Классный час "Азбука профессий"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Андреева Лариса Витальевна

Профориентационные занятия для младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_professiy.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

« Азбука профессий. Кем быть?»

Цель: развитие познавательного интереса школьников к миру профессий.

Задачи:

Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям. Расширить знания и представление детей о профессиях. Показать многообразие профессий и их важность. Воспитать уважительное отношение к людям разных  профессий

.Оборудование:

 выставка детских работ, рисунки на тему «Моя будущая профессия», плакаты с пословицами о труде, мультимедийная презентация

                                                        Ход занятия:

 Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Прежде чем начать, наш разговор , я предлагаю на минутку задуматься, что значит жизнь человека без работы, без труда. Представьте себе, что и дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на фабриках, в больнице и в магазине. 
- Что будет, если решит отдохнуть строитель? 
Дети: - Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут. 

Учитель:не вышли на работу врачи? (все заболеют и некому будет помочь)

Учитель:- Правильно ребята. Жизнь не возможна без труда. 

И сегодня мы поговорим о необходимости труда, насколько он важен в жизни человека.

Рядом с нами живут люди разных профессий, от них зависит на сколько легка,  спокойна и     интересна будет жизнь человека.

1ученик:  Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,

                   Нетрудно, а всё - таки надо уметь.

                   За что ни возьмись, нужно мастером стать

                   И дело любое уметь выполнять!

2 ученик:  Сломалась игрушка – умей починить,

                   А новую - сам научись смастерить,

                   Недаром ребятам смекалка дана,

                   Во всём и везде помогает она.

3 ученик:  Умей, если нужно, заштопать носок,

                    Без помощи свой приготовить урок.

                    Будь первым в ученье, будь первым в труде,

                    У нас белоручек не любят нигде.

              . Как вы считаете, сколько существует на земле профессий? Какие профессии вы знаете?

( Ответы детей)

И это только крошечная часть всех существующих на земле профессий. Их настолько много, что все профессии и специальности человека перечислить невозможно.

Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу.

Что же такое профессия?  Как вы думаете?

- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:

«Профессия – это основное занятие человека».

Ребята, разговоры о труде были еще много столетий назад. И вот как о

нем говорили великие люди того времени.

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»(Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия» (Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

А сейчас мы не просто поговорим о профессиях, а совершим небольшое путешествие в прошлое. И так в путь……

Учитель:Ведь всем известно, не зная прошлого, не постигнешь ни настоящего, ни будущего .

Учитель:Кто знает, какие профессии были в прошлом?

Учитель:Очень давно была профессия – бурлак. Может быть, кто-нибудь из вас знает, кто такой бурлак?
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи каната  речное судно против течения. 
Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов

Учитель:Ещё одна профессия-гончар.

Учитель: Кто такой гончар?


В наше время – это ремесло сохранилось. Вся работа ведётся автоматизировано, т.е. меньше стали работать руками.

Учитель:Следующая профессия- колесник .
Коле́сник — ремесленник, изготовлявший колёса, телеги и кареты. Опыт колесников был востребован вплоть до индустриальной революции, однако с внедрением массового производства эта профессия практически вымерла.

Учитель:. Кто из вас любит писать?

У.: Много лет назад люди стали записывать события, происходившие в той или иной местности, с теми или иными людьми. Так возникли летописи. Вместе с этими произведениями появились летописцы- люди, занимавшиеся их написанием.

      Прадеды

Кем был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

 

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

 

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва – дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

 

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

 

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

 

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Итак, мы с вами познакомились с малой толикой профессий прошлого. Ну а теперь давайте вернемся в настоящее и ответьте мне на такой вопрос:

Людям каких профессий необходимо трудиться?
(Трудиться надо всем.)

Учитель:- Каждый человек обязан трудиться, для этого нужно овладеть какой-нибудь профессией. Выбор профессии очень важен. Если профессия выбрана по душе, тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. И сейчас мы с вами послушаем, кем же мечтают стать наши ребята.

Частушки

Пропоем мы вам частушки

 Слушайте внимательно        

Чтоб профессию себе

Выбрать обязательно

 Стану мастером по стрижке

И Лариске отомщу –

Обстригу аж под мальчишку,

А потом тогда прощу.

 

На гимнастику хожу,

Ем лишь раз в неделю.

По секрету вам скажу:

Стать хочу моделью.

Быть разведчиком хочу я, 
Ведь находчив я и смел. 
Мама спрятала конфеты,

 Я разведал где – и съел

Говорю я всем знакомым, 
Что хочу быть астрономом. 
Не люблю я ночью спать, 
Лучше звёзды изучать.

 

Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать. 
Этот опыт пригодится –

Я хочу артисткой стать.

 

- Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия  не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина

Кто из вас  хочет есть горький и соленый хлеб?

 Кто хочет  носить  некрасивую одежду? А дырявые башмаки?

Кто хочет, чтобы автобус, едущий по дороге, подбрасывал на    ухабах?

Кто хочет жить в красивом и прочном доме?

ВЫВОД: Хорошая и любимая работа приносит людям радость

Учитель:В наше время в мире насчитывается около 30 000 профессий. Очень трудно разобраться в таком многообразии .И сейчас я проверю, как хорошо вы разбираетесь в том, чем занимаются люди той или иной профессии?

 (Воспитатель читает начало предложения, а ученики должны его закончить)
Часы чинит... 
(часовщик).
Грузит краном... 
(крановщик)                                                                                     Рыбу ловит нам ... (рыбак)
Служит на море... 
(моряк).
В машине возит груз... 
(шофер).
Хлеб убирает... 
(комбайнер).
В доме свет провел... 
(монтер).
В шахте трудится... 
(шахтер).
В жаркой кузнице... 
(кузнец).
Кто все знает - молодец!

