Урок внеклассного чтения "Хлеб всему голова"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Е.Пермяка "Славка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок о хлебе50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

им. М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Урок внеклассного чтения  в 3 классе.

«Хлеб – всему голова»

 

                                                                             

                                                                                 Подготовила.

Учитель начальных классов

И.П.Соловьёва

                                                                                                                                                          Соловьёва Ирина Петровна

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

    МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

                                                                                                                              с. Перелюб»

ТЕМА. Хлеб – всему голова.

Цель. Создать условия для усвоения новых знаний.

Задачи. Развитие умения оперировать различными формами при работе над    

              текстом; формирование представления о том, что хлеб – основа              жизни       человека; развитие речи, критического мышления; воспитание бережного   отношения к хлебу, уважения к людям труда.

Методы: наглядные, проблемные, практические, словесные.

Средства: картина И.И. Шишкина «Рожь», Е.Пермяк «Славка» - рассказ, карточки с   заданиями, презентация «Хлеб  - всему голова.»

ХОД УРОКА.

СЛАЙД 1

1. ОРГ. МОМЕНТ.

СЛАЙД 2

              Существует на Руси обычай встречать гостей хлебом – солью. На наш урок пришли гости и мы встретим их хлебом – солью, как делали это задолго до нас, если мы хотим кого – то встретить с честью и почётом.

Встретить щедро, от души.

С уважением большим.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб – соль из рук.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Отгадайте загадку.

В землю тёплую уйду,

К солнцу золотом взойду

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(колос, зерно)

 

                                                                                                                                                          Соловьёва Ирина Петровна

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

    МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

                                                                                                                              с. Перелюб»

СЛАЙД 3

              На ваших столах лежит хлеб, у меня в руках зёрна злаковых культур (пшеница, рожь, ячмень).  Из муки каких зёрен пекут пшеничный хлеб, ржаной. А что же делают из ячменя?(ячменная крупа, в народе «ячка»).

             Для выпечки одного батона требуется 10.000 зёрен. О чём же пойдёт разговор на уроке?

СЛАЙД4

          Художники изображали на своих полотнах красоту хлебного поля. В 1878 году И.И. Шишкин пишет  картину «Рожь».

Ученик. Широкие неоглядные дали открываются перед нами, хлеба стеной стоящие до горизонта, золотистая спеющая рожь клонит свои тяжёлые колосья до самой земли.

СЛАЙД 5

        Поэты в своих стихах воспевали хвалу хлебу, труженику полей.

Ученик. Хлеб ржаной, батоны, булки

               Не добудешь на прогулке,

               Люди хлеб в полях лелеют,

               Сил для хлеба не жалеют,

                Пашут каждую весну

                Поднимают целину,

                Сеют, жнут, ночей не спят…

                С детства знай, как хлеб растят.

 Мы познакомились с произведениями о хлебе. Сегодня подробно остановимся на рассказе Е. Пермяка «Славка».

СЛАЙД 6

            - Кто работал дома с лингвистическим словарём?

            - Какие слова и выражения вы записали?

             ( колхоз, всходы, удобрил землю, агроном, молотьба, ток)

            - Объясните лексическое значение слов и выражений по группам.

            1группа – колхоз, всходы, удобрил землю.

            2 группа – агроном, молотьба, ток.

             (чтение по  лингвистическому словарю)

             - С какой книгой работали?

 

                                                                                                                                                          Соловьёва Ирина Петровна

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

    МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

                                                                                                                              с. Перелюб»

-Да, именно «Толковый словарь русского языка» помог нам понять значение слов.

             - О какой профессии мечтал мальчик? Когда у него появилось это желание?

             1 группа.

             - Подтвердите свой ответ словами из текста.

             2 группа.

             - Каким было первое опытное поле мальчика?

             1 группа.

              - Как Славка обрабатывал свой первый урожай? Кто ему в этом помогал?

              2 группа.

              - Проследите, как с каждым годом расширялось поле, какой был собран уро

               жай?

              1 группа – 2, 4 год.

