Методическая разработка «Совместное родительское собрание «Наша забота!», 1 класс
методическая разработка (1 класс)

Юрлова Светлана Анатольевна

Методическая разработка в рамках консультативно-просветительской деятельности педагога с родителями по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Юрлова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Методическая разработка в рамках консультативно-просветительской деятельности педагога с родителями по духовно-нравственному воспитанию»

 «Совместное родительское собрание «Наша забота!», 1 класс 

г. Зима, 2023г.

«Совместное родительское собрание «Наша забота!»

Цель: способствовать у учащихся и их родителей формированию значимости и потребности в коллективной безвозмездной деятельности ради других людей.

Задачи:

Личностные: приобретать опыт эмоционального отношения к окружающему миру.

Метапредметные (развивающие):

коммуникативные – осуществлять продуктивную деятельность со сверстниками и взрослыми;

познавательные – учиться ориентироваться в понятиях нравственных ценностей общества – доброта, справедливость, забота, опыт старшего поколения (с помощью учителя, родителей);

регулятивные – формировать умение анализировать ситуации и делать из этого выводы.

Предметные (обучающие): получить представление о значимости добрых дел для других людей.

Форма организации родителей и детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Место проведения: учебный кабинет класса.

Подготовка к собранию: разучивание песни с детьми «Если добрый ты» (из м/ф «Кот Леопольд»), видеозапись с детьми «Что такое доброта?», презентация с фотографиями по прохождению треков «Орленок-Эрудит», «Орленок-Доброволец», мультфильм о добровольцах «Волонтеры», видеозапись  интервью с волонтерами МБОУ «СОШ №9». 

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийное оборудование, шаблоны открыток-поздравлений для защитников Родины, цветные карандаши, ручки, круг Добра, выставка детских книг.

План проведения собрания

№ п/п

Этапы собрания и его задачи

Деятельность педагога

Деятельность родителей и обучающихся

1.

Этап

организационно-

мотивационный.

Задача этапа:

создание психологического комфорта 

-Здравствуйте, уважаемые родители! Вместе со мной вас приветствуют ребята и исполнят песню «Если добрый ты» (из м/ф «Кот Леопольд»)

Исполнение песни детьми

Результат этапа:

– эмоционально-положительный настрой на участие в совместном собрании. 

2.

Этап

целеполагания.

Задачи этапа:

- актуализация понятий «доброта» и «добрые дела»;

 - постановка коллективной цели собрания.

Слайд 1. Сегодня у нас необычная встреча. Мы собрались все вместе: родители и наши дети, классный руководитель для того, чтобы обсудить, что такое добро, как делать добро для тех, кто рядом и близких людей (для бабушек и дедушек, родным, соседям, незнакомым людям), что значит быть добрым рядом с ними.

Уважаемые родители, как вы думаете, что значит быть добрым? Что такое доброта?

Слайд 2. А сейчас узнаете, что об этом говорят ваши дети.

- Добрый человек всем приятен, он дарит нам свою улыбку и хорошие поступки. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других.

Слайд 3. Обратимся к определению доброты в толковом словаре С. Ожегова: доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»,

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека.

             (Архипова Л.М.)

- Попробуйте сказать друг - другу добрые слова, что-то хорошее.

- Спасибо. Очень приятно и трогательно слышать и  чувствовать доброту, любовь в ваших словах.

-Как вы только что увидели, дети хорошо понимают, что такое доброта, что значит быть добрым, но не всегда их поступки добрые. Скажите, пожалуйста,  как нам помочь в этом, подсказать, научить.

Родители участвуют в предложенной деятельности (отвечают на вопросы) 

(демонстрация видеозаписи с детьми «Что такое доброта?»)

Родители и учащиеся участвуют в

предложенной деятельности (родители и дети обмениваются добрыми словами).

Ставят коллективную цель: узнать, какие добрые дела можно сделать для других людей.

Результат этапа:

– постановка цели на совместное собрание. 

3.

Этап консультативно-просветительской деятельности

Задача этапа:

- привлечение родителей учащихся к сотрудничеству; 

-оказание помощи учащимся и их родителям в вопросе развития понятий «добро и зло», «добрые дела», «забота», «помощь».