Существует множество пословиц о том, что любой труд требует усилий, если хочешь добиться хорошего результата. Обычно эти пословицы приводят в пример лодырю, лентяю, укоряя его в бездействии.

Работа у доски

 Прочтите пословицы, предварительно соединив начало и конец предложения.

1. Чтобы рыбку съесть,

1. Руками не машут.

2. Грибов ищут —

2. Не сиди на печи.

3. Пашню пашут —

3. Не в дуду играть.

4. Хочешь есть калачи —

4. По лесу рыщут.

5. Пахать —

5. Избы не срубить.

6. Не бравшись за топор,

6. Надо в воду лезть.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм

(Просмотр мультфильма: «Какой чудесный день – песенка Мышонка»)

Обсуждение:

1.Чем занимался мышонок в начале мультфильма?

2.Как относились к нему звери?

3.Что произошло с мышонком, когда он увидел, что звери строят дом?

4.Как после этого к нему стали относиться?

Учитель: Я думаю, что никого из вас нельзя назвать ленивым, ведь вы тоже трудитесь. Подметаете пол, моете посуду, ходите в магазин за хлебом. Но самый     главный труд всех детей – это учёба в школе.

Каждый труд почетен. Не столько важно, кем человек работает. Но очень важно, как он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела .

 Задание:

 Определите, о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке это сказано:  «мастер своего дела», «работает спустя рукава», «лень прежде него родилась», золотые руки», «работает, засучив рукава», «трудится не покладая рук», «от лени мхом оброс», «работает, словно спит».

А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине?

           ученик:     Надо одиннадцать лет учиться,

                               Не лениться, а трудиться.

            ученик:     Год за годом промелькнут,

                               И от школьного порога

                               В жизнь откроется дорога.

            ученик:    Подрастём – всё будем сами

                               Делать этими руками.

                               Много я узнать хочу-

                               Выбрать дело по плечу.

Учитель: Любой труд, если к нему относиться серьезно, с полной ответственностью, с душой — нелегок. Он заставляет тратить много душевных или физических сил. А потому он заслуживает глубокого уважения. Труд уборщицы, изо дня в день поддерживающей чистоту и порядок в школе, не менее важен, чем труд учителя, дарящий детям знания. Труд нянечки-санитарки в больнице совершенно необходим больному, не способному обслуживать себя самостоятельно, так же, как необходима консультация или операция врача.

И если вы видите, как с особым старанием уборщица навела порядок у вас в классе, или какие вкусные пирожки испекла повар в столовой, или каким интересным и запоминающимся был урок, подготовленный учителем, то не поленитесь этим людям сказать спасибо за их добросовестный труд. Поверьте, такая, казалось бы, мелочь им будет очень приятна. Потому что всегда приятно, когда твой труд замечают и ценят. И вы это обязательно поймете, когда станете взрослыми и начнете осваивать выбранную вами профессию.


Ребята, я сейчас буду читать описание профессии , а вы должны

определить, что это за профессия.

а) Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого обилия книжек самую интересную, с самыми красивыми картинками? Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит, что ты больше любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И подведет тебя к полке, стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)

б) Заболел щенок. Еще вчера он звонко лаял и грыз папины шлепанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил  грустную мордочку на лапы и лежит, безучастный ко всему. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного малыша, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар.)

г) Кажется, что лес растет сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережет лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва приметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря уронила деревья, где появилось множество насекомых - вредителей леса Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма; лесной пожар - это беда. Он знает, какие звери и птицы живут здесь, (Лесник)

А теперь я предлагаю вам составить пословицу

Составьте пословицу из данных слов.

СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ

(Землю красит солнце , а человека труд. )

А как вы понимаете эту пословицу? ( разбор)

Земля под воздействием солнышка оживает, расцветает, стаёт неузнаваемо красивой ! Так и человек! Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества. Только в труде человек может раскрыться.

Учитель:. Вот и совершили мы путешествие в мир профессий. Проверим, что вы запомнили. Для этого мы сейчас сыграем в игру. Она называется « Найди пару ». Я сейчас объясню условия игры. У меня на столе лежат карточки, на которых написана половина слова названия профессии. Вы должны найти вторую часть слова, объединиться в пары и обыграть свою профессию.  (Остальные дети должны её отгадать). 
ма ляр   води тель  фото граф  порт ной  двор ник  док тор

Итак, что нового сегодня вы узнали?
-Сегодня во время занятия вы все хорошо работали. Спасибо вам большое. И наше занятие я хочу закончить такими словами:

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносит.
Спасибо. Я желаю вам удачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Профессия моей мамы"

Классный час посвящен дню Матери....

Классный час «Профессии» 2 класс

Этот материал поможет классному руководителю обогатить словарный запас детей, расширить кругозор по данной теме.Материал подготовлен учителем Беловой Н.В. и воспитателем Сорокиной Е.А....

Информационный классный час "Профессия - журналист" 4 класс

Знакомство с профессией журналиста,  особенностями данной профессии в доступной форме для учащихся 4 класса....

Презентация к классному часу "Профессия - журналист" 4 класс

Презентация к классному часу "Профессия - журналист" знакомит учащихся с профессией журналиста, её особенностями....

Классный час "Профессии наших родителей"

Классный час с участием учеников и их родителей...

Классный час «Профессия «Спасатель» для детей с умеренной умственной отсталостью 2 класс

Классный час "Профессия "Спасатель" для детей с умеренной умственной отсталость 2 класс.Цели: 1.                Учить ...

Классный час "Профессия - спасатель"

4 октября в 1-4классах прошёл классный час по ГО с просмотром презентации. Ребята назвали, кто возглавляет МЧС РФ,  узнали о спасателях. Спасатель -это профессия, которая включает в себя комплекс...