              2 группа – 3, 5 год.

              Прочитайте.

              -  При каких обстоятельствах мальчик проявил настоящее            

               мужество. Расскажите.

              - Поставьте себя на место Славки. Смогли бы вы так поступить?

              - Объясните, значение слов отца «ты настоящий мужчина».

                 В прямом или переносном смысле употреблено это выражение?

              1 группа

              2 группа

              - Какие черты характера присущи герою произведения?

              1 группа – о нём

              2 группа – не о нём

любопытный

упорный

серьёзный

глупый

трудолюбивый

упрямый

непослушный

терпеливый

          - Кто помогал Славке в работе?

                       

 

                                                                                                                                                          Соловьёва Ирина Петровна

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

    МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

                                                                                                                              с. Перелюб»

ФИЗМИНУТКА

           - Представьте, что каждый из вас зёрнышко. Давайте проследим, как    

              появляется и растёт колосок (посадили, корень, стебель, листочки, колосок  тянется к солнцу, налетела туча, ветер, пошёл ливень). Хороший вырастили  хлеб! Взяли в руки серп, срезали колосья серпом, скосили косой, косим  комбайном.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

            - Вы поняли, что не в уютном помещении под тёплой крышей растёт хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле.

            - Выберите из пословиц ту, которая подходит к рассказу. Объясните почему?

         

            1 группа – Дело в руках огнём горит.

                               За всё берётся, да не всё удаётся.

            2 группа – Труд кормит, а лень портит.

                               С умом задумано, без ума сделано.

           - Перефразируйте вторую пословицу так, чтобы   она подходила к рассказу.

СЛАЙД 7

             

           - О Славке мы узнали из произведения Е.Пермяка, а рядом с нами живут люди, которые растят хлеб для нас.

           - Вы проводили поисковую работу. Вам предстояло найти людей, которые трудятся на полях нашего района. Расскажите о них.

СЛАЙД 8 9 10 11 12

(дети  выступают с сообщениями)

СЛАЙД 13

            - Но к сожалению, есть люди, которые незадумываясь бросают кусочки

             хлеба.

         

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                 Соловьёва Ирина Петровна

                                                                                                                                            учитель начальных классов

    МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

                                                                                                                              с. Перелюб»

  -  А знаете ли вы. что если каждый человек за 1 день не доест и выбросит 50  г хлеба, то это составит у нас с школе 10 кг, которыми можно накормить 20 человек в день, 600 в месяц, 7.200 за год.

 Ученик. Даже не верится нам с то бою,

что кто – то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

И если заметишь кусок в небрежной

 в грязи придорожной, в подножной пыли.

То самое первое сердца движенье

поднять и спасти это чудо земли.

              - А чтобы не выбрасывать кусочки  чёрствого хлеба, что с ними можно сделать?

СЛАЙД 14

              - Мало кому известно всё разнообразие блюд, которое можно приготовить из кусочков чёрствого хлеба. Предлагаем рецепты, которые мы узнали от прабабушек, бабушек и мам, они будут полезны каждой хозяйке. Книга рецептов издана под редакцией 3 «а"  класса.

СЛАЙД15

4. Итог урока

              - Как вы понимаете народную мудрость

« Ничего дороже нет на свете,

Чем хлеб, лежащий на столе».

               - Что же такое хлеб, продолжите.

Хлеб – это…

5.ОЦЕНКИ.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

            - Запомните правила, которым должен следовать каждый человек. Расскажите об этом своим друзьям.

 

                                                                                                                                                          Соловьёва Ирина Петровна

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

    МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

                                                                                                                              с. Перелюб»

7.РЕЛАКСАЦИЯ.

  -Урок подошёл к концу, подойдите к вывеске, которая соответствует вашим  ощущениям на уроке. (На уроке мне было скучно. Я устал! На уроке я чувствовал себя уверенно, узнал много нового и интересного. Мне было интересно на уроке. Хочу продолжить разговор по данной теме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Внеклассное мероприятие "Хлеб -всему голова"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Хлеб- всему голова"...

Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"

Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...