Слайд 4. Поэтому хочу посоветовать вам для совместного чтения несколько книг:

1. Софья Прокопьева «Приключения желтого чемоданчика»

2. Владимир Сутеев «Петя Иванов и волшебник Тик-Так»

3. Гавриил Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

4. Петр Ершов «Конек - горбунок»

5. Алексей Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

6. Лилиана Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Слайд 5. Читайте, обсуждайте, делитесь впечатлениями о прочитанном. А также хочу порекомендовать вам для совместного просмотра замечательный кинофильм «Музыка внутри» (6+) https://kinouroki.org/music_vnutri 

проекта  «Киноуроки в школах России».

- Мальчик Елисей практически утратил слух, но благодаря бабушке научился говорить и – слышать музыку, музыку внутри себя. Бабушка научила его быть добрым и помогать другим, — с этими чувствами и вырос Елисей. 

- Послушайте замечательное стихотворение из кинофильма:

«Есть музыка вокруг, и есть внутри.

Одна из них порою замолкает

И тут уж каждый Гайден сам творит,

Когда тебе никто не помогает.

Попробуй сам кому-нибудь помочь

И, может быть, тогда счастливый случай

Тоску и тишину прогонит прочь

Внезапность  в ком-то найденном созвучий»

- После просмотра фильма можно обсудить с детьми такие вопросы:

1. Есть ли у тебя мечта?

2. Бабушка сказала Елисею: «Научится не обижаться, сможет понять людей». А как ты понимаешь её слова?

3. Чему учит пример Елисея?

4. Чему учит пример его бабушки?

Учащиеся и родители участвуют в предложенной деятельности

Результат этапа:

- желание совместной деятельности учащихся и родителей по прочтению книг просмотру кинофильма

Физминутка флешмоб «Что такое доброта» 

4.

Этап организации совместной деятельности.

Задача этапа:

учиться озвучивать свое личное мнение в соответствии с целями и условиями общения. 

Слайд 6. В сентябре месяце мы присоединились к  Программе социальной активности обучающихся начальной школы «Орлята России» и    дружной команде юных орлят. В ноябре месяце у нас проходил трек «Орленок-Эрудит». Ребята расскажут, чем мы занимались.

Слайд 7-13. презентация

Слайд 14. В декабре мы проходим трек «Орленок-Доброволец». Кого называют добровольцем?

- Все верно. Предлагаю вам посмотреть мультфильм о добровольцах «Волонтеры».

Слайд 15-17. Ребята, расскажите о вашей встрече с с активистом волонтерского движения нашей школы- Веселовской Яной, эта встреча для ребят оказалась одной из самых интересных

Слайд 18. Послушайте как о волонтерском движении, помощи людям говорят ребята нашей школы, участники волонтерского движения: видеозапись  интервью с волонтерами МБОУ «СОШ №9».

- А какие добрые дела вы хотели бы совершить?

- Что вы можете сделать в классе?

- уход за растениями в классе.,

- поддержание порядка в классе, дома.

- Что можно сделать вместе с родителями?

- помощь бездомным животным,

- изготовление кормушек для птиц,

- изготовление украшений к празднику своими руками,

- помощь бабушкам и дедушкам, соседям и т.п.

- Ребята, уважаемые родители, а в какой срок или за какое время мы сможем с вами выполнить то, что предложили?

РЕШЕНИЕ

Родителям совместно со своими детьми:

1.Оказывать помощь бабушкам, дедушкам (постоянно).

2.Организовать благотворительную акцию по сбору кормов для  бездомным животных и передать в городской приют для бездомных животных (декабрь-январь).

3. Изготовление и размещение   кормушек и кормление птиц (декабрь- февраль).

4.  Посмотреть рекомендованный кинофильм «Музыка внутри» (6+) (https://kinouroki.org/music_vnutri) проекта  «Киноуроки в школах России».

Учащимся:

1.Поддержание порядка и чистоты в классе и дома.

2. Помогать родителям, родным, слушаться родителей,

3. Радовать хорошей учебой.

4. Быть вежливыми, добрыми, внимательными.

5. Читать рекомендованные книги

Родителям:

1. Чаще хвалить и поощрять детей.

