Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
классный час (1 класс)
Внеклассное мероприятие для первоклассников. Требует небольшой подготовки со стороны детей (выучить стихотворения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект внеурочного занятия
« Хлеб – всему голова»
Классный час ,1 класс
на тему: Хлеб-всему голова
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
П. Бровка
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.
Подготовительная работа: попросить одного ученика подготовить материал о блокаде Ленинграда.
Оборудование: каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».
Оформление:
• Написать на доске эпиграф классного часа.
• Повесить плакаты с пословицами о хлебе:
Хлеб - всему голова.
Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
Хлеб в пути не тягость.
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Информационный блок.
1. Как делают хлеб?
2. Блокадный хлеб.
III. Подведение итогов.
.
Ход занятия.
Мотивационный этап.
Психологический настрой.
Дети, получая от учителя солнышко-колобок, говорят:
- Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
Мы его возьмём с собой.
Будет он нас согревать и на занятии нам помогать.
II. Этап актуализации знаний.
- Наше занятие я хочу начать с загадки. Отгадать легко и быстро –
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает – подгорелый (хлеб).
III. Выведение темы и цели занятия.
- О чем же мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о хлебе. )
Скажите, пожалуйста, какую информацию, вы знаете о хлебе?
Как хлеб на стол пришел?
Каким был хлеб во время войны?
Какие пословицы и поговорки сложили люди о хлебе.
А почему это нас интересует. Все эти вопросы должны помочь нам раскрыть тему. Какую? (Предположения детей.)
- Тема нашего занятия звучит так: «Хлеб – всему голова». Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?
(Дети высказывают предположения.)
Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.
(Читает стихотворение В. Бакалдина.)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим...
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
Диалог о хлебе.
- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего».
В народе хлеб имеет несколько названий.
- Почему один хлеб называют чёрный, а другой белый?
- Из чего готовят отрубной хлеб?
- Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных. Замечательный педагог Сухомлинский написал о хлебе так: « Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испечённый из новой ржи. И рядом с хлебом – отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: « Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым». Пусть же и для нас с вами хлеб будет святым.
- В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день – это 125 г. И всё же они делились этими крохами с голодающими рабочими. В Мрскве, в музее Революции хранятся эти маленькие чёрные сухарики. Хлеб, которым делятся в трудную минуту, не имеет равного вкуса.
- Крепла страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины_ трактора, комбайны, самолёты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. Люди узнали цену военного хлеба.
- Хлеб был всегда важнейшим продуктом. Мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений. Он составляет первооснову всей жизни. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Люди вырвались в космос, покоряют реки, океаны. А хлеб остаётся хлебом. Он наш верный друг, «имя» которое мы произносим с любовью и теплотой. Хлеб – это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме.
IV. Постановка проблемы.
Почему Хлеб – всему голова? (предположения детей)
V. Работа по теме
- А часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько лет хлебу?
- Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, нужно сказать, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.
А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь хлеб совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. А знаете ли вы как в старину сеяли, убирали и пекли хлеб?
Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.
Перед ним, малюсеньким,
Крошечным зерном
Долго думу трудную
Думал агроном.
Наклоняя голову,
Слушал, не дыша,
Теплится ли в зернышке
Хлебная душа?
Для него, для зернышка,
Через всю страну
Комсомольцы ехали
Жить на целину.
А потом с тревогою
Весь народ весной
Замирал над сводками
Трудной посевной.
Зернышко проклюнулось,
Зернышко растет!
Значит булки белые
Будет, есть народ. (Г. Граубин)
Знакомство с профессиями
Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, кто хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
(На доске - таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)
Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки. (На доске открывается запись.)
АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС
(Вода, соль, дрожжи, сахар.)
Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и т. д.)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Каравай» и узнаем о людях, которые помогают хлебу на стол попасть. Все встают в круг, в кругу Каравай.
Как на праздник урожая
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой нежены.
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Пекарь, с нами в круг вставай,
Кого хочешь выбирай!
Мельника!
Не молол он чепуху.
А смолол зерно в муку.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Мельник, с нами в круг вставай,
Кого хочешь, выбирай!
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь выбирай!
Рабочего!
Он без дела не скучал –
Хлебопашца выручал.
Он сюда пришёл с дарами
С тягачами, с тракторами.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Ты, рабочий, в круг вставай,
Кого хочешь выбирай.
Мы работы не стыдились,
Мы работаю гордились.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай.
Можем ли мы сейчас сказать, что хлеб- всему голова, а почему?
Да, вы правы.
Хлеб военного времени.
Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь»
И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба
Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям).
Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя
При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.
Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Военный хлеб.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел. А мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
- Во время Вов можно было встретить лозунг: «Мир – народам, хлеб голодным».Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г. хлеба. Рабочему – 200 г. и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
- О хлебе сложены песни, написаны стихи, поговорки. И мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы поговорки о хлебе.
Во время каникул обратитесь с вопросом к своих бабушек и прабабушек. «Какой был хлеб во время войны?» И вот, что они ответили.
физминутка
Зёрнышко в земле сидело,
(дети садятся на корточки)
Под солнышком - зазеленело.
(встают, поднимают руки вверх)
Колосья пшеницы качаются,
Зерном золотым наливаются.
(имитируют руками движение колосьев)
Люди любят и почитают хлеб. Много сложено стихов, песен, пословиц, поговорок о хлебе.
Игра «Доскажи пословицу».
* Не шуба греет, а …(хлеб).
* В дороге хлеб не…( помеха).
* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).
*Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).
* У кого хлебушко, у того и (счастье).
*Хлеб всему …( голова).
* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).
Заключительный этап.
Итог.
Давайте вернемся к началу. Ответили мы с вами на вопросы. Мы смогли доказать, что Хлеб – всему голова. Тогда, что же мы с вами упустили.
О бережном отношении к хлебу
«Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами можем составить?»
Дети хоромпроговаривают:
- Береги хлеб, он дорого даётся.
- Не оставляй недоеденных кусков.
- Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
- Продли хлебу жизнь.
- Никогда не бросай хлеб.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам.
Почему мы составили эти правила? Почему хлеб - всему голова?
(Трудный путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать буханкой хлебу, много людей затрачивают свои силы, работают осенью круглые сутки, чтобы убрать урожай, было время когда хлеба не хватало и люди умирали) Скажите, мы раскрыли тему нашего занятия Кто из вас пересмотрел своё отношение к хлебу?
А я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу:
Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем теплый хлеб, лежащей на столе
Рефлексия.
Сохранили ли вы лучик солнца, который брали с собой на занятие в начале? (Ответы детей)
Помог он вам?
Наше занятие окончено.
Все сегодня принимали участие, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Внеклассное мероприятие "Хлеб -всему голова"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Хлеб- всему голова"...
Внеклассное мероприятие: "Хлеб - всему голова"
открытое мероприятие...
Урок внеклассного чтения "Хлеб всему голова"
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Е.Пермяка "Славка"....
Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"
Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
Презентация...