-мальчик, цвет волос, глаз, одежда, первая буква имени). Если водящему никак не удается угадать игрока, он может попросить его произнести фразу «Узнай меня!». Если и это не помогает, поворачивается и смотрит на игрока. «Паровоз». Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенького. Некоторые игры «на знакомство и взаимодействие»
Кластер «Метод воспитательного упражнения» Речёвки
Считалочки – игровая прелюдия За морями, за горами, За железными столбами , На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди , И замочек отомкни. У Литейного моста Я поймал в Неве кита, Спрятал за окошко. Съела его кошка, Ты не веришь другу? Выходи из круга! Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела , И тебе водить велела Эне , бене , рики , таки, Турба, урба , сентябряки , Дэу,дэу , краснадэу Бац! Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Начинай игру скорей.
Зарифмованные строки произносятся с движениями и хором ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА-РЕЧЁВКИ В нашем классе тишина – Прозвенел звонок. Перестали мы шуметь – Начался урок. На прогулку собираюсь, - Очень быстро одеваюсь! Не зеваю, ведь меня Ждут уже давно друзья! Мы в столовой не шумим, Аккуратно мы едим... Все тарелки и стаканы Чисто убираем сами. Раз , два, три, четыре, пять – Мы с тобой идем гулять! Будем весело играть, Никого не обижать! на уроке в гардеробе в столовой на прогулке
Изготовление кластера «Метод переключения» Игры-зарядки Игры-релаксации Утром бабочка проснулась, (трем глаза) Улыбнулась, потянулась, (потягиваемся) Раз - росой она умылась, («умываем» лицо) Два - изящно покружилась, (кружимся) Три - нагнулась и присела, (нагибаемся, приседаем) На четыре - улетела. (взмахи руками) Шёл по берегу петух, (шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной) Поскользнулся, в речку бух! (круговые движения руками) Будет знать петух, что впредь (грозим пальцем) Надо под ноги смотреть. ( наклоны вперед) Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу) Закачалось деревцо (руки вверх, качаем) Ветерок все тише, тише. (руки медленно вниз) Деревцо все выше, выше. (руки вверх, на носочки)
Изготовление кластера «Метод поручения» Коллективные Групповые Индивидуальные Постоянные Временные
Изготовление кластера «Метод соревнования» ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ Учебное (интеллектуальное) Трудовое Общественное (социальное) Спортивное ПРИНЦИПЫ СОРЕВНОВАНИЯ Увлекательность Гласность Конкретность Сравнимость результатов ФОРМЫ СОРЕВНОВАНИЙ Игра-путешествие Соревнование на звание Соревнование по направлению деятельности
ПРИМЕРЫ СОРЕВНОВАНИЙ Примеры соревнований Цель соревнования Индивидуальное: на звание «Самостоятельный», «Лучшая тетрадь», «Лучший чтец» и т.д. Самостоятельное выполнение заданий Групповое: «Самая дружная команда», «Команда-лидер» Участие в общественной жизни класса Коллективное: «Лучший класс», «Топ-класс», «Лидер школы» Включение в деятельность школы (интеллектуальную, спортивную, художественную, общественно-полезную ) Самостоятельност ь лидер
ЭКРАН СОРЕВНОВАНИЯ – наглядное фиксирование результатов ПРИНЦИПЫ: Увлекательность – игровая форма экрана (движение к цели, путешествие) Гласность, конкретность – постоянное заполнение экрана с помощью детей Сравнимость результатов – использование понятных критериев, красочных стикеров , значков
Кластер «Метод поощрения и стимулирования» Виды поощрения Формы поощрения Материальное поощрение дипломы, грамоты, медали, кубки, призы, жетоны, смайлы и т.д. Моральное поощрение Публичное признание заслуг (торжественные линейки, сайты и т.д.) Моральное поощрение Поручение важного дела, доверие поручений
6 методов воспитания А.С.Макаренко («Теория коллективного воспитания») ТРАДИЦИИ ПЕРСПЕКТИВЫ КОЛЛЕКТИВ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИКА САМОУПРАВЛЕНИЕ
Примеры лэпбуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые формы организации детского коллектива
Вопросы дисциплины в школе актуальны всегда. Как добиться устойчивого осознанного соблюдения школьных правил?Я попыталась ответить на этот вопрос....
Методы сплочения детского коллектива в учебной и внеурочной деятельности
Подборка теоретического и практического материала, помогающего проводить работу по сплочению детского коллектива....
Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива
Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива...
Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
В этой презентации есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...
Статья "Организация детского коллектива"
Приоритетным является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности. Поэтому необходимо осознать особенности организации воспитательной работы по сплочению детского коллектива,...
Благодарность за проведение мастер-класса по теме "Организация работы с одаренными детьми"
Благодарность за проведение Мастер-класса...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по теме «Знакомство с профессией» с проведением мастер - класса как механизм развития познавательной деятельности»
Приобщение родителей к участию в мероприятиях по теме "Знакомство с профессией" с проведением мастер - класса....