Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
классный час (1 класс)

Инна Васильевна Кошманова

Внеклассное мероприятие для первоклассников. Требует небольшой подготовки со стороны детей (выучить стихотворения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие 24.58 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект внеурочного занятия

  « Хлеб – всему голова»

Классный час ,1 класс

на тему: Хлеб-всему голова

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

П. Бровка

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.

Подготовительная работа: попросить одного ученика подготовить материал о блокаде Ленинграда.

Оборудование: каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

• Написать на доске эпиграф классного часа.

• Повесить плакаты с пословицами о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Хлеб в пути не тягость.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок.

1. Как делают хлеб?

2. Блокадный хлеб.

III. Подведение итогов.

.

Ход занятия.

Мотивационный этап.

Психологический настрой.

Дети, получая от учителя солнышко-колобок, говорят:

- Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

Мы его возьмём с собой.

Будет он нас согревать и на занятии нам помогать.

II. Этап актуализации знаний.

- Наше занятие я хочу начать с загадки. Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый (хлеб).

III.  Выведение темы и цели занятия.

- О чем же мы будем сегодня говорить?  (Мы будем говорить о хлебе. )

 Скажите, пожалуйста, какую информацию, вы знаете о хлебе?

 Как хлеб на стол пришел?

 Каким был хлеб во время войны?

 Какие пословицы и поговорки сложили люди о хлебе.

 А почему это нас интересует. Все эти вопросы должны помочь нам раскрыть тему. Какую? (Предположения детей.)

- Тема нашего занятия звучит так: «Хлеб – всему  голова». Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(Читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

 Диалог о хлебе.

- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего».

В народе хлеб имеет несколько названий.

- Почему один хлеб называют чёрный, а другой белый?

- Из чего готовят отрубной хлеб?

- Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных. Замечательный педагог Сухомлинский написал о хлебе так: « Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испечённый из новой ржи. И рядом с хлебом – отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: « Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым». Пусть же и для нас с вами хлеб будет святым.

- В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день – это 125 г. И всё же они делились этими крохами с голодающими рабочими. В Мрскве, в музее Революции хранятся эти маленькие чёрные сухарики. Хлеб, которым делятся в трудную минуту, не имеет равного вкуса.

- Крепла страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины_ трактора, комбайны, самолёты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. Люди узнали цену военного хлеба.

- Хлеб был всегда важнейшим продуктом. Мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений. Он составляет первооснову всей жизни. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Люди вырвались в космос, покоряют реки, океаны. А хлеб остаётся хлебом. Он наш верный друг, «имя» которое мы произносим с любовью и теплотой.  Хлеб – это  символ  благополучия, достатка.  Хлеб  на столе – это богатство в доме. 

IV. Постановка проблемы.

Почему Хлеб – всему голова? (предположения детей)

V. Работа по теме

- А  часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько лет хлебу?

- Учёные полагают, что хлебу  свыше 15 тысяч лет.  Правда, нужно сказать, что хлеб в те давние  времена  мало чем напоминал нынешний.  Это  были  плотные  поджаренные  куски зерновой массы.

А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь хлеб совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. А знаете ли вы как в старину сеяли, убирали  и пекли хлеб?

Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

Перед ним, малюсеньким,
Крошечным зерном
Долго думу трудную
Думал агроном.
Наклоняя голову,
Слушал, не дыша,

Теплится ли в зернышке

Хлебная душа?

Для него, для зернышка,

Через всю страну

Комсомольцы ехали

Жить на целину.

        

А потом с тревогою

Весь народ весной

Замирал над сводками

Трудной посевной.

Зернышко проклюнулось,

Зернышко растет!

Значит булки белые

Будет, есть народ. (Г. Граубин)

Знакомство с профессиями

Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, кто хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

(На доске - таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)

Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки. (На доске открывается запись.)

АДОВ     ЬЛОС    ИЖЖОРД      РАХАС

(Вода, соль, дрожжи, сахар.)

Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и т. д.)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Каравай» и узнаем о людях, которые помогают хлебу на стол попасть. Все встают в круг, в кругу Каравай.

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нежены.

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Пекарь, с нами в круг вставай,

Кого хочешь выбирай!

Мельника!

Не молол он чепуху.

А смолол зерно в муку.

  Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Мельник, с нами в круг вставай,

Кого хочешь, выбирай!

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

  Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Хлебопашец,  в круг вставай,

Кого хочешь выбирай!

Рабочего!

Он без дела не скучал –

Хлебопашца выручал.

Он сюда пришёл с дарами

С тягачами, с тракторами.

  Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Ты, рабочий, в круг вставай,

Кого хочешь выбирай.

Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились.

А награда – урожай.

Всех на праздник приглашай.

 Можем ли мы сейчас сказать, что хлеб- всему голова, а почему?

Да, вы правы.

Хлеб военного времени.

Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь»

И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба

Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям).

Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран 
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб. 
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите, 
Берегите хлеб родной.

Военный хлеб.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел. А мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

- Во время Вов можно было встретить лозунг: «Мир – народам, хлеб голодным».Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г. хлеба. Рабочему – 200 г. и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

- О хлебе сложены песни, написаны стихи, поговорки. И мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы поговорки о хлебе.

Во время каникул обратитесь с вопросом к своих бабушек и прабабушек. «Какой был хлеб во время войны?» И вот, что они ответили.

физминутка

Зёрнышко в земле сидело,

(дети садятся на корточки)

Под солнышком  - зазеленело.

(встают, поднимают руки вверх)

Колосья пшеницы качаются,

Зерном золотым наливаются.

(имитируют руками движение колосьев)

Люди любят и почитают хлеб. Много сложено стихов, песен, пословиц, поговорок о хлебе.

Игра «Доскажи пословицу».

* Не шуба греет, а …(хлеб).

* В дороге хлеб не…( помеха).

* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).

*Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).

* У кого хлебушко, у того и (счастье).

*Хлеб всему …( голова).

* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).

Заключительный этап.

Итог.

Давайте вернемся к началу. Ответили мы с вами на вопросы. Мы смогли доказать, что Хлеб – всему голова. Тогда, что же мы с вами упустили.

О бережном отношении к хлебу

«Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами можем составить?»

Дети хоромпроговаривают:

  1. Береги хлеб, он дорого даётся.
  2. Не оставляй недоеденных кусков.
  3. Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
  4. Продли хлебу жизнь.
  5. Никогда не бросай хлеб.
  6. Подними брошенный кусок, отдай птицам.

Почему мы составили эти правила? Почему хлеб - всему голова?

(Трудный путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать буханкой хлебу, много людей затрачивают свои силы, работают осенью круглые сутки, чтобы убрать урожай, было время когда хлеба не хватало и люди умирали) Скажите, мы раскрыли тему нашего занятия Кто из вас пересмотрел  своё отношение к хлебу?

А я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу:

Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем теплый хлеб, лежащей на столе

Рефлексия.

Сохранили ли вы лучик солнца, который брали с собой на занятие в начале? (Ответы детей)

Помог он вам?

Наше занятие окончено.

Все сегодня принимали участие, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Внеклассное мероприятие "Хлеб -всему голова"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Хлеб- всему голова"...

Урок внеклассного чтения "Хлеб всему голова"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Е.Пермяка "Славка"....

Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"

Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...