2. Вместе решать проблемы.

- Скоро новогодние праздники. И сегодня я предлагаю Вам  вместе с мамами и папами написать письмо-поздравление с Новым годом нашим защитникам, участникам СВО. Это будет наше доброе дело (фото1, фото2).

Учащиеся рассказывают с опорой на фотографии: узнали, кого называют эрудитом; разгадывали загадки, решали ребусы; учились работать в парах и группах; познакомились со школьной библиотекой.

Учащиеся и родители участвуют в предложенной деятельности

Учащиеся рассказывают с опорой на фотографии о встрече,  проведенных играх.

Учащиеся и родители участвуют в предложенной деятельности

Учащиеся и родители выбирают общее дело для класса.

Совместное решение детей и родителей: в чём может выражаться помощь родителей, распределение по группам поручений, сроков их выполнения, этапа проведения и подведения итогов. 

Учащиеся и родители участвуют в предложенной деятельности

Результаты этапа:

– осознание того, что настоящие добрые дела делаются безвозмездно и для других (для людей или для животных).

– понимают, какое общее дело-заботу будет сообща реализовывать класс совместно с родителями

5.

Этап рефлексии, обсуждение

результатов.

Задачи этапа:

- подведение итогов;

- измерение поставленных задач.

Слайд 19. Сегодня мы говорили о доброте, о заботе не случайно. В последнее время доброты не очень много. Люди меньше улыбаются. Я думаю, что вы согласитесь с высказыванием В.А. Сухомлинского «Если ребенка учить добру, в результате будет добро».

- Нужно учиться доброте. К доброму человеку тянутся люди. Помните, к доброте нужно стремиться.

Высказывают по желанию, свое отношение к циате В.А. Сухомлинского, к  совместному собранию: что понравилось. Не понравилось, то нового узнали

Результат этапа:

– осознание себя как доброго человека;

6.

Эмоциональное завершение собрания.

Задача этапа:

позитивное завершение собрания.

Очень хочу пожелать взрослым оставаться в душе детьми. Делайте свой мир и мир своих детей добрее, делайте чаще семейные домашние праздники. Наполняйте дом улыбками и добром.

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга!

Обижать не давайте!

Берегите друг друга!

Сету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

                        О. Высотская        

-Желаю Вам доброты, заботы, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях.

Результат этапа:

– желание продолжить совместную деятельность. 

Литература:

  1. Арасланова Е.В., Белорыбкина Е.А., Бершанская О.Н., Иванова Н.О., Токмакова О.В. - авторы-составители,  под редакцией Е.А. Белорыбкиной «Развитие социальной активности младших школьников. Методические материалы к программе «Орлята России»»/ / Москва, 2022г.
  2. Володина, Л.О. Методологическая и методическая компетентности педагога в вопросе духовно-нравственного воспитания/Л.О. Володина // Начальная школа. – 2016. – №7. – С. 8-12.
  3. Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В. - авторы-составители. Учебно-методический комплект к треку «Орлёнок – Доброволец» 1 класс в рамках программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы // Краснодар, ВДЦ «Орленок», 2022г.
  4. Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни/Т.И. Власова // Педагогика. – 2018. – №9.
  5. Конеева, Г.М. Формирование нравственных основ у младших школьников / Г.М. Конеева // Начальная школа. – 2016. – №5.
  6. Яновская, М.Г. Воспитание эмоциональнонравственной культуры у младших школьников/М.Г. Яновская // Начальная школа. – 2015. – №6.
  7. Яновская, М.Г. Воспитывать, вызывая ответные чувства/М.Г. Яновская // Начальная школа. – 2016. – №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методическая разработка " Первое родительское собрание. Памятка для родителей.

Методическая разработка: « Родительское собрание в нетрадиционной форме. Первый раз – в первый класс».            Автор : Виноградова Ольга Евген...

Методическая разработка "Первое родительское собрание в 1 классе"

Данная разработка поможет учителям подготовиться к первому родительскому собранию в 1 классе....

ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области...

Методическая разработка классного родительского собрания «Как помочь ребенку хорошо учиться»

Цели:Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.Интеграция ...

Методическая разработка тематического родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме.Задачи:    рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и...